head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Восстановление царства Давида” (2-я Царств 19-20)

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСТВА ДАВИДА

2-я Царств 19-20

Ключевой стих 19:10 : "Но Авессалом, которого мы помазали [в царя] над нами, умер на войне; почему же теперь вы медлите возвратить царя?"

В этом мире очень много проблем возникают из-за разрушенных отношений. Отношения тяжело построить, легко разрушить и очень тяжело восстановить. Сегодня, на примере восстановления царствования Давида давайте посмотрим, что разрушает отношения, как можно восстановить их и что нужно сделать, чтобы отношения были крепкими.

1. Иди, говори к сердцу рабов твоих (19:1-8)

Посмотрите стихи 1-4: «И сказали Иоаву: вот, царь плачет и рыдает об Авессаломе. И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своем сыне. И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство. А царь закрыл лице свое и громко взывал: сын мой Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!». Давид очень скорбел об Авессаломе. Наверное, он винил себя в том, что не смог быть для него хорошим отцом, не смог показать ему настоящую свою любовь, и теперь уже нет возможности ни воскресить Авессалома, ни что-то изменить. Мы можем понять скорбь Давида как отца, но Давид, как царь и как лидер совершил большую ошибку. Народ, его слуги, верные его воины узнали о том, что царь плачет о своем сыне, смутились. Они только что рисковали своими жизнями, одержали победу над превосходящими силами противника, чтобы исполнить свой долг перед царем. Наверное, многим из них пришлось выбирать, идти ли в бой или сбежать, так как в войске Израиля были их братья и родственники. Наверняка, для многих было искушение оставить Давида и перейти на сторону Авессалома, потому что они были не политиками, не царедворцами, и Авессалом был врагом Давида, а не их врагом. Они были просто отличными воинами, профессионалами, которые так же успешно могут служить и другому царю. Тем не менее, они остались верными и, с риском для жизни, в тяжелой битве защитили царя и одержали победу. Но теперь они узнали, что Давид не радуется победе, а плачет и скорбит о сыне. Конечно, им тоже нечего было радоваться о победе: это была победа не над врагами Бога, а победа в гражданской войне, а в гражданской войне не бывает победителей. Тем не менее, Давид поступил не как лидер и огорчил своих верных слуг и заставил их стыдится.

Посмотрите на стихи 5-7: «И пришел Иоав к царю в дом и сказал: ты в стыд привел сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жен и жизнь наложниц твоих; ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя, ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди и слуги; сегодня я узнал, что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее; итак встань, выйди и поговори к сердцу рабов твоих, ибо клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили на тебя от юности твоей доныне». Давид был не прав перед своими слугами. Своим горем он разрушал теперь свои отношения со слугами, военачальниками, воинами, теми из народа, кто остался ему верен. Своим плачем он заставлял их думать, что Давид их ценит меньше, чем Авессалома, который восстал против него. Здесь мы видим один верный способ испортить отношения: показать человеку, или просто дать ему повод думать, что не ценишь его. Для этого много не надо, например, когда сын или дочка приходят и говорят: «папа, папа! Смотри, что я нарисовал или смотри, что я сделал», то достаточно ответить «угу, я сейчас занят» – тут уже сделано все, чтобы ребенок думал, что папа его не ценит и потом сказал: «ты никогда не обращаешь на меня внимания!». Иоав понимал это и пришел к Давиду и прямо сказал, что он должен сейчас же, немедленно, преодолеть свое горе и идти к народу и говорить к их сердцу. Лидер не должен думать только о себе и своих проблемах. Царь должен показать, что ценит и благодарит своих слуг и не забывает про них. Иоав сказал: «если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека». Наверное, войско после победы не разбежалось бы, но у Давида не осталось бы людей, которые были бы ему преданны и могли бы ради Давида рисковать своей жизнью. Давид принял обличение Иоава, преодолел себя, вышел и говорил к сердцу народа. Таким образом, Давид предотвратил разрушения отношений со своими слугами.

