head
Університетська Біблійна Співдружність

Проповедь по 1-е Петра 1:1-25

ЖИВАЯ НАДЕЖДА

1-е Петра 1:1-25

Ключевой стих 1:3

“Благословен Бог и Отец Господа Нашего Иисуса Христа по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому…”

Пусть Бог щедро благословит каждого из нас в этом новом году. Через изучение Библии в прошлого года мы узнали и приняли Иисуса нашим Господом и Спасителем. Также мы благодарили Бога за то, что мы стали драгоценными детьми Бога. Сегодня мы подумаем над тем, как мы должны жить в этом мире. Как должны жить в этом мире верующие в Иисуса Христа? Но перед этим давайте подумаем над тем, кто такие христиане и чем они отличаются от других. Чтобы быть действительно христианами, мы должны хорошо знать о себе, кто мы такие.

I. Надежда странников (1-12)

Первое, избранные. В самом начале своего послания, апостол Петр приветствует всех христиан, которые из-за гонений были рассеяны по территории Малой Азии. Послание начинается так: “Петр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Кападокии, Асии и Вифинии…” Петр называет себя апостолом Иисуса Христа. В то время, когда было написано это послание, на всех христиан было сильное гонение. Власти преследовали христиан, распространяли про них неверные слухи, обвиняли их во множестве преступлений и во многих бедах обычных людей. Тех, кто исповедовал себя христианином, или на кого показывали, что он христианин, арестовывали и сажали в тюрьмы. Закон запрещал не только проповедовать об Иисусе, но и просто быть последователем Иисуса Христа. Однако Петр открыто называет себя апостолом Иисуса Христа. Раньше, когда первосвященники арестовали Иисуса, Петр три раза отрекся от своего Учителя. Страх парализовал его и сделал слабым человеком. Но с тех пор Петр сильно изменился: из боязливого человека и труса он стал человеком веры. Он прямо называет себя апостолом Иисуса Христа.

Далее Петр говорит: “…избранным по предведению Бога Отца…” Это письмо было адресовано верующим, рассеянным по всей территории Малой Азии. Оно было адресовано всем верующим. То есть все верующие – это избранные Богом. В этом году в Сиднее проходили Олимпийские игры. Множество спортсменов из всех стран приехало на эту Олимпиаду. Это было очень грандиозное и зрелищное событие. На Украине множество спортсменов. Все они в течении 4 лет соревновались и боролись за право участвовать на этой Олимпиаде. Но только мало из них, самые сильные, способные, выдающиеся спортсмены смогли представлять Украину на этой олимпиаде. Они стали цветом нации. Они были избраны благодаря своим способностям и кропотливому труду. Остальным же, тем кому не повезло, остается лишь надеяться на Олимпийские игры 2004 года. Быть избранным – это всегда привилегия, все люди стремятся к тому, чтобы их избрали. Однако быть избранным не так уж легко, для этого нужно обладать талантами и много работать. Чем выше тот, кто нас избирает, тем труднее получить это избрание. Быть избранником народа – это высокая честь и привилегия. Если нас избирает народ, то следовательно он доверяет нам, он надеется на нас, он готов доверить свою жизнь и судьбу нам, а это и есть честь и привилегия. Даже быть премьер-министром, то есть избранником президента – высокая честь. Это означает доверие самого президента и его команды. Люди дорожат ценным избранием и стремятся к нему. Петр же говорит: “…избранным по предведению Бога Отца…”. Мы, христиане, избраны Самим Богом! Мы – избранники Бога! Бог – Всемогущий, Царь царей, Господь господствующих, Он сотворил небо и землю одним лишь словом, Он дал жизнь всему живому. Поэтому быть избранником Бога – высочайшая привилегия, она выше привилегии быть избранником народа или Президента. Однажды, когда пророк Нафан увидел видение об избрании Богом Давида, он пересказал все это ему. Тогда Давид пошел в храм и став пред Богом молился: “Кто я Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!” (2-е Цар. 7:18). Милость Бога переполнила сердце Давида. Он благодарил Бога и прославлял Его. Как прекрасно быть избранником Бога! Христиане – это избранники Бога, у них есть честь и слава Самого Бога. Вот первое, что отличает христиан от других, они избранники Бога, поэтому обладают особой привилегией и честью в Его глазах.

