head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Самуил, пастырь Израиля” (1-я Царств 7:1-17)

САМУИЛ, ПАСТЫРЬ ИЗРАИЛЯ

1-я Царств 7:1-17

Ключевой стих 7:3 : "И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян"

В своих проповедях, разговорах и молитвах мы часто используем слово <ПРОБУЖДЕНИЕ>. Это характерно не только для конкретно нашей церкви, но для всей Церкви в целом. Куда бы мы ни пришли, любящие Господа на всяком месте совершают молитвы о том, чтобы Божье пробуждение пришло в одну семью, в одну общину, ВУЗ или страну. Тема пробуждения и торжества Христа и Церкви пронизывает наши разговоры и песни. Мы хотим этого. Согласны? Аминь.

Боюсь, однако, никто из людей не может открыть нам какого-то практического рецепта пробуждения (типа: проповедовать стольким-то людям за такой-то срок такие-то слова и опа… раз-два-три – пробуждение, гори!) Пробуждение – это на 100% воля Господа и на 100% время Господа. Однако Бог творит его не просто так и не вдруг. Бог приготовляет условия и использует верных, приготовленных людей. Таким человеком, например, был Самуил. Он прожил благословенную жизнь и видел, как его народ, который находился в глубочайшем духовном кризисе и отпадении, единодушно обратился к Богу, испытал великую победу и объединился.

Таким человеком, через которого Бог творит пробуждение, может быть каждый из нас и все мы вместе. Давайте откроем свои уши и сердца, чтобы научиться из благословенного слова Божьего вере и пастырскому служению Самуила.

Давайте прочитаем стихи 1 и 2 вместе: <И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа. С того дня, как остался ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев к Господу>.

В прошлом отрывке мы изучали о событиях, через которые Бог сильно смирил израильский народ и явил им и филистимлянам Свою святость. Евреи потерпели поражение в войне, из всей священнической семьи остался только один новорожденный мальчик, но самое главное, ковчег Господень был захвачен врагами. Это было время скорби и позора. Через 7 месяцев ковчег вернулся в пределы Израиля и остановился в Вифсамисе. Но и там он не задержался долго. Присутствие Божьей святости было слишком тяжелым для жителей Вифсамиса 50070 человек погибло из-за того, что они не умели чтить Бога и в святости служить Ему. <Кто может стоять пред Господом, сим святым Богом?> говорили они. Святость Бога не дает покоя грешнику, но чаще люди в таком случае предпочитают отодвинуть Бога подальше, удалиться от Него и Его ослепительной правды, вместо того, чтобы отодвинуть подальше свой грех и изменить свою жизнь. Пусть Господь помилует нас любить Его присутствие и ходить в Его свете всегда. Аминь.

Согласно 1 стиху из Вифсамиса ковчег перенесли в Кириаф-Иарим. Здешние жители оказались благоразумнее вифсамитян. Они приняли ковчег Господа с должным почтением и посвятили Елеазара для служения при нем. На этом месте ковчег оставался около 100 лет, пока Давид не перенес его в Иерусалим.

В этих событиях мы видим качественное изменение Израиля. До них дошло, что Бог – это святой Господь, Творец земли и неба. Ему нельзя служить как одному из хананейских божков. Они поняли, что от Бога нельзя откупиться жертвами. Ему нельзя угрожать и командовать Им. Его нельзя умилостивить формальным жертвоприношением которое не затрагивает основ твоего сердца. Бог разрушил основы их религиозности. На короткое время Он оставил их без Своей защиты и покровительства, и теперь они осознали, как это ценно и какая это огромная привилегия – быть избранным Божьим народом, находиться под Божьим покровом и милосердием. Теперь, когда ковчег вернулся, они искали узнать и научиться, как можно служить Богу и быть угодными Ему.

Очень важно, что именно в это время, когда людям нужны были ответы, когда сердце народа было открыто и они готовы были заново строить отношения с Господом, нашёлся верный служитель Божий, который научил людей, как верно приступать к Господу, и истинно служить Ему. Это случилось не в один момент и не за один день. В стихе 2 сказано, что для этого понадобилось 20 лет. Но плод был потрясающий. Стих 2б говорит: <и обратился весь дом Израилев к Господу>.

