head
Університетська Біблійна Співдружність

“Иисус есть путь”

ИИСУС ЕСТЬ ПУТЬ

От Иоанна 14:1-14

Ключевой стих 14:6

“Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня”.

В Англии был один многообещающий молодой человек. Однажды его пригласили главным лектором на семинар самой известной научной ассоциации в Англии. Планировалось, что на этот семинар придут многие начитанные люди и послушают его речь. Поэтому это собрание было очень важным для него, как гарантия будущего успеха. Он изо всех сих старался приготовить статью для семинара в течение многих месяцев. Однако, именно в тот день, когда ему нужно было ехать в Лондон, его поезд опоздал, и он лишь за несколько минут до начала лекции на семинаре прибыл на станцию в Лондоне. Он бежал, садился в колесницу и с торопливым сердцем кричал; “Я опоздал, поторопитесь, пожалуйста”. В спешке он даже не обратил внимания на вопрос хозяина колесницы; “Господин, куда нам надо ехать?”, но он только кричал; “быстрее, пожалуйста, быстрее”. Через некоторое время перед ними появилось какое-то село, этот молодой человек спросил “Что это? Куда вы меня везете? Мне надо ехать в центр Лондона!” Тогда, хозяин Колесницы отвечал; “Я же несколько раз спрашивал вас, куда нам ехать. Но, вы не обращали внимания, а только кричали; “быстрее, быстрее, теперь центр Лондона уже далеко от сюда”.

О чем говорит нам этот эпизод? Современные люди также живут с торопливым сердцем каждый день, как будто опьянены чем-нибудь. Одни деньгами, одни властью, а иные похотями. Кажется что, только некоторые живут, зная ясно, куда они идут. Конечно, иногда нужно жить в спешке, но больше важно бежать, точно зная, куда мы идем, значит, четко зная о месте последнего назначения нашей жизни. Иначе, хотя мы бежим изо всех сил, конечный пункт может оказаться совсем другим, чем мы ожидали. Каждый из нас должен знать, куда и по какому пути мы идем.

Давайте подумаем через сегодняшнее слово, 1) куда мы идем и 2) по какому пути мы должны идти.

I. Наше последнее место назначения – славное Царство Бога (1-4)

Взгляните на 1-й стих. “Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте”. Иисус видел беспокойство и тревогу в сердцах учеников. Ученики оставили все, что имели, и последовали за Иисусом, видя в Нем необъяснимую святую силу и власть. Иисус превратил воду в вино, сделал многих слепых зрячими, накормил 5,000 человек пятью хлебами и двумя рыбками. Таких чудесных знамений ученикам было достаточно, чтобы обрести надежду стать славными лидерами земного мессианского царства. Каждый пытался занять первое место в будущем кабинете министров, поэтому они спорили между собой, кто же из них больше. Когда Иисус вошел в Иерусалим с множеством народа, ученикам уже казалось, что их надежда вот-вот сбудется. Но Наставник говорил совершенно непонятные для них слова: “Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня” (13:21). Пока они еще удивлялись между собой, вдруг Иисус сказал еще более странные вещи: “Дети! не долго уже быть Мне с вами: будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь” (13:33). Эти слова просто ударили по сердцам учеников. Это то, о чем они никогда не думали. Они даже не могли представить себе жизнь без Иисуса. Они начали сильно беспокоиться о том, что будет дальше. Они забеспокоились о своем будущем.

Тревога и беспокойство являются отличительной чертой человеческого характера. Они губят душу человека. Люди беспокоятся о многом: о будущем, о своем здоровье, о том, как обеспечить себя или свою семью, о том, что делать после окончания учебы, где можно хорошо заработать, когда и на ком жениться. Когда мы слышим новости о чем-либо ужасном, мы начинаем бояться и тревожиться. “Что будет дальше?” Этот вопрос часто смущает сердца многих людей. Откуда эти тревога и беспокойство?

