head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Царство Давида и обещание Бога” (2-я Царств 7-8)

ЦАРСТВО ДАВИДА И ОБЕЩАНИЕ БОГА

2-я Царств 7-8

Ключевой стих 7:18 : "И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа, и сказал: кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!"

В сегодняшнем слове рассказывается о золотом периоде правления Давида. После многих лет гонений и преследований, войн и опасностей, Бог, наконец, успокоил Давида от всех его врагов, царствование Давида стало прочным над всем Израилем. Давид отвоевал у Иевусеев крепость Иерусалим сделал его новой столицей объединенного Израиля. Давид также сделал Иерусалим и духовной столицей Израиля: он устроил в Иерусалиме скинию и перенес в нее ковчег Господа. У Давида появился первый внешнеполитический союзник: финикийский царь Хирам, который прислал плотников и лес, и построил для Давида царский дворец в Иерусалиме. Для Давида настало время благословения и покоя. Именно такое время — самое опасное для лидера. В такое время многие теряют направления и начинают жить только для себя, стремясь к еще большим наслаждениям, к большему богатству и власти, начинают думать только о том, как сохранить то, что имеют. Но Давид отличался. К чему он стремился, во время благословения, как относился к Богу и к своему народу, и то, что он делал как царь — вот секрет, почему его царство стало лучшим царствованием за всю историю Израиля. Давайте научимся у Давида его системе ценностей и его мудрости, чтобы нам тоже быть успешными духовными лидерами.

1. Давид хочет построить храм Богу и ответ Бога (7:1-17)

Посмотрите стихи 1,2 главы 7: «Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром». Несмотря на то, что царство Давида было устроено и все было благополучно, его мучил один вопрос. Царей тоже мучают вопросы. А богатые тоже иногда плачут. Например, Бориса Годунова мучал вопрос, как избавиться от стука в ушах, головокружения, тошноты и кровавых мальчиков в глазах:

Как молотком стучит в ушах упрек,

И все тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах…

И рад бежать, да некуда… Ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

Вопрос, который мучал Давида был совсем другой. Давиду было неуютно жить в большом, красивом доме, когда ковчег Бога находился в палатке. Давид думал: «как я, грешный человек, могу спокойно жить в доме, когда ковчег Бога, Святого Израилевого, находится в шатре?». Каждый раз, когда Давид приходил в скинию принести жертву и помолиться, он чувствовал: «я должен сначала построить красивый храм для Господа, и только потом устраивать свою жизнь». Давид не мог больше терпеть, он пришел к пророку Нафану и рассказал ему желание своего сердца. Желание посвятить свои средства и силы для постройки храма Бога — это красивое желание и. Нафан также видел, что Бог пребывает с Давидом, поэтому сказал: «все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою».

Посмотрите стихи 4-16: «(4) Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: (5) пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, (6) когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? (7) Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: "почему не построите Мне кедрового дома"? (8) И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; (9) и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. (10) И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, (11) с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. (12) Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. (13) Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. (14) Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; (15) но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. (16) И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки». Бог дал удивительное откровение Давиду.

Во-первых, Бог принял сердце Давида построить храм Господу. Это красивое сердце. Бог видел, что Давид стремится не к комфорту, не к богатству, но угодить Богу. Сердце Давида — построить храм, чтобы имя Господа было прославлено. Сердце Давида — пребывать в доме Господнем долгие дни и управлять своим царством по воле Господа. В этом Давид отличается от Саула. Саул строил свое царство, Бог был для него только средством. Но Давид в своем царствовании всегда хотел угодить и прославить Бога. Образ Давида — это образ слуги Бога. Поэтому Бог благословил его царствование и дал Свое обещание. Здесь есть учение и для нас. Господь видит наше сердце и помнит то, что мы делали ради Него и благословляет это.

Во-вторых, Бог не позволил Давиду строить храм. Одна из причин была то, что Давид был воином, вел много войн и пролил много крови. Он сам об этом говорит так: «И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: "ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим» (1 Пар. 22:7,8).

