head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Молитва и обет Анны” (1-я Царств 1:1-18)

МОЛИТВА И ОБЕТ АННЫ

1-я Царств 1:1-18

Ключевой стих 1:11 : "и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его."

Сегодня мы начинаем изучать 1 книгу Царств. В еврейской традиции эта книга называется 1 Самуила и стоит сразу после книги Судей, где последние слова говорят так: каждый делал то, что ему казалось справедливым. Потому время, которое описывает начало 1 кн. Царств тоже можно так охарактеризовать. Первая Кн. Царств ведет рассказ от рождения Самуила до смерти Саула, а 2 кн. Царств заканчивается смертью Давида. Они описывают времена с 1105 до 970 г.до.н.э.

Перед рождением Самуила было время судей и по сути Самуил был последним судьей. Через Самуила, по просьбе народа, Бог призвал первого царя Саула. Имена Самуил и Саул одного корня и значат выпрошенный. Только Самуил был выпрошен верующей мамой Анной, а Саул неверным народом. С этого времени началась история царства в Израиле. Главная тема Царств: Господь есть Царь. Значит, Он руководит, и Он управляет историей. Он определяет: кого поставить и убирает тех, кто не достоин. Он Тот, Кто определяет благо и счастье для народа и каждого человека. Потому Он достоин, получить от каждого, а особенно от Своего народа хвалу и честь.

Израильский народ требовал царя, и Бог поставил Саула. Потом Бог поставил вместо Саула Давида. Саул был таким царем, каким хотел видеть его народ: таким как у прочих народов. А Давид был таким царем, каким хотел видеть царя Бог. Саул был человеко-центричным, а Давид – Бого-центричным.

Через Царства Бог показывает образец Мессианского царства через царство Давида. В современном мире управляет капитализм, то есть деньги и гуманизм – в центре человек. Поэтому очень трудно принимать, что Бог главный. Но через Царства видим, что Бог – есть Царь, Он самый главный. Это хорошо видно через Саула и Давида. Саул ставил в центре себя, а Давид – Бога. Бог использовал молитву и обет Анны, чтобы дать Своему народу Самуила.

1. Почему бывают трудности?

Почему бываю, трудности и страдания в нашей жизни и к кому обратится, чтобы спас от них. Большинство людей говорит, что нужно надеяться на себя, или на близких или друзей. Давайте через Анну узнаем какой же есть действительно действующий выход из самых невозможных ситуаций.

Давайте сначала познакомимся с ее семьей и прочитаем стих 1 Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – Ефрафянин; Елкана был левитом. Кроме Анны у него была еще одна жена Феннана. У Анны не было детей, а у Феннаны были. В третьем стихе сказано: 3 И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там [были Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа. Елкана старался верно, служить Богу и из года в год ходил поклоняться и приносить жертвы в Силом. Со времен Иисуса Навина Силом был духовным центром Израиля, так как там находилась скиния с ковчегом.

Хотя это время было временем, относительности, но Елкана верно из года в год годил в другой город, чтобы поклонятся Богу и приносить жертвы.

Давайте прочитаем стихи 4, 5 В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части; Анне же давал часть особую, ибо любил Анну, хотя Господь заключил чрево ее. Елкана любил больше Анну, не смотря на то, что она не могла иметь детей. В те времена не иметь детей, считалось наказанием за грех. Для Анны ее бесплодие означало не только то что у них с Елканой не могло быть ребенка, а и то что не духовные люди считали ее проклятой.

Положение Анны было трудным, к тому же в огонь подливала еще масла вторая жена Елканы Феннана. Давайте прочитаем стихи 6,7 сказано: Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела. Феннана издевалась над Анной, побуждая ее к ропоту на то, что Господь не давал ей беременности: <какая ты женщина, да ты сухое дерево, от тебя никакой пользы. Вот я, я настоящая женщина, я дала ему детей, а ты :. Да ты просто наложница, а я жена. Это Бог наказал тебя за твои грехи>.

Для женщин того времени, да и сегодня бесплодие звучит как приговор. Тут уж ничего не поделаешь. У многих в такой ситуации просто опускаются руки. Даже Елкана не мог никак утешить Анну и помочь иметь хоть какую-то надежду, а только сказал: И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей?

