head
Університетська Біблійна Співдружність

“Обращение Савла”

Обращение Савла

Деяния 9:1-31

Ключевые стихи 15,16

«Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. 16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое»

Вступление

Сейчас в Киеве проходит Фестиваль Надежды. Я предлагаю не ждать до вечера, а устроить маленький фестиваль надежды прямо сейчас.

В этом отрывке мы видим удивительное событие. Савл, самый активный и жестокий преследователь христиан, встречает воскресшего Иисуса, и его жизнь полностью изменяется. Резкое изменение этого человека является одним из ярких свидетельств того, что Иисус воскрес и живет. Но еще больше это свидетельствует о том, что у Иисуса есть надежда даже для самого безнадежного грешника. И в наши дни встреча с Иисусом изменяет безнадежных грешников и дает им новую жизнь.

1. Савл гонит церковь (1-2)

Прочитаем стихи 1,2: “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику 2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим”. Савл произвел большие гонения в Иерусалиме. Теперь ему было этого мало, и он подался в Дамаск, чтобы там делать то же. Дамаск, один из древнейших городов мира, был столицей Сирии и находился за 220 км. от Иерусалима. Путь туда занимал целую неделю. Откуда у Савла было столько злости на христиан? Чтобы понять это, подумаем, кем он был. Вот что он свидетельствует о себе сам:

Деян.22:3: “я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне?.

Фил.3:5,6: “обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный”.

Как видим, он был религиозным человеком, получил самое лучшее образование у мудрого и уважаемого учителя, старался исполнять закон и горел ревностью по Боге. 13-я глава Второзакония предписывает убивать всякого пророка, который будет склонять служить иным богам. Савл считал Иисуса “иным”, ненастоящим богом, и старался уничтожить Его последователей, буквально исполняя это повеление. Он делал это с ревностью, думая, что этим исполнит закон и угодит Богу. Иисус тоже предсказывал ученикам, что однажды убивающие их будут думать, что тем служат Богу. Но нравится ли Богу такая ревность?

Рим.10:2-4 говорит: “Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. 3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4 потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего”. Бог не хочет, чтобы Ему служили не по рассуждению. Бог хочет, чтобы мы ясно знали Его волю и исполняли ее. Но есть очень много ревностных религиозных людей, которые служат Богу не думая, потому что другие делают так же, потому, что кто-то их научил так, или потому, что хотят как-то выслужиться и подняться. Самая главная причина – то, что они не желают покориться воле Бога. Поэтому, чтобы оправдаться, они желают установить собственную праведность. Людям нравится себя оправдывать исполнением закона, правил и ритуалов. Они желают угодить Богу, но не так, как хочет Бог, а по-своему. Они делают для Бога какую-то установленную норму, и осуждают тех, кто хочет полностью посвятить себя Богу, называя их фанатиками и сектантами. Собственная праведность делает их злыми. Бог не принимает такую праведность. Вместо этого Бог хочет дать Божью праведность. Божья праведность состоит в том, что Иисус умер за наши грехи. Ты должен признать, что ты – испорченный, грязный, погибший грешник, недостойный Божьей благосклонности, и приходить к Богу не со своими заслугами, а через кровь Иисуса Христа. Надо отказаться от своих грехов и подчиниться Богу.

Стефан в своей проповеди ясно показал, как Божий народ был непослушен Богу и убивал пророков. Для Савла это означало крушение всего, на что он надеялся. Он вдруг увидел, что на самом деле не исполняет закон, что он грешник, находящийся под Божьим гневом. Это был ужас для него. Это была революция в его мыслях. Он стремился уничтожить христиан, но внутри его уже началась подготовка к встрече с Иисусом.

Чтобы встретиться с Иисусом, ты должен знать, что ты – грешник под гневом Бога. Никакие дела и заслуги не могут украсить твое грешное, противящееся Богу сердце. Но для тебя есть надежда. Тебе нужно испытать личную встречу с Иисусом.

2. Встреча с Иисусом (3-19)

1) что сказал Иисус

Прочитаем стихи 3-5: “Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. 4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? 5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна”.

Иисус Сам пришел к Савлу. Иисус не вылил на него весь свой гнев, но как друг спросил его, не трудно ли ему так жить. Иисус спросил: “Савл, Савл! что ты гонишь Меня?”. Кажется, Савл гнал не Иисуса, а верующих. Но Иисус спросил: “что ты гонишь Меня?”. На самом деле Савл гнал Иисуса. Во-первых, церковь – это тело Иисуса. Каждый верующий является частью тела Иисуса, и кто доставляет боль верующему, тот мучит тело Иисуса. Во-вторых, Савл гнал Иисуса из своего разума и совести. Через проповедь Стефана он увидел, что он грешник, но упорно не признавал этот факт. Он гнал церковь, потому что хотел прогнать мысли о том, что ему нужен Иисус, чтобы получить искупление грехов. Но для него это было настолько же трудно, как идти против рожна. Напомню, что рожон – это такая острая палка, которой погоняли волов. Животное, не слушающее погонщика, часто попадало на рожон.