Хотите ли вы, мечтаете ли вы о том, чтобы услышать такое свидетельство о своем доме? Увидеть, как ваши родственники, те, о ком вы молитесь, обратились к Богу живому и истинному? Хотите ли видеть такое обращение в ВУЗе, в котором вы благовествуете? Хотите ли увидеть такое обращение в нашей стране, увидеть, как Украина станет святым народом?

Тогда нам нужно во-первых, много молиться, чтобы Господь совершил это, а во-вторых, готовить себя и готовить народ, совершая пастырское служение подобно тому, как это делал Самуил в свое время.

Какой была проповедь Самуила в этих 20 лет? Посмотрите стихи 3 и 4: <И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян. И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу>.

<Удалите из среды себя богов иноземных и Астарт>, говорит нам Божий слуга. Первым, к чему Бог призвал Свой народ – это покаяние и освящение. Бог говорит: очистите себя от идолов, выбросьте своих ложных богов и обратитесь ко Мне всем своим сердцем.

Иноземные боги, Ваал и Астарта, о которых говорится в этом отрывке – это не просто какие-то деревянные или глиняные фигурки, которым когда-то поклонялись. Это вполне определенные ценности и стиль жизни. Ваал, бог дождя и урожая обещал своим почитателям достаток и благоденствие. Астарта была богиней красоты, развращенности и плодородия. Это были удобные и почитаемые божества. С одной стороны – хороший урожай и богатство, с другой – наслаждения. Сегодня люди может быть не поклоняются их фигуркам, но те ценности, которые они представляли остались и через 3000 лет.

Когда мы оглядываемся на Библейскую историю, когда мы исследуем историю пробуждений в Церкви Нового Завета, то находим, что глубокое личное покаяние и освящение всегда предшествовало последующим великим делам Господа.

Для того, чтобы стать отцом множества народов Авраам должен был оставить дом своего отца вместе со всеми его идолами и научиться ходить перед Господом и быть непорочным. Он прошел долгий путь воспитания, но научился любить Бога даже больше, чем сына которого дал ему Господь. Патриарх Иаков, прежде чем он стал Израилем, собрал всех идолов к которым прибегали в его большой семье и зарыл их под дубом, потом построил жертвенник Господу и вместе с этим начал строить новую жизнь с Богом. Пробуждение времен Неемии и Ездры, пробуждение в Америке времен Джонатана Едвардса или великое духовное пробуждение в Пхеньяне. Все они начались с покаяния и освящения себя для Господа и Его великих дел.

Идолы видимые или невидимые, могут казаться нам чем-то незначительным. Они привычные и удобные. Кто-то может подумать: <ну что, Богу жалко что-ли?> Однако на самом деле, идолы – это большой грех перед Господом. Вспомните первую и вторую заповеди данные Господом: <Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…> (Втор.5:6-9) Часто в Библии отношения между Богом и Его народом описываются, как отношения между мужем и женой. Как измена разрушает брак, так идолы сердца разрушают наши отношения с Господом, закрывают от нас небеса и не дают нам получить ответ от Бога, принять Его освобождение и увидеть Его чудеса. В Иез.14:4-6 сказано: <Посему говори с ними и скажи им: так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце свое и поставит соблазн нечестия своего перед лицем своим, и придет к пророку, – то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ? Пусть дом Израилев поймет в сердце своем, что все они через своих идолов сделались чужими для Меня. Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: обратитесь и отвратитесь от идолов ваших, и от всех мерзостей ваших отвратите лице ваше>. Бог на самом деле хочет благословлять Свой народ, хочет слышать и отвечать на молитвы праведных мужей Божьих, хочет являть Свою силу и славу среди народа Своего. Но, чтобы принять это, народ Божий должен оставить идолов и служить одному Господу.

