head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Вникай в себя и в учение” (1-е Тимофею 4:1-16)

ВНИКАЙ В СЕБЯ И В УЧЕНИЕ

1-е Тимофею 4:1-16

Ключевой стих 4:15,16 : "О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя"

В течении последних нескольких недель, изучая первое послание Тимофею, мы учились о разных важных аспектах жизни христианской общины. Павел, наставляя Тимофея, говорил о том, как важно хранить здравое учение, о том, как нужно относится к различным учениям проникающим в церковь, о роли мужчины и женщины, о различных служениях и служителях. Но в сегодняшнем отрывке Павел говорит Тимофею о внутреннем росте служителя. О пастырстве. О том, что добрый плод — это результат не только усилий во внешнем служении, но, гораздо более — результат усилий направленных на возрастании в благочестии и познании Бога. Павел говорит о том, что Тимофею, как и каждому из нас, нужно делать со своей жизнью, чтобы быть полезными Господу. Хотите ли вы иметь добрый плод в Господе? Хотите ли чтобы успех ваш был для всех очевиден? Тогда давайте откроем наши уши и сосредоточим свое внимание на слове Господа и том, что Он хочет сказать нам сегодня.

Посмотрите стих 1: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим.4:1)

Здесь Павел объясняет Тимофею, почему ему приходится сталкиваться с различными ложными учениями в церкви, и, почему люди не могут хранить простое Евангелие и придумывают себе какие-то искусственные ограничения. Все это — действие духов обольстителей, которые через слова бессовестных обманщиков пытаются отвратить верных от истины.

На одно из таких обольщений Павел указывает в стихах 2, 3: «через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1Тим.4:2,3). То есть в церкви появились люди, которые говорили, что семья — это плохо, что плоть — это зло, что для того, чтобы угодить Богу, нужно не жениться и придерживаться специальной диеты. Такие мысли и учения периодически появлялись в разных религиях, и в том числе и в разных ветвях христианской церкви. На первый взгляд даже кажется, что в этом что-то есть, что это путь к большей духовности. Сталкиваясь с разными искушениями, нам может показаться, что плотская природа — это истинное зло и от нее нужно удаляться всеми способами. Но, когда мы смотрим в Писание, то находим, что это явно не Библейское учение. Библия ясно говорит, что Бог создал семью, потому что человеку было не хорошо одному (Быт.2:18). Писание явно указывает, что человека оскверняет не еда, а злые мысли и желания исходящие из сердца (Мар.7:15). Писание явно указывает нам, что христианин должен не убегать от своей плотской природы, а с помощью Духа Святого контролировать себя и посвящать для служения праведности (Рим.6:12,13). И, конечно, Писание учит нас благодарить Бога и за семью, и за ежедневный хлеб и за все то доброе, что Бог нам каждый день дает: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим.4:4,5). Аминь.

Как Тимофей должен был реагировать на появление этих духов обольстителей? Во-первых, ему не нужно было пугаться этого, потому что Дух ясно говорит, что это будет. И во-вторых, действие этих духов нужно было остановить. Каким именно образом — об это нам говорит стих 6: «Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал» (1Тим.4:6). Т.е. остановить действие духов обольстителей можно и нужно только одним способом — проповедуя Евангельскую истину в церкви (внушая сие братиям).

Но возникает вопрос: как Тимофей мог отличить Божественную истину от бесовских обольщений? Как служитель может отличить ложь и запретить ей действовать в церкви и увлекать верных? Где взять слова, чтобы внушать церкви истину? Ответ прост — нам нужно знать, о чем говорит Писание.

Посмотрите стихи 6,7: «Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал. Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1Тим.4:6,7).

Здесь Павел говорит нам, что для того чтобы стать добрым служителем Иисуса Христа, который может наставлять братьев в словах истины, который может различать доброе и злое, мы нуждаемся в особом виде питания. Что это за питание? – это слова веры и доброе учение. Человек, который питается негодными баснями, сможет ли говорить слова истины? Конечно нет. Откуда ему взять слово истины для того, кто заблудился? Откуда взять слово укрепления для того, кто ослабел и слова спасения для погибающего в грехах? Конечно же различные мирские учения, и, как выразился Павел, негодные бабьи басни не дадут таких слов. Человек может говорить только то, что в его сердце. Поэтому, когда ты сам питаешься словами истины — ты можешь провозглашать истину. Когда ты укрепляешься надеждой на Господа — ты будешь знать, как укрепить ослабевшего. Когда ты утешаешься Евангелием Иисуса Христа, то конечно ты знаешь то великое спасение, которое открылось в Нем всякому грешнику. Аминь!

