head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Давид и Голиаф” (1-я Царств 17)

ДАВИД И ГОЛИАФ

1-я Царств 17

Ключевой стих 45-47 : "А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши."

Наверное, вы все знаете, о чем сегодняшняя проповедь. Маленький Давид победил гиганта Голиафа. Современные Голливудские боевики в той или иной форме пытаются изобразить подобные победы. Но как мы можем одержать победу над теми вещами в нашей жизни, которые сильнее нас? Давайте научимся у Давида секрету его победы.

1. Голиаф

Между Филистимлянами и Израильтянами продолжались военные действия. Только теперь враги выбрали другую тактику. Они стояли на горе, а Израильтяне на другой горе, и между ними была долина. Филистимляне хорошо сражались на равнинах, у них для этого были колесницы. В горах же они терялись. Недавно Ионафан вдвоем с оруженосцем убили на пересеченной местности 20 человек. Поэтому филистимляне не хотели идти на гору, а Израильтяне не спешили спускаться в долину. Тогда Филистимляне решили устроить шоу. Прочитаем стихи 4-7:

4 И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он – шести локтей и пяди.

5 Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его – пять тысяч сиклей меди;

6 медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его;

7 и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец.

Рост Голиафа был примерно 2 метра 89 см. Для сравнения, сейчас самый высокий человек на земле проживает в житомирской области, его рост 2 метра 55 см., а вес 200кг. Он мог бы попасть в Книгу Рекордов Гиннеса, но из-за своей скромности отказался. Голиаф был почти на полметра выше его и, к тому же, скромностью не отличался. Он был не просто высоким, но с юности тренированным спортсменом и солдатом. Одного его вида хватало, чтобы вселить страх в любого. Его броня весила около 57 кг., только наконечник копья около 7 кг. Одним словом, железо, которое он на себе носил, было чуть ли не тяжелее любого израильского воина. И еще что-то носил за ним оруженосец. Что же стал делать этот человек? Посмотрите стихи 8-10:

8 И стал [он] и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне;

9 если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам.

10 И сказал Филистимлянин: сегодня я посрамлю полки Израильские; дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем.

Голиаф предлагал биться один на один. В древнем мире это практиковалось часто. Две армии выставляли своих самых сильных воинов, и исход поединка решал дело. Считалось, что это боги дали победу. Поэтому, найдя в своих рядах такого мощного парня, филистимляне решили, что их боги точно победят. Как известно, самым высоким и крепким из Израильтян был царь Саул, и, наверняка, Голиаф ожидал, что именно Саул выйдет на поединок. Но Саул спокойно сидел под дубом, делая вид, что он тут ни при чем.

Голиаф не просто предлагал поединок. Он вел пропаганду. Он говорил: «я — свободный филистимлянин, а вы — рабы Саула!», а также утверждал, что он посрамит полки Израильские. Естественно, что Саул, а за ним и все его подданные, испугались и ужаснулись. Израильтяне не знали, что делать, никто не хотел умереть преждевременно. Если бы кого-то из них упрекнуть в трусости, он бы ответил: «Я не трус! Но я боюсь…». Поступить не так, как предлагает враг, тоже не могли — ведь они так стремились стать «как прочие народы». Когда испугался даже царь, остальные тем более не могли найти в себе смелости.

Посмотрите стих 16:

16 И выступал Филистимлянин тот утром и вечером и выставлял себя сорок дней.

Гитлер говорил, что если ложь говорить достаточно часто и достаточно громко, то ей поверят. Черная PR-акция Голиафа длилась 40 дней. За все это время Израильтяне начали думать, что они рабы Сауловы, а не рабы живого Бога, и поэтому не сделали абсолютно ничего, чтобы обрести победу. Филистимляне тоже ничего не делали, но морально они уже победили. Наверняка, за 40 дней корреспонденты самых крупных газет уже успели настрочить статьи, озаглавленные примерно так: «Один человек победил Израильскую армию», или «Техническое поражение войска Саула». Эта весть расползлась по окружающим народам, и все начали сочинять анекдоты о трусливых Израильтянах. Даже если бы оказалось, что Голиаф не настоящий, а переодетый карлик на ходулях, в духовной сфере он нанес урон, эквивалентный ядерной бомбе.

