head
Університетська Біблійна Співдружність

“Решение веры Павла”

РЕШЕНИЕ ВЕРЫ ПАВЛА

Деян. 21:1-40

К.С. 21:13

«Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса».

Во время третьего миссионерского путешествия, Павел, пройдя Македонию и Ахаию, положил в Духе прийти в Иерусалим, а потом идти в Рим. Путешествуя в Иерусалим, Павел прибыл в Милит и, призвав пресвитеров Ефесской церкви, дал им последние наставления. Он наставил их быть добрыми пастырями и блюстителями для церкви Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею. Потом они, преклонив колени, помолились, и пресвитеры проводили Павла и его спутников до корабля. При этом все они падали на шею Павла и громко плакали, скорбя особенно от сказанного слова, что уже не увидят лица Павла. В сегодняшнем слове мы увидим окончание путешествия Павла в Иерусалим, как церковь приняла Павла и арест Павла. Особенно через сегодняшнее слово давайте учимся вере Павла, его отношению к миссии Бога и его системе ценностей.

«Что плачете и сокрушаете сердце мое?» (1-14)

После того, как Павел со спутниками попрощались с пресвитерами Ефесской церкви, они отправились и прибыли Кос, Родос и Патару. Там они пересели на другой корабль и прибыли в Тир, где корабль стал на разгрузку. Разгрузка продолжалась семь дней, и миссионеры нашли в Тире учеников и остановились у них. В это время ученики, по внушению Духа говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим. Когда же прошло семь дней, миссионеры вышли, а вся церковь, вместе с женами и детьми вышла провожать их. Придя на берег, они вместе преклонили колени и помолились, после чего миссионеры сели на корабль, а тирские ученики вернулись домой. Совершив плавание, они прибыли в Птолемаиду, где приветствовали братьев, а на следующий день пришли в Кесарию. Там они вошли в дом Филиппа благовестника, одного из семи дьяконов и остановились у него на продолжительное время. Когда мы читаем «Деяния», то можем заметить один факт: все церкви горячо принимали Павла и миссионеров. Павел не был лично знаком с церквами в Сирии и Иудее, но и Тирские и Кесарийские верующие горячо приняли Павла. Тирские верующие, хотя до этого не знали Павла, и Павел не имел к ним отношения, но все как один, вместе с женами и детьми вышли за город, чтобы проводить Павла, а потом на коленях молились вместе с ним. Филипп радушно принимал Павла и всех его спутников, хотя Павел участвовал в побитии камнями Стефана, которого церковь вместе с Филиппом поставила на служение дьяконом. Это говорит о том, что первые верующие радушно принимали гостей. Они действительно были как братья и сестры и радовались послужить и принять других верующих. Давайте посмотрим, что в это время верующие говорили Павлу. В 20-й главе Павел сказал пресвитерам: «И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною; только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня». (20:22,23) Стих 4б говорит: «Они, по [внушению] Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим». Посмотрите на стихи 10-12: «Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников. Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим». Все время по всем городам Святой Дух свидетельствовал, что Павла ждут скорби и узы. Во всех городах верующие хотели отговорить Павла от путешествия в Иерусалим. Нам легко понять верующих. Они любили Павла и хотели, чтобы он еще долгое время был их пастырем и наставником. Если мы хорошие верующие, то тоже должны так любить своих пастырей и хотеть, чтобы у них не было скорбей. Но как реагировал Павел на их просьбы? Павел не согласился оставаться с ними. Он твердо принял идти в Иерусалим. Это не было простое упрямство. У Павла была очень важная причина идти в Иерусалим, не смотря на опасности. Что это за причина? В главе 19, стих 21 говорит: «Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим». Также стих 22 главы 20: «И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною». У Павла было несколько причин идти в Иерусалим: он хотел доставить пожертвования от языческих церквей, хотел рассказать о том, как Бог работал среди язычников. Но, хотя это были важные дела, их могли сделать и другие верующие, например Тимофей или Лука или кто-то из его спутников. Основная причина, по которой Павел шел в Иерусалим – потому что Дух Святой вел его в Иерусалим. Хотя Павел не знал, что произойдет с ним в Иерусалиме, но он точно знал, что Святой Дух хочет, чтобы он непременно пришел туда. Поэтому Павел не принимал