Второе, пришельцы. Обратимся еще раз к 1 стиху: “Петр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Кападокии, Асии и Вифинии…” Петр называет всех верующих пришельцами, или как еще говорят странниками. Почему Петр так называет всех верующих? В то время из-за сильных гонений многие христиане были изгнаны из своих городов и даже вынуждены были покинуть свою родину и стать странниками на чужбине. Все это создавало много трудностей и проблем. Раньше у каждого из них был свой дом, своя семья, постоянная работа, раз в году у них был оплачиваемый отпуск. Но теперь они жили так, что не могли точно сказать, что с ними будет через день или два. Им приходилось постоянно странствовать, переносить лишения и тяготы жизни. Поэтому Петр называет их странниками. Но они не были обыкновенными странниками. Мы называем их святыми пилигримами, святыми паломниками. В их сердце была живая надежда на Царство Бога, и с этой надеждой они жили в этом мире как странники и пришельцы. Они не искали покоя и удобств в этом мире, они стремились к Царству Бога. Царство Бога было их родиной, а этот мир чужбиной. Жизнь странника подобна дороги через мост. На нем глупо и неразумно строить свой дом. Мост используется для того, чтобы перейти на другую сторону. Однако люди считают этот мир своим домом, поэтому стремятся как можно лучше обустроить свою жизнь, копят богатства, отдают все силы этому. Мы должны знать, что наша жизнь от Бога и к Богу возвращается. Поэтому все мы, как верующие, так и неверующие – странники в этом мире. У неверующих нет ясной цели странствования. Они даже не знают, что они странники, этот мир они считают своей родиной, планы и цели их жизни тесно связаны с миром. У верующих же есть ясная цель странствования – Царство Бога, поэтому всеми силами они стремятся к нему. Жизнь человека – это святое паломничество, а мы христиане – святые паломники.

Третье, живая надежда на Царство Бога. Мы узнали о двух отличиях христиан от других. Во-первых, христиане избраны Самим Богом, во-вторых, они святые паломники. Но все это не главное, что отличает христиан от других. Есть то, что более ценно и более важно. Обратимся к стихам 3 и 4: “Благословен Бог и Отец Господа Нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости, возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас”. Апостол Петр восклицает: “Возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому”. Петр радовался и благодарил Бога за то, что через воскресение Иисуса Христа все верующие возрождены из мертвых к упованию живому или живой надежде. Петр говорит о том, что раньше все мы были мертвые. Это означает, что все люди находятся под властью смерти. Смерть властна абсолютно над всеми людьми, независимо от их способностей или положения. Смерть приходит к человеку внезапно и он не в силах победить ее. Совсем недавно один американский авиалайнер, совершавший рейс между Нью-Йорком и Парижем, через несколько минут после взлета упал в воды Атлантического океана. Погибло более 200 человек. Пассажиры, когда садились в самолет, не задумывались над тем, что через несколько минут они погибнут. Смерть не подвластна людям. Она может в любой момент оборвать жизнь человека, поэтому на самом деле человека можно назвать мертвым. Ведь трудно назвать цветок в вазе с водой живым, через два дня он засохнет. Так и жизнь человека рано или поздно прекращается. Это не есть жизнь, это увядание. Поэтому Петр называет такую жизнь мертвой. Так живут неверующие люди. Для них смерть – это конец жизни. Со смертью рушатся все их планы и надежды. Этот мир для них все. Они стремятся отдать все силы этому миру, чтобы получить как можно больше удовольствий и радости. С утра до вечера они трудятся, чтобы зарабатывать деньги, а потом тратят их, чтобы удовлетворить свои желания. Люди стремятся к тому, чтобы попробовать все удовольствия жизни. Это цель их существования. Все это потому, что смерть сделала жизнь человека ограниченной и за тот короткий промежуток времени, который отведен человеку на земле, он хочет получить как можно больше. Петр же говорит: “Возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому”. Верующие, это уже не мертвые, а те, кто имеют живую надежду. Что это означает? Что такое живая надежда? Как известно из Библии, человек стал смертным из-за греха. Грех – причина смерти человека. Но Бог обещал послать Спасителя. В наш мир пришел Иисус Христос. Он пришел для того, чтобы взять на себя наши грехи, наш позор, наше осуждение. Он был уничижен, презрен и отвергнут вместо нас. Иисус на себе понес все наши грехи. Он умер вместо нас. Бог же воскресил Его из мертвых и дал Ему победу над смертью. Иисус пришел в этот мир, чтобы дать нам вечную жизнь. Иисус страдал, умер на кресте, воскрес из мертвых для того, чтобы дать нам вечную жизнь. Что такое вечная жизнь? Это то, что мы никогда не умрем, мы будем жить вечно. Какая это благодать и милость! Иисус воскрес из мертвых и дал нам вечную жизнь. В Евангелии написано: “Истинно, истинно говорю вам: слушающий Слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь” (Иоан. 5:24). Вот, что отличает христиан от других, они имеют вечную жизнь. Жизнь на земле для нас не все. Через некоторое время у нас будет продолжение на небесах. Поэтому этот мир для нас не все. У нас есть Царство Бога. Это полностью меняет нашу жизнь, миропонимание, наши цели, надежды. Раньше наши надежды были в этом мире, который временен и тленен. Мы надеялись стать учеными, богатыми, известными или кем-то другим. Теперь же наша надежда на небесах, которое нетленно, чисто, неувядаемо. Следовательно и наша надежда – нетленна, неувядаема, вечна. Поэтому Петр называет такую надежду живой. Живая надежда – это вечная жизнь, это надежда на Царство Бога. Как славно и велико изменение нашей жизни! Трудно представить, что мы будем жить вечно. Но это так и это великая милость Бога. Мы можем радоваться и благодарить Бога за это. Петр знал духовный смысл того, что означает быть христианином, это означает иметь вечную жизнь, иметь надежду на Царство Бога. Поэтому он призывал христиан радоваться, несмотря на испытания.