Мы сейчас тоже находимся в состоянии духовной войны. Это не война мечей и выстрелов, а война мыслей и духа. И тут важно, какие слова мы слушаем: слова врагов или слова Бога. Наши голиафы ходят перед нами и повторяют: «Ты не можешь победить!». Когда христианин допускает и принимает мысль, что он не может победить искушение, он получает поражение и имя Божье бесславится. Когда христианин стыдится Христа, чтобы другие не посчитали его смешным и глупым, он получает поражение и имя Божье бесславится. Такие христиане не понимают, какую огромную привилегию получили, и стыдятся того, чем надо хвалиться. Такие люди чувствуют себя лузерами, и думают, что это Бог их такими сделал. Но это не так. Бог ради нас даже Сына Своего не пожалел, тем более Он даст нам все необходимое для жизни и благочестия. Давайте посмотрим несколько мест из Писания.

3 Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, …

7 и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча;

8 пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча;

Левит 26:3, 7-8

Как видим, Бог обещал, что поступающие по Его заповедям будут побеждать. И пока Израильтяне слушались Бога, так и происходило:

9 Господь прогнал от вас народы великие и сильные, и пред вами никто не устоял до сего дня;

10 один из вас прогоняет тысячу, ибо Господь Бог ваш Сам сражается за вас, как говорил вам.

11 Посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего.

Иисус Навин 23:9-11

Одного такого человека достаточно, чтобы прогнать тысячу. Но теперь они не могли справиться с одним. Это случилось, потому что они не старались любить Господа Бога. Они получили себе царя и успокоились, думая, что царь теперь им все обеспечит. Царь не обеспечил победы над Голиафом, поэтому в их сердце поселился страх, переживание, отчаяние, жалоба на судьбу. С народом Божьим не должно быть так. Чтобы побеждать в духовной битве, нам нужно изменить свое мышление. Нам нужно не слушать ложь, которую приносит отец лжи диавол, а слушать слово Божье и доверять ему. Мы должны стараться любить Господа и помнить, какие мощные обещания Он дал нам.

2. Давид

Хотя действующим царем был Саул, Господь уже отверг его за его непослушание и избрал другого царя — мальчика по имени Давид. Давид спокойно пас овец своего отца, но тут Господь привел его в самую гущу событий. Давид был помазан Господом. Это символизировало помазание Духа Святого. Чтобы побеждать голиафов в наше время, тоже нужен человек, помазанный Духом Святым. И слава Богу, Бог обещал дать Духа Святого всем, просящим у Него.

Прочитаем стихи 17-22:

17 И сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушеных зерен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям;

18 а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику и наведайся о здоровье братьев и узнай о нуждах их.

19 Саул и они и все Израильтяне [находились] в долине дуба и готовились к сражению с Филистимлянами.

20 И встал Давид рано утром, и поручил овец сторожу, и, взяв ношу, пошел, как приказал ему Иессей, и пришел к обозу, когда войско выведено было в строй и с криком готовилось к сражению.

21 И расположили Израильтяне и Филистимляне строй против строя.

22 Давид оставил свою ношу обозному сторожу и побежал в ряды и, придя, спросил братьев своих о здоровье.

По прошествии 40 дней отец Давида послал его на место военных действий, чтобы отнести паек трем старшим братьям, попавшим под мобилизацию. Давид был младшим из восьми братьев, ему было лет 16, только паспорт получил. О нем говорится, что он был крепким парнем, человеком воинственным. Но, тем не менее, он был еще подростком. Придя к обозу, он положил передачку в холодильник и побежал на поле боя. В это время войско готовилось к сражению при помощи крика. Таким образом Давид узнал о проблеме, с которой столкнулась израильская армия. Прочитаем стихи 23-25:

23 И вот, когда он разговаривал с ними, единоборец, по имени Голиаф, Филистимлянин из Гефа, выступает из рядов Филистимских и говорит те слова, и Давид услышал [их].

24 И все Израильтяне, увидев этого человека, убегали от него и весьма боялись.

25 И говорили Израильтяне: видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля. Если бы кто убил его, одарил бы того царь великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным в Израиле.

При виде Голиафа Израильское войско переставало воинственно кричать. А когда Голиаф подходил к строю и тыкал кого-то пальцем в живот, воины в ужасе отбегали назад. За победу над Голиафом царь назначил отличную награду: много денег, принцессу в жены и главный приз — упрощенная система налогообложения для всей семьи. Тем не менее, люди не рвались в бой, скорее рвались в другую сторону. Давид, услышав все это, начал расспрашивать детальнее. Что же так привлекло внимание Давида? Деньги? Или жениться хотел? Давайте посмотрим стих 26:

26 И сказал Давид людям, стоящим с ним: что сделают тому, кто убьет этого Филистимлянина и снимет поношение с Израиля? ибо кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живаго?

