head
Університетська Біблійна Співдружність

Бог добрий

БОГ ДОБРЫЙ

Бытие 50:20

“Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей”.

В этом (довольно большом) отрывке “Библии” рассказывается о великой вере Иосифа и о второй части его жизни, не менее красивой, чем первая. Несмотря на все превратности судьбы и испытания, которые довелось пережить Иосифу: несмотря на то, что родные братья продали его в рабство и Иосифу пришлось из любимчика отца и балованца судьбы превратиться в прислужника, вместо цветной одежды носить лохмотья, а вместо деликатесов довольствоваться обьедками со стола своего господина; несмотря на то, что по абсолютно ложному обвинению Иосиф оказался в тюрьме, он хранил свое видение, свои детские и, казалось бы, совершенно нелепые, сны о том, как его братья поклонятся ему и даже солнце и луна будут у его ног.

И вот, теперь это видение стало реальностью. Иосиф все время был с Богом, и Бог был с ним, так что даже фараон заметил, что это – необыкновенный человек, человек, в котором есть Дух Божий. Даже фараон, поклоняющийся идолам, прославил величие и мудрость Бога Иосифа. И вот – новый крутой поворот в жизни Иосифа,- пожалуй, самый удивительный. Из несчастного узника, заточенного в темнице сырой и обреченного провести остаток жизни за решеткой, Иосиф превратился в правую руку фараона, во второго человека после самого египетского царя. И, конечно же, именно Иосифу было поручено распоряжаться продажей запасов хлеба, собранных им в египетской земле по милости Бога за 7 лет обильного урожая. Теперь, когда во всех землях вокруг воцарил голод, только в Египте можно было купить зерно. Узнал об этом и Иаков, отец Иосифа, и послал своих сыновей в Египет за хлебом. В путь отправились только десять сыновей Якова, а самый младший Вениамин,- заменивший Якову потерянного когда-то Иосифа, остался дома, с отцом, так как Иаков очень боялся отпускать любимого сына от себя, переживая, что с ним может случиться какая-нибудь беда, и он может потерять его, как много лет назад Иосифа.

Братья благополучно добрались до Египта и пришли к Иосифу, чтобы купить хлеб. Они не узнали брата, хотя Иосиф даже по прошествии 20 лет с момента их расставания сразу узнал их. Братья поклонились ему лицом до земли, в точности исполнив виденные им когда-то в детстве пророческие сны. Когда-то братья смеялись над этими снами, завидовали Иосифу и ненавидели его за особое отношение к нему отца и даже чуть не убили его, а потом продали Измаильтянам за 20 сребреников, инсценировав затем гибель Иосифа от лап хищного зверя. Но теперь Иосиф был вторым человеком в могущественном и богатом Египте, человеком, обладающим неимоверной властью, человеком, которому кланялись в ноги не только египтяне, но и все окружающие народы, приходившие в Египет купить хлеба. Перед Иосифом преклонили колени даже его братья. Теперь они находились во всецелой власти Иосифа, и казалось, наконец-то справедливость восторжествовала. Сточки зрения, пожалуй, каждого обычного человека, самой естественной реакцией Иосифа было бы тут же открыться братьям и свирепо наброситься на них с исполненными гнева словами: “Наконец-то негодяи, вы сполна ответите за все, что сделали со мной!”

Но Иосиф поступил вопреки всем ожиданиям. События, которые развернулись дальше, напоминают больше детектив, по вычурности сюжета не уступающий детективным историям Александры Марининой и Дарьи Донцовой, а мотивы которого не смог бы обьяснить даже Шерлок Хоммса с помощью своего знаменитого дедуктивного метода.

