head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Давид и Ионафан” (1-я Царств 18-20)

ДАВИД И ИОНАФАН

1-я Царств 18-20

Ключевой стих 18:1 : "Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу"

«Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской» (2Цар. 1:26).

Эти слова из плачевной песни Давида, составленной по случаю трагической кончины его друга, я ставлю их эпиграфом к общему изучению истории дружбы двух мужей божьих: Давида и Ионафана, как пример для подражания настоящей братской дружбы и любви.

Итак, сегодня мы рассмотрим слово о дружеских отношениях Ионафана и Давида! И разбирая это слово, будем учиться главным духовным принципам, которые были основанием столь по-настоящему глубокой и крепкой дружбы этих двух мужей.

1. Начало дружбы Ионафана с Давидом

Их знакомство состоялось в Сокхофе, в воинском стане, в долине дуба, где в героическом поединке Давид сразился с Голиафом и камнем из пращи умертвил его.

Решительность, мужество и отвага юного пастуха овец с вифлеемских полей привлекли внимание сына Саула. Ионафан увидел в Давиде что-то невероятное, пожалуй, с точки зрения обычного человека: сумашедшее. Но это что-то было также знакомо и весьма близко самому Ионафану. Да, Он увидел в Давиде веру в Живого Бога Саваофа, Бога воинств Израильских. Вспомните самого Ионафана, как он, рискуя жизнью, вдвоем со своим оруженосцем и Господом на устах вступил на вражескую территорию и поразил двадцать воинов филистимских. Именно неустрашимая вера и храбрость юного Давида так изумили и восхитили Ионафана, что он проникся к Давиду глубоким уважением, захотел иметь дружбу с ним, потому что и сам был таким.

Ст 18:1: "Когда кончил [Давид] разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу. "

Ионафан нуждался в друге, который разделял бы те же ценности, что и у него самого. Он видел, как Бог вначале удивительно использовал его отца Саула. И на первых порах он был очень близок с отцом. Но со временем его отец отошел от Господа, и очевидно, их взгляды стали совершенно разными. Как мы видим, Ионафан был прежде всего духовным человеком, и потому искал себе такого же друга. Им стал Давид. Их сблизила не только мужество, храбрость и отвага, которые были присущи им обеим, но вера, преданность Богу и любовь к Его делу.

Как замечательно определяет Библия это духовное родство: «прилепилась»! Это слово означает больше, чем просто привязанность. В переводе аналогичного стиха в NIV с английского на русский, он звучит так:"После того как Давид закончил разговаривать с Саулом, Ионафан стал одним в духе с Давидом, и он полюбил его как себя". "стал одним в духе" – это показатель глубины взаимоотношений, когда человек преодолевает личный эгоизм и полностью предоставляет себя другу. Только Дух Святой, который был в Давиде и Ионафане, мог настолько глубоко объединить их. Святой Дух помогает нам преодолеть эгоизм и мелочность и любить другого, как самого себя.

(Вместе прочтем) Ст 18:3-4: "Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой. "

Ионафан, движимый Божьим Духом, заключает с Давидом союз и в знак верности и прочности их дружбы дарит ему все лучшие вещи из своего облачения. Какой красивый пример истинного братолюбия! Царский сын оказывает свое благоволение простому пастуху, обменивается с ним одеждой и утверждает дружбу ценными подарками. В то время из всего войска израилевого только Саул и его сын Ионафан имели мечи и копья. Передача Ионафаном своих одежд и оружия Давиду означает не только его доброе отношение к нему, но и то, что сын Саула видит в Давиде Божьего избранника, которому суждено сменить на престоле его отца.

Подобно и Сын Божий отдал нам всего Себя. Оставив небо, сошел на землю, и принес Себя в жертву, называя нас своими друзьями. Стих Иоан.15:13: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Иисус явил к нам высшей степени любовь и дружбу, дав нам Свои одежды праведности, что бы мы стали царскими сынами в Доме Небесного Отца. Не так ли должны поступать и мы по отношению друг к другу? Дарить, как Ионафан Давиду, все самое драгоценное своему ближнему, являя миру любовь и дружбу Христа в действии.