Удивительно, но Анна не отвечала злом на зло, она только плакала и не ела. Конечно же, она могла принести свою обиду Елкане, и пожаловаться на Феннану, ведь Анна была любимой женой. Или сказать Елкане как раньше сказала Рахиль: дай мне детей, а иначе я умру. Она могла бы оплатить Феннане той же монетой, говоря: <зато я любимая жена Елканы, а ты просто родильный дом>. Но с этими страданиями Анна не искала утешение у человека, она искала утешения у Бога.

Страдания Анны, напоминают мне, страдания Иова. Когда у Иова погибли все дети, а все его тело стало покрыто проказой, его жена пришла и сказала: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.Так и Феннана побуждала Анну к ропоту на Господа. Но, как и Иов, в ответ на это она шла искать ответ у не у людей, а у Бога. Эти страдания растили ее в доверии к Самому Богу. Бесплодие Анны было доброй волей Бога. Через это Бог воспитывал ее в смирении перед Богом и людьми. Бог учил ее тому что только Бог может дать ребенка, а не ее муж Елкана. Бог учил ее уповать на Него.

Когда у нас к нам приходят горе, беда, кучи проблем и трудностей, если нас кто-то обижает и говорит о нас плохо, или кажется, что моя ситуация безвыходная, сатана побуждает нас к ропоту или к мести. Он хочет, чтобы мы просто отчаялись и просто сложили руки. Он хочет, чтобы мы только жаловались, а не шли искать ответ у Бога. Чтобы мы смотрели, на себя или другого человека, а не смотрели на то, что Бог – Всемогущий, Он все может. В Его святом присутствии тают горы. Для Него нет ничего трудного и когда Он посылает трудности в нашу жизнь, это никак не для того чтобы отплатить нам за какой-то грех. Наказать, чтобы знали свое место. Нет, Бог дает нам трудности, потому что любит нас, потому что знает, что именно в скорби мы обращаем наше лицо к Богу. В скорби мы начинаем искать Его. Он ждет, когда мы осознаем: я не могу, но Ты все можешь, будь милостив ко мне и призываем Имя Господне. Тогда Бог являет Свою силу и славу. Бог являет Свою силу не когда мы сильные, а когда мы поднимаем перед ним руки и задаемся.

Когда Вавилоняне напали на Израиль, и все разрушали на глазах у пророка Еремии, а сам пророк был заключен во дворе стражи, Бог сказал ему: воззови ко Мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.(Иер.33:3). То, что Бог допустил страдания и трудности в вашей жизни – это для того чтобы вы сейчас воззвали к Нему. Он уже приготовил что-то великое для вас. У Бога есть что-то великое для вас. У Бога было великое для Анны и Он ждал, когда она воззовет к Нему. Но и для вас есть. Вы желаете великого от Бога? Воззовите к Нему и Он услышит. Он говорит нам: 11 Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. 12 И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; 13 и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. (Иер.29:11-13).

Горы сдвинутся и холмы поколеблются, – а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь. (Ис.54:10). Все что происходит в нашей жизни, на это есть добрая воля Бога. Потому давайте приступать к нашему милующему Богу и искать Его всем сердцем нашим.

Если мы посмотрим на других женщин веры, о которых говорится в Библии, то у большинства сначала было бесплодие долгое время. Сарра, Ревекка, Рахиль и Анна, Елизавета все эти женщины, которые долгое время не могли иметь детей стали женщинами веры и молитвы и тогда Бог дал им детей. Значит, в этом есть добрая воля Бога. Сарра забеременела только в 90. Когда Бог призвал Авраама, ей было 65 лет. Все это время, как Авраама, так и ее Бог учил вере в Бога Всемогущего, учил доверять Богу. Потом Ревека не могла иметь детей 20 лет. Вместе с Исааком они молились все это время, и Бог тренировал их доверять Богу. А потом ее невестка Рахиль тоже не могла многие годы иметь детей. Сначала она прибежала к Иакову и сказала: дай мне ребенка иначе я умру. Но потом она осознала, что дать ребенка это только во власти Бога и потому сказано, что она молилась Богу и Бог услышал ее молитву.

