head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Пастырское сердце Давида” (2-я Царств 9-10)

ПАСТЫРСКОЕ СЕРДЦЕ ДАВИДА

2-я Царств 9-10

Ключевой стих 9:7 : "И сказал ему Давид: не бойся; я окажу тебе милость ради отца твоего Ионафана и возвращу тебе все поля Саула, отца твоего, и ты всегда будешь есть хлеб за моим столом"

Обычно когда люди приходят к власти, они не останавливаются на достигнутом и ищут еще большей власти и большего богатства. Как написано: «не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием». Человек видит перед собой цель, и не важно какими средствами, лишь бы ее достичь. Так строили свое царство мирские цари, так строят сейчас и политики. Но Давид не так строил свое царство. Когда он пришел к власти, его не интересовала еще большая власть. Его интересовало совсем другое. В прошлом отрывке мы узнали, что Давида беспокоил вопрос постройки храма для ковчега Господня. В этом же отрывке Давид проявляет свое пастырское сердце и беспокоиться о людях и об их проблемах. Поэтому давайте сегодня подумаем и научимся такому пастырскому сердцу Давида.

Часть 1. Пастырское сердце Давида к Мемфивосфею (9:1-13)

Взгляните на 1-й стих: «И сказал Давид: не остался ли еще кто-нибудь из дома Саулова? я оказал бы ему милость ради Ионафана». Прошло уже достаточно много времени с тех пор, как Саул и его сыновья погибли. Давид стал царем, все уладилось, и он мог спокойно забыть Саула, и все что связано с ним, как страшный сон. С глаз долой, из сердца вон. Однако же Давид не забыл о доме Саула. Он вспомнил о милости, оказанной ему Ионафаном. Когда Саул искал убить его, Ионафан не выдал своего друга и отпустил его с миром. Он заключил с ним завет и просил Давида: «…если я буду еще жив, окажи мне милость Господню. А если я умру, то не отними милости твоей от дома моего во веки, даже и тогда, когда Господь истребит с лица земли всех врагов Давида» (1Цар.20:15,16). Обычно все хорошее люди очень быстро забывают, плохое же помнят годами. Однако же Давид не забыл о милости Ионафана и своем обещании. Он решил найти, кто еще жив из дома Саулова, и оказать ему милость ради Ионафана.

Итак, кто же еще остался жив из дома Саулова? Взгляните на стихи 3,4: «И сказал царь: нет ли еще кого-нибудь из дома Саулова? я оказал бы ему милость Божию. И сказал Сива царю: есть сын Ионафана, хромой ногами. И сказал ему царь: где он? И сказал Сива царю: вот, он в доме Махира, сына Аммиэлова, в Лодеваре». Сива, раб из дома Саулова, возвестил царю, что жив еще сын Ионафана. Его звали Мемфивосфей, что в переводе означает «из уст постыдного». Как и его имя, его жизнь тоже складывалась довольно постыдно. «Пять лет было ему, когда пришло известие о Сауле и Ионафане из Изрееля, и нянька, взяв его, побежала. И когда она бежала поспешно, то он упал, и сделался хромым» на обе ноги (2Цар.4:4). Поскольку Мемфивосфей был потомком Саула, якобы врага Давида, то по закону кровной мести того времени, люди моги думать, что убив Мемфивосфея, они смогут угодить Давиду. Так поступил раб аммнонитский, добив Саула. Так поступили Рихав и Баана, когда убили Иевосфея. Из-за этого Мемфивосфей постоянно жил в страхе и вынужден был скрываться от людей и жил теперь в доме одного человека в Лодеваре. Когда за ним пришли слуги Давида, Мемфифосфей не на шутку испугался. Придя к царю, он пал поспешно пал на лицо свое лицо и еле слышно промолвил: «вот раб твой». Сердце Мемфивосфея замерло в груди.

Но как же Давид поступил с Мемфивосфеем? Взгляните на стихи 7,8: «И сказал ему Давид: не бойся; я окажу тебе милость ради отца твоего Ионафана и возвращу тебе все поля Саула, отца твоего, и ты всегда будешь есть хлеб за моим столом. И поклонился Мемфивосфей и сказал: что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я?». На удивление Мемфивосфея Давид вовсе не хотел его убивать. Напротив, он с улыбкой принял его и успокоил его словами: «не бойся, я окажу тебе милость ради отца твоего Ионафана…». По закону и традициям того общества, Давид должен был убить Мемфивосфея. Но он жил перед Богом, а не перед людьми, поэтому поступил по милости, а не по закону, как и обещал Ионафану. Он мог дать ему пожизненную пенсию по инвалидности, ежегодные путевки, однокомнатную квартиру. Но Давид дал ему на много больше. Он возвратил ему все поля и имущество Саула, дал слуг, которые будут возделывать землю и питать его, поселил в столице и посадил за царский стол рядом со своими сыновьями. В один миг постыдный беглец, который все потерял и доживал свои дни, превратился в царского сына со всеми привилегиями!

