head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Бог, который призвал Самуила” (1-я Царств 2:12-36)

БОГ, КОТОРЫЙ ПРИЗВАЛ САМУИЛА (1)

1-я Царств 2:12-36

Ключевой стих: 2:30 : "Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал [тогда]: "дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек". Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены."

Вступление

Из  предыдущих проповедей мы учились о великой вере Анны. Если вы помните, она приняла решение посвятить своего сына, которого просила у Господа на служение Ему. Бог ответил на ее молитву, и у нее родился ребенок мужского пола, как она того и просила. Сын, который родился у Анны, был назван Самуилом, что значит "услышанный Богом". Когда Самуил подрос, Анна отвела его в Храм для служения Богу во все дни жизни его. Решение Анны сдержать свое обетование Богу было свидетельством того, что она любила самого Бога намного больше, чем Его благословение. Верю, что каждый из нас научился этому важному факту!

В сегодняшнем слове  мы увидим, как воспитывали  с детства своих  детей Илий и Анна. Мы будем учиться причинам: по чему Самуил прекрасно возрастал в служении пред Господом, и какая заслуга в этом была Анны? А также: почему сыновья Илия не чтили Господа, и почему Илий допустил это? Каким благословением станут Анна и Самуил для Израильского народа? И какие трагические события произойдут в жизни Илия и его сыновей в результате компромисса со грехом?

1. Негодные сыновья  Илия

Давайте обратимся к стихам с 12 – 17, прочтем их по очереди: "12 Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа 13 и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей 14 и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом. 15 Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: дай мяса на жаркое священнику; он не возьмет у тебя вареного мяса, а дай сырое. 16 И [если] кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и [потом] возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму. 17 И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу."

Итак  писание говорит:

"Сыновья же Илия были люди негодные". В одном из толковых словарей русского языка слово "негодный" имеет следующее значение: "Такой, который нельзя использовать для чего либо. То есть непригодный". К, примеру, перфоратор для сверления дыр в асфальте не пригодный для того, что бы им закручивать винтики в ноутбуке. Если делать это – он просто сломает ноутбук. Так и сыновья Илия были непригодны для служения Господу. Все что они делали, это только разрушали работу Бога для Его народа.

Вот основные причины, почему они совершали это:

1. "они не знали Господа". Что значит "не знали Господа"? Например, я никогда не встречался с своим биологическим отцом. Я никогда с ним не общался, и у нас никогда с ним не было ничего общего. Все, что мне осталось от него – это мое отчество: "Анатольевич". Говоря проще – у меня не было личных отношений с отцом. Потому я имею право  сказать:"Я никогда не знал своего биологического отца" Так вот также, и сыновья Илии но только с Богом. Хотя они были священники, но тем не менее совершенно не имели личных отношений с Богом. Очевидно, что они не молились Богу, а потому не имели общения с Ним и не знали Его воли. У них никогда не было общего дела с Богом.

Пс 1:1-2: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, Но в законе Господа воля Его, и о законе Его размышляет он день и ночь". Воля Бога в Его законе, то есть в Его Слове. Кто постоянно размышляет и исполняет Его Слово, тот исполняет Его Волю. Кто исполняет Его Волю, тот знает Его. Увы, Офни и Финеес никогда этого не делали.

2. "не знали долга священников в отношении к народу "

Исход 29:44 : " И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне; "

Также Числа 18:7 : " И сказал Господь Аарону: "и ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти. "

Бог избрал себе Аарона и колено его отца Левия для служения в скинии собрания и жертвенника. Бог  осветил это колено и поставил их быть священниками перед  своим народом. Прежде чем приступать к служению у жертвенника им надлежало совершить ряд ритуалов в точности с тем, как это заповедовал Бог. В обязанности священника входило приносить всесожжение на жертвеннике за очищение от грехов сынов израилевых. Им было заповедано хранить себя в чистоте и святости, служа Бога в абсолютном благоговении. Однако Офни и Финеес никогда так не поступали.