Достаток, богатство, стабильность, развлечения и наслаждения. Эти слова ласкают слух. И мы видим поклонение современным Ваалам и Астартам в студ.-городках и комнатах общежитий увешанных порно-постерами, в комнатах, где парни с девушками живут вместе и спят вместе даже не стесняясь своих соседей. Мы видим это по телевизору в рекламе и на билбордах вдоль улиц. Мы видим это, когда приходим на работу, где в погоне за достатком люди приносят в жертву идолам свои семьи, покой и здоровье. Это вокруг нас и нам очень трудно сберечь себя от такого влияния. Мир очень активно и агрессивно насаждает свои ценности. И мы видим как они постепенно проникают и в церковь Божию. Разве не это мы наблюдаем, когда слышим о служителях-геях и проповеди о том, как вести бизнес, а не о том, как спастись от грехов и войти в Царство Божье? Это вокруг нас. Загляните в свое сердце: целиком ли оно предано Господу? не прилепилось ли оно к каким-то Ваалам и Астартам?

Слово Бога предупреждает нас об опасности идолопоклонства. В Мар.4:18,19 Иисус говорит: <Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода>, в Мат.6:24 Он продолжает мысль: <Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне>.

Это не значит, что Бог хочет чтобы Его дети жили в нищете и мучениях. Однако нам нужно наблюдать за собою и бодрствовать, чтобы сам Господь и только Он был главной ценностью и стремлением нашего сердца. Богатство, мир и радость – все это есть у Бога Всевышнего, Он благословляет ими любящих Его, но наши сердца должны принадлежать Господу. Аминь.

Господь открыл нам пусть спасения и освящения через покаяние и веру в Кровь Иисуса Христа. Порой искушение греха с которым мы сталкиваемся слишком сильно, так что не хватает никаких человеческих сил или решимости. Но, когда мы приходим к Нему с верою в крест Христов, Он посылает нам освобождение с небес. В Его свете не могут устоять никакой грех, или идольский обман. В Кол.3:1-5 сказано: <Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение>.Приди к Нему с верою и с покаянием в сердце и в Нем ты найдешь спасение, освобождение и святость. Аминь.

Давайте еще раз прочитаем стихи 3 и 4 вместе: <И сказал Самуил всему дому Израилеву, говоря: если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян. И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу>.

Божье воспитание и проповедь Самуила возымели должное действие: сыны Израилевы выбросили своих божков и обратились к Господу. Они снова хотели быть Божьим народом, а не рабами филистимлян, как это было в последних 20 лет. Они хотели испытать победу Господа и Его освобождение. Когда Самуил увидел, что время пришло, он собрал весь народ в Массифе, чтобы там молиться о них.

Посмотрите стихи 5 и 6: <И сказал Самуил: соберите всех Израильтян в Массифу и я помолюсь о вас Господу. И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе>.

Эти стихи – описание национального покаяния и пробуждения. Массифа была обычным местом сбора у Израиля, когда нужно было принять важное решение. Вот и в этот раз они собрались, чтобы вместе молиться, поститься и поклоняться Господу. Как сильно эта картина отличается от того, что мы видели в 4-ой главе. Тогда они в своей неуемной гордыне хотели манипулировать Богом. Но сейчас они глубоко смирились перед Господом всей земли и скромно искали Его милости и защиты.

Об этом собрании сразу же проведали и филистимляне. Они поняли, что если не предпринять решительных действий, то очень быстро они потеряют контроль над Израилем. Поэтому они спешно собрали карательный отряд и пришли усмирять Израиля. На самом деле это сатана пришел, чтобы разрушить Божье дело посреди народа Его. Израильтянам было очень страшно. У филистимлян было железное оружие и они уже неоднократно побеждали. Но вместо того, чтобы разбежаться по домам, они решили доверять Господу и Его слуге.

Посмотрите стихи 8 и 9: <И сказали сыны Израилевы Самуилу: не переставай взывать о нас к Господу Богу нашему, чтоб он спас нас от руки Филистимлян. И взял Самуил одного ягненка от сосцов, и принес его во всесожжение Господу, и воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь>. Когда народ оставил своих идолов и свое нечестие и всем сердцем обратился к Господу, Бог услышал их, принял их всесожжения и молитвы и даровал им победу.

Стих 10 говорит, что Бог возгремел на филистимлян с небес и привел их в ужас и смятение, так что они были поражены перед Израилем еще до того, как началась битва.

