head
Університетська Біблійна Співдружність

“Воспитание учеников в училище тиранна”

ВОСПИТАНИЕ УЧЕНИКОВ В УЧИЛИЩЕ ТИРАННА

Деяния 19:1-41

Ключевой стих: 9,10

«Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников и ежедневно проповедовал в училище некоего Тирана. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии услышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины»

Мы благодарим Бога, Который через изучение книги Деяний учит нас принципам евангельской работы, тому, как мы можем успевать в нашем служении Богу. Сегодняшнее слово повествует о Божьей мудрости, заключенной в служении воспитания учеников. Молюсь, чтобы каждый из нас принял Божий метод проповеди Евангелия через воспитание учеников, и стал прекрасным воспитателем учеников Иисуса Христа.

Часть 1. Ученики, не принявшие Святого Духа

Наше повествование начинается с прибытия Павла в Эфес, который был столицей Асии и самым значительным городом во всей Малой Азии. Как нам известно, во время своего второго миссионерского путешествия Павел, хотел посетить Асию, и скорее всего его путь лежал именно в Эфес. Однако Святой Дух не допустил Павла и его команду к проповеди здесь, потому что первостепенным планом Бога было распространение Евангелия в Европу. Также, возможно, сам Павел должен был многому научиться через служение в греческих городах. Но теперь пришло время для евангельской работы в Эфесе, которая совершенно удивляет своей силой и своими масштабами.

Обратимся к стихам 1, 2. Давайте вместе прочитаем их.

«Во время пребывания Аполлоса в Коринфе, Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя, там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы и не слыхали, есть ли Дух Святой»

Как мы знаем из 18 главы, раннее в этом городе проповедовал ученик по имени Аполлос. Библия говорит о нем, что «Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.» (18:25). Пораженный чистотой жизни Иоанна, и истинностью его проповеди о покаянии, он горел желанием призывать других покаяться в грехах и жить подобной жизнью. Он проповедовал смело и усердно. Его честные и горячие слова тронули многие сердца, многие крестились во Иоанново крещение и стали следовать его учению о покаянии. Потом Акила и Прискилла, встретив Аполлоса, точнее объяснили ему путь Господень, он принял Евангелие сам и теперь проповедовал уже об Иисусе «доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос» (18:28).

Однако же некоторые из тех, кто слышал Аполлоса ранее, либо совсем не слышали его последующие проповеди об Иисусе, либо не придали им должного значения. Они следовали учению Иоанна, и создавали кружки последователей Иоанна Крестителя. Среди них была и группа учеников, которых встретил Павел по своем прибытии в Эфес.

Давайте обратимся ко 2 стиху. Прочитаем его вместе:«сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый»

Повстречавшись с этими учениками, Павел задал им вопрос: «приняли ли вы Святаго Духа, уверовав?». Ранее мы не видели, чтобы Павел задавал кому-либо подобные вопросы. Но этих учеников он спросил именно об этом: «приняли ли вы Святаго Духа, уверовав?». Почему же он задал им этот вопрос? Наверное, потому что эти ученики не выглядели так, как выглядят люди, принявшие Святого Духа. Их лица были грустными, а слова отрицательными. На вопрос: «как дела?», они отвечали: «так себе…». А на приветствие: «доброе утро!» неизменно реагировали: «разве оно доброе…». Присмотревшись внимательней, становилось ясно, что между ними не было истинной любви, а в их сердцах не было мира. Как они не старались, но не могли своими силами принести плодов Святого Духа, которые есть: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23б). Для опытного и духовно проницательного служителя ап. Павла, это был слишком заметно. Однако же он, с пастырским сердцем не хотел оставить их в таком жалком состоянии, поэтому и задал вопрос: «приняли ли вы Святого Духа, уверовав». Получив отрицательный ответ, «мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой», он стал искать корень этой проблемы. Давайте прочитаем стихи 3, 4:

«Он сказал: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса»

Корнем проблемы этих людей оказалось то, что они лишь крестились во Иоанново крещение, но не уверовали в Иисуса Христа. Когда они лишь крестились во Иоанново крещение и следовали его учению о покаянии, они не смогли измениться коренным образом. Для того, чтобы реально изменить свои жизни, им абсолютно необходимо было веровать в Грядущего после Иоанна, то есть в Иисуса Христа и принять Святого Духа.