Но была еще одна серьезная причина. Посмотрите стихи с 5б по 7: «ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, (6) когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? (7) Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: "почему не построите Мне кедрового дома"?» Господь сказал, что Он, начиная с выхода из Египта, до сего времени обитал в шатрах со Своим народом. Хотя прошло уже много времени с тех пор, как евреи вошли в землю Ханаанскую, но до сих пор Бог пребывал в той самой скинии, которую сделал еще Моисей в пустыне и Он никогда не требовал, чтобы израильтяне сделали кедровый дом для храма. Время от времени ковчег Бога и скиния переходили в другое место, но никогда не строили каменного или деревянного храма. Это не была «скромность» Бога. Господь достоин всей славы и хвалы и, когда к Нему приближались без должного почтения, Бог наказывал таких людей. Но, как мы видим, Бог не хотел, чтобы евреи сейчас строили Ему храм. Это было решение и воля Бога. Почему так?

Бог приказал создать скинию, чтобы Он обитал со Своим народом. Бог хотел пребывать со Своим народом везде, хотел вести Его. Хотя Святой Бог не мог просто быть с грешниками и для этого была создана скиния, но Господь хотел сделать так, чтобы быть как можно ближе к Своим людям. Маленькая, простая скиния хорошо подходила для этого. Людям легко думать, что Бог находится только в каком-то особом месте, например там, где храм Господень, или только в Вефиле, где Бог явился Иакову, или в Галгале, где лежат камни из-под ног священников, когда они переходили Иордан. Также легко думать, что Бога нужно задобрить жертвами, им можно манипулировать и думать, что в храме Бог один, а за храмом Его нет и можно жить как угодно. Так делают язычники. Но такие мысли — ложное убеждение. Господь не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как-бы имеющий в чем-то нужду, Сам дает жизнь и дыхание и все (Деян. 17:24б,25). Давид сам хорошо знал это и исповедовал: «Всегда видел я Господа одесную меня, не поколеблюсь». Господь хотел, чтобы Его народ знал, что Господь — живой Бог, Он всегда и везде пребывает со Своими людьми, слышит их молитвы и смотрит за их сердцем и делами, и единственное, что разделяет человека с Господом — это человеческий грех. Большой, красивый храм мог стать соблазном и ложной надеждой для народа Божиего. В этом смысле простая и скромная скиния Богу нравилась больше, это был как бы прообраз младенца Иисуса, Который, чтобы обитать с нами, родился в пещере для скота и был положен в ясли.

В-третьих, Господь открыл Давиду будущее благословение, которое Он приготовил Давиду и Своему народу. Посмотрите стихи 8-11: «И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; (9) и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. (10) И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, (11) с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом». Господь напомнил Давиду кем он был, как Господь был с ним и охранял его и для чего Господь возвысил Давида. Давид был простым пастухом овец, но Господь сделал его вождем народа Божиего. Для Давида не было отдельной судьбы, миссия его жизни перед Богом — водить народ Божий. Господь сказал, что Давид исполнит эту миссию. Господь обещал: «И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем». Подумайте, как это прекрасно, когда Бог говорит, что ты точно исполнишь то, для чего Он тебя призвал. Также Давид всю жизнь помнил это откровение и до конца осознавал себя слугой для Божиего народа.

В-четвертых, Господь обещал, что благословит дом Давида и из его потомков произойдет Мессия. «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (12-16). Тут Господь продолжает говорить о том, что приготовил для Своего народа. Хотя Господь не разрешил Давиду строить Ему храм, но в плане Бога — чтобы Его люди поклонялись Ему в настоящем, нерукотворенном храме. Давид не был способен построить этот храм: он был грешным человеком и сам нуждался в спасении. Но сердце и образ жизни Давида были праведны перед Богом и Господь обещал, что Мессия, Который построит истинный храм Бога Живого и будет вечно царствовать, произойдет из потомков Давида. Господь обещал Свою вечную милость дому Давида: даже если его потомки согрешат, Бог не отними милости от его дома. Сейчас мы видим, что это обещание Бога исполнилось. Даже несмотря на грехи Соломона и последующих царей, Бог не отнял милости от дома Давида и Иисус Христос пришел именно из дома и рода Давида и создал нерукотворенный храм Бога на этой земле: церковь Живого Бога. Иисус вечно будет царствовать над Божиим народом — над верующими в Него и царство это никогда не разрушится.

