head
Університетська Біблійна Співдружність

“Не бойся, но говори не умолкай”

НЕ БОЙСЯ, НО ГОВОРИ И НЕ УМОЛКАЙ

Деяния 18:1-28

Ключевой стих: 18:9, 10

“Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе”

Слово сегодняшнего отрывка рассказывает нам о завершении второго миссионерского путешествия апостола Павла и о начале третьего. Это служение было богато различными событиями. Так, он получил много утешения и радости через сотрудничество Акиллы и Пискиллы, обращение многих иудеев и язычников к Господу, сотрудничество Тимофея и Силы. И в то же время он был сильно огорчен противодействием которое ему оказали иудеи, и неудачей в Афинах. Но с Божьей помощью Павел преодолел все.

Каждого из нас также призвал Бог, чтобы мы служили Ему, проповедуя Евангелие и воспитывая учеников Иисуса. Как и Павлу, в своем служении нам приходится сталкиваться с разными событиями. Некоторые из них ободряют нас, а некоторые огорчают и выбивают из колеи. Давайте же из этого слова научимся, как нам преодолеть страхи, неуверенность и отчаяние и с силой и радостью служить Богу в этом поколении.

Часть I. Проповедь Павла в Коринфе (1-18)

Первое: Коринф. Стих 1 говорит: «После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф». Как мы знаем, проповедь Павла в Афинах не имела особого успеха. Этот город полный идолов и заумных философов не принял Евангельской вести, лишь некоторые обратившись приняли Господа. Теперь же Павел шел в Коринф. Что ожидало его в этом городе? Думаю он не питал особых иллюзий относительно Коринфа. Всем было известно, каков он, этот «веселый Коринф».

В этот большой портовый город приезжали продавать, покупать и сорить деньгами. С одной стороны он был славен своими ремесленниками, искусством и политическими деятелями, а с другой был известен как международный притон для преступников, центр аттракционов и публичных домов. В городе находился храм Афродиты, при котором жила целая армия из тысячи блудниц. Здесь царили развращенность и пьянство, которые вошли в поговорку. Теперь вместо философов Павлу пришлось встретиться с игроками, пьяницами, блудницами и жуликами. Однако, все обернулось неожиданным образом и именно в Коринфе Павла ожидал успех. Так порой и мы, идем к тем, кто прекрасно выглядит, ожидая, что они с радостью примут Благую Весть. Но встречаем холодность и равнодушие, тогда как те, о ком мы никогда бы и не подумали, с радостью принимают Евангелие, посвящая себя для служения Господу. Бог говорит: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8,9). Дело спасения совершается Духом Святым, это от Господа. Наше же дело – в молитве и смирении искать воли Бога, и говорить слова Благой Вести всем людям, не взирая на лица. Тогда Бог благословит наш труд, являя прекрасный плод спасенных душ.

Второе: делатель палаток в Коринфе. Давайте посмотрим, как Павел начал свой миссионерский труд в Коринфе. Прочитаем стихи 2-4: «И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним, и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов».

Первым сюрпризом, который ожидал Павла в Коринфе, стала встреча с домашней церковью Акилы и Прискиллы, которые в последствии стали прекрасными сотрудниками для апостола. Как говорит стих 2, Акилла и Прискилла жили в Риме, однако вынуждены были оставить этот город из-за императорского указа. Осев в Коринфе, они занялись своим привычным бизнесом: изготовлением палаток. Для Павла это было большой удачей, ведь этому ремеслу был обучен и он сам.

Здесь мы впервые встречаемся с Павлом в роли миссионера-делателя палаток. Павел учился на раввина, а в те времена раввин, кроме теологического образования, должен был знать и какое-то ремесло, чтобы не отрываться от реальной жизни, чтобы хорошо понимать обыкновенных людей и иметь возможность самостоятельно зарабатывать деньги. Ремеслом Павла было изготовление палаток. Таким образом он мог остановиться у Акилы и Прискиллы, и работать своими руками, обеспечивая себя и свое служение, чтобы не быть никому в тягость.

Мы очень хорошо можем понимать Павла, и трудности его служения. Ведь каждый из нас также, помимо ежедневного Евангельского служения, вынужден заниматься и другими делами: учиться в университете, либо ходить на работу и зарабатывать деньги, либо совмещать первое и второе. Нам хорошо известно, как сложно порой совмещать духовный труд и заботы о хлебе насущном. На этом пути нас подстерегают две опасных крайности:

1. – последовать за заботами сего века, и посвятив всего себя учебе или работе, забыть о Божьем призыве и труде на ниве Божьей. Последствия такого стиля жизни проявляются очень скоро. Человек теряет радость, начинает мучиться из-за переживаний и страхах о будущем, о сессии и оценках. Жизнь такого верующего – пустая и мелочная.

