head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Исполняй служение твое” (2-е Тимофею 4)

ИСПОЛНЯЙ СЛУЖЕНИЕ ТВОЕ

2-е Тимофею 4

Ключевой стих 5 : "Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое."

Эта глава удивительна тем, что Павел говорит здесь об обычных бытовых вещах. Он просит Тимофея принести ему в тюрьму книги. Также он просит принести плащ, и уточняет: «Постарайся прийти до зимы», а то совсем замерзну. И в то же время он говорит о своей смерти, словно это такое же бытовое событие. Тем не менее, Павел серьезно готовится к своему уходу из мира и готовит к этому Тимофея. Вера, которую Павел имел в сердце, не была оторвана от реальности, но влияла на то, как он жил, что говорил и делал. Давайте сегодня научимся, как наша вера должна влиять на нашу жизнь.

1. Тимофей и люди

Прочитаем стихи 1,2:

1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:

2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

Павел употребляет необычно сильное выражение «заклинаю тебя». Этим он подчеркивает огромную важность того, что собирается сказать. От того, будет ли Тимофей исполнять сказанное, зависит все, «пан или пропал». Если будет — то достигнет успеха. Если нет — то его усилия напрасны.

В первую очередь, Павел напоминает, что Господь Иисус Христос будет судить живых и мертвых. То есть, все будущее, вся вечность человека зависит от Иисуса Христа. Поэтому слово Бога так важно. И во 2-м стихе Павел убеждает всегда и всячески доносить людям, что слово Бога так важно в их практической жизни. Для этого надо настоять, то есть, настоятельно говорить им слово Бога, обличения, запреты и увещания. «Во время и не во время» – не значит цитировать Библию в отрыве от ситуации. Я знал одного человека, который на вопрос о времени всегда отвечал «Время последнее, надо каяться!». Конечно, он тоже как-то напоминал о Боге, нам необязательно так делать. Мы должны говорить с долготерпением, то есть, не в порыве эмоций, и с назиданием, то есть, подавая хороший личный пример. На самом деле нам почти всегда кажется, что сейчас не время говорить слово Бога. Говорить о деньгах или о политике всегда удобно. Обсуждать iPhone6 тоже не составляет проблем. Но говорить правду часто кажется неудобным. Поэтому Павел Тимофею говорит: не смотри, какие неудобства у тебя могут возникнуть; говори то,что Бог хочет сказать через тебя.

Почему это важно? Прочитаем стихи 3,4:

3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;

4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

Важно напоминать слово Бога, потому что иначе люди сами не будут его искать. Человек больше любит то, что приятно, а не то, что правильно. Если ты скажешь ему неудобную правду, он может посчитать тебя своим личным врагом. А если будешь только хвалить, будет слушать тебя часами со светящимся взором.

(*)

Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен. (Притчи 29:18)

Человек сам по себе необуздан, и стремится неограниченно утолять свои желания. Для того, чтобы человек подумал о чем-то большем, чем свой эгоизм, и посвятил жизнь чему-то более важному, чем свой желудок, нужно откровение свыше. То есть, нужно услышать слово Бога, чтобы подчиниться этому слову. А для этого надо, чтобы кто-то это слово говорил.

Прочитаем стих 5:

5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

Здесь ключевое слово «но». «Но ты» означает: ты кардинально отличаешься от них. Ты верующий, ты христианин. У тебя другая сущность, поэтому ты должен жить по-другому, согласно своей новой природе. Если христиане будут жить как все, от их христианства останется только название. Как же должен жить христианин?

Во-первых, быть бдительным. В оригинале — слово, которое можно также перевести как «быть трезвым». Христианин должен адекватно относиться к жизни. Он должен принимать серьезные решения, а не быть легкомысленным и необузданным. Он должен старательно учиться, честно работать, быть ответственным в семье, обходить грех десятой дорогой. Есть люди, которые так не поступают и называют себя христианами. Из-за этого неверующие считают, что христиане витают в фантазиях. Такая мысль льстит тем, кто не желает оставить грех. Но если мы приняли Христа Господом, то должны стремиться поступать по Его воле в практических вещах. Измененная жизнь — это самое лучшее свидетельство о Христе.

Во-вторых, переносить скорби. Скорби приходят ко всем. Трудности с работой или в отношениях, болезни, войны, несчастные случаи — никто от этого не застрахован. И если у человека есть надежда, он может перенести трудность и не сломаться. У каждого человека есть надежда, благодаря которой он живет. Но эта надежда исчезает перед лицом смерти, например, перед неизлечимой болезнью. У христианина же есть надежда, которая не постыжает, потому что любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым. Благодаря этому, когда нам трудно, мы можем встречать новый день не с тяжелым сердцем, а с улыбкой, потому что видим в конце туннеля распростертые объятия Бога. Гарантией нашей надежды есть не обстоятельства, а любовь Бога и Его обещания. Поэтому стойкость в скорбях — это тоже хорошее свидетельство о Христе.

И в-третьих, надо исполнять служение благовестника. Это не только Тимофею сказано, а каждому из нас, и это — путь к процветающей христианской жизни. Не только пастор церкви должен возвещать благую весть. Этот мир заставляет нас стыдиться Иисуса. Поэтому многие христиане не говорят о своей вере вообще. Но если тебе стыдно признаться в своей вере, то во что ты вообще веришь? Сможешь ли строить свою жизнь на основании того, от чего тебе стыдно? Если человек стыдится своей веры, то его вера — пустая.

