head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Послушание лучше жертвы” (1-я Царств 13-15)

ПОСЛУШАНИЕ ЛУЧШЕ ЖЕРТВЫ

1-я Царств 13-15

Ключевой стих 15:22,23 : "И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; 23 ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем"

Наверное в каждом из нас не раз воникал вопрос, как мне стать человеком по сердцу Бога. Как я могу жить угодной Богу жизью? Давайте посмотрим через сегодняшнее слово: что действительно приятно Богу и как мы можем угодить Ему.

1. Ты поступил безрассудно

Давайте прочитаем стих 1 Год был по воцарении Саула, и другой год царствовал он над Израилем, как выбрал Саул себе три тысячи из Израильтян.

Саул победил амонитского царя Нааса и освободил жителей Иависа. После этого прошел где-то год. Тогда с ним была огромная армия израильтян, более 300 тыс. воинов.

Сейчас с Саулом осталось только 3000 человек, остальных он распустил домой. 2000 было с ним в Михмасе и 1000 с Ионафаном в Гиве.

В 3 стихе сказанно, что Ионафан напал на охранный отряд филистимлян в Гиве. После этого израильтяне стали ненависными филистимлянам, те задумали против израильтян войну. Саул вострубил рог и созвал всех израилтян к нему в Галгал. Весть, что Саул напал на охранный отряд филистимлян пронеслась по Израилю (Саул присвоил себе славу за поступок, который на самом деле сделал Ионафан).

Филистимляне собрали великое войско с возами, конницами и армией как песку на берегу моря. Это была хорошо подготовленная, огромная армия.

У израильтян не было постоянной армии. Те 3000 человек, которые были с Саулом, даже не имели оружия. После того как Саул вострубил, чтобы израильтяне собрались к нему, народ собрался, но когда они увидели армию филистимлян, то сразуже разбежались и попрятались кто в пещеры, кто в ямы для сбора воды, а кто убежал аж за Иордан.

Давайте прочитаем стих 8: И ждал он семь дней, до срока, [назначенного] Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. В 10 главе мы читали о том, что Самуил дал Саулу наставление: И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать (1 Цар. 10:8) Саулу нужно было ждать 7 дней. Но народ начал разбегатся от него. Воинов осталось совсем мало. Саул испугался. Он не молился, а просто смотрел на окружающую обстановку.

Часто так происходит, что кажется: жду, жду ответа от Бога, а ответа нет. Тогда хочется решить все по своему. Как говорится: перейти к плану Б. Человек хочет, чтобы Бог оветил сразу: «Господь помоги мне сейчас, я же хочу так чтобы по Твоей воле». И если не получаем сразу же ответ: «ну тогда я сам разберусь». У верующего не должно быть плана Б.

Иногда Бог не отвечает сразу не потому, что не хочет отвечать, или что не слышит наши молитвы, а потому что хочет, чтобы мы росли в абсолютном доверии Ему. Чтобы мы не смотрели на остоятельства, а на Него одного.

Саул приказал привести жертвенных животных и сам принес их в жертву. По закону Саул не имел права приносить жертвы. Это мог делать только священник. Он должен был ожидать Самуила до конца. Бог хотел воспитывать терпение Саула. Также и нас Бог хочет учить терпению. Бог говорит нам: терпением вашим спасайте души ваши. (Лук.21:19). Бог учит нас терпению, чтобы мы перестали надеятся на себя, но полностью положились на Бога не только в некоторых ситуациях, а во всякой ситуации.

Давайте прочитаем стих 11 Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе; Саул знал, что согрешил, но вместо покаяния, сразу же начал оправдываться. 12 тогда подумал я: "теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа", и потому решился принести всесожжение. В новом переводе: «а я еще не заручился благосклонностью Господа». Саул вообще не понимал духовный мир. Он думал, что заручится поддержкой Бога, можно если принесеш много жертв. А главное с этим не опоздать. Слово Бога говорит, что мы можем угодить Богу только верой, то есть доверием Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр.11:6). Именно этому Бог хотел учить Саула через 7 дней ожидание Самуила на фоне осложнения военной ситуации.

На что Самуил ответил: 13 – Ты поступил безрассудно, – сказал Самуил. – Ты не исполнил повеления, которое дал тебе Господь, твой Бог. Если бы ты не сделал этого, Он установил бы твое царство над Израилем навсегда. 14 Но теперь твое царство не продлится. Господь нашел Себе человека по сердцу и избрал его вождем Своего народа, потому что ты не исполнил Господнего повеления.