2. – наоборот, оправдываясь духовными заботами, лениться в университете или на работе. Такой стиль жизни тоже не нравится Господу, потому что христианин, живущий так, подает неверующим повод злословить Бога, называть верующих ленивыми и глупыми.

И то и другое плохо. И то и другое не славит Бога. Во 2Фес.3:7-11 Павел говорил так: «…мы… ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас… Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся». Нам действительно нужно постараться изо всех сил, чтобы с горячим сердцем служить Господу, воспитывая учеников Иисуса Христа, и в то же время, быть усердными работниками и студентами, чтобы видя нас, неверующие люди могли прославить Бога. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16).

Третье: «говори и не умолкай!». Павел начал свою деятельность в Коринфе осторожно. Стих 4 говорит: «Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов». Но когда из Афин пришли Тимофей и Сила, Павел не мог более сдерживаться. Он был понуждаем духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Эта проповедь имела определенный успех: уверовали многие коринфяне, и даже начальник синагоги, Крисп, крестился вместе со всем своим домом. Однако, как всегда проповедь Евангелия встретилась с противодействием со стороны неверующих иудеев. Это противление было настолько сильным, что Павел принял решение оставить синагогу: «он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам». После этого Павел пришел «некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги» и продолжил свое служение у него.

Давайте подумаем, что было на сердце у Павла в это время. Павел сам говорит об этом в 1Кор.2:3 «и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете». Нам странно видеть Павла в таком состоянии. Обычно он бегал по всему миру с духом неваляшки, везде проповедовал, укреплял и ободрял других, но сейчас он устал. Было от чего устать. Он уже много лет проповедовал весть о спасении разным людям. Тысячи покаялись и присоединились к церкви. Кто еще мог похвалиться таким плодом? Но с другой стороны, ведь каждый раз были гонения, каждый раз были люди, которые не принимали Евангелия, его сердца и служения. При чем самые большие гонения воздвигали его же братья-иудеи. Не понятно вообще, как он мог так долго терпеть. И сейчас мы находим Божьего слугу в немощи и в страхе и в великом трепете.

Что тут сказать? Думаю, что многие пастыри понимают то состояние, в котором оказался Павел. Не попадаем ли и мы в подобное состояние, когда все валится из рук? Когда служение не идет? Когда студенты в общежитиях не хотят впускать в комнату, а агнцы, которым служили долгое время, уходят с ожесточенным сердцем. Нам нужно намного меньше, чем Павлу чтобы попасть в депрессию. Вот и Павлу было не легко. Однако Господь не оставил Своего слугу в таком состоянии. Бог святой и крепкий пришел, чтобы укрепить Павла, чтобы обновить его дух и снова поднять на служение.

Что Бог сказал ему? Давайте прочитаем стихи 9 и 10 вместе: «Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе». Самое первое, что происходит с нами, когда мы попадаем в отчаяние и теряем дух – мы перестаем говорить слово Бога. Вроде и знаешь, что нужно проповедовать, говорить другим об Иисусе, свидетельствовать, но… не можешь, да в общем-то и не хочешь.

В моей жизни тоже бывают подобные моменты. Когда устаю, когда кажется, что нет ищущего Бога, и я трачу свое драгоценное время зря. Бывает, приедешь в общежитие, в 5 комнат просто не пустят, а в 6-ой еще и нагрубят. Идти дальше совсем не хочется. В следующий раз приезжаешь в студгородок, вспоминаешь это, и уже и начинать не хочется. Или, долго помогаешь агнцу, радуешься, глядя как растет, но потом вдруг поступает хуже чем неверующий. Сразу же возникают мысли: «Зачем я трачу свое время? Видно не воля Бога, чтобы я был пастырем». После такого, приехал в КПИ, посмотрел на студентов, испугался, несколько раз обошел вокруг студгородка, подумал о том, как трудно служить современным студентам, и пошел домой, так ни к кому и не подошел и не сказал слово. Вроде, знаешь, что нужно, но рот никак не открывается. В такое время, очень полезными оказываются духовные сотрудники. Павлу помогали Тимофей и Сила, а мне помогает п. Кенду. Она говорит: «Ионафан, ты что забыл, что ты – пастырь? Твое дело – верить и служить, Бог Сам приведет тебя к тем, кого Он избрал. Давай помолимся». Молимся, потом иду в КПИ, громко в голос молюсь, провозглашаю слово Бога и отдаюсь Его Духу и слову Божию. Страх уходит. Можно работать.