Иосиф не открылся своим братьям; он обвинил их в шпионаже, а для того, чтобы проверить утверждение братьями обратного и доказать их непричастность к тайным агентам КГБ или ЦРУ, приказал им вернуться домой и привести с собой самого младшего брата, который по их словам, остался дома со стареньким отцом. А, чтобы они не вздумали схитрить и обмануть его, то Иосиф отдал распоряжение связать и заключить под стражу одного из братьев (Симеона) до возвращения остальных. Вместе с тем, по приказанию Иосифа все серебро, привезенное братьями для покупки хлеба, было возвращено в их мешки. Братья вернулись домой и все рассказали своему отцу, сильно расстроив и опечалив его известием, что им пришлось оставить в Египте Симеона и пообещать вернуться назад с Вениамином. Бедный старик, до сих пор оплакивающий утерянного Иосифа, не мог смириться с тем, что теперь потерял еще одного сына, но еще тяжелее ему было думать о том, что из-за неразумности и болтливости его сынов ему придется теперь расстаться со своим любимым сыном Вениамином, заменившим старику пропавшего безвозвратно Иосифа.

Но вскоре хлеб, привезенный из Египта, был сьеден, голод усиливался, и нужно было снова отправляться в дорогу за провизией. Иакову было очень нелегко отпускать от себя Вениамина, но он все-таки решил отправить в Египет всех своих сынов, нагрузив их разными дарами и серебром для начальствующего в Египте, надеясь этими подарками умилостивить того.

На этот раз Иосиф втретил своих братьев, как самих дорогих гостей, устроив для них богатый и роскошный пир. Он приказал освободить Симеона, а при виде своего брата Вениамина, которого Иосиф видел впервые, он растрогавшись, еле сдержал слезы и вынужден был поспешно покинуть гостей, чтобы плакать наедине с собой. Совладав с эмоциями, Иосиф вернулся за стол и пировал со своими братьями, угощая их наилучшими яствами и самыми вкусными винами.

Наверное братья не могли поверить своим глазам и им казалось, что все это – только сон. Они приняты строгим начальником как VIP-персоны, а теперь они возвращаются домой в целости и сохранности, с мешками, набитыми хлебом. Вот уж обрадуется отец, увидев всех своих сынов до единого!

Но их ожидало еще одно испытание. Иосиф приказал незаметно подложить в мешок найменьшому Вениамину, свою серебряную чашу, чтобы затем обличить того в воровстве. Когда чаша была найдена в мешке Вениамина, братья разодрали одежды сои и все вернулись обратно. Просто удивительно! Хотя Вениамин был таким же любимчиком отца, как Иосиф, братья не испытывали к нему зависти или ненависти, они любили его так же как и отец, и каждый из них теперь готов был остаться в Египте рабом вместо Вениамина, уличенного в воровстве. А Иуда, который когда-то предложил продать Иосифа, теперь умолял отпустить Вениамина к отцу, а его самого оставить в египетском рабстве. Он горячо умолял пожалеть несчастного старика-отца, чье сердце бы просто не выдержало такого горя – утраты наименьшего и самого возлюбленного сына. Из этого всего становится ясно, насколько разительные перемены произошли с братьями, насколько искренне они раскаялись в своем злодеянии по отношению к Иосифу.

Именно с этой целью – проверить, раскаялись ли братья в совершенном ими когда-то грехе – Иосиф и задумал всю эту цепочку интриг и казалось бы, совершенно непонятных козней, причиняющих ему самому много страданий. Когда же Иосиф убедился, что содеянное когда-то братьями зло до сих пор мучает их и они сожалеют о своем поступке когда Иосиф увидел, что братья, оказавшись в подобной ситуации, как много лет назад, теперь не оставили своего наименьшего брата в Египте, в оковах рабства со словами: ” Так тебе и надо, проклятый воришка! Наконец-то мы избавимся от тебя, папенькин сынок, как мы избавились от Иосифа; когда Иосиф убедился в том, что теперь братья – одна семья, одно сердце, что они готовы жертвовать собой друг ради друга, тогда он не мог больше сдерживаться и, и оставшись наедине с братьями, рассказал им обо всем. Иосиф мог теперь не сдерживать своих слез и он плакал так громко, что его плач был слышен даже в соседних домах, и даже дом фараонов услышал его рыдания. Иосиф плакал от радости, что его братья изменились и раскаялись, он плакал от счастья, что его любимый отец жив до сих пор и он сможет увидеть его, он плакал, обретя утраченную когда-то семью. Иосиф сердечно обнимал своих любимых братьев и со слезами целовал их дорогие лица. Но особенно он радовался своему младшему брату Вениамину, с которым познакомился только теперь, и тому, что все братья любили его больше всего и так дорожили им.