2. Молитва Давида (7:18-29)

Когда Нафан пересказал все слова Господа Давиду, тот пошел в скинию, предстал перед Господом и молился. Эта молитва написана в Библии, стихи 18-29: «И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа, и сказал: кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил! И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по-человечески. Господи мой, Господи! Что еще может сказать Тебе Давид? Ты знаешь раба Твоего, Господи мой, Господи! Ради слова Твоего и по сердцу Твоему Ты делаешь это, открывая все это великое рабу Твоему. По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами. И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобрести [его] Себе в народ и прославить Свое имя [и] совершить великое и страшное пред народом Твоим, который Ты приобрел Себе от Египтян, изгнав народы и богов их? И Ты укрепил за Собою народ Твой, Израиля, как собственный народ, на веки, и Ты, Господи, сделался его Богом. И ныне, Господи Боже, утверди на веки слово, которое изрек Ты о рабе Твоем и о доме его, и исполни то, что Ты изрек. И да возвеличится имя Твое во веки, чтобы говорили: "Господь Саваоф – Бог над Израилем". И дом раба Твоего Давида да будет тверд пред лицем Твоим. Так как ты, Господи Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему, говоря: "устрою тебе дом", то раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться Тебе такою молитвою. Итак, Господи мой, Господи! Ты Бог, и слова Твои непреложны, и Ты возвестил рабу Твоему такое благо! И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицем Твоим, ибо Ты, Господи мой, Господи, возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки».

Кажется это не очень стройная молитва. Я прочитал ее один раз, потом второй раз, потом еще новый перевод на русский язык, потом еще новый перевод на украинский, выделил первый пункт, второй, третий, но понял, это все не то, не для этого Бог записал эту молитву в Библию. На самом деле эта молитва — поток благодарности и любви Давида к Господу. Молитва Давида похожа на то, как женщина вылила сосуд с миром на ноги Иисуса перед Пасхой. Давид не ожидал такого откровения от Господа. Он любил Господа и хотел сделать естественную, как ему казалось, вещь. Он думал, что это естественно — построить храм Богу, естественно желать, чтобы имя Бога прославилось. Для него было естественно радоваться возможности участвовать в строительстве храма и он не ожидал другой радости, кроме радости благодарить и славить Бога. Мы тоже помним эту радость, когда вместе строили это здание церкви. Он не ожидал от Бога никакого признания. Но, для большинства людей это совсем не естественно. Бог очень высоко оценил такое сердце Давида и дал ему откровение о будущем его миссии, о будущем его народа, о благословении его потомков и великое обещание, что его царство будет стоять перед Богом вечно. Бог показал, что Он ценит и любит Давида больше, чем Давид думал. Это так тронуло сердце Давида, что он стоял перед Богом и плакал и благодарил и славил и смеялся одновременно.

Чтобы вы могли представить состояние Давида, представьте, что жена слишком устала на работе и забыла, что сегодня 10 лет со дня свадьбы, несет сумки с работы, думает, что сейчас нужно будет бежать забирать детей из детского садика, готовить ужин, приходит домой, а там ее встречает муж с детьми с цветами, дети умыты, одеты на столе стоит праздничный ужин, и муж говорит: «любимая, я так счастлив, что мы 10 лет назад поженились», а дети кричат: «мама! Поздравляем!». Как, вы думаете, будет реагировать эта жена? Конечно, такого обычно не бывает. Но Бог тоже не всегда дает такое откровение. Давид реагировал так, как реагировала эта жена: с благодарностью, радостью, слезами. Давид всем сердцем благодарил, что Господь так высоко оценил его. Для Давида было чудо, что Господь признал его праведным и возвеличил его дом перед Собою навечно. Давид радовался привилегии быть частью народа божиего и просил Бога, чтобы Он прославился и осуществил те благословения, которые обещал Своему народу и дому Давида.

На самом деле у каждого из нас есть причина так радоваться и благодарить Бога. Все мы, каждый из нас были ужасными грешниками и, когда мы не верили, то думали, что достойны только смерти. Но Иисус так сильно оценил нас, так сильно полюбил, что Сам умер вместо меня. Вспомните, как мы радовались и как благодарили Иисуса, когда приняли смерть Иисуса за наши грехи и Его прощение и оправдание перед Богом. Я молюсь, чтобы мы всегда тоже имели такое сердце к Богу как Давид и тоже так молились.