Самое первое, что должен преодолеть в своей жизни миссионер, проповедник и пастырь – это страх и неуверенность. Замечен один факт: миссионер находит основных агнцев в самом начале своего служения, когда еще толком не знает языка, и еще нет много отрицательного опыта. Проблема: «не могу говорить» возникает не из-за незнания языка, не из-за некоммуникабельности, а из-за страха. Поэтому первое, что Бог сказал Павлу – «не бойся!».

Тогда возникает закономерный вопрос: «как преодолеть страх?» Ответ на него находим в словах, с которыми Бог обратился к Павлу. Давайте еще раз прочитаем стихи 9 и 10: «Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе». Давайте немного глубже подумаем об этих словах.

Во-первых, «Я с тобою, и никто не сделает тебе зла». Одни только эти слова, должны изгнать любой страх из наших сердец. Если Бог говорит «Я с тобой», то чего еще нам бояться? «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:31,32). Если за нас тысячи людей и все достижения современной науки и техники, но Бог против нас – тогда нет никакой надежды. Но если Бог за нас, тогда, кто против нас – вообще не важно. Один человек с Богом – этого гораздо больше, чем весь безбожный мир. Бог говорит: «Я с тобой», и всякий страх и переживание уходит. Бог со мной, значит я – победитель! И не только это. Это слово говорит еще и о том, что наш труд не напрасен. Другими словами Бог говорит: «ты исполняешь Мою волю, поэтому не бойся, ничто не повредит тебе». Воле Бога, Его делу не может повредить никто и ничто. И пока мы исполняем волю Бога, наше дело приносит плоды и не может быть разрушено.

Во-вторых, «у Меня много людей в этом городе». Это слова о Божьем остатке, который Господь сохранил в Коринфе. Павлу казалось, что никто его не слушает, что все, что он говорит, говорит в пустую. Также и мы теряем радость и смысл служения, от одной только мысли, что все равно никто не слушает, а если и слушает, то не исполняет. Что студенты не приходят, а агнцы не растут. Но Бог говорит и смотрит не так, как человек. Человек говорит: у… никто не ищет Бога, а Бог говорит: у Меня есть много людей! Мы всегда должны помнить, что Божий остаток есть! Хотя порой мы не видим Божьей работы, не видим плодов, но должны без отчаяния и страха продолжать свой труд. Ведь Бог Сам приготовил людей, которые должны услышать весть Евангелия. По сути, кто такие мы с вами? Мы – Божий остаток в Киеве. Мы сидим здесь, потому что в свое время кто-то пришел к нам и не побоялся сказать слова спасения. В чем состоит суть нашего служения? – мы ищем Божий остаток в этом поколении. Остаток, который Бог приготовил, чтобы из наших уст они услышали слова Евангелия. Хотя остаток – это меньшинство, но это Божий остаток.

Вспомните пророка Илию, и его духовную борьбу. Он – один из самых уважаемых пророков Ветхого Завета, но и в его жизни были подобные сомнения и страхи. Он поразил 400 пророков Ваала перед лицом всего Израиля, и сразу после этого царица Иезавель назначила цену за его голову. Пророк в ужасе и смятении пришел к Богу и сказал: «возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3Цар.19:14). Он думал, что он – один во всем Израиле, кто служит Богу. Не бывает ли и у вас таких мыслей, когда кажется, что весь мир идет на вас войной, что никто не ищет Бога, что вы остались совсем одни, жалкое меньшинство, ненормальные в глазах родственников, знакомых да и всего мира. Такое же пережили и Павел и Илия. Что Бог сказал отчаявшемуся пророку? «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3Цар.19:18). Оказалось, что Илия был совсем даже не один. Даже в самое темное время у Бога оставался остаток в этом мире. Этот остаток есть и сейчас. Он есть в университете КПИ, он есть в Харькове и Стамбуле, он есть университетах Драгоманова, Аграрном, Авиационном, и Шевченка. Есть Божий остаток. Бог говорит: «у Меня много людей в этом городе!», а значит, нам есть к кому идти, есть кому говорить Господне слово.