Меня очень тронули слова Иосифа, которые он сказал братьям при встрече: “ Не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни”. Конечно же, Иосиф хорошо помнил все горести, которые ему пришлось пережить и все несчастья, через которые довелось пройти, но он также помнил, что все это время, всегда с ним рядом был Бог. Поэтому он мог принимать все превратности судьбы как волю доброго Бога, поэтому он мог говорить братьям: ” Не вы послали меня сюда, но бог, Который и поставил меня отцом фараону, и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской.”

Помня о том, что Бог всегда был с ним рядом, Иосиф говорил своим братьям, боявшимся после смерти отца, что теперь Иосиф возненавидит их и захочет отомстить: ” Не бойтесь, ибо я боюсь Бога. Вот, вы умышляли против меня зло;, но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей”.

Какой удивительный и прекрасный итог жизни! Ведь мало найдется людей, которые бы после встреченных проблем не жаловались на судьбу и на Бога, а верили бы в то, что у Бога есть прекрасный план на их жизнь, а все зло, с которым приходится сталкиваться в жизни, в конечном счете Бог обратит в добро.

Когда после изучения этого Слова я думала о себе, то поняла, что я – полная противоположность Иосифа. Встречаясь с разными трудностями и переживая несчастья, я всегда искала утешения в чем угодно, кроме Бога: в мыслях о суициде, в алкоголе и сигаретах, в мечтах о сказочных богатствах и чтении красивых сказок со счастливым концом. При этом я думала, что я не нужна Богу, он от меня отказался и оставил навсегда, поэтому моя жизнь самая-самая несчастная, поэтому у меня столько неудач и провалов. В любом событии я находила только злой рок, я жаловалась на все абсолютно и думала, что Бог ко мне очень жесток и несправедлив.

Я никогда не была продана в рабство, мне не приходилось сидеть в тюрьме ( причем по ложному обвинению), мне не доводилось встречать в жизни столько ненависти, унижений и горя, которые пережил Иосиф, но тем не менее мне было сложно благодарить Бога за проблемы и трудности, сложно видеть в своей несчастной жизни добрую волю Бога. Через жизнь Иосифа я принимала, что Бог Иосифа – добрый Бог, что мой Бог,- Бог добра, а все зло, которое было в моей жизни, Он допускал, чтобы обратить в добро. Он не пустил меня в Германию, но привел меня в Киев, чтобы я изучала “Библию” и встретила своего Доброго Бога; через разочарования в земной любви и любви людей Он научил меня, что есть истинная любовь, которую не может дать ни один человек на земле,- Любовь Бога-Отца к своим заблудшим детям, любовь Бога-Сына, пролившего кровь на кресте для искупления грешников.

Неблагополучия в семье Он допустил, чтобы я однажды прочитала в “Библии” об Иосифе и поняла, как нужно прощать своим родным даже самые горькие обиды и причиненное зло. Жизнь Иосифа научила меня не сожалеть о прошлых ошибках и не думать о постигших неудачах как о зле, посланном жестоким и бессердечным Богом с непонятной целью и непостижимо за что, а принимать все как хорошую тренировку для ума, для духа, для силы воли, чтобы в конечном счете принести спасение своей семье и сохранить жизнь великому числу людей. Хотя я не знаю, что ждет меня впереди, но теперь я верю, что у Бога есть прекрасный план на мою жизнь, теперь я верю, что мой Добрый Бог обратит все зло, прошлое и будущее, в добро.

Молюсь всегда помнить об этом Слове, помнить о Добром Боге, который всегда рядом со мной, помнить о прекрасной жизни Иосифа и следовать примеру его веры.

Одно слово: Бог обращает все зло в добро.