head
Університетська Біблійна Співдружність

Шаг 6 – Вивчення Біблії: Проповідь “Плотский мир и духовный мир” (От Иоанна 3:1-36)

Изучение Библии для начинающих. Шестой этап.

ПЛОТСКИЙ МИР И ДУХОВНЫЙ МИР.

От Иоанна 3:1-36

Ключевой стих 3: 3

Иисус сказал ему в ответ: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия".

Сегодняшнее слово — об одном ночном разговоре, произошедшем однажды между Иисусом и Никодимом, об истине рождения свыше. Для христиан рождение свыше — важный и принципиальный вопрос. Иисус учил Никодима, почему человек должен родиться свыше и как можно родиться снова.

1. Каково было положение Никодима в обществе (1,10)? Когда и почему он пришёл к Иисусу?

В стихе 1 говорится о Никодиме. “Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских”. Никодим, фарисей, был одним из религиозных деятелей. Фарисеи, существовавшее в те времена несколькотысячное религиозное течение, придерживались жёстких религиозных канонов. Они досконально знали заповеди Бога, изучали Моисеев Закон, постились два раза в неделю, постоянно молились. Они ревностно отвергали плотские желания и во всём старались жить праведно перед Богом. У евреев эти люди считались эталоном нравственности и духовной чистоты. Никодим был одним из Фарисеев. Это свидетельствует о том, что он был полон духовных исканий.

Кроме того, он был одним из начальников Иудейских, то есть членом Синедриона, т. е. верховного суда. В начале нашей эры Синедрион состоял всего из 70 человек. Туда избирали самых духовных, образованных, принадлежавших уважаемым семьям людей. Синедрион был центром политической жизни в Иудее и Израиле. У членов Синедриона была большая власть и привилегии, они могли выносить даже смертные приговоры. Эти люди хорошо обеспечили жизнь и никогда не испытывали материальных недостатков. Поэтому все юноши с честолюбивыми замыслами хотели стать членами Синедриона.

Взглянем на стих 10. Никодим был ещё и учителем Израилевым, он был известным раввином. Вообще слово “Никодим” означает “покоритель людей”. Никодим вполне оправдал это. Он получил власть и честь, победил жизненные обстоятельства. Он обладал многими знаниями, богатством и уважением окружающих. Более того, у него были сильный характер, хорошая репутация и большое духовное желание. В нём одном как бы сфокусировалось все то, о чём мечтали почти все его современники. Кажется, Никодим должен был быть самым счастливым человеком. Но — вот парадокс! — ему всегда чего-то не хватало. Чего?

Ему был нужен Иисус. Взгляните на стих 2. Однажды ночью Никодим пришёл к Иисусу. Как вы полагаете, почему он пришел к Иисусу ночью? Может быть, днём он всегда был занят чем-нибудь или он стыдился прийти к скромному проповеднику при людях. Важно то, что он пришёл к Иисусу. Днём все признавали и хвалили его человеческие качества. Но ночью… Что было ночью? Он должен был уединяться, размышлять о жизни. Его мудрость, богатство, положение не ответили ему на вопрос о значении жизни. Иногда он проводил без сна целые ночи. Его лицо часто становилось тёмным. Никодим хотел найти истинный путь и поэтому решил пойти к Иисусу. Но, наверное, ему было трудно это сделать. Ему не хотелось, чтобы люди, уважающие его, узнали, что он пришел к скромному Иисусу за помощью. Никодим был Фарисеем, имел высокое положение. Он был значительно старше Иисуса. Но мучившая его проблема была так серьёзна, что он решился прийти к Нему.

Войдя к Иисусу, он сказал: “Равви, мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог”. Никодим считал Иисуса просто великим учителем, он не знал, что Иисус — Сын Бога. Он интересовался чудесами, которые делал Иисус. Только благодаря им он верил Ему. Возможно, он хотел решить проблемы своей жизни каким-то чудом.

2. Что считал Иисус его основной проблемой? (3) Что означает “родиться свыше”? Какую милость мы сможем получить, родившись свыше? (Иоан. 14: 27, 1-е Петр. 1: 3-5)

Взгляните на стих 3. Иисус был всегда готов разговаривать с теми, кто приходил к Нему. Иисус не стал слушать похвалы Никодима. Он всмотрелся в его внутренний мир, узнал, что ни религиозные чувства, ни положение, ни богатство, ни власть не дают ему настоящую радость и удовлетворение. Иисус понял, что Никодим был духовно голоден. Поэтому Он сказал ему: “Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия”.