Эта сцена напоминает нам притчу про блудного сына. Когда младший сын покинул отчий дом, он расточил все свое имение с блудницами и в итоге стал наемным рабом в грязном свинарнике. Единственной его надеждой было хотя бы раз покушать свинячьих рожков, чтобы не помереть с голоду. Возвращаясь к отцу, он ожидал лишь осуждения и проклятия и максимум надеялся стать наемником в доме отца. Подходя к дому, его сердце замирало от страха. «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Своим слугам он приказал: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лук.15:20, 22-24). Отец по прежнему любил своего сына. Он простил его и вернул ему все, что он потерял и уже не заслуживал.

Подобным образом и Бог полюбил нас и оказал милость ради Иисуса Христа. Будучи детьми Бога, мы потеряли все из-за обмана сатаны и обольщения грехом. Из-за греха похоти мы потеряли чистоту и стали чувствовать стыд и порочность, из-за страха и переживаний потеряли мир и радость, из-за непрощения, эгоизма мы потеряли настоящую дружбу и любовь. Мы стали подобно сиротам, без цели, без смысла жизни и без будущего. Единственное, что мы ожидали и заслуживали от Бога, так это гнев и вечное осуждение в аду. Но когда мы пришли к Иисусу, Он не осудил нас по закону, но явил нам Свою милость. «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни», «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:). Иисус вернул нам сполна то, что сатана отнял у нас. Он вернул нам истинную радость, мир, любовь, исцеление. Он соделал нас царями и священниками Бога. Он усыновил нас и вернул все права и наследство, как детям Бога! Слава Иисусу Христу за Его незаслуженную милость к нам!

Здесь мы также можем учиться пастырскому сердцу у Давида. Как видим, пастырь – это тот, кто живет перед Богом, а не перед людьми, и поступает по милости, а не по закону. Очень часто мы встречаемся с такими духовно хромыми людьми, как Мемфивосфей, у которых полно слабостей, немощей, комплексов, недостатков. Кто-то, например, оставляет свои длинные волосы в ванне, кто-то не моет посуду или стирают кроссовки в стиральной машине. По закону мирского общества в такой ситуации совершенно естественно гневаться, спорить или кричать. Но вспоминая милость Иисуса, Который не осудил нас, мы также должны поступать по милости, а не по закону. Не осуждать таких людей, но оказывать милость и прощать, возвещая им любовь Христа. Такой поступок Давида тронул сердце Мемфивосфея и он мог раскаяться и признать себя мертвым псом перед Богом. Пусть Бог поможет также и нам, действовать милостью и прощением, чтобы покорить многие сердца Господу.

Часть 2. Пастырское сердце Давида к народу (10:1-5)

Взгляните на стихи 10:1,2: «Спустя несколько времени умер царь Аммонитский, и воцарился вместо него сын его Аннон. И сказал Давид: окажу я милость Аннону, сыну Наасову, за благодеяние, которое оказал мне отец его. И послал Давид слуг своих утешить Аннона об отце его. И пришли слуги Давидовы в землю Аммонитскую». Спустя некоторое время к Давиду пришла новость о смерти Нааса, царя аммонитского. Дружеские отношения этих двух царей возникли, должно быть, в период, когда Давид скрывался от Саула. Чтобы продолжить такую дружескую традицию Давид решил оказать милость Анному ради Нааса, и послал к нему своих слуг утешить о смерти отца.

Здесь мы тоже видим мудрость и пастырское сердце Давида к своему народу. Господь обещал Давиду, что успокоит народ Свой Израиля от всяких войн. Поэтому Давид старался жить в мире со своими соседями, чтобы те в последствии не беспокоили Божий народ. Пастырь не должен думать только о себе, но думать, что есть благо для своего народа и строить мирные отношения со всеми, если это возможно.

Как же Аннон отнесся к такой милости Давида? К сожалению, в отличие от Мемфивосфея он не пал ниц и не покаялся. Взгляните на стихи 3,4: «Но князья Аммонитские сказали Аннону, господину своему: неужели ты думаешь, что Давид из уважения к отцу твоему прислал к тебе утешителей? не для того ли, чтобы осмотреть город и высмотреть в нем и после разрушить его, прислал Давид слуг своих к тебе? И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их». Вместо достойного приема, князья Аммонитские оклеветали послов Давида, и Аннон обесчестил их, обрезав бороды и одежду. Обритие бороды в то время служило знаком траура и, возможно, таким образом, Аннон хотел посмеяться над сочувствием Давида смерти его отца. Аннон поступил очень злобно и необдуманно. Он совсем не думал о своем народе, он не думал, какие будут последствия и кто будет отвечать за его поступок, кто защитит народ, если Давид нападет на него. Те, кто отвергают милость Бога, становятся очень гордыми и глупыми и в итоге теряют, все то, что имели.

Как же Давид ответил на такой дерзкий поступок Аннона? Взгляните стих 5: «Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь». Одержимый местью, Давид мог бы кинуться и сразу атаковать Аннона и силой покорить аммонитян. Но Давид не потупил по эмоциям, в отличии от Аннона он думал про свой народ и про последствия. Если бы народ увидел срамоту послов, то могла разгореться межнациональная вражда и погибнуть много людей. Давид не хотел этого, поэтому скрыл их позор, направив в ближайший город, чтобы там отрасли их бороды. Настоящий пастырь не должен поступать по эмоциям, но строить мирные отношения и покрывать позор, чтобы не было видно. Всегда плохой мир лучше, чем хорошая война. «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:20,21).

