head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Бог, который поставил Саула царем” (1-я Царств 8-11)

БОГ, КОТОРЫЙ ПОСТАВИЛ САУЛА ЦАРЕМ

1-я Царств 8-11

Ключевой стих 8:7 : "И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе, ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними"

Сейчас мы изучаем с вами Первую книгу Царств. Вас не удивляет это название? Ведь мы уже изучили четверть этой книги, а даже и близко не слышали ни об одном царе. Видимо, такое несоответствие названия и событий, волновало не только нас. Потому-то древние израильтяне, и попытались исправить ситуацию, и, чувствуя, что они за все в ответе, они начали требовать царя. И они его добились – у них появился царь. Но настоящим царем Израиля был не он. Это, как ребус. Сегодня мы узнаем, Кто же на самом деле был Царем Израиля, и Кто должен быть царем наших жизней.

1. Истинный Царь Израиля.

Давайте ВМЕСТЕ прочитаем стих 1 восьмой главы (1 Цар. 8:1): Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Годы шли и время не пощадило Самуила. Он был уже в возрасте. Здесь не указано конкретно, сколько ему было лет, но прямо написано «состарился». В седьмой главе ему было чуть более 30-ти, здесь же уже, по крайней мере, 60 лет. Долгие годы Самуил верой и правдой служил Израильскому народу. Как мы знаем, он регулярно обходил главные города страны и в страхе Господа судил людей. Кроме того он возглавлял генеральный штаб израильской армии во время военных конфликтов. Это был Богом поставленный человек для руководства страной. Такая форма правления называется теократия. Самуила не избирали, власть не досталась ему по наследству, он не купил её за деньги. Сам Бог поставил его над Израилем. В годы его правления в стране царил мир и благосостояние, Израиль жил беспечально и пожинал богатые плоды. Как говорит Библия о другом подобном «золотом времени»: и жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею (3Цар.4:25). Многие студенты со всего мира почитали за великое благо поехать туда по программе “Work&Travel”, но удавалось это немногим. За время служения Самуила, в Израиле дважды проходило Евро и один раз чемпионат мира по футболу, а еврейский шекель стал мировой валютой.

Когда же исполнять свои обязанности для Самуила стало не просто в виду возраста, он поставил двух своих сыновей Иоиля и Авия судьями над Израилем. Однако те, как мы видим в стихе 3 (1 Цар. 8:3), не ходили путями его, а уклонились в корЫсть и брали подарки, и судили превратно. Это и стало началом описываемых далее событий. Стихи 4-5 говорят (1 Цар. 8:4-5): И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.

В требовании старейшин, на первый взгляд, нет ничего крамольного: они лишь констатируют факты, которые сами за себя говорят: «Самуил, ты, конечно, извини, но ты уже старый, а сыновья твои поступают совсем не так, как должны бы. Они больше похОжи на сыновей Илия, чем на твоих». Если прислушаться, то в их словах можно услышать беспокойство о судьбе народа. Они не были безразличными, и хотели что-то изменить. И они говорили правильные вещи. Но мало говорить правильные вещи, нужно их правильно говорить и на первое место ставить самое главное.

Во-первых, эти старейшины абсолютно списали самого Самуила со счетов. Они забыли то благоденствие, которое этот слуга Господень долгие годы обеспечивал им своим мудрым управлением. В их сердце не было и грамма благодарности. Вместо того чтобы помочь ему, укрепить его в проблеме с детьми, они ещё больше втаптывали его в грязь, косвенно обвиняя в неспособности разобраться в этой проблеме и даже выражая сомнение в его способности слышать Бога. Наверное, они говорили ему: «Самуил, ты состарился. Ведь ты уже не тот мальчик, который по первому же зову прибегал и говорил «вот я». Ты настолько стар, что между зовом Бога «Самуил» и твоими словами «вот я» проходит, наверное, несколько часов».

Во-вторых, называя вещи своими именами, они абсолютно ничего не говорят о Боге. Однажды я общался с одним братом из церкви, и он тоже говорил много хорошего и правильного. Он говорил о церкви, о том, как нужно служить, как правильно делать, а как неправильно, не по-библейски. Но меня очень смутил тот факт, что за все время нашего разговора он ни разу не сказал о Боге. Он говорил правильные вещи, но в его словах не было места самому главному – Богу. Та же самая проблема была и у старейшин. Как и многие-многие «неудачные» (в кавычках) поколения израильтян до них, они всё говорили правильно, но не учитывая в своих размышлениях никоим образом Бога. И даром они назывались Богоизбранным народом. Старейшины совершенно не учили в школе историю: они забыли, что главным её Творцом для Израиля был только Бог. Он Сам защищал их не по их доблести и военным талантам, но являя чудеса Свои и выводя на войны Израиля все воинство Небесное.