2. Давид во всех делах своих поступал благоразумно, и Господь [был] с ним В ст 18:5 говорится, что Господь был с Давидом и он действовал благоразумно везде, где бы не находился. Во всех его военных компаниях Бог давал Давиду победу. Его успешные походы впечатлили самого Саула, и тот назначил Давида военачальником своего войска. Однако в какой-то момент ситуация кардинально изменилась. Свое слово сказали женщины израильские. Ст 18:6,7: "Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!" После сего Саул сильно огорчился, говоря: "Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячу" и с того дня и потом смотрел Саул на Давида подозрительно. Здесь мы видим, что Саул был очень гордым и амбициозным. Эти качества мгновенно взыграли в нем, когда он услышал, что говорили женщины. Его чувствительность к похвале говорит о том, что он был ориентирован на обычные человеческие ценности: признание от людей. Также мы видим, что Саул имел, как ни странно, комплекс неполноценности. Возгласы женщин заставили его сравнивать себя с Давидом. Он снова привязывается к обычным человеческим суждениям, огорчаясь тем, что ему дали всего лишь тысячу побежденных. Все, что он ценил, это мнение и признание людей. Безусловно, здесь и речи не может быть о его духовности. Каждый из нас должен быть внимательным, что бы не попасть в искушение которые могут придти через людскую похвалу. Это ценности этого мира, и мы знаем, что их навязывает не кто иной, как сатана. В ст 18:10-16 Писание говорит, что зависть Саула перерастает в злость и страх перед Давидом. Говорится, что на Саула напал злой дух, и он бесновался в доме своем. В тот момент по обычаю Давид играл ему на струнах, чтобы успокоить его. Саул схватил копье и бросил в Давида. Тот уклонился. Зло, которое разъедало Саула изнутри, привлекает еще большее зло. Его зависть привлекла злого духа, и Саул стал им порабощен. В то же время Бог пребывает с Давидом и хранит его от всяких грязных нападок сатаны. Здесь мы можем учиться простой истине: если мы верны Богу, сатана не в силах навредить нам. После того как Бог сохранил Давида от копья Саула. Саул еще больше стал бояться Давида потому, что видел, что Господь с Давидом, а от него отступил. В панике он разжаловал Давида до уровня тысяченачальника и удалил его от себя. Страх Саула перерос в паранойю. Теперь он только и думал, как убить Давида. Он прокручивает разные варианты, в том числе: женить Давида на его старшей дочери, которая будет сетью для него, однако отказывается от этой идеи. Но, узнав, что его младшая дочь Мелхола, полюбила Давида он с мыслями: "отдам ее за него, и она будет ему сетью, и рука Филистимлян будет на нем" решается сделать Давида своим зятем. Прежде послав его в филистимский стан, чтобы тот принес ему двести краеобрезаний, желая через это задание погубить Давида. Но Давид действовал благоразумно, и Бог был с ним. Он успешно выполнил эту задачу и сделался царским зятем. То, что Давид стал царским зятем, только усилило злость Саула, и он предпринимает попытку убить его в его доме. В 19 главе мы также узнаем, что Мелхола спасает Давида от гибели, рассказав ему о помыслах ее отца.

3. Ионафан и Давид, их дружба В 19 главе Саул не оставляет своего злого желания погубить Давида. В 1м стихе он прямо заявляет своему сыну Ионафану и своим слугам о том, что хочет умертвить Давида. Ионафан решительно встал на его защиту (1Цар. 19:4-5). Его смелые, откровенные, благоразумные слова на какое-то время остановили Саула в злом умысле. Казалось, что после его предостерегающих слов Саул преодолеет свою неприязнь, а отдавая за Давида свою дочь, даже ищет с ним родства и искренней дружбы. Но вскоре Ионафан убедился, что это было очередным лукавством отца, который не перестает строить козни и вынашивать планы убийства. Подозрения подтвердились, когда в один из дней Саул метнул в Давида копье. Из 20 главы мы узнаем, что Давид приходит к Ионафану, прося его о помощи и защите. Ст. 1Царств 20:1 говорит : " Давид убежал из Навафа в Раме и пришел и сказал Ионафану: что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей? " Давид был в большой печали. Он не понимал, за что Саул пытается его умертвить. То, что Давид пришел к Ионафану, говорит нам о том, что он доверял ему и мог положиться на него. Давид просил Ионафана, чтобы тот отпустил его, если намерения Саула убить его снова подтвердятся. Стихи 1Царства 20:5-7 говорят об этом: "И сказал Давид Ионафану: вот, завтра новомесячие, и я должен сидеть с царем за столом; но отпусти меня, и я скроюсь в поле до вечера третьего дня Если отец твой спросит обо мне, ты скажи: "Давид выпросился у меня сходить в свой город Вифлеем; потому что там годичное жертвоприношение всего родства его". Если на это он скажет: "хорошо", то мир рабу твоему; а если он разгневается, то знай, что злое дело решено у него". В тот день Ионафан и Давид заключили завет верности друг с другом. Ионафан пообещал обязательно известить Давида о желаниях Саула тем способом, о котором они условились. В наступления праздника новомесячия царь сел на своем месте, по обычаю, на седалище у стены, и Ионафан встал, и Авенир сел подле Саула; место же Давида осталось пустым. И не сказал Саул в тот день ничего, ибо подумал, что это случайность, что [Давид] нечист, не очистился. Но на второй день новомесячия место Давида снова было пустым. Тогда сказал Саул сыну своему Ионафану: почему сын Иессеев не пришел к обеду ни вчера, ни сегодня? Ионафан ответил Саулу, как и просил его Давид. Он сказал, что Давид выпросился у него проведать своих родных и вместе с ними провести жертвоприношение. Ст 30 говорит: "Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал ему: сын негодный и непокорный! разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей?" И метнул в него копье. После сего Ионафан понял, что желание Саула умертвить Давида не угасло, но еще стало большим. В стихах с 35 по 40 Ионафан с помощью своего оруженосца дает знак Давиду о намерениях Саула убить его. В стихах 41-42 мы видим прощание Ионафана и Давида давайте вместе прочтем их: "Отрок пошел, а Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более. И сказал Ионафан Давиду: иди с миром; а в чем клялись мы оба именем Господа, говоря: "Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим", то да будет на веки. И встал [Давид] и пошел, а Ионафан возвратился в город".