Чтобы исполнить повеление Бога нужно иметь веру Божью. Иисус сказал: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. (Мк.11:23). Самуил назвал действия Саула глупыми. Саул то думал, что он поступает по уму, логически, а оказывается все это было глупостью. Когда мы не слушаем Бога и хотим все зделать так как мы хотим, это тоже глупо в глазах Бога. От одного поступка может так много зависеть. Если бы он доверился Богу и подчинился Его слову, то продолжал бы царствовать. Но из-за недоверия Богу, он не мог больше оставаться царем. Один поступок так может многое значит в истории. Чем я руководствуюсь сегодня, когда принимаю важные решения? Своим умом, своими желаниями или словом Бога? Я расскаиваюсь, что также часто поступаю по своей логике и не стараюсь доверится слову Бога. Бог дал нам столько чудных обещаний, не для того, чтобы мы прочитав их сразу же забыли, а чтобы доверяли им и испытали силу Божьего спасения.

Саул думал, что нет других вариантов, и потому нарушил приказ Бога. Хотя есть кризисная ситуация, но слуга Божий должен ждать время Бога и постараться быть послушным Его воле. Бог использует именно таких людей. Если мы часто делаем компромис с обстоятельствами, или с другими людьми и оправдываемся, то такой человек не угоден Богу. Потому что в таком случае человек движим мыслью как сделать себе лучьше, выгодней, а не как исполнить волю Бога.

2. Для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих

Давайте прочитаем стих 14:1 В один день сказал Ионафан, сын Саулов, слуге оруженосцу своему: ступай, перейдем к отряду Филистимскому, что на той стороне. А отцу своему не сказал [об этом]. Ионафан сильно отличался от своего отца Саула. Он вдвоем со своим оруженосцем решили сделать вылазку к филистимскому отряду. Он не мог просто сидеть и ждать, он хотел действовать, веря, что Бог с ним. Саул, как сказано в 2 стихе сидел под гранатовым деревом и с ним 600 человек. Он ждал. Ждал, что может прийдут еще израильтяне и тогда они смогут выступить против филистимлян. С Саулом также был правнук священника Илия, Ахия. Он был первосвященником.

Между переходами, по которым Ионафан искал пробраться к отряду филистимскому, были острые скалы с обоих сторон. Ионафан подошел близко к отряду филистимлян. Давайте прочитаем стих 6: И сказал Ионафан слуге оруженосцу своему: ступай, перейдем к отряду этих необрезанных; может быть, Господь поможет нам, ибо для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих. Что первый раз, что воторой раз, инциатива нападения на филистимлян принадлежала именно Ионафану, а не Саулу. Бог сказал Саулу в 10 главе: делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог.(10:7). Но на самом деле сейчас именно Ионафан делал, что может его рука. Не нужно просто сидеть и думать, нужно бросить вызов веры. Мы должны поступать не как обычные люди. Бог наш Царь, потому мы не должны боятся людей и их власти.

Ионафан говорит: ибо для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих, эти немногие это сам Ионафан и его оруженосиц. Они вдвоем воевать против целой армии. Это удивительная вера. Но именно такая вера сейчас нам нужна.

Вот мы часто думаем: метод у нас не тот, потому люди не идут в церковь, или время такое — постмодернизм называется, все живут в относительности, и даже мы иногда. Или — мы уже не понимаем этих студентов, их мысли, кто может понять. И хочется вот так как Саул просто сидеть под гранатовым деревом и чего-то ожидать, пока и те 600 не разбегутся. Но можно бросить вызов веры, как Ионафан. Богу не нужно методов. Ему нужны люди которые совершат полную отдачу в Его руки. Которые не побоятся сделать вызов веры. Пусть это будет выглядеть безумно в глазах людей. Но если это будет с верой в Бога, то это не будет безумно в глазах Бога. Для Господа не трудно делать пробуждение через многих или не многих.

Давайте прочитаем стих 12 И закричали люди, составлявшие отряд, к Ионафану и оруженосцу его, говоря: взойдите к нам, и мы вам скажем нечто. Тогда Ионафан сказал оруженосцу своему: следуй за мною, ибо Господь предал их в руки Израиля. Ионафан бросил вызов веры. Он верой провозгласил, что Бог уже предал филистимлян в их руки. С человеческой точки зрения он поступал, просто безумно. Как так можно верить в то чего еще нет, и что просто не возможно, если подумать логически. Ионафан не рассуждал логически. Он смотрел на Всемогущего Бога. Это было просто удивительно, он полностью доверился свою жизнь и исход битвы Богу. Бог начал делать чудеса.