Взгляните еще раз на 1-й стих. “Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте”. “Веруйте в Бога” – в этом единственный путь приобрести покой души. Нам нужно взирать на Всевышнего Бога и верить в Него. Здесь верить означает доверять. Нам нужно доверять Богу в любое время. Когда Авраам волновался из-за отсутствия наследника и беспокоился о будущем, Господь сказал ему: “Не бойся, Авраам, Я твой щит: награда твоя весьма велика”. Дети не беспокоятся о будущем, потому что они доверяют своим родителям и полагаются на них. Если в самый темный час мы способны верить в то, что Бог с нами и заботится о нас, тогда всякие тревоги и беспокойства уйдут от нас и даже в полном мраке появится свет. “И в Меня веруйте”. Иисус есть доказательство того, что Бог любит нас и готов отдать нам все, что у Него есть. В послании к Римлянам 8:32 говорится: “Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?” Если мы верим в Иисуса Христа и в любовь Бога, Пославшего Своего единородного Сына, мы можем спокойно принимать любые события и уверенно преодолевать трудности.

Взгляните на 2-й стих. “В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам”. После того как Иисус помог ученикам обрести веру, Он стал учить тому, что такое истинная надежда. Иисус стал говорить ученикам о Доме Отца, о небесном Царстве Бога. “В доме Отца Моего обителей много,” – говорит Иисус. Здесь Иисус говорит о реальности Небесного Царства. Ученики до сих пор не могли ясно представить себе Царство Бога и поэтому они имели только земную надежду. Для них Божье Царство было красивой сказкой. Но Иисус говорит, что Царство Бога ожидает их и в нем есть место для каждого из них. Когда Апостол Иоанн в видении увидел Небесное Царство, он сказал: “И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего” (Отк.21:2). Здесь Апостол говорит, что Божье Царство уже приготовлено и ждет верных, любимых Господом людей, ждет, как невеста ждет своего жениха.

Также в словах “в доме Отца Моего обителей много” Иисус говорит о богатстве Царства Бога. Там места хватит всем. Земные дома могут стать слишком тесными, земные гостиницы иногда не принимают усталых путников, потому что в них просто нет больше места. Многие люди страдают от того, что они не могут найти квартиру в Киеве, хотя они только что поженились. Но в Отцовском доме не бывает такого, потому что небо так же широко, как и сердце Отца, в Котором находится место для каждого человека. Там у каждого будет просторное, славное и прекрасное место со всеми удобствами. Но Господь имеет в виду не только это, но и то, что в Божьем Царстве есть жизнь с избытком, счастье и покой. Там нет болезней, нет смерти и нет страданий. Там только слава, величие, любовь и радость. Нас ждет щедрая награда и славная благодать в доме, который Господь приготовил для нас. Слова “в доме Отца Моего обителей много” утешают наши души и дают нам надежду на вечный мир. Люди часто забывают простую истину о том, что земная жизнь есть всего лишь преддверие вечной жизни в доме Бога-Отца. Поэтому они строят планы и всеми силами стараются построить красивый дом жизни на земле. Но их земной дом разрушится. Тогда все, что они имеют – богатство, положение в обществе, человеческую славу – исчезнет. Они все потеряют. Миссионерка Мария Пис сказала что ее знакомый всю жизнь строил очень красивый и большой дом выкладывая все что у него есть. Но, как только он почти закончил дом, когда ему было около 50 лет, он умер из-за усталости. Но верующие в Иисуса Христа пребывают в надежде на вечный дом. Апостол Павел сказал: “Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный” (2Кор.5:1). То, что мы имеем вечное, славное жилище на небесах, является великой благодатью, данной Богом.

Взгляните на 3-й стих. “И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я”. Ученики беспокоились из-за слов Иисуса: “Дети! не долго уже быть Мне с вами”. Они думали, что Иисус куда-то навсегда уйдет и оставит их как сирот, одних. Но Он объясняет ученикам, что Он первым пойдет и приготовит им место. “Я иду приготовить место вам”. Иисус идет впереди нас, чтобы мы могли следовать за Ним. И Он готовит нам место. “И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я”. Здесь Иисус дает славное обещание: “Я приду опять”. Второе пришествие Христа – это окончательная победа истины над силами тьмы. Это будет кульминацией человеческой истории. Мы не можем знать, когда это произойдет и каким образом, но одно ясно: к этому ведет история, и без кульминации она окажется незавершенной. У истории должен быть конец, и этим ее концом будет торжество нашего Господа Иисуса Христа. В этот момент все станет явным перед светом. В тот день мудрый мира сего станет безумным, а безумный мудрым. В тот час все наши слезы, молитвы, и труды откроются перед Богом и принесут нам славные плоды и вечное богатство. Существует два типа христиан: одни совершенно равнодушны к этому славному обещанию, другие – думают о нем и ожидают его с надеждой. Человек может понять Иисуса и Его учение только тогда, когда у него в сердце родится славное обещание Христа: “Я приду опять и возьму вас к Себе, чтобы вы были, где Я”. Это и есть слава Евангелия. В нашем сердце должна гореть эта надежда. Мы должны рассказать людям эту славную истину о том, что Иисус придет опять с Небесным Царством. Мы должны молиться, чтобы пришло Царство Божье. Все должны строить свою жизнь согласно этой славной истине и ожидать прихода этого великого Дня. Нам нужно думать не только о том, кем мы являемся в этом мире, но и том, кем мы будем в Царстве Божьем.