Некоторые люди чувствуют, что Иисус стучится в их жизнь, но не спешат отвечать Ему. Они думают: “У меня есть свои желания и планы”. Воля Бога в эти планы не вписывается, и они не хотят ради Бога ни от чего отказываться. Но, предпочитая свои испорченные желания совершенной воле Бога, люди обрекают на болезни свое тело, душу и совесть. Например, один студент любил читать Библию, но в то же время много пил, чтобы на работе быть своим в коллективе. Когда пастырь сказал, что он должен бросить пить, он перестал изучать Библию. Теперь он идет по стопам своего отца, у которого печень полностью разрушена алкоголем. Жить по своим грешным желаниям так же трудно, как идти против рожна. Если у тебя такое сердце, услышь сейчас голос Иисуса: “что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна”. Прими волю Бога, эта воля для тебя благая, угодная и совершенная.

2) как ответил Савл

Прочитаем стих 6: “Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать”. Савл больше не мог противиться. Было слишком очевидно, что Иисус – это реальный живой Бог, которому он противился и этим заслужил самое большое наказание. Тогда Савл сказал: “Господи, что повелишь мне делать?”. Это удивительный ответ. Очень часто, когда говоришь человеку о Боге, он спрашивает: “А что Бог может мне дать? Он что, даст мне денег?”. Конечно, Бог может дать все, что нужно, многие из нас в этом убедились. Мне тоже давал. Но Бог – не Дед Мороз, который должен носить нам подарки, Бог – это Господь, Которого мы должны слушаться. Бог требует от нас всего поклонения, всего сердца, всего служения. Он хочет, чтобы мы слушались Его не потому, что нам так нравится, а потому что Он – Господь. Все религии интересуются тем, что можно получить от своего Бога. Но христианство состоит в том, чтобы исполнить волю живого и истинного Бога. Если мы интересуемся только тем, что Бог нам даст, наша вера не отличается от язычества. Даже если Бог делает не так, как нам хочется, мы должны признавать, что Он – сущий и истинный Бог.

Савл понимал, что Господь – это тот, которому надо отдать свое сердце, поклонение и послушание. Благодаря этому Бог смог сделать из него величайшего апостола. Бог хочет видеть и у нас такое отношение к Нему.

3) обычный ученик Анания

После встречи с Иисусом Савл ослеп. Три дня он не видел, не ел и не пил, а только молился. Наверное, в это время он глубоко думал над тем, кто такой Бог Израиля и кто он перед Богом. До этого Савл старался доказать Богу, что он лучший, что он достойный, но теперь он осознал, что он слабый грешник, который в своей гордости противостоял Богу и разрушал Его дело. Он осознал, что нуждается в Спасителе. И тогда Бог послал ему весть спасения через одного верного человека. Позже он изменит свое имя на “Павел”. Имя “Савл” означает “великий”. “Павел” означает “маленький”. Раньше он стремился стать выше других. Теперь он решил стать меньшим, чтобы через него другие узнали величие Иисуса.

Прочитаем стихи 10-12: “В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. 11 Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, 12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел”. Что говорит Библия об Анании? Ничего не говорит. Он больше нигде не встречается. Он был обычным, как мы с вами. Но Бог использовал его, чтобы дать зрение и первую помощь человеку, который станет самым влиятельным апостолом. Почему Бог избрал Ананию? Потому что он имел близкие отношения с Богом и слушался Бога; когда Бог говорил, он узнавал, что это Бог и отвечал: “Я, Господи!”. Прочитаем стихи 13,14: “Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; 14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое”. Анания не понимал Божьего приказа. Он даже предупредил Бога, что Савл опасен. Но он не противился Богу. Даже если ты не считаешь себя особенным, если ты послушен Его слову, Он будет использовать тебя в Своей спасительной истории.

Бывают агнцы, которые задают массу вопросов, вместо того, чтобы сразу послушаться. Но с другой стороны, когда они ясно понимают волю Бога, они готовы исполнять ее. Поэтому пастырям надо брать пример с Господа, и уметь хорошо объяснять волю Бога на основании Библии.

Как объяснил Бог Анании Его планы на Савла? Прочитаем стихи 15,16: “Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. 16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.”

Удивительно, что Бог сделал своим избранным сосудом Савла – самого жестокого врага. Он сам признал в 1Кор. 15:9: “Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию”. Но именно в этом проявилось величие благодати Бога. Иисус простил Своего злейшего врага. Иисус умер на кресте, чтобы дать прощение всякому грешнику, поверившему в Него. Это безусловная милость и любовь Бога. Павел засвидетельствовал в 1Тим.1:15: “Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый”. Если Бог простил первого из грешников, то ты тем более можешь рассчитывать на Его прощение. Бог имеет надежду даже на самых безнадежных грешников. Бог имеет надежду именно на тебя.