Эти слова ранили Самуила. Написано в шестом стихе (1 Цар. 8:6): И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. Тяжело и больно было Самуилу. Но ещё больнее было Богу, Которого в очередной раз предали, очередной раз оставили, очередной раз признали негодным. Давайте ВМЕСТЕ прочитаем стихи 7-8 (1 Цар.8:7 8): И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою.

Помните, мы недавно изучали, как народ в пустыне побивался и плакал, не зная, что делать, и как завоевать землю Ханаанскую, а в это время Всемогущий Бог стоял рядом с их станом в столпе огненном и со слезами наблюдал за их неверием? Ничего не поменялось. Только вместо столпа огненного рядом со старейшинами сейчас стоял пророк Самуил. А они точно так же говорили: «Не знаем, что делать? Некому нас спасти. Вот, если бы у нас был царь!.. Как у прочих народов».

«Вот, если бы у меня был муж…». «Вот, если бы у меня была жена…». «Вот, если бы у меня были деньги…». «Вот, если бы у меня была киевская прописка…». «Вот, если бы у меня была квартира…». «Вот, если бы у меня была другая работа…». «Вот, если бы у меня было здоровье…». «Вот, если бы у меня был диплом…». Этот список можно продолжать до бесконечности. А что нужно вам, что мешает лично тебе жить перед Господом и служить Ему всем сердцем? Они хотели, чтобы было, как у всех; чтобы было не хуже, чем у других. Как это по-украИнски!

Да, у них была проблема. Даже более того, была бОльшая проблема, чем просто старость Самуила и неверность его сынов. В главе 12-ой, которую мы еще не изучали, Самуил прямо говорит о ней (1 Цар. 12:11б-12): вы жили безопасно. Но увидев, что Наас, царь Аммонитский, идет против вас, вы сказали мне: "нет, царь пусть царствует над нами", тогда как Господь Бог ваш – Царь ваш. Когда против них выступил царь Аммонитян, все Израильтяне страшно перепугались и не знали, где им искать помощи. А помощь была так близко. Говорят, что мудрый человек учится на чужих ошибках, умный – на своих, а глупый – не учится вовсе. Вот, израильтян тяжело назвать мудрыми или умными. В их истории было полно примеров, когда приходили враги, и Сам Бог ставил над ними человека, который с малыми силами побеждал всех врагов. Вспомним только Гедеона, который с тремястами воинами одолел несколько десятков тысяч врагов. Бог никогда не оставляет и всегда даёт Свою помощь, если конечно мы ищем Его помощи.

Как прекрасны слова Давида, который ответ искал только в Боге (Пс.3:3-8а):

многие говорят душе моей: "нет ему спасения в Боге".

Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.

Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой!

В моменты трудностей и отчаяния, в секунды сомнений, нужно даже ещё больше, чем раньше, искать Бога, и тогда Он даст победу над всеми проблемами. Он даст самое лучшее решение и самую лучшую стратегию.

То, что сделали старейшины – это был грех перед Богом. Проблема была не в том, что у Израиля будет царь и изменится политическое устройство, ведь об этом предсказывала в своем пророчестве за долгие годы до этого ещё Анна. Проблема была в том, что в своем желании поставить над собой царя, они абсолютно не думали о Боге, Который и был их настоящим Царем все это время. Это было идолопоклонство. Вместо помощи от Бога, они искали помощи от человека, от царя. Наверное, они думали, что если платить царю зарплату, он будет более честным, не будет судить превратно, и вообще, думали они, царь – это ж идеальный человек. Но таких царей не бывает. Даже среди самых лучших из них. Вплоть до конца восьмой главы Самуил терпеливо перечисляет народу все те сложности и повинности, с которыми им придется столкнуться, когда у них будет царь. Но народ слушал в пол-уха, а потому, когда Самуил закончил, с радостью согласились: «Да, какие вообще проблемы? Пусть царь будет над нами».

Стих 22а (1 Цар. 8:22а): И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя.

2. Кандидат в цари Саул

После этого Самуил сказал «Израильтянам: пойдите каждый в свой город». Сказано – сделано. Те разошлись и стали ожидать, кто же будет царем.