Я не раз слышал, что многие верующие не могли долгое время иметь детей. Через это Бог учил их полностью доверять Богу. Интересно, что мы тоже с Ханной сначала не могли иметь детей. И хотя по милости Бога это не было долго. Но за это короткое время Бог тоже многому меня научил. Бог учил меня, что иметь детей или не иметь это не от меня и не от моей жены. Это даже не от состояния наших тел, насколько они здоровы. Это только от Бога одного. Он автор и начальник жизни, а не обстоятельства или человек. Бог дал нам беременность, когда мы осознали это. С самого начала, когда врач сказал о болезни я сказал, что это на славу Божью, и мы решили каждый день молится, чтобы Бог дал нам ребенка в 2008 году. По Своей милости Бог ответил очень точно на нашу молитву и Самийло был зачат именно в начале 2008 года. Я славлю за это моего Господа, Который явил Свою силу и через это учил надеется не на людей, а только на Него. Учил, что иметь детей или не иметь детей это решает Бог. Для тех, кто не может иметь ребенка, это не повод к отчаянию. Это повод больше искать личных отношений с Богом, искать Его добрую волю в этом, веря, что у Бога есть прекрасный план.

Это время было очень относительным. Каждый делал, что казалось в его глазах справедливым. Офни и Финиес, которые были в те времена священниками Господа жили ужасной жизнью и вводили Израиль в грех, хотя назывались священниками Господа. Но у Бога был план, дать Израилю пророка, который обратит их от идолов и относительности к живому Богу. Для этого нужна была Анна, которую Бог тренировал через бесплодие быть женщиной веры и молитвы. Жить жизнью молитвы стало также стилем жизни ее сына Самуила, который, когда стал пророком говорил израильтянам: и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой; (1Цар.12:23)

2. Молитва Анны

На какую молитву отвечает Бог? Часто люди думают, что есть такая универсальная молитва или набор молитв, на разные случаи жизни, которыми если помолишься, то обязательно получишь ответ. А если ты еще не получил ответ, то значит еще не научился такой молитве. И люди ищут такую молитву, но не находят. Так на какую же молитву отвечает Бог. Давайте сегодня учится у Анны, которая таки получила ответ на свою молитву.

Как же молилась Анна? В стихах 10, 11 сказано: 10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, 11 и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.

Еще раз посмотрите на стих 10 И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала. Анна была в скорби души и горько плакала. Получить ответ для нее было как вопрос жизни и смерти. Она пришла к Богу, как к Тому, Кто действительно может изменить все в ее жизни. Потому она действительно молилась всем сердцем. Она осознавала, что если Господь затворил ее чрево, то только Он может и отворить его. Если мы приходим к Богу как еще к одному из способов решить проблему, то никак не получим ответ от Него. Он единственный ответ для нас.

Давайте прочитаем стих 11 и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.

Во-первых, как Анна называет Бога? Господь Саваоф. Значит Господь Воинств Небесных. Она признавала Бога Самым сильным, Богом Всемогущим. Сильным даже полностью изменить ее ситуацию и дать ей ребенка. Слово Бога говорит: всякий кто призовет Имя Господне спасется. Мы имеем чудное Имя Иисуса Христа, Которое когда мы призываем всем сердцем с верой в победу Иисуса, избавляет нас от всякой беды и трудности.

Во-вторых она говорит: если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне. Она осознавала себе полностью недостойной перед Богом. И смирив себя называла Его рабой. Она уповала только на милость Бога. Готовы ли мы смирить себя перед Богом и уповать только на Его милость. Он ничем не обязан нам. Но по милости и благодати Своей отдал Своего Сына за нас. Мы рабы ничего не стоящие, давайте всегда приходить в смирении перед Богом, уповая лишь на Его милость.

Она просила милости Бога. Но она не просто просила, она дала обет посвятить своего ребенка Господу на все дни его жизни. Не на один год, не на 5 лет, а все остальное время он будет ее. Она обещала отдать Господу сына на всю жизнь. Из этого видно что Анна просила ребенка не для себя, а для Самого Бога. Центром ее молитвы был Сам Бог, а не ребенок. Она просила у Бога, для Самого Бога. По сути она просила Бога так: если Ты дашь мне то, что я больше всего хочу иметь, то я отдам это Тебе навсегда. Она могла так молится, потому что еще раньше, она сама себя отдала Богу, потому и считала себя Его рабой.