Давид сразу выделил главный момент в этой ситуации. Голиаф позорил народ живого Бога, и это нужно было прекратить. Давида возмутило то, что филистимлянин позорит Бога, а никто ему не может возразить. Он любил Бога и поэтому не мог быть равнодушным зрителем. Каждый из нас должен подумать: люблю ли я Бога так, как Давид? Когда я слышу имя Бога, задевает ли это струну в моем сердце?

Вероятно, расспросы Давида задели больное место его брата Елиава. Но Давид все равно продолжал расспрашивать.

27 И сказал ему народ те же слова, говоря: вот что сделано будет тому человеку, который убьет его.

28 И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение.

29 И сказал Давид: что же я сделал? не слова ли это?

30 И отворотился от него к другому и говорил те же слова, и отвечал ему народ по-прежнему.

Елиаву, наверное, было стыдно своего страха, поэтому он обвинил Давида во всем, что смог придумать. Но Давид ответил, что это все болтовня. Его больше интересовало решение проблемы, а не то, что о нем говорят. Это замечательная черта Божьих слуг. Когда Неемия строил стену Иерусалима, враги тоже много на него наговаривали, а он отвечал только: «Я занят», и продолжал дело. Если вас сильно интересует, что о вас скажут, то вы ближе к Саулу, а не к Давиду.

В конце концов речи Давида так всех замучили, что на него донесли Саулу. Посмотрим стихи 31-37:

31 И услышали слова, которые говорил Давид, и пересказали Саулу, и тот призвал его.

32 И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.

33 И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей.

34 И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада,

35 то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его;

36 и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго.

37 И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою.

Возможно, расспрашивая Израильтян, Давид надеялся поднять их дух и вернуть им веру в победу. Но когда никто не расшевелился, а его «сдали» царю, Давид твердо решил сам идти в бой. И тут мы видим большую разницу в мышлении нынешнего царя Саула и будущего царя Давида. Они видели и слышали одни и те же вещи, но воспринимали их совершенно по-разному. Саул мыслил так же, как и остальные Израильтяне: «Что я могу сделать против Голиафа?». Давид мыслил иначе: «Что может сделать этот Голиаф против Бога?». Все подставляли в уравнение «Я» – и получали в результате поражение. Давид в то же уравнение подставлял Бога — и получил в итоге победу.

Саул мыслил абсолютно правильно и логично: Давид еще юноша, а Голиаф — опытный воин, к тому же совсем в другой весовой категории. Поэтому у Давида нет никаких шансов. Давид тоже мыслил логично: Голиаф всего лишь человек, а Господь — всемогущий Бог. Поэтому у Голиафа нет никаких шансов. Таким образом, у каждого были основания для их веры: у Саула — физические, у Давида — духовные. Саул дрожал от страха, а Давид был смелым и решительным. Когда все побеждены отчаянием, человек, имеющий веру в Бога, становится тем, от кого все зависит. Подобное произошло и с ап.Павлом, когда корабль, на котором его везли на суд, попал в бурю. Павел из узника превратился в самого главного человека в команде, потому что верил в Божье провидение и не потерял надежду.

Хотя Давид был молод, он не был слабым. Когда мы читаем стихи 34,35, то перед нашими глазами появляется герой, убивающий львов и медведей перед утренней чашкой кофе. Но до Голиафа ему все равно было далеко. Он не мог победить его своими силами. Но Давид начал вспоминать и свидетельствовать вслух, что это Господь давал ему победу над дикими зверями, и таким образом укреплял веру других и свою веру в победу. Чем больше он свидетельствовал, тем крепче становилась его уверенность. Когда мы помним, что Господь уже сделал для нас, тогда мы можем с верой смотреть на новые испытания. Надо помнить и говорить. Вера от слышания, поэтому если вам не хватает веры, надо говорить вслух о том, на что способен Господь.

Давид был уверен, что с Голиафом будет то же, что и со львом и с медведем, потому что это тот же самый враг в другом обличии. Дьявол иногда ходит как рыкающий лев, иногда как голиаф, но он всегда стремиться посрамить имя Божье, украсть, убить и погубить Божьих людей. Давид с детства привык побеждать дьявола, полагаясь на Бога, и поэтому был уверен, что и сейчас Бог даст победу.