2. Восстановление царства Давида над Иудой (19:9-40)

Посмотрите стихи 9,10: «И весь народ во всех коленах Израилевых спорил и говорил: царь избавил нас от рук врагов наших и освободил нас от рук Филистимлян, а теперь сам бежал из земли сей, от Авессалома. Но Авессалом, которого мы помазали [в царя] над нами, умер на войне; почему же теперь вы медлите возвратить царя?». Казалось бы, Авессалом умер, ополчение Израиля разбежалось, Давид мог легко вернуться в Иерусалим как победитель и снова стать царем. Но Давид оставался на своем месте и ждал, что будет дальше. Через некоторое время он отправил своих послов к священникам Садоку и Авиафару с такими словами: «скажите старейшинам Иудиным: зачем хотите вы быть последними, чтобы возвратить царя в дом его, тогда как слова всего Израиля дошли до царя в дом его? Вы братья мои, кости мои и плоть моя – вы; зачем хотите вы быть последними в возвращении царя в дом его? И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя – ты? Пусть то и то сделает со мною Бог и еще больше сделает, если ты не будешь военачальником при мне, вместо Иоава, навсегда!» (11-13). Царь послал послов подтолкнуть старейшин Иудеев, чтобы они вернули его на царство.

Почему Давид так медлил и хотел, чтобы сами Иудеи и Израильтяне вернули его на царство, хотя мог вернуться сам, как победитель? Почему Давид ждал, что Израильтяне станут спорить между собой о том, что надо бы вернуть царя? Дело в том, что отношения между царем и народом в случае Давида и Израильского народа были уже разрушены. Когда Израильтяне помазали Авессалома в царя над собою, они признали, что Давид теперь не их царь. Давид ждал возможности восстановить отношения со своим народом. Кажется, подобные ситуации бывали в истории. Например, московский царь Иван IV Грозный, отрекался от престола и уезжал в Александровскую слободу, в опричину, и ждал, пока бояре придут к нему и будут бить челом и на коленях умолять, чтобы он не оставлял их, и умолять вернуться на царство, а он будет обвинять их в крамоле, в том что они хотят убить царя и так далее. Подобным образом поступали и некоторые римские императоры и другие неуравновешенные монархи. Но тут ситуация была другая. Давид не был, как капризный ребенок: «злые вы, уйду я от вас». Но после того, как Израильтяне отвергли его и поставили Авессалома, он не мог больше править. Почему так?

Вообще существует только несколько способов заставить сделать человека то, что он делать не хочет: можно силой заставить его делать это, как раба на плантации, можно убедить и доказать, что это для его же пользы, можно обмануть на некоторое время, и можно чтобы он делал это из уважения и доверия. Первый способ — из страха и под принуждением используют диктаторы. Мы хорошо знаем, как жить при диктатуре и как оканчивают диктаторы. Второй способ, убедить, что так надо делать, потому что это будет хорошо и тебе и мне — хороший способ, но это действительно должно быть так и тот, кто убеждает, должен внушать доверие. Третий способ — это то, что сделал Авессалом, когда убеждал Израиль, что Давид — плохой царь, он не судит по правде, а сам Авессалом будет царем лучшим. К сожалению долго обманывать весь народ невозможно. И, наконец, четвертый способ — когда лидер внушает доверие, когда он вызывает уважение и его слушаются ради доверия и уважения к нему, даже если мне так не хочется делать. Это лучший способ правления. До сих пор Давид был именно таким царем. Поэтому люди приходили к нему за судом, поэтому его дружина пошла за ним в изгнание и рисковала жизнью, чтобы защитить Давида. Но сейчас, когда такие отношения у Давида с народом были разрушены, он не мог снова стать таким царем. Сейчас он мог бы вернуться как победитель и стать диктатором, но он не смог бы снова стать пастырем для народа Божиего. Поэтому Давид ждал времени и возможности восстановить такие отношения со своим народом.

Как Давид восстановил такие отношения? Еще раз посмотрите на стихи 9,10: «И весь народ во всех коленах Израилевых спорил и говорил: царь избавил нас от рук врагов наших и освободил нас от рук Филистимлян, а теперь сам бежал из земли сей, от Авессалома. Но Авессалом, которого мы помазали [в царя] над нами, умер на войне; почему же теперь вы медлите возвратить царя?»

Во-первых, Давид ждал, чтобы люди решили, хотят ли они, чтобы Давид царствовал над ними. Есть такая пословица: «насильно мил не будешь». Если я хочу с кем-то восстановить отношения, для этого необходимо, чтобы и он тоже хотел восстановить отношения со мною. Давид хотел не просто управлять Израилем и пользоваться привилегиями правителя, но и исполнить то, что Бог поручил ему делать: быть пастырем для Его народа. Для этого надо было снова восстановить отношения с народом. Поэтому Давид ждал.