В скором времени в Израиле развернулась целая предвыборная кампания. Колено Ефремово, из которого все давно ожидали Мессию, выдвинуло своего кандидата, известного и очень влиятельного, у которого было множество родственников, так что в своей предвыборной программе он обещал победы с их помощью во всех войнах.Другимкандидатом был внук Гедеона, из колена Манассиина, дядька ста пятидесяти килограмм веса, очень царского вида. Как писали о нем газеты: «У нас будет самый большой в мире царь». Появилась и масса самовыдвиженцев – каждый хотел себя попробовать в роли царя. Ведь, в конце концов, не часто такая возможность появляется в жизни. Букмекерские конторы стали предлагать делать ставки на того или иного кандидата. Но, в конечном счете, главой ЦИК был всё же Самуил. И выбор, который он делал, определялся не чаяниями народа, и не суммой денег, которую ему обещали за нужного кандидата, а исключительно волей Божьей.

И вышло так, что самый главный кандидат на должность царя происходил из самого неприметного колена, в свое время почти полностью уничтоженного, из самой неприметной области, которую даже наиболее образованные израильтяне не всегда и назвать могли. И звали этого парня Саул, то есть «испрошенный у Бога».

Давайте ВМЕСТЕ прочитаем стихи 1 и 2 девятой главы (1 Цар. 9:1-2): Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис, сын АвиИла, сына ЦерОна, сына БехорАфа, сына Афия, сына некоего Вениамитянина, человек знатный. У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа.

На должность царя на тот момент не было кандидатуры более подходящей, чем Саул.

Во-первых, он был «молодой и красивый». Когда его фотографии появились в свежих выпусках новостей, многие девушки начали томно вздыхать о нем. Политологи говорили, что, пожалуй, такой царь с фигурой атлета и мужественными чертами лица будет достойно представлять Израиль и даже создаст положительный его имидж на мировой политической арене.

Далее, он был высок. Написано, от плеч своих был выше всего народа. На счастье Саула, в то время не было ещё нашего Президента, иначе чаши весов могли бы качнуться не в его пользу. И хотя некоторые говорили, что лучше просто тяжелый царь, он как бы будет иметь больший вес в политике, многие все же предпочитали просто высокого, которого будет хорошо видно даже в самых последних рядах.

В-третьих, он был скромен. Когда Саул впервые встретился с Самуилом, последний сказал ему, смотрите главу 9, стих 20б (1 Цар. 9:20б): И кому все вожделенное в Израиле? Не тебе ли и всему дому отца твоего? На что Саул скромно ответил (1 Цар. 9:21): не сын ли я Вениамина, одного из меньших колен Израилевых? И племя мое не малейшее ли между всеми племенами колена Вениаминова? К чему же ты говоришь мне это?

В-четвёртых, он уважал старших. Это видно и в его беседе с Самуилом, и в разговоре его с дядей.

В-пятых, он был достаточно верным и не был трусом. Любой другой на его месте испугался бы и убежал за тридевять земель от такой ответственности, но Саул во время выборов, как написано, только скромно спрятался в обозе.

С точки зрения людей, не было, наверное, лучшей кандидатуры. В Сауле прекрасно сочетались самые разные качества, нужные настоящему царю: представительность, скромность, где-то даже благородство. Потому, когда пророк Самуил представил Саула народу, сказав (1 Цар. 10:24): видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе, – весь народ воскликнул и сказал: да живет царь! Были, правда, и негодные люди, которые «говорили: ему ли спасать нас», которые «презрели его и не поднесли ему даров» (1 Цар. 10:27).НоСаул и здесь проявил выдержку и благородство, не обращая на них внимания, и прекрасно зная, что у него будет ещё время и место, чтобы доказать обратное.

Несмотря на неверность народа, Бог продолжал их благословлять. И хотя они были неверны, но Он оставался верным. Он дал им самого лучшего в человеческом понимании царя, и благословил его.

3. Царь Саул

Тем временем чрезвычайно усилившийся в последнее время царь аммонитский Наас решил предпринять поход в пределы Израилевы. А поскольку восточным форпостом Израиля был Иавис Галаадский, то он и начал именно с него. Смотрите стихи один и два 11-ой главы (1Цар. 11:1 2):

И пришел Наас Аммонитянин и осадил Иавис Галаадский. И сказали все жители Иависа Наасу: заключи с нами союз, и мы будем служить тебе. 2 И сказал им Наас Аммонитянин: я заключу с вами союз, но с тем, чтобы выколоть у каждого из вас правый глаз и тем положить бесчестие на всего Израиля.

