head
Університетська Біблійна Співдружність

“Смысл и значение гонений”

СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ГОНЕНИЙ

Деяния 12:1-25.

Ключевой стих 24

"Слово же Божие росло и распространялось"

В главах с 6 по 8 Деяний мы узнали о первом мученике Стефане и про то, что после его убийства началось великое гонение на церковь. Все ученики, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Они ходили и благовествовали по разным местам, так что благую весть услышали в Самарии, Сирии, Финикии, и на Кипре. Все это время ученики проповедовали только Иудеям. Но в Антиохии некоторые ученики из евреев рассеяния преодолели свой национализм и проповедовали Еллинам. Бог благословил их проповедь, и создавал прекрасную церковь не только из Иудеев, но и из язычников. Несмотря на давнюю вражду между Иудеями и язычниками, Антиохийская церковь не стала противопоставлять себя другим церквам. Наоборот, когда они услышали о предстоящем голоде и о том, что некоторые в Иерусалиме терпят голод, они собрали пожертвования для бедных в Иерусалиме и передали их через Варнаву и Савла.

Именно в это время в Иерусалиме произошло второе гонение на церковь и был убит второй мученик – Апостол Иаков. Возникает вопрос: почему Иисус, который победил сатану, не избавил Свою церковь от таких преследований? Давайте через сегодняшнюю проповедь глубоко подумаем о том, какое значение имеют гонения и мученичество в жизни христиан и церкви, и что Бог совершает в церкви через гонения. Давайте помолимся, чтобы Господь растил нас до того уровня, чтобы мы были способны принимать гонения и даже мученичество как благую волю Бога и через них могли прославить Бога.

1. Смерть Иакова. (1,2)

Посмотрите на стихи 1,2. "В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло и убил Иакова, брата Иоаннова, мечем". В этот раз инициатором гонений стал царь Ирод Агриппа 1. Его дед, Ирод великий, убил всех младенцев в Вифлееме, а дядя, Ирод Антипа, вместе с Пилатом судил Иисуса. Сам Ирод Агрипа 1 по матери был потомком династии Хасманеев и был родственником первосвященников. Он считал, что христианство – это вредная ересь и хотел уничтожить церковь. Для этого он схватил одного из первых Апостолов – Иакова, брага Иоанна и убил его.

Кем был Иаков? Он, вместе с Петром и Иоанном являлся одним из трех главных учеников Иисуса. Он был с Иисусом, когда Иисус воскресил дочь Иаира, он был с Иисусом на горе преображения и его Иисус просил молиться вместе с Ним в Гефсиманском саду. Он был с Иисусом с самого начала Его служения. Для церкви смерть такого пастыря являлась тяжелой потерей.

В Евангелии от Марка описываются такие события: Однажды к Иисусу пришли Иаков и Иоанн и просили Его: "Учитель! Мы желаем, чтобы ты сделал нам о чем попросим." Иисус спросил их: "что хотите, чтобы Я сделал вам?" Они отвечали: "дай нам сесть одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей". У них было горячее желание достичь славы, но Иисус им сказал: "не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?" Они отвечали: "можем!" Тогда Иисус сказал им: "чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, а дать сесть у меня по правую сторону и по левую – не от меня зависит, но кому уготовано." Сейчас Бог исполнил это обещание. Иаков, как и обещал Иисус, принял чашу страдания и смерти за имя Иисуса и Бог забрал его в Небесное Царство. Давайте подумаем, почему Бог позволяет в жизни христианина страдания и мученичество.

Прежде всего, мы должны знать, что страдание и мученичество в церкви за имя Иисуса Христа – это воля Бога. Многим христианам кажется, что после того, как они поверили в Иисуса Христа их жизнь должна стать безоблочной. Но Иисус нигде не обещал, что Его последователи будут жить на земле "долго и счастливо". Наоборот, Он обещал ненависть и гонения на верующих. На последней вечере Иисус сказал ученикам: "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, то будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня." (Ин. 15:18-21). Когда Иисус посылал 12 учеников на проповедь он говорил им: "и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется". (Мат. 10:22). Однажды к Иисусу подошел некто и сказал Ему: "Учитель! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел". Но Иисус сказал ему: "лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову". (Лк. 9:57,58). Во время, когда Иисус говорил о разрушении Иерусалима, Он предсказал: "Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое." (Лк. 21:16,17). Итак, мы видим, что Иисус обещал страдания, гонения и даже смерть Своим последователям. Это значит, что такие гонения – добрая воля Бога. Итак, какова цель тех страданий, которые Бог посылает нам?