Иисус учил, что его основная проблема в том, что он не родился свыше. Итак, что означает “родиться свыше”? — “Родиться свыше” означает родиться ещё раз, родиться духовно. Духовное рождение означает не улучшение условий или какую-то реформу, но новое творение. Духовное рождение состоит в том, чтобы родиться дитём Божиим. Святой Павел сказал: “Итак, кто во Христе, тот новая тварь: древнее прошло, теперь все новое”.

Отсюда видно, как христианство меняет людей. Иисус сотворил первое чудо на свадьбе. Это было, когда Он превратил воду в вино. Точно так же, как вода превратилась по воле Иисуса в вино, Он превращает нас, грешников, в новые духовные творения, то есть даёт рождение свыше.

Бог сотворил нас по Своему образу. Поэтому у нас кроме физической жизни есть ещё и духовная. Без духовной жизни невозможно жить полноценно.

После отхода от Бога люди потеряли духовную жизнь. Они потеряли вместе с нею и вечную жизнь, они относятся к смерти как к неизбежному концу всего. Поэтому люди в течение своей короткой жизни всеми силами стремятся удовлетворить все свои причуды и похоти. По природе они чада гнева. В жизни они страдают от грехов и жизненных проблем, не знают значения своей жизни. Более того, после смерти они осуждены. Даже если человек был великим, сделал много хороших дел и имел власть и богатство, если он не родится свыше, он никак не сможет жить счастливой и духовной жизнью. Мы должны возвратиться к Богу, Создателю. Если мы хотим быть спасены, то должны родиться свыше. Если мы хотим жить счастливой, осознанной жизнью, нам нужно родиться снова. Если мы хотим увидеть Божественный мир, Царство Божье, нам следует родиться духовными людьми.

Иисус сказал не только Никодиму, но всем, каждому из нас: “если кто не родиться свыше, не может увидеть Царствия Божия”. Духовное рождение важно для того, будет человек счастлив или несчастлив, получит жизнь или смерть. В чем более всего нуждается человек? В деньгах? Во власти? В работе? В здоровье? Нет ничего более важного, чем духовная жизнь. Когда мы родимся свыше, сможем увидеть Царство Бога, то есть окажемся в Нем. Святой Павел так сказал о Божьем Царстве: “Ибо, Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, радость во Святом Духе”. (Рим. 14:17) В Царстве Бога есть счастье, любовь, мир, праведность, свобода, вечная жизнь. Там нет слез, нет страданий, нет страха, смерти, войны, забот.

Мы не только будем жить в Царстве Божием в будущем, но и в настоящее время оно придет в наши сердца. Поэтому Иисус говорил: “И не скажут: “вот, оно здесь”, или: “вот, там”. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть”. (Луки 17:21) Только те, кто родились свыше, могут познать Царство Бога. Серцем же того, кто не принял этого рождения, управляет диавол. Такие люди страдают из-за боязни, тревог, они часто впадают в отчаяние. В сердце у них нет мира. Тогда как сердцами рожденных свыше управляет Бог, они полны радости и мира. Более того, у них есть вечная жизнь и истинная надежда на Царство Бога. Счастье человека зависит не от того, что он имеет, но оттого каков он.

Иисус пришел не для того, чтобы улучшить условия жизни, а чтобы дать нам новое рождение.

3. Что Никодим думал о слове Иисуса (4)? Подумайте, почему он не понял слов Бога, хотя и был учителем Библии (1-е Кор.2:14)?

Взгляните на стих 4. “Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?” Хотя Никодим был начальником,, он не знал элементарной духовной истины, потому что принадлежал плоти. До тех пор, пока человек не родиться свыше, он не знает духовного мира, хотя ему и известно многое о Библии и Философии. Он может говорить и о Библии, и о Боге, о кресте Иисуса и о Его воскресении. Но он не может получить радость, счастье, любовь, спасение и вечную жизнь, то есть Царство, которое дает Господь. Его лицо всегда серьезно. Он не может жить по слову Иисуса. Поэтому его совесть мучает знание истины.