Четвертое, правильное отношение к страданиям (5-12). Обратимся к 6 стиху: “О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно от различных искушений”. Из-за гонений христианам приходилось переносить много лишений и скорбей. Они оставили любимых друзей и подруг, также любимых котов и собак. Они вынуждены были скитаться от одного места к другому в глубокой печали и невыносимых страданиях. Петр мог сочувствовать им, скорбеть и плакать вместе с ними. Он мог утешать их, говоря: “Любимые братья и сестры, потерпите еще немного, Господь с нами”. Но Петр сказал: “Радуйтесь!”. Петр призвал христиан радоваться, а не плакать, потому, что он знал духовный смысл страданий. Для людей страдание – это неизбежное зло, которое нужно просто пережить. Страдание делает людей пессимистами и фаталистами, даже некоторые теряют рассудок из-за страданий. Но для верующих страдания имеют очень важное значение. Это возможность духовного роста, возможность укрепления веры. Когда мы проходим через испытания, наше сердце очищается и наша вера возрастает. Мы постепенно становимся все более сильными и духовными людьми. Поэтому Петр говорит: “Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа”. Вера наша, которая возрастает и укрепляется по ходу того, как мы преодолеваем испытания, становится драгоценным сокровищем, которое дороже золота, ибо это вера дает нам в последний день хвалу, славу и честь от Нашего Господа. Обратимся к 9 стиху. В конце концов наша вера приведет нас к спасению. Эта вера основана на обещаниях Бога. Даже ангелы страстно желают понять тайну спасения и они очень хотели бы заниматься Библией 1:1. Но им этого не дано. У нас есть честь, получить спасение прямо от Иисуса, и мы получаем его, если верим в Его смерть и воскресение.

II. Жизнь странников (13-25)

Из первой части мы узнали основное отличие христиан от других, они имеют вечную жизнь. Теперь давайте подумаем, как должны жить христиане в этом мире. Первое, препояшьте чресла ума вашего. Обратимся к 13 стиху. “Посему, возлюбленные, препоясавши чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа”. Прежде всего апостол Петр призывает всех верующих препоясать чресла ума своего. Это означает, что нам нужно постоянно пребывать в Слове Бога. Нам нужно много размышлять над Словом и искать Божью волю в нем. Нам нужно жить подобно блаженному мужу, который не сообразуется с миром сим, но чья воля в Законе Господа, и который размышляет о Слове Бога день и ночь (Пс.1). Также Петр говорит о том, что нужно бодрствовать. Иногда верующие хотят на время забыть, что они странники в этом мире и просто отдохнуть и немного пожить как обычные люди. Но если мы с верой встали на путь к Царству Бога, то мы должны бодрствовать и не останавливаться на этом пути.