Во-первых, церковь растет через кровь мучеников. Гонения укрепляют настояших верующих. Это известный факт: Евангелие распространяется там, где происходят гонения. После смерти Стефана, верующие рассеялись по всей Иудее и Самарии и стали проповедовать в других местах. Смерть Стефана послужила к обращению Савла. Потом и сам Апостол Павел испытал гонения и заключение. Он писал: "Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе стали известными всей претории и прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие". (Фил 1:12-14). Гонение на церковь и заключение Павла укрепило верующих. Те, кто раньше знали ценность Евангелия, но боялись проповедовать, теперь, видя пример Павла преодолели свой страх и начали благовествовать.

Таких примеров много и в современном мире. Сейчас Южная Корея наиболее активно посылает миссионеров по всему миру. Но это произошло не просто так. Сначала церковь перенесла страшные гонения и преследования. Вы знаете, что церкви часто печатают так называемые "церковные календари". В них отмечаются все церковные праздники. Так вот, в католическом церковном календаре отмечен день памяти корейских мучеников. Во время гонений в Корее казнили тысячи христиан, и взрослых и детей и младенцев и стариков. Потом Бог делал пробуждение и сейчас Корея – христианская страна, которая посылает множество миссионеров. Не только Корея. Во время Советского Союза именно на Украине были самые большие гонения на церкви Баптистов и Пятидесятников. На самом деле многие старые люди, которые сейчас ходят в эти церкви, сидели в тюрьмах или были в ссылке за веру. Но именно на Украине Бог сейчас работает. Если мы хотим, чтобы у нас произошло пробуждение, то не должны бояться гонений ради Иисуса Христа, но готовить себя к страданиям ради Иисуса Христа и даже стать мучениками.

Во-вторых, через гонения Бог очищает верующих. В обычное время мы часто забываем, что наша настоящая надежда – в Небесном Царстве. Наши мысли и цели загрязняются многими пустыми вещами: мы начинаем искать легкой и удобной жизни, не хотим участвовать в миссии и в страданиях других людей. Нам хочется заработать много денег, достичь успеха и власти для себя. Такая история много раз происходила и в Ветхом Завете и в современности. Но, когда мы встречаемся со страданием и смертью, то узнаем, что машина или деньги или квартира или власть или признание – все это не важно в вечности. В вечности имеет значение только Иисус Христос. Через гонение мы можем раскаяться и снова служить Иисусу Христу. Через страдания мы можем очистить цель и мотив нашего служения. Ап. Павел писал: "Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гараздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его." (Евр. 12:9,10).

Также через гонения мы можем узнать сердце Иисуса Христа к погибающим грешникам и узнать Его настоящую любовь. Когда мы в скорбях и преследованиях преодолеваем свой страх и служим агнцам, возвещаем им имя Иисуса Христа, то можем узнать сердце Бога, Который возлюбил грешников и послал Иисуса Христа на смерть.

В-третьих, смерть Христианина ради Иисуса Христа – это свидетельство воскресения Иисуса Христа. Жизнь – это самое ценное, что есть у человека. Жизнь невозможно вернуть и мы, на самом деле, не знаем, что происходит после смерти. Поэтому люди бояться смерти. Иногда мы слышим от старушек: "ой! Лучше умереть, чем так жить", но на самом деле они не хотят умирать. Перед смертью люди хотят прожить еще хотя бы одну минуту. Как можно отдать свою жизнь ради Иисуса Христа? Это возможно только, если мы действительно верим что Иисус воскрес и что мы воскреснем вместе с Ним. Поэтому, когда верующий идет на смерть ради Иисуса Христа, то это – лучшее свидетельство воскресения Иисуса и Евангелия.

На самом деле принимая страдания, гонения и смерть ради Иисуса мы ничего не теряем, потому что приобретаем лучшую славу в Небесном Царстве. Земная жизнь продлится максимум до 100 лет, и потом все равно прийдется умирать, а впереди нас ждет вечность. Поэтому давайте смотреть на жизнь не с позиции 100 лет, а с позиции вечности.