В фильме «Бог не мертв» преподаватель философии в университете потребовал от студентов написать на листочке «Бог мертв» и поставить свою подпись. Это было обязательно для успешной сдачи экзамена. Но один студент не согласился это сделать, потому что был христианином. Ему пришлось много учиться и страдать. Но на вопрос «Почему ты это делаешь?» он ответил: «Иисус мой друг. Я не хочу Его разочаровывать, даже если все считают иначе».

Если вам стыдно, значит надо вернуться к Библии и пересмотреть, во что вы верите. Мы верим в Бога всемогущего, мудрого и морально чистого. Этот Бог отдал свою жизнь за нас, чтобы стать нашим другом. Он победил смерть и воскрес. Смелое свидетельство о Христе нужно как этому миру, так и лично тебе.

Как и Тимофей, мы живем среди этого мира, где люди отворачиваются от здорового учения. Но мы не должны жить по стандартам мира. Пусть Бог поможет нам быть живым напоминанием о Нем.

2. Павел и Господь

Из второй части мы узнаем, почему Павел говорит с Тимофеем так настойчиво. Прочитаем стих 6:

6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

Павел сейчас сидит в римской тюрьме за проповедь об Иисусе Христе, и знает, что скоро будет казнен. Поэтому он как-бы говорит Тимофею: я ухожу, теперь твоя очередь. Я передаю дела тебе. Точно так же Тимофей позже передал дела другим. Сейчас евангельское дело передано нам, и мы тоже должны передать его кому-то. Свою жизнь и смерть Павел видит как жертву — то есть, жертвоприношение Богу. К этому он призывает и всех верующих, то есть, и нас с вами:

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего (Рим.12:1)

И сам Павел подал такой пример. В стихах 7,8 он подводит итог своей жизни.

7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;

Здесь есть немного устаревших слов. Подвиг — значит соревнование. Течение — бег. Павел говорит: «Я старался изо всех сил и добежал до финиша, сохранив веру». Многие люди всеми силами стараются заработать побольше, чтобы умереть богатыми (*). Гробовая доска подводит итог их жизни и говорит о том, что они жили и старались напрасно. Но Павел бежал не за деньгами, а за правдой, и не к могиле, а к вечности:

8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

Он имел уверенность в том, что встретит Господа и получит от него венец, и это давало ему силу переносить все трудности. Он убеждает нас, что это — не выдумка, а правда. Павел убеждает нас, что эта надежда не принадлежит эксклюзивно ему, что венец правды Бог дает каждому, кто возлюбил явление Его. Каждый, кто верит и ожидает второго прихода Иисуса, будет бежать не за этим миром, а за правдой. Вера в жизнь после смерти важна не только после смерти, но кардинально влияет на наши поступки сейчас.

Прочитаем стихи 9-16:

9 Постарайся придти ко мне скоро.

10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.

11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.

12 Тихика я послал в Ефес.

13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.

14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!

15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.

16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!

Говорят, есть три типа людей: те, кто поддержал тебя в трудное время, те, кто оставил тебя в трудное время и те, кто доставил тебе трудное время. Здесь Павел вспоминает всех их. Лука оставался с ним. Димас и компания ушли, потому что отношения с заключенным Павлом мешали их карьере и положению в обществе. Жестянщик Саша, вместо того, чтобы раскаяться перед словом Бога, сделал много зла Павлу, и Павел советует Тимофею тоже остерегаться его. Но сам Павел не осуждает никого, потому что он знает, что все мы предстанем пред судилище Христово. «Да не вменится им» – говорит Павел. Трудно простить врагов. Еще труднее простить друзей, которые предали. Если есть тот, кого вам тяжело простить, то надо научиться секрету у Павла.

Прочитаем этот секрет в стихах 17,18:

17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.

18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.

Секрет Павла в том, что он смотрел не на людей, а на Бога. Во время суда Павел остался один, без друзей, но Господь укрепил его, и он смог не бояться судей и не жаловаться на обстоятельства, а утверждать благовестие, чтобы его обвинители получили возможность услышать истину и спастись. Мы тоже можем размышлять об Иисусе Христе, и получать от Бога утешение и укрепление.

Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. (Евр.12:3)

Я благодарю Бога за изучение посланий Тимофею. Лично я принял, что слово Бога — самое важное. Я иногда отчаиваюсь от своих слабостей и грехов, меня расхолаживают трудности в служении и приходит уныние от ухудшения здоровья. Но слово Бога всегда укрепляет меня и уводит от негативного мышления к живой надежде. Я молюсь, чтобы расти как благовестник. Молюсь, чтобы начать изучать Библию с двумя новыми братьями.

Мы увидели сегодня, что вера в Евангелие имеет значение не только после смерти. Она непосредственно влияет на то, как мы живем сейчас, какую надежду имеем и какие цели преследуем, какой делаем выбор в практических ситуациях. Пусть Бог поможет нам развиваться как свидетели Иисуса Христа, в словах и поступках.

Прочитаем еще раз ключевой стих 5:

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби,

совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

(п. Ной)