уговоров верующих. Он хотел непременно исполнить то, что хотел Дух Святой, даже если для этого надо отдать свою жизнь. Чему мы можем учиться у Павла? Во-первых, его отношению к служению, которое Бог дал ему. Прочтем стих 13: «Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса». Также стих 24, главы 20: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией». Павел готов был отдать жизнь, чтобы совершить поприще и служение, которое принял от Бога и чтобы прославить Иисуса Христа. Откуда такое рвение? Оно происходило из-за благоговения перед Богом. После своего обращения, Павел всю жизнь считал себя страшным грешником, которого Бог спас только по Своей милости и по Своей милости поставил на служение для язычников. Павел считал, что уже не принадлежит себе, а принадлежит Иисусу Христу. Поэтому он относился к повелению Бога как повелению хозяина, которое необходимо исполнить в любом случае. В 1-м послании к Коринфянам, он писал: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая [обязанность] моя, и горе мне, если не благовествую! Ибо если делаю это добровольно, то [буду] иметь награду; а если недобровольно, то [исполняю только] вверенное мне служение». (1 Кор. 9:18,19) Павел считал, что все, что он делает – это исполнение порученного ему Богом служения. Для того, чтобы исполнить это служение, он не боялся скорбей, преследований и даже был готов отдать жизнь ради Иисуса Христа. С точки зрения Павла цель нашего спасения и нашей новой жизни – исполнить волю Бога: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (Еф. 2:10) Если мы потеряем такую цель своей жизни, то станем такими же неблагодарными и бесполезными, как Адам после грехопадения. Наоборот, если мы ради Иисуса Христа исполняем наше служение, то у нашей жизни есть смысл и ценность. Поэтому, для Павла исполнение его миссии было не тяжелой обязанностью, но радостным поприщем, он хотел исполнить его. Некоторые верующие забывают о великой благодати, которую дал нам Иисус. Они думают, что если делают что-то, то этим оказывают Богу услугу. Глубоко в сердце они думают, что Бог им чем-то обязан, потому даже самые мелкие дела исполняют с жалобой и гордостью, как кредиторы. При малейшей трудности они начинают жалеть себя и обвинять Бога и других. Это совершенно не правильный образ жизни перед Богом. Это не образ слуги Бога, это образ эгоистичного ребенка. Раньше мы погибали в грехах, были чадами гнева, и могли рассчитывать только на гнев Бога. Но Бог по Своей милости спас нас, у нас нет ничего чем бы гордиться перед Ним. Поэтому мы уже не принадлежим себе, но принадлежим Иисусу Христу. Более того, мы были бесполезными для себя и для общества. Но Бог, по благодати дал нам Свою миссию, и пока мы ее исполняем – мы полезные и важные люди. Поэтому наше дело – с благодарностью и благоговением совершать то служение, которое Он дал нам. Мы служим не для того, чтобы получить спасение или оказать услугу Богу, но потому что Он спас нас. Если мы храним такое отношение к Богу, то принимаем миссию Бога как благодать, и можем, как Павел, в любом случае, не бояться скорбей и смерти, совершить служение Богу. Во-вторых, мы можем учиться системе ценностей Павла. Давайте подумаем, почему Павел так страдал, но с радостью принимал страдания? Неужели только из-за чувства долга перед Богом? Павел сам открывает свое сердце. В послании к Филиппийцам он пишет: «при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. …имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». (Фил. 1:20,21,23б) Дальше в том же послании: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых». (Фил. 3: 7-11). Мы видим, что цель жизни Павла – приобрести и познать Иисуса Христа. Он не боялся умереть, но до тех пор, пока он был в теле, Павел всеми силами хотел познать Иисуса Христа. Однако, для Павла путь познания Иисуса Христа – это не просто пойти на гору или в пустыню, и там молиться вдали от грешного мира. Главный метод познания Иисуса Христа – это идти за Ним путем креста. Обратите внимание на Фил. 3:11: «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых». Павел действительно так жил: он каждый день умирал для своего плотского «Я», чтобы сообразовываться со смертью Иисуса Христа, и участвовать в Его воскресении. Он участвовал в страданиях Иисуса Христа для Его церкви, чтобы познать Его страдания. Жертвовал для агнцев, чтобы познать пастырское сердце Иисуса. Даже сейчас он не боялся идти в Иерусалим, возможно навстречу смерти, потому что хотел во