4. Как можно родиться свыше (5-6; Марк 1:4; Тит. 3:5-7)?

Иисус учил Никодима, как можно родиться свыше. Взгляните на стих 5. “Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родиться от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”. От воды и Святого Духа человек может духовно родиться снова. Итак, что означает вода?

Иоанн Креститель водою крестил людей, которые покаялись в своих грехах. Следовательно, вода означает покаяние. Кроме того, вода имеет значение “Слова Божия”. Апостол Петр так сказал в послании: “Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век” (1-е Петра 1:23). Итак, вода означает дело, которое нам нужно совершить для того, чтобы родиться свыше, услышав слово Господа. Другими словами, это означает покаяние.

Когда мы примем слово Бога и покаемся в своих грехах по этому слову, Святой Дух, посланный Богом, даст нам духовное рождение. Тогда мы увидим Царствие Божие. Наша жизнь изменится. Мы будем жить духовной жизнью. Отсюда, духовное рождение является делом не человека, а Святого Духа. Мы не можем родиться свыше через знание, усердие, добрые дела и желание любимых людей. Только через Святой Дух мы можем родиться снова.

Святой Павел сказал в послании к Титу (3:5): “Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом”. Святой Дух дает нам новую духовную жизнь. Любимые братья и сестры, хотите ли Вы увидеть Царствие Божие? Тогда нам нужно родиться свыше от воды и Духа. Следует прийти к кресту Иисуса и истинно покаяться. Покаяние не заканчивается в один раз. Истинное покаяние — это значит каяться в своих грехах и жить новой жизнью по слову Господа.

Эгоистичный человек должен начать вести самопожертвенную жизнь. Ленивый человек должен делать много хороших дел для славы и чести Бога. Думающий о нечистом должен наполниться духовными мыслями и отдать свое тело Богу в жертву живую. Гордый человек должен смирить свое сердце. Тогда мы сможем увидеть Царствие Божие. Взгляните на стих 6: “Рожденное от ппти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух”. Подобно тому, как рожденное от плоти существует, существует также рожденное от Духа. Но они совершенно отличны друг от друга. Когда человек рождается от плоти, он наследует характер родителей. Подобно этому, рождающийся свыше наследует образ Бога и делается частью Божественного естества. Когда человек рождается духовно, слово Бога падает, как семя в его сердце. Оно постоянно растет и помогает человеку стать похожим на Иисуса.

5. С чем сравнил Святого Духа Иисус (8)? Почему Он сравнил Его с ветром?

Взгляните на стих 8. Иисус легко объяснил историю Святого Духа: “Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда он приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа”. Невозможно видеть ветер. Но нельзя сказать, что ветра не существует. Мы можем слышать его голос и чувствовать его по следам, которые он оставил. Например, ветер поднимет опавшие осенние листья, развевает волосы девушки, все это делает ветер. Подобно этому, мы можем узнать историю Святого Духа через изменение человека. У рожденных свыше в сердце возникает радость. Они принимают Иисуса своим Христом, Господом и становятся смиренными, любят заниматься Библией, помогают другим. Их жизнь превращается из темной — в светлую, из вялой — в активную, из грустной — в счастливую. Также изменяются их планы, цель жизни, взгляд на жизнь.

6. Как Ник о дим отреагировал на учение Иисуса (9)? В чём была его проблема (10-13)?

До сих пор Иисус терпеливо учил Никодима духовному рождению. Но тот сказал: “Как это может быть?” На самом деле, он отверг слово Иисуса. Тогда Иисус сделал ему выговор. Посмотрите на стих 10: “Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?” Итак, почему Никодим не принял слово Иисуса?

Во-первых, он боялся изменений. Никодим был фарисеем и начальником Израиля. Он имел много знаний и богатства. Он пользовался признанием и уважением. У него была своя надежда. Поэтому он не хотел изменяться, боясь того, что его мир будет разрушен. Многие люди с одной стороны хотят измениться, увидеть Царствие Божие, а с другой стороны, боятся родиться свыше. Они боятся что-нибудь потерять. Но, в конце концов, они потеряют все.