Когда трудно, когда устал, когда кажется, что твой труд напрасен, когда страх как будто затыкает твой рот ватой, вспомни это слово Бога: «не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе». Вспомни, что на Твоей стороне Сам Господь. Вспомни, что хотя твоя миссия не легка, ведь нужно найти остаток в этом грешном обществе, но твой труд велик перед Богом. Что ты живешь на стороне Царя царей, и никто не сможет противостать тебе. Вспомни, и тогда уже не бойся, открой свой рот и говори слова Божьи! Не к этому ли призывает нас Господь? Ведь пока верующие сидят тихонько, как мышки, сатана поражает наши семьи, нашу молодежь, нашу страну и будущее. Он не боится громко, с экранов телевизоров и трибун призывать людей к развращенности, безответственности, греху. А нам порой так страшно и стыдно говорить о святой любви Бога. Мы молимся о пробуждении? Оно не может начаться, если мы молчим, если боимся смело говорить слова Божьи этому испорченному поколению. Мы обвиняем политиков в том, что ничего не изменяется в нашей стране. Но чего от них хотеть? Они всего лишь обыкновенные политики. Что они могут? Но если, каждый из нас встанет и преодолев свой страх, жалобы и отчаяние начнет говорить слова Божьи, тогда что-то изменится. Вспомните только, о чем молилась ранняя церковь, во время гонений? «Ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое» (Деян.4:29). Не такой ли должна быть и наша молитва сегодня? Как иначе мы можем докричаться до тех, к кому посылает нас Бог. Ранние верующие молились, чтобы Бог дал им смелость говорить об Иисусе Христе всем людям, и Бог дал им смелость, так что своей верой они изменили весь языческий мир навсегда. В те времена за такие слова могли побить камнями, в наше же время христиане боятся, что о них что-то странное подумают. Бог хочет, чтобы мы не боялись, но говорили. Чтобы мы не стыдились Христа ни свидетельства Его, чтобы мы не боялись говорить Его слова этому безбожному миру. «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2Тим.1:7). Для того Он нас и призвал, чтобы мы шли и благовествовали всему миру о спасении, данном нам в Иисусе Христе. Итак, не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, говорит Бог, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе!

О том, как исполнилось обещание Бога данное Павлу, мы читаем в стихах 12 – 18. Целых полтора года Павел трудился в Коринфе, и никто не мог сделать ему ничего вообще. Через полтора года иудеи додумались на свою голову пожаловаться на Павла властям. Проконсул Галлион был родным братом знаменитого философа Сенеки, и был известен своей справедливостью. Происки иудеев закончились тем, что они сами получили то, что готовили Павлу и сотрудникам. Сосфена, начальника синагоги, схватили и отстегали розгами перед всем собранием. Бог Своей сильной рукой хранил Павла и его сотрудников от всякого зла, как и обещал.

Часть II. Возвращение в Антиохию и проповедь Аполлоса (18-28)

Закончив свои дела в Коринфе Павел, взяв с собой Акилу и Прискиллу отправился домой. По дороге они зашли в Эфес – один из наибольших городов Малой Азии. Павел хотел проповедовать там еще в начале своего второго путешествия, но тогда было не время, теперь же Господь позволил ему прийти в Эфес и проповедовать там Евангелие. Впрочем, задержался он там не долго. Оставив в этом городе Акилу и Прискиллу, сам Павел отправился в Иерусалим. И после того как закончил свои дела там, вернулся в родную Антиохию. Хотя там он тоже засиделся не очень долго. Господь снова призвал его, и с 23-его стиха начинается третье миссионерское путешествие Павла.

В это время в Эфес пришел некто Аполлос, уроженец Александрии. Этот человек хорошо знал Писания и был очень красноречив. Этим он и служил Богу, пройдя с проповедью о Нем от Египта до Эфеса. Аполлос понял из Писаний то, каким должен быть Мессия, знал он и Иоанново крещение в покаяние, однако сам лично еще не был знаком с Иисусом. Этот недостаток легко восполнили Акила и Прискилла, когда точнее объяснили ему путь Господень. Аполлос сразу принял Господа Иисуса, и далее смело проповедовал о Нем, всенародно доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. Аполлос – это еще один пример Божьего слуги, который узнав истину, не боялся провозглашать ее. Бог использовал его очень плодоносно, для укрепления церкви и проповеди Евангелия.

Бог призвал нас, избрал из этого грешного, испорченного поколения, чтобы мы были Его слугами. Его представителями в этом мире. Конечно, порой нам трудно, нам кажется, что мы впустую тратим время и свою жизнь. Но это не так. Каждый день напоминайте себе: я – Божий слуга, я – часть Его остатка, я ценен в Его глазах. Помните, что вокруг вас на факультете, на работе, в соседнем кемпусе, в Харькове и Днепропетровске, в Одессе и Стамбуле есть много людей, которых Бог приготовил, чтобы через вас они услышали слово Евангелия, покаялись и обрели вечную жизнь в Иисусе Христе. Вы – великие, потому через вас говорит Господь. Помните и не бойтесь, но говорите и не умолкайте никогда. Пусть Господь поставит в нашем поколении многих слуг, подобных Павлу и Аполлосу, которые смело проповедуют слово Бога всем людям. Пусть Господь использует каждого из нас, чтобы разбудить нашу страну словом Бога, чтобы привести наш народ к вере в Бога живого и истинного.

Давайте еще раз прочитаем ключевые стихи 9 и 10: «не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе».

1