3. "с вилкой в руке"

Стихи 13б-16: "Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей 14 и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник… Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: дай мяса на жаркое священнику; он не возьмет у тебя вареного мяса, а дай сырое. 16 И [если] кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и [потом] возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму."

Во  времена Аарона Бог  четко заповедал  ему, что священник  может взять себе из жертвоприношения. Исход 29: 27 – 28: " и освяти грудь приношения, которая потрясаема была и плечо возношения, которое было возносимо, от овна вручения, который для Аарона и для сынов его, – 28 и будет [это] Аарону и сынам его в участок вечный от сынов Израилевых, ибо это – возношение". Но как видим, сыновья Илии совершенно не придерживались этих святыней. Они потеряли всякую совесть, поступая нагло и безответственно. Не смотря ни на что, они приходили с вилкой в руке, опускали ее в котел или другую посудину и что накалывалось то и брали себе. Не останавливало их и то, что прежде, нежели получить свою священническую часть, надлежало сжечь тук в приятное благоухание Господу. Более того, если кто не слушал их, они угрожали и вполне возможно могли применить даже насилие. Поступки этих молодых людей был настолько мерзкими, что даже отвращали народ от жертвоприношений Господу. Это был страшный грех перед Богом.

2.Отрок  Самуил.

Давайте вместе прочтем стихи 18-19: "18 Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод. 19 Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы." В отличии от сыновей Илии, Самуил служил Богу искренне, как и надлежит то священнику. В этом слове, призвание Самуила на служение особо подчеркивается словами: "надевая льняной ефод". Во времена Аарона Бог заповедал: что для служения в собрании скинии, священник должен был облечься в специальные одежды. Одной из них был ефод. Обычно он шился из золота, из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти], и из крученого виссона. На нарамнике ефода размещались два камня имен колен израилевых, которые священник носил пред Господом. У Самуила конечно не было такого ефода, он одевал обычный тканый из льна. Однако это совершенно не мешало ему искренне служить Богу и исполнять Его волю. Фраза "служил пред Господом надевая льняной ефод" говорит нам о сердце Самуила. Самуил принял и абсолютно подчинился направление его матери Анны посвятить его жизнь в служении Богу. Он всем сердцем послушался ее, приняв это как личный призыв от Господа. Ст. 26 говорит:" Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей ".Так же важно здесь отметить Анну – мать Самуила. Мы видим, что ее любовь к Господу, ее верность, ее чистота, ее искренность пред Богом передались в наследие Самуилу. Здесь мы можем научиться, как важно родителям иметь личное посвящение себя Богу. Ведь это качество зачастую также передается на духовном уровне от родителей к детям. К примеру, раньше моя мама настолько часто переживала без каких либо на то причин за меня и мою сестру, что могла даже заболеть из-за этого. Такой дух переживания также передался и мне. В какой то момент я понял, что часто переживаю порой даже по абсолютным пустякам. Я покаялся в этом и избавился от этого. Если бы моя мама вместо переживаний больше молилась, то и ее здоровье было бы намного крепче, и я бы получил в наследие умение молиться, а не переживать. Верой я знаю, что моя мама уже не переживает, но всегда молиться. Итак, то что Самуил возрастал и служил пред Господом была далеко не последняя заслуга Анны! И как дальше мы узнаем: Бог великолепно использовал Самуила для строительства сильного Божьего государства – Израиля. Аминь!

3. Бог благословляет  Анну еще пятью  детьми

Давайте вместе прочитаем стихи 20-21: "20 И благословил Илий Елкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу! И пошли они в место свое. 21 И посетил Господь Анну, и зачала она и родила еще трех сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа." Как мы видим, Бог благословил Анну и вместо Самуила дал еще ей пятерых детей. Хочу еще раз вернуться несколько назад и обратить ваше внимание на веру Анны. Именно ее вера угодила Господу. Именно по ее вере родилось шестеро детей. Также здесь прекрасно показан всем известный закон сеянья и жатвы. Что посеет человек то и пожнет. Анна посеяла для Господа своего сына, а обрела великого помазанника Самуила и еще троих сыновей и двух дочерей. Нам есть чему учится у Анны не правда ли?