всем подражать Иисусу Христу. Через такие страдания и служение миссии Бога он приобретал Иисуса Христа. В-третьих, мы можем учиться у Павла живой вере в воскресение. Важно иметь Евангельское отношение к служению и правильную систему ценностей, но чтобы стоять в вере даже перед смертью, этого недостаточно. Для этого надо иметь живую веру в воскресение мертвых. Павел имел такую веру. В 1-м послании к Коринфянам он пишет: «Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем. По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают?» (1 Кор. 15:30-32а) Павел не боялся смерти, потому что действительно верил, что Бог воскресит его из мертвых и он вечно будет с Иисусом Христом. Как мы можем реально становиться такими же людьми, как Павел? Иногда нам кажется, что Павел – это какой-то духовный супермен. Я часто так думаю, потому часто не могу подражать его стилю жизни. Но, на самом деле, он был таким же обычным человеком, как каждый из нас. Однако как он стал таким великим человеком? На самом деле реальная жизнь Павла состояла из многих каждодневных решений и действий веры. У каждого из нас тоже каждый день есть множество решений, которые можем принять верой, или неверием. Например, встать утром на духовный хлеб или не встать. Если встал, то по какой причине: потому что пастырь поднял, или для того чтобы молиться и читать Библию. Я обычно встаю, потому что меня поднимает п. Мария и говорит: «у вас сегодня изучение, не опаздывай». Если это не помогает, то выпихивает с кровати. Некоторые скажут: вот, ты пошел совсем не по духовной причине, зачем вообще надо было идти? Но и в этом случае все равно есть выбор: буду весь день жаловаться и ходить с кислым лицом, или благодарить Бога, что с утра есть 2 лишних часа, когда можно молиться и читать Библию. На самом деле от такого маленького выбора: жаловаться или благодарить и даже через такое маленькое страдание приобрести Иисуса Христа сильно зависит, как буду жить через год или через 10 лет. Есть множество других выборов и решений, которые мы совершаем. Ехать зайцем или закомпостировать билет. Соврать или сказать правду. Признать свою вину и попросить прощения, когда виноват, или доказывать что ты не верблюд. Как использовать деньги. Все такие выборы и определяют наш стиль жизни. Более того, они определяют, будет вера расти, или умирать. Павел тоже был таким человеком, как и мы. Он тоже делал такие выборы каждый день. Как мы можем относиться к Иисусу как к хозяину моей жизни? Для начала можно принести пожертвование с такими мыслями: «Господи! Ты все мне дал, прими это как мою благодарность», а не с такими: «вот, я так много жертвую». Если не получается автоматически, то заставить себя так мыслить. Вообще можно открыть любое Евангелие или любое послание в том месте, где говорится о христианской морали, и делать так, как там написано. Если там написано: «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите», то практиковать даже одно из трех – уже сильно растит веру. У нас нет выбора, идти или не идти в Иерусалим по велению Святого Духа. Но Павел тоже не в один час стал таким духовным и крепким верующим. Просто в молодости он решил служить Иисусу Христу и принимать страдания, чтобы приобрести Иисуса Христа. Если мы тоже примем такое решение и будем его хранить и исполнять, то Бог сделает нас великими верующими, подобными Ап. Павлу. Посмотрите стих 14: «Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!». Когда спутники Павла и верующие в Кесари увидели, что желание Павла – это не его желание, а исполнение воли Господа, то успокоились и сказали: «да будет воля Господня». Бог создал верующих совершенными в любви, поэтому они не хотели, чтобы их пастырь страдал. Но Бог не создал верующих совершенными в познании, поэтому миссионеры и пророки, когда слышали голос Святого Духа о будущих страданиях Павла, ошибались, думая, что должны оградить Павла от похода в Иерусалим. Но когда они увидели, что воля Святого Духа в том, чтобы он шел в Иерусалим, то успокоились и приняли волю Бога. Это образ настоящих верующих. Мы можем ошибаться, но когда мы ясно видим волю Бога, то не должны противостоять, а успокоиться и смиренно принять ее: «да будет воля Господня». Давайте еще раз прочитаем стих 13: «Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса». Я молюсь, чтобы мы, неся каждый свой крест, росли в образе Иисуса Христа и могли принимать страдания и рисковать жизнью ради имени Иисуса Христа и ради исполнения служения Господа.