Святой Иоанн Златоуст был уважаемым отцом церкви в 4-м веке христианской истории. В то время римский царь повелел, чтобы всякие люди, без исключения, признали римского царя Господом и поклонились ему. Однако, Святой Иоанн Златоуст не уступил его признание веры до конца в своей жизни, что лишь Иисус Христос Господь и единственный который достоин получить поклонение от него. В конце концов, римский царь Аркадий сам судил его. Он угрожал; “если ты не признаешь меня господом, я изгоню тебя из твоего дома навсегда”. Тогда oн отвечал, “это невозможно, потому что весь мир, это – дом моего отца.” Царь снова угрожал; “тогда я заберу от тебя все твое имущество”. Он отвечал: “и это тоже невозможно, потому что я сохранил все мое имущество на небесах, в доме моего Отца”. Царь снова сказал: “тогда, я заключу тебя в тюрьме, чтобы ты жил там всю жизнь в одиночестве и умер”. Он отвечал “и это тоже невозможно, потому что хотя все друзья покинут меня, но Иисус, который есть вечно, станет моим наилучшим другом. Он будет со мной навсегда, хотя я умру, Он перенесет меня в вечный небесный дом. Вы можете убить мое тело, но вы не можете убить мою душу и надежду на дом моего Отца”.

Любимые братья и сестры! Нашим последним местом назначения является славное Царство Бога. Как наш Господь Иисус жил временно в этой земле, как наши бесчисленные предки веры жили так же временно в этой земле и все они пошли в Небесное Царство, так и мы живем в этой земле только временно и потом пойдем в славное вечное Царство Бога. Те, кто живет с надеждой на Небесное Царство, не будут рабами беспокойства, переживания и страха в любой обстановке. Те, кто живут в истине, веруя в славное вечное обещание Небесного Царства, не становятся рабами отчаяния в трудной ситуации, а живут светлой и свободной жизнью. Поэтому Иисус сказал так “Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте”. “В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам”.

Теперь, давайте подумаем, по какому пути мы должны идти. Какой путь является путем жизни, ведущим нас в Царство Бога.

II. Иисус – путь в Царство Бога (5-11)

Иисус неоднократно говорил ученикам о том, куда Он идет. Но они не понимали Его слов. Ученики были в полном замешательстве, и особенно один из них по имени Фома. Он был слишком честным и слишком серьезным, чтобы довольствоваться туманными, непонятными фразами. Поэтому он спросил у Иисуса: “Господь! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?” Иисус ответил Фоме: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня”. Вопрос о пути жизни является самым важным вопросом. Иудеи много говорили о пути, по которому человек должен идти, о путях Божиих. Бог сказал Моисею: “Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш. Не уклоняйтесь ни направо, ни налево. Ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш” (Втор.5:32,33). Пророк Исаия говорил народу: “И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: вот путь, иди по нему” (Ис.30:21). Молитвой псалмопевца было: “Научи меня, Господи, пути Твоему” (Пс.26:11). Иудеи много знали о пути Господнем, по которому должен идти человек, но Иисус сказал им: “Я есмь путь”.

Что это означает? Предположим, что мы попали в чужой город и спрашиваем у прохожего дорогу, который говорит нам: “Поверните на первом углу направо, потом на втором налево, пересеките сквер, пройдите мимо церкви, на третьем углу поверните направо и увидите маленький киоск, и тогда пройдите по средней дороге. Нужная вам улица будет четвертой слева”. Скорее всего, мы заблудимся, не дойдя и до половины пути. Но предположим, что спрошенный нами человек говорит: “Пойдемте, я проведу вас туда”. В таком случае этот человек сам становится для нас путем, и мы никак не сможем заблудиться. Вот так поступает с нами Иисус. Он не только дает советы и указывает направление, но берет нас за руку и Сам ведет, укрепляя и направляя нас изо дня в день. Он не говорит нам о пути, но Сам является путем. Иисус Христос есть наш путь жизни. Для того чтобы стать нашим путем, Иисус взял на Себя грех мира и умер на кресте за нас. Он Своей смертью разрушил преграду между Богом и человеком и открыл нам небесное Царство. Иисус Своим воскресением уничтожил власть греха и смерти и стал путем новым и живым, который ведет нас к Небесному Царству, к Богу.