4. Илий не убедительно  увещевает своих  сыновей

Стих  22 говорит: "Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания." Писание говорит, что Илий был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами. Этот стих говорит нам о том, что духовное запустение, которое образовалось в семье Илия, приняло хроническую форму. В 23 стихе, Илий спрашивает своих сыновей: "И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа." По сути, здесь мы видим: Илий знал правду о своих детях. Он знал, что его сыновья едят не положенное с жертвенника, он знал, что они блудят и попирают святыни Бога. Он даже попытался обличить их. Однако его обличение было слишком мягким и не убедительным. Потому и не странно, что сыновья его не услышали. Последнее предложение ст. 25 говорит: " Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти ". Таким был исход служения сыновей Илия.

5. Пророчество человека  Божьего для Илии  и его потомков.

В стихах 27 28 говорится, что к Илии пришел человек Божий. Он сказал: " так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона? И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых?" Илий был из колена Левия. Как уже говорилось выше колено Левия, Господь отделил Себе в удел и поставил для служения священниками у скинии собрания и жертвенника. Священнику надлежало восходить к жертвеннику для всесожжений, совершать благовонное курение и одевать священнические одежды – ефод. При этом, поскольку сынам колена Левия не были отведены наделы земли, они имели определенное право на часть из всех сожигаемых жертв. Но, одним из важнейших требований к священнику, в свете того, что он служил у жертвенника было хранить себя в святости Богу. В Левитам 21:6 Бог говорит о священиках: " Они должны быть святы Богу своему и не должны бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу, хлеб Богу своему, и потому должны быть святы ". К сожалению Илий и его сыновья не исполняли это повеление Бога. Ст. 29 говорит: "29 Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища [Моего], и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля? " Как мы видим из этого стиха, первое в чем был обвинен Илий это то, что жертвы и хлебные приношения, приносимые Богу, попирались им, и его сыновьями. И действительно как мы уже услышали раньше, священнические отроки брали вилку и накалывали из жертвоприношений все, что им хотелось. Поскольку обвинение направленно в множественном числе то очевидно, что за эти грехи своих сыновей обвиняется также и сам Илий. То как поступали сыновья Илии, можно сделать вывод как поступал и сам Илий. Без должного трепета и благоговения возносились в всесожжения жертвы Господу. Священнический долг выполнялся как работа. Утром пошел на работу. Вечером пришел с работы и т.д. Кстати по этому поводу у меня был интересный случай: однажды я спросил у одного молодого человека : "Кем работает твой брат?" Он ответил мне : "Священником в Киево – Печерской лавре". Я сильно удивился. Я никогда не думал, что служителем Бога можно работать. Так и у Илии. Его формальное служение привело к тому, что его сыновья абсолютно не поняли кто они и к чему призваны. Сам же Илий как говорит вторая часть ст.29 утучнял себя начатками всех приношений народа Божьего. Это слово снова подчеркивает то, что Илий знал что сыновья воруют мясо из жертвоприношений. Однако фактически из-за личной выгоды не пресек это. Второе в чем обвинялся Илий это то, что Илий предпочел своих сыновей Господу. Это говорит нам о том, что Илий также не имел глубоких личных отношений с Богом. Духовно Илий был в серьезном упадке. Он поступал морально, гуманно, но отнюдь не духовно. Когда человек начинает поступать по морали он обязательно начнет допускать компромиссы с грехом. Наше время прекрасно это показывает. Илий в своем сердце поставил на первое место своих сыновей, и это привело к тому, что сыновья его погибли, и сам он умер трагической смертью, а на его род было возложено проклятие. Бог поругаем, не бывает, что посеет человек то и пожнет. Илия посеял в плоть, а потому пожал смерть и проклятие.