Во-вторых, когда он увидел, что народ хочет, чтобы он снова стал царем, то позволил сохранить лице старейшинам Израиля и Иудеи. В данном случае в заговоре были виноваты сам Авессалом и некоторые старейшины. Но весь народ был в страхе: как теперь царь будет относиться к нам? Будет ли он теперь судить нас справедливо, будет ли защищать или будет мстить? Сможем ли мы снова доверять ему? Может быть, стоит выдать Давиду тех старейшин, которые участвовали в заговоре, и он будет милостив к нам? Такие вопросы естественны, особенно в то время, когда цари казнили и миловали по своему произволу. Давид знал это и сам подсказал выход старейшинам: пускай они пошлют призвать царя и он возвратится и все будет как будто ничего не было. Давид также велел передать единственному оставшемуся в живых человеку, который принимал деятельное участие в заговоре, Амессаю: «не кость ли моя и плоть моя – ты? Пусть то и то сделает со мною Бог и еще больше сделает, если ты не будешь военачальником при мне, вместо Иоава, навсегда!». Он не должен был бояться, не должен был больше скрываться от Давида. Если он придет к Давиду, то не только не получит наказания, но и сам станет военачальником вместо Иоава. Когда мы хотим восстановить отношения, то должны постараться, чтобы кто виноват перед нами, не испытывал вины и унижения, иначе он не сможет стать нашим другом.

В-третьих, Давид не стал мстить. Когда старейшины Иуды и некоторые старейшины Израиля пришли возвратить царя, навстречу ему вышли два человека: Семей, сын Геры, который обзывал и злословил царя, когда тот бежал из Иерусалима и Мемфивосфей, сын Ионафана. Семей знал, что кто-кто, а он точно заслужит наказания. Авесса, брат Иоава, второй военачальник войска Давида придерживался такой же точки зрения. Он сказал: «неужели Семей не умрет за то, что злословил помазанника Господня?» (21). Но Давид не стал мстить. Он сказал: «что мне и вам, сыны Саруины, что вы делаетесь ныне мне наветниками? Ныне ли умерщвлять кого-либо в Израиле? Не вижу ли я, что ныне я – царь над Израилем?» (22) и поклялся Семею, что он не умрет. С Мемфивосфеем произошла непонятная история, неизвестно, действительно ли он предал Давида или его действительно обманул и оклеветал Сива, слуга дома Саулова. Но Давид не стал разбираться, он не стал как-то наказывать Мемфивосфея.

Здесь мы учимся у Давида одной очень важной вещи: никогда нельзя мстить, особенно тогда, когда есть сила и власть. Что произошло бы, если бы Давид мстил? Смогли бы тогда люди приходить к царю и надеяться на милость и праведный суд? Однозначно нет. Вспомните каждый себя. Когда мы приходили к Иисусу, чего мы боялись более всего? Того, что Иисус не простит, за то, что мы сделали, мы получим отмщение. Но Иисус простил нас, мы не понесли того наказания, которое заслуживали, поэтому мы благодарим и славим Иисуса. Сейчас Давид показал нам образ Иисуса Христа.

В-четвертых, Давид помнил тех, кто оказал ему милость в трудностях. Верзеллий Галаадитянин питал Давида и его семью в то время, когда он был в изгнании. Когда наступило время успеха, Давид не забыл об этом и захотел отблагодарить тем же Верзеллия. Еще один способ гарантировано испортить отношения — это забывать о том, что сделали для тебя другие. Не благодарить — это страшный грех, который разрушает всякие отношения как с Богом, так и с людьми.

Когда мы смотрим на то, как Давид восстанавливал отношения со своим народом, мы не можем не вспоминать, как Бог хотел и восстанавливал отношения с нами. Как Давид, Бог был хорошим царем для нас. Как Авессалом искусил Израиль, говоря, что Давид плохой царь, так сатана искусил нас гордостью и желанием освободиться от Бога. Хотя Давид победил Авессалома, но он не хотел править над Израилем как диктатор, а хотел восстановить отношения со своим народом. Точно так же Бог, хотя проклял сатану, но Он не хотел править над людьми со страхом и принуждением, но захотел восстановить отношения с нами, потому обещал послать Иисуса Христа. Иисус тоже хочет восстановить с нами отношения, но он ждет, когда мы тоже захотим восстановить отношения с Ним. Он призывает нас: «Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» (Откр. 3:21). Как Давид ценил своих слуг и не забывал, кто что делал, так и Иисус ценит нас и не забывает, кто что делает. Как Давид постарался, чтобы народ не боялся его, постарался не вспоминать прошлого, так и Иисус не осуждает, не казнит и не вспоминает наших давних грехов. Как Давид хотел быть добрым царем для Израиля, так Иисус хочет стать добрым царем над каждым из нас.