Во-вторых, Никодим был гордым. На первый взгляд кажется, что он был смиренным, что он пришел к Иисусу за советом. Но когда Иисус учил его Царству Бога, Никодим не принял Слово Иисуса, говоря: “Как? Как это может быть?” Он хотел понять святой мир с помощью человеческого разума. Однако, Царствие Божие — это совершенно другой мир, отличный от нашего мира. Невозможно познать Царство Бога при помощи разума и знания. Только тогда, когда человек родится свыше, он может увидеть святой мир. Нам следует иметь смиренное сердце перед Господом и Его словом. Так как Иисус пришел с небес, Он говорил и свидетельствовал о том, что Он знал и видел. Итак, мы должны принять слова Иисуса.

7. Вспомните, как Моисей спас в пустыне свой народ от змей (Числа 21:4-9). Что мы можем узнать из этого события о вере и спасении?

Взгляните на стихи 14,15. “И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому. Дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. О том, что Моисей вознес змею в пустыне, написано в Числах 21:4-9. Эта история учит нас тому, что такое вера и как можно быть спасенными. С помощью Моисея народ Израиля начал жить свободной жизнью после ухода из Египта. Но из-за того, что Евреи жили долго в Египте рабами, их рабский характер не сразу изменился. Они часто жаловались на то, что не ели мяса или не достаточно пили воды. В Хорме опять они выражали Моисею недовольство, из-за того, что дорога к Ханаанской земле была тяжелой. И говорил народ против Бога и Моисея: “Зачем вывели Вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне? ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища”.

Тогда Господь послал на народ ядовитых змей, которые жалили людей, чтобы те покаялись. Как и хотел Господь, они покаялись и пришли к Моисею и сказали: “Согрешили мы, когда говорили против Господа и против тебя: помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев”. И Моисей помолился о народе. Знаете ли Вы, какое избавление дал им Господь? Бог так сказал Моисею: “Сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив”.

Как можно понять при помощи нашего разума это спасение, данное Богом? Когда человека ужалит змея, нужно сразу перетянуть место укуса и выдавить зараженную кровь, чтобы яд не распространился. И надо всегда смотреть на землю, чтобы не быть ужаленным. Смотреть же на небо нерезонно. Однако, только тот, кто смотрел на небо, на знамя, был спасен. Это и есть вера. Несложно взглянуть на небо, это возможно каждому. Мир веры невозможно понять человеческим разумом. Таким образом, это событие предсказывает вознесение Иисуса Христа на кресте для спасения людей от грехов и смерти.

8. Подумайте, как аналогично этому случаю, можем быть спасены мы? Подумайте о любви Бога, пославшего нам Своего Сына (15,16).

Наш мир наполнился ядовитыми змеями греха: страсти, гордости, лени, нигилизма, смерти и т. д. Они больно жалят людей. Пораженные страдают от боли и умирают без надежды. Но Бог указал нам путь к спасению. Исцеление в том, чтобы смотреть на Иисуса Христа, высоко вознесенного на кресте. Хоть наша рана и серьезна, когда мы смотрим на крест Иисуса, спасение придет к нам. спасение является не благодаря человеческому труду, а вере. Когда мы истинно каемся и с верой смотрим на крест Христов, то можем чудесным образом исцелиться. Знание не может спасти нас. Избавление может дать только вера.

Взгляните на стих 16. Давайте прочтём его вместе: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную”. Люди были против Бога, своего Создателя, любящего их. Но Он отдал Своего единственного Сына в жертву, чтобы спасти мир. Как мы можем понять любовь Господа? Бог есть любовь. Эта любовь спасла нас и дала новую, счастливую, здоровую жизнь. Любовь Господа помогает нам преодолеть все. Восхваляю Господа, который всегда любит нас.

9. Для чего Бог послал Иисуса Христа в мир (17)? Читайте стихи 18-21. Подумайте о важности веры.

Взгляните на стихи 18-21. Почему люди не верят в Иисуса Христа и не живут по слову Господа? Хотя они называют многие причины, на самом деле, они более любят тьму, нежели свет. Когда свет попадает во тьму, все обнаруживается. Все наши постыдные грехи выявляются. Люди боятся признаться в том, что они грешники. Они должны покаяться в своих грехах и прийти к Иисусу. Тогда им откроется Царство Бога. Есть ли из нас тот, кто живет во тьме? Пожалуйста, придите к Иисусу Христу, Который любит нас и принимает Своими детьми. Пусть каждый из нас живет в Царстве Бога, в свете.