Прибытие в Иерусалим и арест Павла (15-40)

Посмотрите на стихи 15-19: «После сих дней, приготовившись, пошли мы в Иерусалим. С нами шли и некоторые ученики из Кесарии, провожая [нас] к некоему давнему ученику, Мнасону Кипрянину, у которого можно было бы нам жить. По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, [Павел] рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его». После прибытия в Иерусалим церковь радушно приняла миссионеров. На следующий день они пришли к Иакову, руководителю Иерусалимской церкви, и, когда собрались пресвитеры, подробно рассказали все, что совершил Господь через них среди язычников. Выслушав все, они возрадовались. Посмотрите стих 20: «Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона». Иаков и пресвитеры знали о конфликте, который Иудеи имели с Павлом. Павел проповедовал, что спасение происходит не от закона, а через веру в Иисуса Христа. Иудеи думали, что этим Павел призывает не исполнять закон. Павел писал, чтобы верующие береглись обрезания, то есть не думали, что обрезание самим своим фактом делает человека кем-то особым. Но Иудеи думали, что он запрещает делать обрезание и обрезывать детей. Кроме того, Павел проповедовал, что в Иисусе Христе и Иудеи и язычники одинаковы, а для Иудеев это было большой щелчок по национальной гордости. По сути, все обвинения Иудеев были ложными и основанными на ревности и ущемленной гордости. Руководители церкви осознавали опасность, что Иудеи, при большом стечении народа, могут поднять бунт и убить Павла. Для того, чтобы обезопасить Павла и для того, чтобы развеять обвинения Иудеев, они предложили Павлу совершить очищение и принести жертву по обету за себя и за еще четырех человек. Посмотрите стих 24: «Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон». Это не было компромиссом. Хотя Павел жил Евангельской верой, не оправдывал себя законом и учил других делать так же, но сам он продолжал исполнять закон, и никогда не ставил никакого преткновения ни для Иудеев, ни для Еллинов. Поэтому Павел согласился с ними. Но что произошло? Посмотрите на стихи 26-28: «Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение. Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие». Несмотря на предосторожности руководителей церкви, Иудеи подняли бунт и схватили Павла и хотели убить. Посмотрите стихи 31,32: «Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла». Благодаря оперативности римской власти Бог остановил самосуд и спас Павла. Тысяченачальник арестовал Павла и приказал вести его в крепость. Когда они поднимались по лестнице, Павел попросил у тысяченачальника говорить к народу. Тот удивился, но позволил. Таким образом, Павел имел возможность проповедовать огромной толпе Иудеев. О содержании проповеди Павла мы узнаем в следующий раз. А сейчас давайте коротко подумаем о Боге, который спас Павла из разгневанной толпы и о Его плане. Во-первых, мы видим, что Бог Сам хранит своих слуг. Есть христианская пословица: «ты не умрешь до тех пор, пока не исполнишь на земле все то, что Бог предназначил тебе исполнить». Возможно, это не всегда правильно, но это факт: с нами ничего не случается без воли Бога. Если мы верим, что Бог дает нам вечную жизнь, то и в этой жизни должны доверять Богу. Тогда мы можем не бояться, потому что воля Бога – благая, угодная и совершенная. Во-вторых, Бог позволил арест Павла, потому что хотел через него проповедовать Евангелие еще и в Риме. Благодаря этому Павел смог достичь Евангелием даже до кесарева дома. Без ареста это было бы невозможно. Как Бог один раз через видение Павла в Троаде на Македонию открыл путь Евангелия для греков, так и через арест Павла и содержание его под Римской стражей Бог открыл двери Евангелия для римлян. Здесь мы видим, что проведение Бога, хотя кажется сейчас непонятным, в далекой перспективе самое лучшее. Через сегодняшнее слово лично я сравнивал себя с Павлом. Я увидел себя человеком, который забыл благодать Иисуса Христа, ничего конкретно не делал, но много жаловался, и потерял желание узнать и приобрести Иисуса Христа. Я не хотел служить Богу, не хотел ходить на работу, не хотел видеть, начальников, заказчиков, даже братьев и сестер, а только хотел ходить по городу и фотографировать. Хотя не делал ничего конкретного, но жаловался, и думал, что очень сильно страдаю. Но сегодняшнее слово сильно обличало меня. Я вспоминал, что не я избрал Иисуса, а Он меня избрал и теперь не я имею право на свою жизнь, а Иисус приобрел Себе право на меня, когда умер на кресте. Также я видел, какой лучший способ познать Иисуса – это следовать за Ним путем креста. Когда я вспоминаю свою жизнь то вижу, что по-настоящему учился у Иисуса только тогда, когда реально отвергал какие-то свои плотские желания, когда реально верой переступал через свои ограничения, когда реально отвергал свой страх и помогал агнцам, когда решал послушаться пастыря. На самом деле это не большое дело, но я реально учился у Иисуса Христа только в этих случаях. Через сегодняшнее слово мы учились вере Ап. Павла и его системе ценностей. Молюсь, чтобы все мы имели такую систему ценностей как Павел: всеми силами, через подражание жизни Иисусу Христу и служение миссии Бога, прославить Бога и приобрести Иисуса Христа. 1