Как удивителен промысел Божий: из того дома, откуда возникло гонение на Давида, Бог, заранее все предусмотревший, воздвигает ему опору и утешение в лице царского сына Ионафана. Как уже мы говорили Давид и Ионафан, стали хорошими друзьями, потому что имели один дух, который объединял их. Чтобы более глубоко понять это, необходимо чуть шире посмотреть на личность Давида и Ионафана именно в контексте сегодняшнего слова, в чем именно была их общность.

Итак, каким был Давид как личность?

Как мы видим все то время, что Давид находился на службе у Саула, он ни разу не позволил себе превознести себя выше царя Саула и его Сына Ионафана. Когда Саул посылал Давида для выполнения любого задание, он неукоснительно исполнял его, часто подвергая свою жизнь опасностям. Даже после того, как дважды Саул швырнул в него копье, он не позволил себе отомстить Саулу в ответ. Также Писание говорит, что Господь везде был с Давидом: внимал его молитвам, защищал от врагов, и делал его благоуспешным во всяком деле.

Бог растил в нем мужество веры, зрелость духа, способность опираться всецело на Него, умение вести духовные войны. Все это очень нелегко. Но в этих великих испытаниях Бог тренирует Давида, готовя его к тому, чтобы не просто руководить израильским царством, но быть мужем по сердцу Бога.

В таких трудностях от гонений Саула Давид мог потерять веру, забыть помазание Самуила на царство и надолго впасть в уныние. Но Давид не из тех людей, кого легко сломить. Он не только терпеливо переносит свои лишения, но становится в них благословением для других людей вокруг него.

Каким был Ионафан?

В период гонений от Саула Бог явил Давиду поддержку и отраду через Ионафана, который был для него, как брат. Его инициативная искренняя дружба с Давидом открывает нам хороший пример для подражания. Именно Ионафан первым сделал шаги к такой дружбе. Заключая союз с Давидом, он в знак подтверждения этого дарит Давиду свои царские одежды и оружие. Он, преодолевая всякий страх, с опасностью для жизни трижды защищает Давида и раскрывает ему заговор отца. Оберегая Давида от гнева и угроз Саула, Ионафан навлекает этот гнев на себя: копье, предназначенное для Давида, летит в него. Но и это не останавливает Ионафана в его дружбе. В основание своей дружбы Ионафан ставил авторитет Бога. В стихе 1 Царство 20:13 он обещает предупредить Давида об опасности и благословляет его именем Бога. Также в последней встрече Ионафан ободряет своего друга упованием на Господа.