В планах Нааса было не просто увести богатую добычу или завоевать часть городов на востоке Израиля, но положить бесчестие на всего Израиля. И если мысль заключить союз с Наасом жители Иависа легко допускали, то вот заключить союз и лишиться глаза им как-то уже не улыбалось. И именно это самодурство Нааса, которое в конечном итоге его и погубило, стало возможностью для Саула проявить свои лучшие качества царя. Старейшины Иависа получили отсрочку на семь дней и послали в это время послов к Саулу. Что же там произошло?

Давайте ВМЕСТЕ прочитаем (1Цар. 11:4 6): И пришли послы в Гиву Саулову и пересказали слова сии вслух народа; и весь народ поднял вопль и заплакал. И вот, пришел Саул позади волов с поля и сказал: что [сделалось] с народом, что он плачет? И пересказали ему слова жителей Иависа. И сошел Дух Божий на Саула, когда он услышал слова сии, и сильно воспламенился гнев его;

Кто такой был ранее Саул? Обычный пастух, присматривавший за ослицами. Даже сейчас, уже будучи царем, он ходил на поле работать. Среди всех его положительных качеств мы не называли ни храбрости, ни решительности. Но здесь он становится настоящим львом. Почему? Потому что на него сошел Дух Божий. Как сказал ему ранее Самуил (1Цар. 10:6): и найдет на тебя Дух Господень, и ты… сделаешься иным человеком.

Когда Дух Святой сходит на человека, он становится другим. Не в том смысле, что его уже не узнают родные и близкие, у него меняется темперамент, привязанности, взгляды. Хотя такое тоже бывает. Но в нем проявляются новые качества, которых ранее не было. И это хорошие качества, это то, что помогает созидать, строить, охранять. Когда Дух Святой сошел на учеников Иисуса Христа, в их сердцах зажегся такой огонь, который не могли угасить никакие гонения и угрозы. Петр, который за пару месяцев до того трижды отрекся от Иисуса, боясь за свою жизнь, тот же Петр, как написано, исполнившись Духа Святого, смело свидетельствовал об Иисусе Христе перед первосвященниками, книжниками и фарисеями, так что они даже удивлялись его смелости. Дух Святой дает твердость и решительность тогда, когда по-человечески мы ничего не можем, когда по своим внутренним устремлениям, всё, на что можем рассчитывать, это опустить руки и сказать: «Что ж, тут ничего не поделаешь. Так получилось. Такая судьба, видно». Правда, без Бога не можем ничего. А особенно служить Ему.

Вдохновленный Богом Саул собирает громадное ополчение в Израиле. Он действует, как прирожденный лидер. Всё чётко, без промедлений, конкретно. Саул сказал послам из Иависа (1Цар. 11:9б): завтра будет к вам помощь, когда обогреет солнце. И написано далее (в стихе 11): В следующий день Саул разделил народ на три отряда, и они проникли в средину стана во время утренней стражи и поразили Аммонитян до дневного зноя; оставшиеся рассеялись, так что не осталось из них двоих вместе. Как он обещал, так и сделал. И даже больше сделал!

Это была величайшая победа израильтян и полный разгром аммонитян. Авторитет Саула быстро возрастает, его рейтинг популярности приближается к заветной отметке в 100%, так чтонароддаже сказал Самуилу: кто говорил: "Саулу ли царствовать над нами"? дайте этих людей, и мы умертвим их. С Божьей помощью Саул победил врагов и укрепил царство в своей руке. Он прекрасно понимал, что не своими силами всё это сделал, и что самое лучшее, что в нем было – этого не хватило бы для победы. И далее он поступает весьма благоразумно и мудро. В ответ на желание народа убить его противников, он говорит следующее: в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле.

В сердце Саула было абсолютно правильное понимание: «земной царь Израиля – я, Саул, но настоящий Царь – только Бог. Только в Боге есть победа». О, если бы он запомнил эти свои слова, если бы поставил какой-нибудь Авен-Езер, на котором бы записал их, то, может быть, с ним бы не произошло тех печальных событий, которые случились после. Ведь если бы он хранил в своей памяти тот простой факт, что источник всего в его жизни Бог, и что именно Бог дарует победы, то он бы никогда не обиделся на слова, которые через годы восклицал народ во время триумфа: «Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!». Эти слова не обидели бы его. Потому что не он побеждал тысячи, а Сам Бог. Бог силой Святого Духа может нас сильно менять, так что мы становимся способными приносить плод. Но главное не забыть тот факт, что всё – через Бога. Пока Саул хранил в своем сердце простую истину, что основа всего – это Бог, пока Царем его собственной жизни и жизни Израиля был Бог, это была плодотворная и насыщенная жизнь.