Часть 3. Бог дает победу (10:6-19)

Взгляните на стих 6: «И увидели Аммонитяне, что они сделались ненавистными для Давида; и послали Аммонитяне нанять Сирийцев из Беф-Рехова и Сирийцев Сувы двадцать тысяч пеших, у царя Маахи тысячу человек и из Истова двенадцать тысяч человек». Как часто бывает у людей, аммонитяне сначала сделали, а потом начали думать. Хотя Давид не собирался нападать на них, но страх сделал их боязливыми и чтобы воевать с Давидом, они наняли целых 33 тыс. отборных сирийцев. Когда Давид услышал об этом, то вынужден был послать войско во главе с Иоавом. Это был израильский спецназ, храбрые ребята, которые прошли огонь, воду и медные трубы. Однако же по численности, они во много раз уступал вражеским группировкам. Ситуация усугублялась еще и тем, что противник нападал с двух сторон, и израильтяне вынуждены были разделиться на два фронта. В такой ситуации по-человечески все говорило против них. Но что же предпринял Иоав и какие слова укрепления он нашел в такой момент? Взгляните на стихи 11,12: «И сказал Иоав: если Сирийцы будут одолевать меня, ты поможешь мне; а если Аммонитяне тебя будут одолевать, я приду к тебе на помощь; будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно». Хотя Иоав был жестоким человеком и даже убил Авенира, но через пастырское служение Давида он получил хорошее влияние и стал преданным и посвященным человеком. Даже Бога он называл своим Богом, а народ своим народом. Он призвал Авессу к сотрудничеству, а также быть мужественным и твердо стоять за народ наш и за города Бога нашего. Хотя он понимал всю серьезность своего положения, но решил во чтобы-то ни стало уповать на Бога и отдать результат битвы в руки Господа. С таким духом он кинулся в атаку… Каков был результат этой битвы? Сирийцы дрогнули и сбежали, а аммнонитяне, увидев это, закрылись в городе. Даже объединенные сирийский войска ничего не смогли поделать, 700 колесниц и 40 тыс. всадников пали перед Давидом и его храбрыми воинами. Хотя мы живем сейчас в мирной стране, но как пастыри мы призваны вести духовные битвы с сатаной и со грехами, которые разрушают жизнь агнцев. И здесь мы можем видеть, что физическое преимущество еще ни о чем не говорит, важно с каким духом мы идем на сражение. Когда мы присутствовали на матче Украина-Швеция, после пропущенного гола многие болельщики поникли и стали критиковать футболистов. Но некоторые болельщики решили несмотря ни на что уповать на Бога и верой провозглашать: «Украина, вперед». Все привело к тому, что завелся весь стадион и такой победный дух передался футболистам. Несмотря на то, что они уступали в игровых качествах, они смогли победить со счетом 2:1. Для пастыря тоже очень важно, с каким духом он совершает служение. Зачастую обстоятельства кажутся намного выше наших сил. Агнец вдруг уезжает домой или перестает изучать Библию. Молодежь отвергает Божью истину, политики все больше бесчинствуют. В такие моменты, если допустишь отрицательный смысл, дух поражения, то точно проиграешь. Но Господь призывает нас сегодня не отчаиваться, не опускать руки, но объединиться, быть мужественными и твердо стоять за народ наш, за нашего Бога, за наши ВУЗы, за нашу страну. С таким духом, с таким упованием на Бога мы можем победить любую ситуацию в нашей жизни, в жизни агнцев, изменить Украину в святой народ. И даже достойно выступить на Евро!

Итак, сегодня мы размышляли о пастырском сердце Давида. Хотя он был на коне и мог завоевать еще большие земли и еще больше расширить свою империю, но он не поступал так. Он помнил свое главное призвание – быть пастырем для народа своего Израиля. С таким сердцем он вспомнил о доме Саула и оказал милость Божью Мемфивосфею. С таким сердцем он думал про свой народ, покрывал позор и строил мирные отношения. Если возможно было не воевать, он старался не воевать, но доверять ситуацию Господу. С таким сердцем и духом, Давид всегда побеждал и был благословением для других.

Когда начался Чемпионат Евро, я стал через чур одержимый футболом. Если можно было посмотреть хотя бы на матч больше, я с легкостью бросал все и шел смотреть. С таким сердцем я отправлялся и в Донецк. Но, слава Богу, Который позволил мне готовить эту проповедь. Через это слово я понял, что Иисус и слово Бога дороже, чем кубок. И я прежде всего пастырь, а не футбольный фанат. Я каюсь, что забыл свое призвание и думал только о себе. Поэтому молюсь подражать Давиду и думать прежде о других, верно изучать Библию с агнцами, возвещая им Божью милость и любовь.

Пусть Господь помилует нас в это время каникул и отпусков не потерять свое призвание, дух и пастырское сердце, чтобы преданно служить Его делу и воспитывать учеников Иисуса Христа.

(п. Самурай)