Анализируя качества характера Ионафана и Давида, мы видим что, это были храбрые сердцем мужи Божие, имеющие живую веру в Бога Саваофа и готовые положить свою жизнь друг ради друга. Венцом их отношений становится завет, который они заключили перед уходом Давида. В этом завете Давид и Ионафан клянутся друг другу в верности, обещают помощь и защиту и благословляют Божиими благословениями. Этот завет искренней дружбы простирается уже на их потомство — детей и внуков. Это был завет дома Давидова с домом Ионафана

Давайте вместе прочитаем этот завет 1Цар. 20:12-17: "И сказал Ионафан Давиду: жив Господь Бог Израилев! я завтра около этого времени, или послезавтра, выпытаю у отца моего; и если он благосклонен к Давиду, и я тогда же не пошлю к тебе и не открою пред ушами твоими, пусть то и то сделает Господь с Ионафаном и еще больше сделает. Если же отец мой замышляет сделать тебе зло, и это открою в уши твои, и отпущу тебя, и тогда иди с миром: и да будет Господь с тобою, как был с отцом моим! Но и ты, если я буду еще жив, окажи мне милость Господню. А если я умру, то не отними милости твоей от дома моего во веки, даже и тогда, когда Господь истребит с лица земли всех врагов Давида. Так заключил Ионафан завет с домом Давида [и сказал]: да взыщет Господь с врагов Давида! И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему, ибо любил его, как свою душу."

На примере завета Ионафана с Давидом Бог учит нас истинному братолюбию и верности. 1Пет. 1:22: "Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца". Завет сердечного и нелицемерного братолюбия и верности Господу и друг другу надо чаще обновлять «послушанием истине», как обновляли его Давид и Ионафан. Об этом неоднократно напоминается в Писании.

Трогательная дружба Ионафана и Давида ободряет тех, кто потерял веру в дружбу и верность людей, разочаровался и чье сердце тоскует в одиночестве. Их дружба учит нас тому, что и выбор друзей, и преданность друзей во многом зависят от нас самих. Дружелюбие и инициативность — великие качества. Обладая ими, человек не будет коротать жизнь в одиночестве. Пр. 18:25: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным, и бывает друг, более привязанный, нежели брат».

А если в нашей церкви пример дружбы подобной той, которая была у Ионафана и Давида? Как по мне, есть, и их много. п. Олена часто рассказывает мне о своих дружественных отношениях с м. Марией. М. Мария пригласила Олену жить в свой дом, проводила с ней время, дарила ей подарки, учила водить ее машину, угощала едой, кормила словом Бога. Проще говоря, она инициативно делала все, чтобы их дружба была крепкой и искренней. Еще одним примером настоящей дружбы была одна сестра в общей жизни сестер – п. Руфь. Как рассказывала мне п. Олена, п. Руфь много служила сестрам приготовлением еды, уборкой, ночью после работы вязала для них носки, проводила с ними время в общении и строила отношения. Иногда на последние деньги она покупала сестрам угощение. Также и наши миссионеры оставили свою родину, свою культуру и приехали к нам, терпя трудности и страдания, служили нам, стремясь создать прекрасный сосуд Духа Святого и явить настоящую Дружбу и любовь Иисуса. Более всего, Сам наш Господь Иисус пришел в этот мир, положил Свою душу ради нас, чтобы стать для нас истинным другом. «Нет больше той любви, — сказал Иисус, — как если кто положит душу свою за друзей своих» (Мф. 15:13). Таким был наш Спаситель, такими были Ионафан, Давид и множество других. Такими можем стать и мы, если захотим этого от всего сердца и приложим к этому старание. Именно через инициативную дружбу и любовь мы можем явить этому миру Иисуса, ведь Господь говорит "По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою".

Вывод.

Через сегодняшнее Слово мы учились следующим фактам:

1. Настоящая дружба рождается там, где есть инициатива дружить. Мы видим, как Ионафан первым строит отношения и в знак своей дружбы дарит Давиду свои одежды и оружие;

2. Настоящая дружба есть там, где друзья имеют один дух. Ионафан и Давид имели Духа Божьего, который так сроднил их;

3. Настоящая дружба там, где есть общая вера и общие ценности. Ионафан и Давид были отважные, храбрые воины, которые оба верили в абсолютную власть Бога Саваофа.

4. Настоящие дружба там, где есть помощь друзей друг другу. Ионафан рассказывает Давиду о замыслах Саула и прилагает усилия, что быть защитить Давида перед царем.

5. Настоящая дружба там, где друзья готовы отдать жизнь друг за друга. Ионафан подвергает опасности свою жизнь: он принимает на себя удар Саула, спасая Давида от руки царя.

Давайте будем настоящими друзьями хотя бы для одной души, прежде подражая нашему Господу Иисусу, а также героям сегодняшнего слова Давиду и Ионафану.

Давайте вместе еще раз прочтем ключевой стих:

(18:1): Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу

Давайте помолимся.

(п. Джентельмен)