15 И произошел ужас в стане на поле и во всем народе; передовые отряды и опустошавшие землю пришли в трепет; дрогнула вся земля, и был ужас великий от Господа. Бог не сделал Ионафана и оруженосца суперменами с супер-скоростью, супер-силой и возможностью летать. Бог Сам начал действовать. Он навел ужас на филистимлян, так что они от страха начали резать друг друга.

Увидев, что такое происходит в стане филистимлян, начали искать, кто же это сделал. Они нашли, что не хватает Ионафана и его оруженосца.

18 И сказал Саул Ахии: "принеси кивот Божий", ибо кивот Божий в то время был с сынами Израильскими. Удивительно но израильтяне опять взяли с собою ковчег. Кивот — это ковчег. Они уже успели забыть, что нельзя надеятся на ковчег, а на Бога одного. Во всем этом : в том что Саул брал ковчег на войну, в том что старался угодить Богу жертвами, а не доверием и абсолютным послушанием Его слову, видна его неверие. Он не имел личных отношений с Богом и потому не мог доверять Ему. Он надеялся на что-то внешнее и искал не воли Бога, а почета у людей. Он делал ошибку за ошибкой, но не собирался в этом каятся.

20 И воскликнул Саул и весь народ, бывший с ним, и пришли к месту сражения, и вот, там меч каждого [обращен] был против ближнего своего; смятение [было] очень великое. Через веру Ионафана Бог совершил великие чудеса. На самом деле это явно видно, что Бог совершил победу, а не израильтяне своей силой (23). Но Бог начал действовать когда один человек решил поступить по вере. И снова показал, что для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих.

Давайте прочитаем стих 24 Люди Израильские были истомлены в тот день; а Саул заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи. Саул заботился не о своем народе, а о том, чтобы удовлетворить свои амбиции и авторитет. Это заклятие было просто глупостью. Если он так не хотел есть то тог сам постится. В данном случае он поступил не как лидер, а как диктатор.

Ионафан, не знав о повелении отца съел немного меду, и глаза его просветлели. Один из воинов расказал ему о заклятии его отца. На что Ионафан ответил: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду; 30 если бы поел сегодня народ из добычи, какую нашел у врагов своих, то не большее ли было бы поражение Филистимлян? Результатом глупого заклятия Саула было то, что из-за голода, народ начал грешить. Они бросились на добычу и начали есть с кровью, что было запрещено Богом. 33 И возвестили Саулу, говоря: вот, народ грешит пред Господом, ест с кровью. И сказал Саул: вы согрешили; привалите ко мне теперь большой камень. Саул не увидел в грехе народа своей вины. Он говорит вы согрешили.

37 И вопросил Саул Бога: идти ли мне [в погоню] за Филистимлянами? предашь ли их в руки Израиля? Но Он не отвечал ему в тот день. Бог не отвечал Саулу, из-за его греха непослушания, а он думал иначе. Саул начал искать виновных. Он думал веновен тот, кто нарушил его заклятие. Конечно же жребий выпал на Ионафана. Когда Саул узнал, о поступке Ионафана, то был готов его убить, но народ не позволил этого сделать, потому что именно через веру Ионафана Бог совершил такое великое спасение.

3. Послушание лучьше жертвы

Давайте прочитаем стих 15:1 И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Самуил напомнил Саулу, Кто его назначил быть царем Израиля. Это был Бог, а не израильтяне. Потому Самуил наперед предупредил Саула, чтобы он абсолютно слушался гласа Господа и не делал никакого компромиса. Бог сказал через Самуила:вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; 3 теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. Это был Суд Божий на Амаликский народ, за то что они вместо того, чтобы пропустить израильтян, напали на них войною и противостояли в том, чтобы Бог совершил Свое обещание ввести израильтян в Ханаан. За их противление Богу, Бог сказал, что изгладит амаликитян. Именно сейчас пришло время суду Божьему, который Бог приказал совершить Саулу. Бог сказал истребить все. Это выражение: «истреби все», ознаает полное посвящение чего-либо Господу и в военное время посвящение производилось посредством полного уничтожения всего живого.

Саул не послушал и оставил в живых амаликского царя Агага и лучьшее из его животных, а бесполезное и ненужное уничтожили. Это было в прямом противоречии тому, что приказал Бог. Это нежелание послушаться Бога, явно говорит о том, что народ просто хотел получить от этого материальную выгоду и никак не смотрел на войну против амалекитян как на Суд Божий. Это был такой же грех, как грех Ахана. Только с тем отличием, что Ахан это сделал тайно, а тут весь народ и сам царь это сделали явно.