В этой молитве видно посвящение Анны Богу. Мы должны осознавать, что все, что я имею это не мое. Так говорит слово Божье, мы не свои, мы куплены дорогою ценою Кровью Иисуса Христа. И потому, когда мы просим, что-то у Бога, будь то ребенок или машина или диссертацию, мы должны осознавать, что когда я получу это от Бога, я должен буду посвятить это Богу.

В 12 стихе сказано, что Анна долго молилась. Это была борьба в которой Анна решила не только просить сына у Бога, но решила отдать его навсегда Богу. Я раньше не задумывался о вере Анны. Я осознал, что не просто так она стала в Библии символом женщины молитвы. Мне до ее веры и молитвы и смирения перед Богом и людьми нужно еще расти и расти.

Видя, как Анна молилась, но при этом она не говорила в голос, а только губы ее двигались, священник Илий подумал что Она пьяная. Он начал ругать ее, говоря: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего. Анна знала какие у него развращенные сыновья, она могла ответить ему на такое обвинение пятью обвинениями. Но она смиренно сказала, стих 15, 16: нет, господин мой; я – жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом; 16 не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе. Она так выглядела не из-за вина или пива, а из-за великой печали и скорби, которую она выливала Богу в молитве.

Наверное сам Илий так никогда не молился, хотя ему следовало молиться так о своих сыновьях, потому и не понял состояния Анны. Анна, как всякая женщина, могла сильно обидится за такое обвинение. Но, тем не менее, Анна назвала его господином и говорила с ним в большом уважении.

В стихе 17 сказанно: И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него. Услышав, почему на самом деле Анна так себя вела, Илий благословил ее. Анна приняла это благословение, как ответ Бога на ее молитву. Она поверила и приняла, что Бог уже ответил на ее молитву. После этого она больше не плакала и с радостью ела всякую еду. В послании Евреям 11:1 сказано:Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Когда мы принимаем что то верою, то уверенны что оно уже осуществлено, хотя его еще не видно. Наш Господь дал нам чудное обещание: Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.(Мар.11:24). Смотря на Бога Всемогущего мы должны отбросить всякое сомнение, возможен ли ответ на нашу молитву и простым сердцем доверится Богу. Он говорит верьте, что получите – и получите.

Через борьбу в молитве Анна получила уверенность, что Бог услышал и ответит ей. Когда она поверила, то перестала плакать и голодать, хотя внешне еще ничего не изменилось.

Забегая вперед, можно сказать, что Анна таки получила то о чем просила Бога. Она так и назвала своего сына Самуил, что значит выпрошенный у Бога. Также она выполнила свое обещание посвятить Самуила Богу. Бог благословил это решение веры и поставил Самуила пророком и великим слугой Бога, через которого народ снова обратился к Богу.

Через это слово я учился, что во всех трудностях, которые посылает мне Бог есть Его добрая воля. Будь то болезнь, или отсутствие денег, неудача с работой или гонения за Имя Иисуса. Через эти трудности Бог помогает нам иметь с ним личные отношения. Через эти трудности Бог хочет растить нас людьми, которые полностью уповают на Бога. Людьми, которые в молитве ищут ответ у Бога, а не у людей. Бог ждет когда мы воззовем к Нему, чтобы показать нам великое.

Я молюсь стать таким человеком веры и молитвы как Анна. Я раскаиваюсь что мало молился, и давно не просил у Бога чего-то в слезах как Анна. Не потому что мне не чего просить, а потому что не ожидал от Бога великого. Господь прости меня, что я не ожидал от Тебя великого, а жил только мелкими мертвыми надеждами. Помоги мне взывать к Тебе и видеть то великое, которое Ты приготовил для меня.

Давайте еще раз прочитаем стих 11 и дала обет, говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его.

Через молитву Анны я снова вспомнил ключевой стих нашей церкви на 2012 год Деяния 6:4 А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. Так важно отдавать все свои силы на служение молитвы и слова Бога вместо того чтобы впасть в разные человеческие конфликты и разногласия.

Иногда нам кажется, как моя молитва и проповедование может влиять на мир, но через молитву Анны видим, что в молитве действительно есть огромная сила, потому что Всемогущий Бог работает через молитву верующих. Давайте не искать каких то сложных путей, а простым сердцем доверимся Богу как Анна.

(п. Дима)