Когда-то был один прекрасный проповедник. На его проповедях, когда он молился за исцеление больных, многие исцелялись от различных болезней, в том числе и от таких, которые современная медицина считает неизлечимыми. Всё, что он делал – это был результат действия Духа Святого через него. Но в таких случаях обычно это знает только тот, через кого Бог действует. Для остальных же – источник всего – тот, кто молится. Потому здесь всегда есть опасность возгордиться, приписать себе заслуги, которые нам не принадлежат. Однажды, после очередного крусейда, наполненного чудесами исцелений, он со сцены сказал: «Весь мир лежит у моих ног». И в ту же секунду его скрутило так, что его лицо оказалось у его ног. Неизвестно ничего насчет мира, но его лицо оказалось у его ног. Когда он умер, говорят, чтобы положить его в гроб, ему ломали позвоночник. Не он исцелял тех людей на сцене, а Бог. Бог источник всего. «Господь совершил спасение», – абсолютно правильно сказал Саул. Это очень простая истина, но почему-то её редко кому удается запомнить.

ВЫВОДЫ

Чему мы можем учиться через эти четыре главы?

  1. Бог должен стоять на первом месте в наших жизнях. Он должен быть нашим Царем. Что это означает конкретно для нас? В сложных ситуациях нужно смотреть именно на Бога. Как говорил Давид: «Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои» (Пс.24:15). Когда приходят проблемы, хочется верить в человека, который войдет в твою жизнь, и сделает её счастливой. В такого человека хочется верить, верить в то, что у него все получится, что он – это тот, который всё знает. Именно потому такую популярность имеют всякого рода провидицы и прорицательницы. Они говорят, что знают вашу проблему, и люди им верят. Но это не так, и людям следовало бы верить Богу.

Вообще я сам много раз клевал на подобные приманки. Слишком о многих я думал, что они знают всё, и решат все проблемы в моей жизни, что на них можно положиться. Так было с моим руководителем диплома в институте. Он был солидным дедом, говорил о мировой науке, о том, что она только и ждет нас. Казалось, он знает, что нужно делать, как нужно построить жизнь, если по порядку: как закончить магистратуру, аспирантуру, защитить диссертацию и так далее. Самому думать мне об этом не хотелось, потому я охотно ему верил и вручил свою жизнь. На какую-то секунду я усомнился в правильности своего жизненного пути, как физика, когда он со вздохом сказал в отношении студентов-финансистов, что, мол, «хорошо им. Но нам уже что-то менять поздно»! Мне тогда было 21, а ему 70. И почему-то мне подумалось, что не совсем ещё и поздно, но я подавил эту мысль в себе. В конце же учебы в институте меня ждало горькое разочарование: вместо ожидаемой доли ставки лаборанта, Виктор Алексеевич пожал мне руку и пожелал мне найти работу где-то поближе к институту, чтобы можно было продвигать мировую науку. Тогда я понял, что не стоит так уж сильно доверять свою жизнь человеку, который просто уверено что-то говорит и обещает.

  1. Бог никогда не оставляет и всегда даёт Свою помощь, если только мы ищем Его помощи. Очень часто самых лучших качеств в нас просто недостаточно. Когда Наас Аммонитянин стоял под стенами Иависа, лучших качеств Саула было вовсе недостаточно для того, чтобы дать ему отпор. Но когда Бог благословил его, когда Бог Святым Духом зажег его, тогда он смог что-то делать. В насколько же лучшем положении по сравнению с Саулом находимся мы! Ведь на Саула Дух Святой сходил лишь по временам. А в нас – Он пребывает постоянно.

  1. Нужно иметь благодарное сердце, и помнить, что наши победы – они не наши, но Господни. Саул в сегодняшнем слове помнил это. И именно потому, как написано, царство его обновилось в Галгале.

Я молюсь, чтобы каждый из нас запомнил эту простую истину: наш Царь – это исключительно Бог. В Нем есть всё для нас. Нам не нужен никто и ничто, кроме Него Одного. И с Духом Его Святым мы победим всякие сложности, всякие неурядицы, преодолеем все вызовы.

Аминь!

(п. Ярослав)