Посмотрите стихи 11-13: <И выступили Израильтяне из Массифы, и преследовали Филистимлян, и поражали их до места под Вефхором. И взял Самуил один камень, и поставил между Массифою и между Сеном, и назвал его Авен-Езер, сказав: до сего места помог нам Господь. Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила>.

<Авен-Езер> переводится как <Камень Помощи>. Этот памятник должен был выразить их благодарность Богу, помогшему им во время кризиса. Очень важно строить памятник благодарности. Например, после окончания Великого Потопа Ной также поставил жертвенник. Он построил памятник благодарения и возблагодарил Бога за спасение его семьи во время потопа. Иисус Навин после пересечения реки Иордан взял 12 камней и построил жертвенник. Это был памятник благодарности Богу за Его чудо. Таким же образом Самуил построил Авен-Езер, памятник благодарности.

Человек, который обрел Божье благословение и не построил в своем сердце памятник благодарности, очень скоро это благословение потеряет. Когда речь заходит о Божьей благодати, наша память оказывается настолько слабой, что мы забываем все быстрее, чем студент после сессии. Скоро мы уже не помним, что Бог сделал для нас, и думаем, что добились всего своими силами, а на Бога только жалуемся, что Он не дал чего-то еще. Нам нужно помнить победы, которые Господь даровал, когда мы в покаянии обратили сердце к Нему.

Посмотрите стихи 15-17: <И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей: из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал и Массифу и судил Израиля во всех сих местах; потом возвращался в Раму; ибо [там] был дом его, и там судил он Израиля, и построил там жертвенник Господу>. После духовного пробуждения, Самуил не бросил и не оставил служение своему народу. Он не расслабился и не стал почивать на лаврах. Не сказал: <я 20 лет вкалывал ради вашего блага, теперь давайте, отрабатывайте, а я отдохну>. Он продолжал верно нести свое пастырское служение в Израиле до конца своей жизни. Благодаря этому верному служению пробуждение не сошло на нет через пол-года после победы. Мир и Божье правление распростёрлись над Израилем во все дни жизни Самуила.

Чему нам нужно научиться через эти события?

Во-первых, Бог призывает Свой народ оставить своих идолов и служить Ему одному. Это жизнь покаяния и освящения. Если мы хотим видеть ответ Бога на наши молитвы, видеть явление Его силы и славы в наших жизнях, тогда нам нужно всем сердцем обратиться к Нему и служить только Ему. Бог неимоверно свят и величествен. Он – Бог ревнитель и славы своей не даст истуканам.

Во-вторых, пробуждение – это на 100% дело Бога и на 100% время Бога, но Он совершает его через пастырское служение Своих верных слуг. Это служение ходатайственной молитвы, служение проповеди Евангелия и изучения слова Божьего. Бог дает своим слугам испытывать победы. Иногда в масштабах одной семьи, а иногда – в масштабах ВУЗа или целого народа. Наше дело – доверять Ему и верно служить на том месте, где Он поставил.

В-третьих, нужно ставить в своей жизни памятники Божьим победам. Пусть это будет не куча камней во дворе твоего дома, пусть это будет свидетельство на собрании в церкви или во время проповеди в студ.-городке. Но этим Бог будет прославлен, а ты – защищен.

Многие исследователи Библии соглашаются, что когда Бог впервые обратился к Самуилу, тому было около 12 лет. Даже если после этого до суда над домом Илия и захватом ковчега прошло несколько лет. Все равно Самуилу было не более 16, когда он начал самостоятельное служение Господу и народу Израиля. Он был, как наша возлюбленная сестра, Алена. Но Бог использовал такого молодого человека и говорил через него Свое слово. Бог благословлял и укреплял Своего слугу и увеличивал его влияние в народе. Сегодня Господь призывает нас совершать пастырское служение посреди своего народа. Он снабдил нас для этого всем необходимым: дал нам слово, способное изменить жизнь грешника, дал нам Духа Святого, который укрепляет, научает и направляет нас с этом служении. В конце концов Господь дал нам Церковь Божию, возлюбленных братьев и сестер. Пусть Господь помилует нас и в этом поколении явит Свою победу и славу. Пусть Господь помилует нас и даст нам видеть, как Украина станет святым народом и имя Господа будет здесь возвеличено выше всякого. Аминь!

(п. Ионафан)