Прочитаем стихи 38-40:

38 И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню.

39 И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык [к такому вооружению]; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя.

40 И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина.

Саул попытался вооружить Давида, но тот отказался. Он не привык к тяжелому вооружению, которое только мешало бы ему. Он воспользовался тем, в чем хорошо разбирался — камнями и пращей. Здесь мы видим, что вера должна быть практичной. Мы не должны делать глупости, ожидая, что Бог это использует. Мы должны со своей стороны делать все лучшее, что можем и умеем, а Бог добавит то, чего мы не можем. Например, чтобы играть на музыкальном инструменте, надо не только молиться, но и репетировать. Когда мы делаем все, что в наших силах, мы этим показываем, что действительно желаем достичь результата.

3. Победа

Как мы увидели, Давид уже одержал одну победу. Он победил в духе страх и неверие. Теперь мы подошли к самой кульминации этой главы — битве с Голиафом. Прочитаем стихи 41-45:

41 Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его.

42 И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем.

43 И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами.

44 И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым.

Увидев, кого выставили на поединок Израильтяне, Голиаф обиделся. Он проклинал и запугивал Давида. Он увидел из оружия у Давида только посох. Но он не увидел еще две вещи. Посмотрим стихи 45-47:

45 А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил;

46 ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле;

47 и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.

Первое, что не заметил Голиаф — это праща. Второе — это то, что Давид был не один. Голиаф вышел на бой с целью показать свою силу. Давид шел не для того, чтобы показать свою силу, а для того, чтобы показать всем живого Бога. Он шел не чтобы эффектно подраться, а чтобы убить Голиафа, позорившего Бога. Вот секрет уверенности Давида: Давид действовал не в свое имя, а во имя Бога, не своею силою, а силою Бога. Когда мы действуем ради себя, есть много причин для переживания. Но когда мы действуем для Бога, мы уверены, что результат в Его руках.

Прочитаем стихи 48-53:

48 Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.

49 И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.

50 Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.

51 Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.

52 И поднялись мужи Израильские и Иудейские, и воскликнули и гнали Филистимлян до входа в долину и до ворот Аккарона. И падали поражаемые Филистимляне по дороге Шааримской до Гефа и до Аккарона.

53 И возвратились сыны Израилевы из погони за Филистимлянами и разграбили стан их.

Голиаф полагался на силу и оружие. Но это его не спасло. Мы так часто полагаемся на мирские вещи, например, деньги, но они не дают нам гарантий, и один камень в лоб может все разрушить. Надо уповать не на вещи, а на Бога. У Давида даже не было меча. Пришлось одолжить у оруженосца Голиафа и отрубить Голиафу голову. Это решило ход всей битвы. Филистимляне бежали, а Израиль праздновал победу.

Интересно, что Саул не узнал Давида, хотя Давид регулярно играл ему музыку, чтобы отгонять злого духа. Для Саула Давид был просто граммофоном, он с ним не общался. Тем не менее, Бог видел Давида и был с ним, потому что его сердце было преданно Богу.

Из этого отрывка мы можем научиться, что Бог сильнее всех и что Он дает победу. Я раскаялся, что часто сдаюсь, даже не попробовав победить. Мне нужно больше обращать внимания не на то, какие препятствия стоят, а на то, какой цели желает достичь Бог. Если Бог ставит цель, Он ее достигает.

В наших умах идет война. Все зависит от того, какие мысли мы принимаем, а какие отвергаем. Грех кажется непобедимым. Безбожие современного общества кажется слишком сильным. Но мы должны слушать не хулительные крики этого мира, а слово Бога. Христос уже победил грех. Всякий, верующий в Него, спасен от греха. Всякий, верующий в Него, получает Святого Духа и силу быть свидетелем Иисуса Христа. Мы должны помнить эти обещания и наполняться не страхами и переживаниями, а Святым Духом. Нам надо научиться не только говорить словами, но в ежедневной жизни полагаться на обещания Бога и слушаться Его слов. Мы должны совершить в этой стране пробуждение — не потому, что мы такие крутые, а во имя Господа, Бога Израилева.

В заключение еще раз прочитаем ключевые стихи:

45 А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил;

46 ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле;

47 и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.

(п. Ной)