3. Золотое время царствования Давида (8:1-18)

В 8 главе рассказывается о военных походах и другой деятельности Давида. Давид принял направление Бога быть вождем для народа Божия и постарался обезопасить свой народ от соседей. Фактически, Давид воевал со всеми окрестными народами: с филистимлянами, с моавитянами, с сирийцами, с амаликитянами, аммонитянами и с идумеями. Давид не пытался покорить эти народы и создавать империю, он только делал так, чтобы недружественные соседи не имели достаточно сил и ресурсов нападать на Израиль. С финикийцами и с городом Имафом у Давида были дружественные отношения. Во всех этих войнах Господь давал ему успех. Тут дважды употребляется фраза: «И хранил Господь Давида везде, куда он не ходил» (6,14). Здесь видно, что успех в войне зависит от Господа.

В результате военных походов Давид захватил большую добычу: золотые и серебряные сосуды, множество меди. Все это Давид посвятил Господу и потом Соломон использовал это для строительства Храма.

В стихе 15 описывается стиль правления Давида. «И царствовал Давид над всем Израилем, и творил Давид суд и правду над всем народом своим». Царь не должен давать своим людям хлеб, работу, пенсии или бесплатный проезд. На самом деле у царя, как и у любого правителя есть только две обязанности: ходить на войну, то есть помочь людям обезопасить себя и творить правду и суд, то есть обеспечить, чтобы богатый не отбирал у бедного и чтобы бедный и незначительный человек мог прийти в суд и получить справедливое рассмотрение своего дела даже против царя и богача. Именно это делал Давид, он ходил на войну и творил праведный суд. Это — настоящий царь. Мы тоже должны ждать и требовать от президента, депутатов и правительства не пенсий, зарплаты, работы, не бесплатной гречки и проезда в метро, а только двух вещей: сильной и боеспособной армии и справедливого и праведного суда. Все остальное — это дело каждого верующего и каждого гражданина.

В стихах с 16 по 18 описываются слуги Давида. Давид не пытался делать все сам: он распределил обязанности по управлению государства среди своих сотрудников. Лидер не может делать все сам, он должен поручить часть обязанностей и полномочий на своих сотрудников, но контролировать, чтобы они верно их исполняли.

Сегодняшнее слово хорошо говорит про сердце Давида, про его систему ценностей и про его образ жизни, когда Господь благословил его. Лично меня сильно тронуло сердце Давида. Сердце Давида всегда было прославить Бога. Его не интересовала власть, положение или богатство, но его интересовало, как можно построить храм Богу, как можно поклониться Богу. Образ жизни Давида это и есть жизнь поклонения Богу: и в скорби и в гонении и в успехе и в радости самое ценное, что у меня есть — это Господь, я хочу быть с ним и хочу угодить Ему. Все что Давил делал, все, что он имел, он посвящал Господу. Поэтому Господь поставил Давида пастырем для Своего народа и всегда был с ним. Это была первая и самая главная составляющая успеха Давида. Вторая, тоже очень важная составляющая — то, что Давид любил свой народ так же, как Бог любил их. Давид разделил с Богом Его сердце к народу божиему. Это видно из молитвы Давида, из того, как он защищал своих людей, как воевал с соседями, чтобы обезопасить Израиль, как творил справедливый суд. Третья компонента успеха — уважение к духовному наставнику. Таким наставником для Давида был пророк Нафан. Сегодня Давид советовался с ним по поводу строительства храма и принял направление Бога через него. Такое послушание духовному наставнику спасло Давида от смерти, когда Давид согрешил с Вирсавией и Нафан обличал его. И четвертой составляющей успеха Давида была мудрость как царя, когда он распределил обязанности и ответственность со своими сотрудниками. Это все сделало царство Давида успешным и благословенным, так что оно стало тенью царствия Иисуса Христа. Пусть Бог поможет нам иметь сердце Давида к Господу и Его народу, быть послушными духовным наставникам и мудро работать вместе с сотрудниками.

(п. Влад)