После этого Бог сказал Самуилу: 11 жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.12 И встал Самуил рано утром [и пошел] навстречу Саулу. То, что Саул не поступил по слову Бога, Бог сказал об этом, что Саул отвратился от Него. Также и мы всяким непослушанием слову Бога отвращаемся о Бога. Каждое наше неповиновение, имеет серьезные последствия в духовном мире.

И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, и сошел в Галгал. Саул начал дальше отступать от Бога и заниматься самим собой. Он старался возвеличить себя, а не Бога. Один не раскаяный грех не проходит бесследно, он ведет человека к еще большему отходу от Бога.

13 Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа. Саул хотел задобрить Самуила духовными словами и похвалится, что на этот раз он исполнил слово Бога. Как будто Бог не знал, что это не так. Он и сам знал, что это не так. На самом деле он опять поступил по своему.

19 Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа? 20 И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил; 21 народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу Богу твоему, в Галгале. Саул начал спорить с Самуилом, на самом деле он спорил с Богом. Он считал что правильно поступает. Мол что тебе еще надо, разве я мало сделал. Ну подумаешь не убил Агага и животных, но я собирался их принести в жертву твоему Богу 22 И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; 23 ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. Давайте вместе прочитаем стихи 22,23. Здесь Бог открывает нам, что действительно приятно Ему. Он говорит: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа. Послушание лучьше жертвы, потому что если мы слушаемся Бога, то не допускаем греха из-за которого потом нужна жертва, чтобы получить прощение и востановление отношений с Богом. Послушание есть тогда, когда есть личные отношения с Богом.

Саул относился к слову Бога, и к Его повелениям относительно. Мол, Слово Бога можно слушать, но в зависимости от ситуации. Как часто говорят: Библия это одно, а реальная жизнь это совсем другое. Саул думал: чтобы угодить Богу, важно принести жертвы, а повеление Бога можно понимать по своему. Он думал Богу важно жертвы, а не то какое у меня сердце и как я исполню Его слово. Но Бог смотрит на то, чтобы мы буквально понимали и исполняли Его слово. Для Него важны не жертвы, которыми мы думаем, что можем от Него откупится, а то: действительно ли мы решили слушаться Его во всем, что Он ни скажет.

Действительно ли мы принимаем Его своим Царем и Господином. Тот, кто думает, что угодит Богу жертвами, на самом деле, не имеет с Богом личных отношений и не понимает сердца Бога, который говорит в Мих. 6:6-8 "С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? 7 Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?" 8 О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

Бог хочет чтобы мы смирялись перед Его словом и ходили перед Ним, ходили с Ним, то есть имели личные отношения, а не искали как принести жертву Это потому, что всякая жертва на самом деле не омывала грехов, а была лишь тенью, прообразом жертвы Иисуса Христа. 18 ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс.50:18,19). Только жертву Иисуса Христа Бог принимает, только через веру в жерутву Иисуса мы можем иметь личные отношения с Богом. В (Пс.39:7-9), который есть пророчеством об Иисусе Христе сказанно: 7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. 8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: 9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце. Бог хочет, чтобы мы желали исполнить Его волю, чтобы Его закон был в нашем сердце, а не думали, какой еще жертвы не хватает чтобы удовлетворить Бога.

Саул думал, что для Бога лучьше жертвы чем послушание. Не так важно как ты поступаеш, важно потом принести хорошие жертвы и побольше. Такое отношение было у прочих народов-идолопоклонников. Это очень удобно: можешь грешить, и не слушатся, главное потом отслужись Богу, принеси жертвы и все такое. Вообще поклонятся Богу, так как я считаю правильно, а не как говорит Бог — это и есть идолопоклонство.

А как мы относимся к слову Бога? Давайте зададим себе этот вопрос. Как я стараюсь сделать приятно Господу, и стараюсь ли вообще? Или я противлюсь слову Бога и не покоряюсь, а потом хочу задобрить Бога своими жертвами служения? Вот что приятно Богу, когда мы доверяя Ему бросаем вызов веры обстоятельствам, когда сознательно покоряемся Его слову, когда мы желаем исполнить Его волю. Это и являет нашу любовь к Богу.

Давайте еще раз прочитаем стихи 22, 23: И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; 23 ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем.

(п. Дима)