Второе, мы должны жить святой жизнью. Обратимся к 14 стиху: “Как послушные дети не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем”. Раньше, перед тем, как мы приняли Иисуса Христа, мы жили угождая своим желаниям и страстям. Из-за этого мы совершали много грехов. Но теперь кровь Иисуса Христа искупила нас, она полностью омыла наши грехи. Петр призывает: “Но по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: будьте святы, потому что Я свят”. Теперь, когда Господь простил нам все грехи мы, должны жить свято. В наше время многие называют себя верующими и христианами. Но в тоже время они не считают, что нужно жить свято. Они говорят: только на небесах мы будем жить свято. Из-за влияния мира многие верующие смиряются со своими грехами. Они успокаивают себя тем, что в этом мире невозможно не грешить, “Бог, – говорят они, – это любовь, Он простит”. Они делают Слово Бога относительным. Бог избрал израильтян Своим народом. Хотя они часто грешили, но Бог через Моисея приказал им: “Будьте святы, потому что Я свят”. Верующие должны жить свято. “Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям”. Несмотря на то, что все люди вокруг живут грешно, несмотря на то, что грех считается многими нормальным явлением, нам нужно жить безгрешно и свято. Когда мы стремимся жить свято, не как другие, нас часто считают ненормальными. Один молодой человек много развлекался в свои молодые годы: он ходил на дискотеки, выпивал в компании друзей, встречался с разными девушками. Из-за этого он поздно приходил домой и до трех часов дня спал. Потом он встретился с одним миссионером и стал заниматься Библией. Его жизнь резко изменилась. Он стал много читать Библию, рано вставать и уезжать из дома на рассвете, каждое воскресение он не ездил с родителями на дачу, а ходил в церковь. Раньше, когда он жил аморально, родители ничего не говорили ему, теперь же они беспокоились, запрещали ему заниматься Библией и пытались отвести его к психиатру. Грешный мир ненавидит свет Бога. Люди пытаются идти на компромисс с миром. Но заповедь Бога в том, чтобы мы жили свято, несмотря ни на что. Будьте святы, потому что Я свят. Как известно, даже если в морской воде 0,4% соли, то она не портится и благодаря этому, растения, рыбы, животные живут и размножаются. Так же и в мире должны быть те, кто живут свято, по Слову Бога. Иначе духовный порядок и система ценностей сильно исказятся. Пусть Бог благословит нас жить святой жизнью в нашем поколении, несмотря на мир и его реакцию.

Третье, постоянно любите друг друга. Мы узнали, что христиане должны жить свято, также они должны любить друг друга. Обратимся к 22 стиху: “Послушанием истине, чрез Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца”. Во время трудностей и гонений трудно любить других, трудно принимать слабости других. Вообще, человек по своей природе эгоист, ему трудно любить других. Но христиане должны преодолеть свой эгоизм и любить других от чистого сердца. Как мы можем любить от чистого сердца? Только когда мы любим Бога, когда мы принимаем любовь Иисуса Христа, мы можем любить других. Если мой Господь возлюбил меня, такого грешника, как я не могу любить моих братьев и сестер. Пусть Бог поможет нам принять Его любовь и любить других от чистого сердца.

Четвертое, мы рождены от Слова Бога. Обратимся к стихам с 23 по 25. “Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век. Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает в век; а это есть то слово, которое вам проповедано”. Здесь апостол Петр напоминает, что мы возрождены не от тленного, но от нетленного, от вечного. Наш мир подобен двум кораблям, плывущем в океане. Первый – старый, разваливающийся, в нем такое количество пробоин, что он сейчас тонет. Его участь – гибель. Второй – новый, нетленный, прекрасный. Сейчас он каждый день строится и становиться все лучше и лучше. Он предназначен в вечность. Первый корабль – это наш реальный мир, второй же – Царство Бога. У каждого из нас есть возможность выбрать где трудиться, на первом или втором. Какой вы выбираете? Неверующие – те, кто плывут на первом корабле. Они пытаются ремонтировать его, укреплять. Но он предназначен к гибели. Поэтому Петр говорит: “Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал”. Как бы его не ремонтировали, не восстанавливали, его участь – гибель. Верующие же живут на другом корабле. На нетленном, славном. Они строят его и укрепляют. Им ничего не страшно, ни бури жизни, ни ураганы преследований, потому что их корабль предназначен в вечность, он не потопляем. Этот корабль – Царство Бога. Мы строим не что-то абстрактное и тленное, мы строим Царство Бога. То, что нетленно и вечно. Наш труд – это вечное, славное дело для Бога и Его Царства. Поэтому это очень важно, наш труд не останется в небытье, но прославит Бога и даст нам нетленное богатство.

В заключении, я хочу напомнить, что мы имеем вечную жизнь, живую надежду на Царство Бога. Нам нужно жить в этом мире свято и строить нетленный, вечный корабль – Царство Бога. Нам нужно отдавать свои силы тому, что вечно и нетленно, а не тому, что увядает и погибает. Пусть Бог благословит нас строить Царство Бога в наших университетах, наших городах, наших странах. Для этого пусть Бог благословит нас через изучение Библии 1:1 в этом новом году. Это изучение поможет нам строить в наших странах нетленное вечное Царство Бога.