Бог поставил Савла Своим свидетелем, чтобы все народы узнали через него об удивительной благодати Бога.

Анания, наверное, ожидал, что Бог не оставит Савла без наказания за всё, что тот сделал злого для церкви. Но Бог успокоил его, что Савлу придется много пострадать.

Кто-то, прочитав слово “пострадать”, сразу испугался и подумал: “Какая же это благодать, если надо страдать?”. Ответ на это содержится в стихе 16б: “…за имя Моё”. На самом деле все люди страдают. Но одни страдают из-за чего-то, пассивно, а другие для чего-то, активно. Например, я когда не знал Иисуса, обладал удивительной способностью лениться и ничего не делать. С таким подходом меня должны были ожидать серьезные страдания из-за материальных трудностей. Но когда в моей жизни явилась благодать Иисуса Христа, я стал работать. Я сознательно ограничиваю свои потребности, когда жертвую деньги Богу, например, на строительство церкви, но это благодать, потому что это принесет плод в будущем. А страдание из-за лени не могло принести плода. Также когда свидетельствую об Иисусе, появляются разные страдания – один раз даже не взяли на работу, когда узнали, что у меня есть совесть перед Богом. Благодаря таким страданиям Бог позволяет не попасть в плохие компании. Но когда я не знал Иисуса, я страдал от страха перед людьми и комплексов. Конечно, страдания за имя Иисуса – это самая лучшая замена для бессмысленных страданий. Когда человек живет, наслаждаясь грехом, он будет страдать от последствий. Но благодать Бога избавила нас, чтобы мы принесли хороший плод своей жизни.

Прочитаем стихи 17-19: “Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. 18 И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, 19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске”. Когда Анания понял волю Бога, он послушался и принял Савла как брата (17).

3. Савл изменился (20-31)

Прочитаем стих 20: “И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий”. После крещения Савл начал проповедовать в синагогах. Главные темы его проповеди – что Иисус есть Сын Божий и что Иисус есть Христос. Он хорошо понимал, как к этой проповеди отнесутся те, кто раньше его поддерживал. Он мог бы спрятаться или занять нейтральную позицию, чтобы не рисковать. Но он смело свидетельствовал о том, как Иисус помиловал его. Он боялся Бога, поэтому не боялся больше никого. Он понимал, что только Иисус может дать спасение, и поэтому говорил об Иисусе. В конце концов, его решили убить, ему пришлось убежать из Дамаска в Иерусалим. Но там он делал то же. Если ты встретил Иисуса лично и знаешь Его как всемогущего Господа, нельзя бояться людей. Если ты действительно осознал себя погибающим грешником и Иисус помиловал тебя, невозможно молчать и быть нейтральным.

Прочитаем стихи 26,27: “Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. 27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса”. Ученики в Иерусалиме знали о прошлом Савла и были полны предубеждений против него. Но был там один человек, глубоко знающий благодать Бога. Варнава засвидетельствовал лидерам церкви о том, как Савл встретил Иисуса и как стал служить Ему. Таким образом, Савл вошел в христианскую семью. К сожалению, часто одни христиане предвзято относятся к другим. Поэтому нужны такие люди, как Варнава, которые стоят в благодати Бога и способны в благодати объединить всех. Нашим отношением мы склоняем человека к добрым или злым поступкам. Если мы относимся к человеку подозрительно, это толкает его к странным поступкам. Если следуем принципу “любовь не мыслит зла” и относимся с доверием, это может изменить его. Иисус лучше всех знал грешную природу человека, но лучше всех проявлял людям доверие, и это изменило Его учеников в слуг Бога. Мы должны расти в любви Иисуса.

В результате помощи Варнавы Савл стал одним из активных проповедников Иисуса в Иерусалиме. Он шел к тем людям, с которыми вместе когда-то убивал Стефана, и свидетельствовал им, как Иисус помиловал его. В конце концов они, не желая раскаяться, решили и его убить, и братьям пришлось снова помочь ему бежать. Прочитаем стих 31: “Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались”.

Сегодня мы узнали, что Бог – это Господь, который требует от нас всего сердца и послушания. Мы также встретили двух слуг Бога. Анания отверг свои мысли и просто послушался Бога, и через это родился великий слуга Бога Ап.Павел. Савл относился к Богу как к Господу, и хотя он раньше противился Богу, теперь, когда Бог открылся ему, он раскаялся и стал с той же ревностью служить Иисусу. Если мы хотим стать такими великими слугами Бога, нам нужно иметь такое отношение к Богу.

Также мы узнали, как велика благодать Бога. Благодать дает прощение самому злому и надежду самому безнадежному грешнику. Сейчас Господь ждет от нас решения уважать Его как Господа и слушаться. Также, зная Его благодать к нам, мы должны расти в Его любви и свидетельствовать об Иисусе. Пусть Господь поставит среди нас таких смелых свидетелей благодати, как Савл.