Возлюбленные, давайте зададим себе вопрос: чем мы питаем наши души и разум? Получаем ли мы достаточное ежедневное полноценное подкрепление в Библейской истине и в слове жизни? Потому что если это не слова веры питают нас, тогда что? Действительно это что-то важное? Действительно это что-то такое, что поможет тебе и другим возрастать в Боге, приносить добрый плод и в конце концов, душу твою спасти от погибели, или же нет?

В этом мире так много разных вещей и учений которыми люди заменяют истину Божьего слова. Люди наполняются новостями и делятся приколами, создают культ правильного питания и учатся как быть спокойными и равнодушными с йогой. Но проблема в том, ничто из этого не сделает нас добрыми служителями Христа. Ничто из этого не поможет в борьбе с грехом и не утвердит в истине. Слова веры и доброе учение Иисуса Христа сделают это. Поэтому Павел говорит нам в (Фил.4:8) «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». И Тимофея и нас с вами апостол призывает наполняться Божьим словом и жить, как истинные ученики Христа и верные служители Его в этом поколении. Аминь!

Давайте прочитаем стихи 7-9: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого принятия достойно» (1Тим.4:7-9).

Здесь Павел говорит Тимофею о том, что ему нужно серьезно заняться тренировкой. Но это не обычная тренировка, не упражнения в спортзале. Это упражнения в благочестии. Тимофей жил в эллинистической культуре, где выше всего прославлялась телесная красота. Наверное, члены его церкви никогда не забывали утром забежать в спортзал, но к сожалению забывали об утренней молитве и чтении слова. Павел говорит здесь, что хоть занятия спортом и полезны, однако польза их ограничена. В конце концов, сколько ни занимайся в зале, все равно придет старость, слабость и болезни. Однако, есть занятия, которые намного более полезны, чем даже занятия спортом. Это упражнение в благочестии.

Благочестивая жизнь — это жизнь, угодная Богу. Поэтому упражнение в благочестии — т. е. работа над тем, чтобы привести свою жизнь, каждую ее составляющую, в соответствие с Господней волей — это крайне полезное занятие. Оно приносит добрые плоды в нашу жизнь не только сейчас, но и в вечном Царстве. В конце концов, такая жизнь приводит нас к познанию Иисуса Христа и упованию не на свои заслуги или силы но на живого Бога, «который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим.4:10).

Как практически Тимофей мог упражняться в благочестии? Посмотрите стихи 12-14: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим.4:12-14).

Занимаясь чтением Божьего слова, наставлением верных и учительством в церкви, помогая братьям и сестрам, Тимофею в то же время надлежало работать над всеми сферами своей жизни, чтобы не оказаться недостойным и стать правильным примером для своей церкви и для окружающих во всем:

– в отношениях со словом Бога

– в практических поступках и жизненной мудрости

– в любви к Богу и ближнему

– во всяком духовном служении

– в поступках веры

– в практической святости и моральной чистоте

Ему нужно было трудиться над своей жизнью так усердно, чтобы его духовная зрелость и благочестие стали видны и явны для всех. Трудиться так усердно, чтобы даже такой недостаток, как молодость, не мог бы помешать ему совершать пастырское служение Церкви Божией. Эта духовная зрелость не приходит сама собой, поэтому Павел и говорит: упражняйся и, доколе не приду, занимайся: постоянно, настойчиво и верно.

В книге «Лекции моим студентам» Чарльз Сперджен, король проповедников, говорит такие слова будущим служителям церкви: «…мы должны заботиться о своей чистоте и своем достоинстве. Если я хочу проповедовать Евангелие, то должен использовать свой собственный голос и потому тренировать свои голосовые связки. Я могу рассуждать только своим собственным умом и чувствовать своим собственным сердцем и потому, должен развивать свои интеллектуальные и эмоциональные способности. Я могу страдать и бороться за спасение душ других людей только лишь в моей собственной обновленной природе и потому всегда должен хранить в себе нежное чувство любви, которым был преисполнен Христос. Напрасно буду я пополнять книгами свою библиотеку, создавать общины, строить системы, если не буду заботиться о своей собственной душе…»

Подтверждение этим его словам мы находим в стихах 15 и 16, давайте прочитаем их вместе: «О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:15,16).