6. Я прославлю прославляющих  Меня, а бесславящие  Меня будут посрамлены

Давайте вместе прочтем ключевой стих сегодняшней  проповеди: : 2:30: " Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал [тогда]: "дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек". Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены. "

Этот  стих несет в себе основной смысл всего  слова, на котором  основана сегодняшнюя проповедь. Мы увидели с вами две семьи, которые по – разному сделали свой выбор в отношении Бога. Анна и Самуил последовали за Богом, избрав путь повиновения и исполнения воли Божьей. Илий и его сыновья пошлю другим путем. Они жили по плоти, потакая своим похотливым желаниям. Анна имела глубокие отношения с Богом, что также и передалось ее сыну Самуилу. Илий жил, допуская компромисс с грехом, что еще в боле острой форме отразилось у его сыновей. Самуил стал пророком Бога, через которого Господь воцарил самого успешного царя Израиля Давида. Илию было предсказано трагическая смерть его сыновей, а также проклятие возложенное на его потомков. Бог говорит: " ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены." Бог справедливый Бог. Все кто прославляют буду прославлены, но те которые бесчестят Его будут посрамлены.

  Каждый из нас также является служителем Богу Живому. Библия говорит, что наши тела есть жилище для Духа Святого. В наших сердцах живет Иисус Христос. И нам всегда следует помнить: Бог прославляющих Его, прославляет, но бесславящие Его будут посрамлены.

Что значит для нас  прославлять Бога или бесславить Его. Во свете сегодняшнего слова мы видим, чем  Анна и Самуил прославляли  Бога:

1. абсолютно верили  в Его суверенитет  и принимали Бога  как Бога и слово Бога как слово Бога. Хотя и у Анны, и у Самуила было много возможностей оправдать себя и не служить Богу, но Анна исполнила обет, привела Самуила в храм, а Самуил одел льняной ефод и служил Господу. Самуил не брал пример со старших служителей в храме, а имел личную веру. Он знал Господа и знал долг священника по отношению к народу. Самуил не рассматривал служение как возможность получения личной выгоды и обогащения, а служил Богу ради самого Бога.

2. Анна воспитывала  сына по слову  Бога и в посвящении  Богу, а не гуманистично потакая его желанием. Она решила отдать сына – и ни его возможные слезы и обиды, ни ее личная печаль из-за разлуки с сыном не помешали этому. Анна была последовательна, поэтому Самуил научился порядку в жизни. В отличие от Анны, Илий не дисциплинировал своих сыновей, наверное, он последовательно не воспитывал их. Поэтому даже когда отец ругал Офни и Финееса и говорил такие страшные слова о суде Бога, сыны думали, что это шутка и не воспринимали слова отца всерьез. В свою очередь, Илий не отстранил их от служения, а просто побранил и пустил на самотёк.

3. Анна любила больше  Бога, чем сына. Как уже неоднократно подчеркивалось, у Анны была 101 причина не отдавать сына в храм, а воспитывать его самой. Однако она исполнила обет, который дала Господу. Этим она показала, что любит Бога больше, чем сына. А Илий поставил своих сыновей выше Бога. Для нас любить Бога всем сердцем – это постоянная борьба. Так приятно любить жену или мужа, детей, родных, и так неприятно поступать с ними по истине и ставить Бога выше их. Однако в этом и заключается парадокс. Если мы любим Бога больше, поступаем по истине в отношении с нашими родными, тогда мы будем благословлены и защищены самим Богом, и наш род будет в благословение. Если же мы любим свою семью больше Бога,  если не доверяем, что Бог позаботится о наших ближних, если покрываем истину ложью ради своей выгоды, то это приведет к проклятию в нашей семье. Бог есть Бог ревнитель, и Он не отдаст своей славы тем, кто порочит Его имя, чье сердце не полностью предано Ему. Поэтому Он говорит "Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены". Чтобы быть благословенными, мы должны прославлять Бога своей жизнью  и любить Его всем сердцем.

Если  мы идем на компромисс с грехом в угоду  своим плотским желанием, допускаем гордость, лицемерим, поступая в церкви по одному, а на работе совершенно по другому, не проявляем должной любви к ближнему, то порочим Имя Бога.

Давайте снова обновим  наши сердца в покаянии и исполнимся абсолютной любовью Господа, что бы непорочно являть нашего Бога этому миру.

(п. Джентельмен)