Как мы можем подготовить себя принимать гонения и даже смерть ради Иисуса Христа? Для этого нам надо иметь дух мученика. Это значит мы должны каждый день умирать для своих грехов, вожделений, для гордости, лени, самолюбия. И каждый день оживать для Бога. Аминь.

2. Молитва церкви и освобождение Петра. (3-17)

Посмотрите на стихи 3,4: "Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,– тогда были дни опресноков,– и, задержав его, посадил в темницу и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу." Царь Ирод видел, что неверующие Иудеи с энтузиазмом восприняли убийство Иакова и решил продолжить гонения. Он схватил Петра и намеревался устроить шоу из судилища и казни Петра. Что в это время делала церковь?

Посмотрите на стих 5. "Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу." Церковь прилежно молилась о Петре Богу. Что такое "прилежно"? Когда мы говорим прилежный ученик, то подразумеваем, что он верно выполняет все домашние задания, даже если ему не очень понятно. Церковь прилежно молилась Богу. То есть верующие непрестанно молились, хотя, казалось, от Бога не было никакого ответа. Наверное, они так же молились и за Иакова, но Иакова казнили. Казалось христиане получили поражение в молитве. Многие бы в такой ситуации допустили дух поражения. Но они молились еще более усердно. Также, как сказано в 12 стихе, верующие собирались вместе и молились. Это было время гонений, поэтому собираться вместе было опасно. Правильная стратегия выживания – это рассеяться и стать незаметными. Но верующие наоборот, собирались вместе, чтобы вместе молиться. Это потому, что главный враг верующих – не люди, а сатана. Сатана хотел насадить страх и отчаяние. Но через молитву и собрания верующие укрепляли друг друга, помогали друг другу смотреть на Иисуса Христа и Всемогущего Бога. Через собрания и молитву они преодолели страх и отчаяние. Здесь видим еще одну причину, почему Бог позволяет гонения и преследования на церковь: для того чтобы верующие соединились в молитве и поддерживали друг друга.

В стихах с 6 по 12 описывается, как Бог ответил на их молитву. В ночь перед казнью Петр спал в темнице, скованный между двумя воинами. Снаружи камеру стерегли еще два воина. Удивительно, что Петр мог спать в такое время. Большинство людей бы в такой ситуации ворочались, были бы парализованы страхом и отчаянием. Но Петр спокойно спал. Он не боялся за свою жизнь. Он знал, что все в руках Бога. В это время Ангел стал в темнице и свет осиял это место. Наверное, Петр спал слишком крепко и безмятежно, так что Ангелу, чтобы разбудить его, пришлось его сильно толкнуть в бок. Потом Ангел приказал Петру одеться и обуться и следовать за ним. Цепи сами собою упали с рук, дверь отворилась. Они прошли по всей крепости и вышли к воротам, идущим в город. Ворота тоже отворились. В городе Ангел прошел с Петром одну улицу и исчез. Только теперь Петр понял, что это было на самом деле, а не в видении, как он думал вначале. Он огляделся и пошел к дому Марии, матери Иоанна, прозванного Марком, где часто собиралась церковь.

Прийдя к дому, Петр начал стучать. Служанка по имени Рода вышла посмотреть, но услышав голос Петра не отворила двери, а от радости сразу побежала объявить, что Петр стоит у дверей. Все собравшиеся не могли в это поверить и подумали, что служанка сошла с ума. Когда же Петр продолжал стучать, то они отворили дверь и, увидев Петра, изумились. Здесь мы видим еще одну причину, по которой Бог позволяет гонения: чтобы дать церкви великую радость и утешение. После смерти Иакова церковь могла попасть в фатализм. Но освобождение Петра помогло им верить, что не люди, а Бог управляет всем миром. Аминь.

3. Смерть Ирода (17-25)

Стихи с 17 по 23 описывают смерть Ирода. Утром стало ясно, что Петра в темнице нет. Ирод, не найдя Петра велел казнить стражу. Потом отправился в Кесарию и там оставался. В то же время у Ирода был затяжной конфликт с жителями Тира и Сидона. Наконец Тиряне и Сидоняне решили просить мира. Они дали взятку одному из вельмож царя, по имени Власт, который склонил царя к заключению мира.