Одна сестра с трудом поступила в Киевский университет и некоторое время чувствовала себя счастливой, думая, что она идет по прекрасному пути жизни. Но скоро она поняла, что учеба не для нее. Она стала искать смысл и удовольствие жизни среди друзей и в разных путях. Но поиски пути жизни ни к чему не привели. Только осталось одно желание найти мужа. Она с утра до вечера думала только об этом. Тогда, отчаявшись, она стала жить по своим чувствам. Она потеряла путь жизни. Но Иисус говорит: “Я есмь путь”.

Взгляните еще раз на 6-й стих. “Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня”. Иисус есть истина. Многие мудрые люди учили об истине. Но Иисус Сам есть истина. Иисус знает, откуда человек пришел и куда идет, и что ждет его после смерти. Иисус сказал: “Я пришел от Отца и возвращусь к Нему”. “Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными” (Ин.8:31,32). В мире все изменяется со временем. Обстоятельства мира меняются, и система ценностей тоже меняется. Но Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. “Всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает в век” (1Пет.1:24,25). Иисус есть путь к жизни и Сам есть жизнь. Иисус есть источник жизни. В конечном счете, то, что ищет человек, есть жизнь. Он ищет не отвлеченное понятие, а то, что улучшило бы его жизнь, то, ради чего стоило бы жить. Именно это дает нам Иисус. Он дает человеку вечную жизнь. Жизнь с Иисусом есть настоящая жизнь, жизнь вечная. Апостол Иоанн говорил в своем послании: “Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам” (1Ин.1:2). И все это можно выразить так: “Никто не приходит к Отцу, как только через Меня”. Только Иисус есть путь к Богу, путь в славное Царство Бога. Только в Нем мы можем увидеть, каков Отец, и только Он может привести людей к Богу, перед Которым они предстанут без чувства страха и стыда.

Мы знаем Томаса Едисона как царя изобретателей. Однако у Томаса Едисона не было хорошей головы или особого таланта. В школе он получал плохие оценки, как очень глупый мальчик. Он выглядел как идиот. Однажды, он попытался высидеть цыпленка, согревая яйцо у своей груди, как курица в гнезде. В конце концов, его исключили из школы, когда ему было 13 лет. Однако его мать воспитала его в вере в Бога. Томас Едисон стал наилучшим изобретателем в истории человечества, и после него осталась такая известная пословица: “Гениями становятся 1% от рождения и 99% через труд”. Перед его смертью, многие задавали ему вопрос; “как вы могли реализовать ваши способности, сделать около 1000 новых изобретений и жить такой энергичной жизнью до сих пор”. Тогда он отвечал; “мой ответ ясен – только верой. Вера в вечность помогла мне жить верно, и усердно постараться изо всех сил. Я верю в вечную жизнь. Я верю, что смерть это выход из земной жизни и вход в вечную жизнь”. Да, это правда. Те, кто верит, что есть вечное Царство Бога, те, кто обретает вечность, также приобретают настоящую жизнь. Те, кто потерял надежду на вечное, также не могут жить настоящей жизнью – правильно и верно. Те, кто живут в твердой вере в вечность и те, кто живут, обретая ясное будущее, также могут жить с мудростью, реализовывать свои способности и жить с истинным мужеством.

Через сегодняшнее слово Иисус учит нас, чтобы мы ясно знали о Царстве Бога, которое есть окончательным местом назначения для всех нас, верующих, и чтобы мы жили славную, обильную земную жизнь. Вот, здесь наш ясный ответ! Если мы верующие, имеем такое славное Царство Бога, какую жизнь мы должны жить? Жить ли, постоянно переживая о своем будущем, в беспокойстве и тревоге? Или ясно знать, что наше последнее место назначения – это Царство Бога и жить как Царство Священников и святой народ и идти путем жизни с радостью и победой?