Оказывается, внешний, видимый плод нашего служения и успех очевидный для всех, напрямую зависит от того, как мы упражняемся в благочестии и возрастаем в Иисусе Христе. Ставки в этом труде чрезвычайно высоки, ведь «так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Но и результат прекрасен, не так ли?

Когда я размышляю над тем, как мы практически можем возрастать в благочестии, мне на ум приходят примеры жизни прекрасных Божьих служителей, успех которых действительно был очевиден для всех. Жан Кальвин, Джон Уэсли, Джонатан Эдвардс, Дуайт Муди, Джим Элиот и другие… В их жизнях мы неизменно находим исполнение принципа изложенного в ключевых стихах. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Также, анализируя их жизни, я вижу, как важно выработать в своей жизни духовные привычки, которые помогли бы нам верно и постоянно упражняться в благочестии и расти в Господе.

Например Муди принял решение благовествовать каждый день и верно придерживался этого решения до конца своей жизни. Порой он делал это ночью или в дождь. Некоторые называли его одержимым евангелистом, но он считал своей день потерянным, если за весь день не поделился Евангельской вестью хотя бы с одним человеком. Также известна его необычайная преданность Писанию. До последних дней своей жизни Муди вставал в четыре часа утра, чтобы изучать Библию.

Джон Уэсли слишком много времени проводил в дороге. Чтобы не терять свое время зря, он сделал специальную подставку на лошадь, чтобы читать Писание и учиться даже в дороге.

Джонатан Эдвардс — удивительный человек, которому я поражаюсь каждый раз, как читаю о нем. Он взял свою большую Библию, расшил ее и между каждыми двумя страницами вставил чистый лист, а потом сшил обратно. Эта Библия до сих пор хранится в библиотеке Йеля. Она полностью, до последнего листа, исписана его комментариями к Писанию, мелким почти не читаемым почерком. Он трудился над Божьим словом задавая ему вопросы и находя ответы, не как пассивный читатель, но как служитель, который знал, что в этих ответах сокрыта тайна спасения его души, его семьи и тех людей, которых Бог поручил ему. Поэтому, встречаясь с богословской проблемой он не пропускал это место Библии и не откладывая искал решение этой проблеме.

Джим Элиот, который мученически погиб от рук индейцев вел дневник, в котором записывал свои духовные переживания. За несколько дней до гибели он писал о том, как важно ему ежедневно обновляться покаянием в Господе.

Все эти в высшей степени достойные служители осознавали свою ответственность перед Богом за свою жизнь и за жизнь людей, которых Господь им вверил, поэтому трудились упражняясь в благочестии, возрастая в совершенстве Христа и показывая пример благословенной жизни в Нем.

Нам конечно нет смысла слепо копировать их привычки и решения. В конце концов все они были направлены на борьбу за одни и те же вещи: чтобы преодолеть свою лень, эгоизм и самодовольство, чтобы любить Бога, Его слово и ближнего своего, чтобы не ослабевать в молитве и служении. И понимая это, мы можем выработать свои собственные духовные привычки, которые помогли бы нам верно упражняться в благочестии и возрастать в познании Господа. Которые помогли бы нам вникать в себя и в учение и иметь добрый плод в Господе. Что мы можем делать? Например можем решить не полагаться на свою память, но записывать во время изучения Библии. Учиться анализировать Писание и применять его практически, поэтому в свидетельстве не просто копировать куски из проповеди, но тренировать свое сердце и разум и трудиться над словом. Каждое утро обновляться в Господе через молитву и размышление над отрывком ДХ. И так далее.

Давайте еще раз прочитаем стихи 15 и 16: «О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:15,16)

Божье слово призывает нас упражняться в благочестии и быть постоянными в своем служении. Как мы ответим на этот призыв? Согласимся ли мы не лениться, но оттачивать свой интеллект, чтобы понимать Писание, трудиться над своим сердцем и чувствами, чтобы научиться различать добро и зло? Готовы ли мы посвятить себя истинному благочестию и расти в красоте и совершенстве Господа, чтобы своею проповедью являть миру не себя, но Христа? Библия говорит, что человек, который решит так жить, человек, служение которого будет проистекать из его внутренней духовной зрелости и познания Бога, будет успешен и плодоносен. Хотите ли вы чтобы ваша жизнь была такой? Пусть Господь поможет нам каждый день питаться словами веры, упражняться в благочестии, вникать в себя и в Писание, чтобы мы оказались полезными и совершенными инструментами в Его любящих руках. Инструментами, которыми Он будет творить Свою историю спасения сегодня и в вечности. Аминь.

(п. Ионафан)