3. Восстание Савея и полное восстановление царства Давида (18:41-19:26).

Посмотрите стихи 41-43: «И вот, все Израильтяне пришли к царю и сказали царю: зачем братья наши, мужи Иудины, похитили тебя и проводили царя в дом его и всех людей Давида с ним через Иордан? И отвечали все мужи Иудины Израильтянам: затем, что царь ближний нам; и из-за чего сердиться вам на это? Разве мы что-нибудь съели у царя, или получили от него подарки? И отвечали Израильтяне мужам Иудиным и сказали: мы десять частей у царя, также и у Давида мы более, нежели вы; зачем же вы унизили нас? Не нам ли принадлежало первое слово о том, чтобы возвратить нашего царя? Но слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян». После возвращения Давида в Иерусалим, к нему пришли старейшины 10ти колен Израиля с жалобой на колено Иудино. Суть конфликта такова: Иудеи сами перевели Давида через Иордан и вернули в Иерусалим, а другие колена Израиля не смогли показать, что они тоже признают Давида царем. Нам кажется, что конфликт выведенного яйца не стоит. Но сами Израильтяне так не считали. Чтобы понять их, давайте вспомним, как у нас в стране чиновники после выборов президента бегут засвидетельствовать свое глубочайшее почтение, особенно если они работали на другого кандидата. Представьте себе, что им говорят: «встреча с президентом будет тут, в такое-то время», а оказывается, что встреча совсем в другом месте и в другое время и уже прошла и на ней были представители только одного клана. А на возмущение этот клан говорит: «президент из нашего района, а вас вообще тут не стояло, и теперь вообще все будет Иудея». Примерно такого уровня спор был между Иудеями и Израильтянами. Честно говоря, в этом конфликте виноват сам царь Давид: его приближенные все были его родственниками и такая кадровая политика позволяла другим коленам думать, что царь — прежде всего царь колена Иудина, а только потом всего Израиля. Также и Давид сразу не прекратил этот спор и не погасил конфликт. Наверное, царь просто не понял суть конфликта или воспринял его как глупость и чиновничьи игры. Иудеи переспорили Израильтян и, хотя не получили каких-то привилегий, но осадок остался. Другие колена чувствовали обиду и непонимание.

Этим сразу воспользовался один негодный человек, Савей. Он вострубил трубой и провозгласил: «нет нам части в Давиде, и нет нам доли в сыне Иессеевом; все по шатрам своим, Израильтяне!». Посмотрите стих 20:2: «И отделились все Израильтяне от Давида [и пошли] за Савеем, сыном Бихри; Иудеи же остались на стороне царя своего, от Иордана до Иерусалима». Савей был злым человеком. Он не говорил, что будет лучшим царем, чем Давид, он говорил, что Давид — негодный царь, который не будет заботиться об Израиле. Он не говорил: давайте поставим лучшего царя, но подстрекал к разделению Израиля, чтобы стать царем большей части. Это был большой грех перед Богом. Чтобы сохранить Израиль единым, Давид убежал от Авессалома и не взял с собою ковчега. Но Савей, чтобы удовлетворить свои амбиции, готов был разрушить народ Божий и сделать так, чтобы 10 колен были отлучены от Бога и Его скинии в Иерусалиме. В конце концев Бог не позволил разрушать Свой народ, Савей был убит и Давид восстановил свое царство над всем Израилем.

В сегодняшнем слове мы увидели как легко разрушить отношения и как трудно их восстанавливать. Сегодня Давид по неосторожности два раза чуть не разрушил свои отношения с другими. Первый раз — когда позволил своему горю об Авессаломе пересилить ответственность за своих людей и смутил их. Второй раз — когда позволил возникнуть разделению между Иудеей и остальным Израилем. Мы видели, сколько такта, терпения, смирения понадобилось Давиду, чтобы восстановить отношения со своим народом. Через Давида мы видели образ Иисуса Христа, который так же кротко, жертвенно, смиренно хочет восстановить наши отношения с Богом. Пусть Господь позволит нам, в смирении, в кротости, взирая на Иисуса Христа, хранить отношения с другими людьми.

(п. Авраам)