В назначеный день царь Ирод оделся в царскую одежду и сел на возвышенном месте и говорил к народу. А все люди кричали: "это слова Бога, а не человека". Это была явная лесть, и никто не воспринимал эти слова серъезно, кроме самого Ирода. Однако в этот момент Ангел Господень поразил Ирода за то, что он не воздал славы Богу. Он был изъеден червями и умер. Это действительно омерзительная смерть. Она напоминает нам описание ада Иисусом: "где червь их не умирает и огонь их не угасает".

Смерть человека – это отчет о его жизни. Вольтер был атеистом и посвятил свою жизнь борьбе с церковью и с христианством. Но его смерть была полным ужасом, так что сиделка, которая присутствовала при его смерти потом говорила: "больше ни за какие деньги я не соглашусь присутствовать на смерти безбожника". Жизнь Святого Августина – постоянное желание узнать Иисуса Христа лично и глубоко. Во время смерти он на несколько секунд вернулся к жизни и свидетельствовал ученикам: "все что я писал о Боге – недостаточно. Он гораздо прекраснее, чем я представлял".

Для чего жил царь Ирод? Он жил, чтобы получить славу и популярность. Он казнил Иакова и смотрел, что это понравилось иудеям. Чтобы получить больше популярности, он не просто хотел казнить Петра, а решил устроить из этого пред-ставление. Он принимал явную лесть и таким образом крал славу от Бога. Но Бог не дает красть у Себя славу. Смерть Ирода показала мерзость его жизни.

Напротив, Апостол Иаков жил для того, чтобы получить славу не от людей, но от Бога. Хотя казалось, что его смерть была трагичной, но он умер самой славной смертью – смертью мученика ради Иисуса Христа. Иисус принял его смерть и оценил ее как чашу страданий и крещение ради Иисуса Христа.

Что произошло в результате гонений? Посмотрите стихи 24. "Слово же Божие росло и распространялось". Это и есть главная причина и цель гонений на церковь. Бог позволяет нам гонения, чтобы слово Бога росло и распространялось. Для этого Он через гонения укрепляет верующих, очищает цель и мотив нашего служения, позволяет сильное свидетельство через нашу обновленную жизнь и смерть, позволяет соединиться в молитве и иметь радость и утешение через ответ на молитву. В результате гонений слово Божие не исчезает, наоборот оно все больше растет и распространяется. Преследования не могут разрушить дело Божее. Наоборот, если во время преследований мы не отчаиваемся, а пребываем в молитве и в активном служении, то Бог чудесно использует нас.

Сейчас у нас нет таких явных гонений. Но, на самом деле, мы живем в безбожном мире, среди искушений и соблазнов, среди непонимания и насмешек других людей. Это – тоже своего рода гонения. В такой ситуации мы можем стать "воскресными христианами", которые потеряли роль света и соли в этом мире и не отличаются от неверующих. Тогда не будет гонений, но не будет и части в Небесном Царстве. Или мы можем бросить вызов тенденциям этого мира. Основная тенденция нашего времени – жить для себя. Это значит все, что я делаю, я делаю для своего самолюбия, для своего благополучия, для своего удобства. Царь Ирод жил так: бессмысленно, ради своей популярности и славы. Его жизнь была наполнена злобой и раздражением. Его смерть тоже бессмысленная и ужасная. Бросить вызов тенденции этого мира – это построить богоцентричную жизнь. Так жили Иаков и Петр. Они жили и умирали ради Иисуса Христа и славы Бога. Хотя кажется, что их жизнь была трагичной и тяжелой, но она имела смысл и ценность. Они и умерли самой славной смертью. Если мы будем жить богоцентрично, то нам гарантированы насмешки, непонимание, конфликты с родителями и друзьями, отвержение. Но наша жизнь будет иметь смысл, потому что слово Божие будет расти и распространяться. Наша жизнь будет наполнена миром и покоем, как жизнь Петра, который мог спокойно спать перед судилищем и казнью. Также Бог дарует нам истинную радость и утешение, как даровал ее церкви, освободив Петра.

Сейчас у каждого из нас есть выбор: жить для себя, своей славы и своего удобства или жить для славы Бога, принимая гонения и преследования. На самом деле этот выбор определяет всю нашу жизнь и смерть. Я молюсь, чтобы каждый из нас сейчас стал перед Богом и решил, какой стиль жизни он избирает. Я молюсь

Давайте еще раз прочитаем ключевой стих 24.