На самом деле, они не очень хорошо понимали, что же такое Иоанново крещение и не знали сути его проповеди. Сам Иоанн говорил:

«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;» (Мф. 3:11)

Принимающие крещение Иоанна, могли только осознать свои грехи, сожалеть о них и, стремиться к освобождению. Но реально измениться и оставить грехи они не могли. К Иоанну выходили многие блудницы и мытари, и крестились от него. Но от этого в Израиле не стало меньше ни блудниц ни мытарей, как мы хорошо видим из Евангелий. Ни мытарь Левий, ни самарянская женщина, ни Мария, сестра Марфы, не смогли освободиться от власти греха посредством Иоаннова крещения. Реальное изменение приносит только Иисус Христос, крестящий Духом Святым и огнем. Этот огонь неумолимо жжет всякий грех, заставляя человека раскаяться. Этот огонь переплавляет наши сердца и делает их подобными чистому золоту. В конце концов, приняв это крещение, мы освобождаемся от власти грехи и приносим плоды Святого Духа. Вы не можете освободиться от власти греха? Вы не можете жить сильно и радостно? Придите к Иисусу, веруйте в Него и получите крещение Святым Духом и огнем. Примите его сейчас, и ваши жизни совершенно изменяться.

Перед тем, как я уверовал всем сердцем в Иисуса Христа и принял Святого Духа, я сто раз раскаивался в своих грехах, но так и не разу не смог оставить их. Один раз, я выбросил пачку сигарет в окно с восьмого этажа с твердым решением оставить этот грех. Но когда я вышел на улицу, то увидев ее, лежащую в луже, вытащил оттуда и опять положил к себе в карман, чтобы продолжать курить. Сколько раз я решал оставить грех похоти, онанизм и порнографию, и когда неделю или две не согрешал, то радовался, что вот уже все преодолел, но неизменно вновь и вновь падал и отчаивался из-за этого. Но когда я всем сердцем уверовал в Евангелие, принял 1 слово Бога 1Ин. 4:16 и получил крещение Святым Духом, то все изменилось, чему большинство из вас свидетели. С тех пор я живу чистой жизнью. Мое сердце и мои поступки стали чистыми. Но моя чистота пришла и существует только благодаря вере в Иисуса Христа, в Его Кровь и благодаря крещению Святого Духа, которое Он мне дал. Один мой близкий друг, пока не принял крещение Святым Духом, никак не мог любить меня. Но когда он уверовал в Иисуса, то в нем нашел истинную свободу. Он начал любить меня, покрывать мои немощи и слабости и желать мне Божьего благословения. Также, когда моя жена, п. Виктория, приняла Святого Духа, она смогла стать самой кроткой женщиной веры из всех, кого я знаю. Кто еще мог бы вытерпеть такого гордого грешника, как я?

Только Иисус Христос способен изменить человека. Только крещение Святым Духом сделает его жизнь свободной, великой и радостной. Если вы уже приняли Иисуса Христа, то это великое изменение уже есть у вас. Веруйте в это, пожалуйста, и продолжайте жить верой в Иисуса. Если же нет, уверуйте в Иисуса прямо сейчас, и ваша жизнь совершенно измениться, как написано:

Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;

Прочитаем стихи 5, 6:

«Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, 6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать.»

Павел помогал им уверовать в Иисуса, принять Его Господом и Спасителем, и получить крещение Святым Духом. Когда мы помогаем агнцам, самое главное и самое первостепенное в чем нужно им помочь – это именно уверовать в Иисуса Христа и принять Святого Духа. Многие агнцы, приходя в церковь ищут лишь поверхностного изменения, и пастыри помогают лишь осознать, что грех это плохо, и поступать более морально. Но это не то, чего от нас ждет Господь. Нам нельзя удовлетвориться лишь осознанием греха и поверхностным изменением агнцев, но с пастырским сердцем помогать до самого конца, пока они не уверуют в Иисуса Христа и не примут Святого Духа.

Часть 2. Воспитание учеников в училище некоего Тирана

Чем занимался ап. Павел в Эфесе далее? Давайте обратимся к 8 стиху:«Придя в синагогу, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.»

Ап. Павел пришел в Синагогу. Он нарушил их формальное традиционное служение, отвлеченные споры о законе и воздыхания по жалкому положению Иудейского народа, живой проповедью о Царствии Божьем. В своей жизни, они могут реально испытать приход Божьего Царства. Они могут жить благословенной жизнью здесь на земле и потом подняться на Небеса к Богу. Но путь к этому лежит через Иисуса Христа, нужно покаяться и веровать в Евангелие. Павел небоязненно проповедовал об этом в течении трех месяцев, и его проповедь, как всегда, имела двоякий результат. Многие уверовали, и слава Богу за это. Но были и другие люди. Давайте прочитаем стих 9: «Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он, оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедывал в училище некоего Тиранна.»

Появились люди, которые ожесточились и не верили. Эти люди решили в любом случае не веровать Павлу и противиться его словам: «Никогда и ни за что не буду веровать Павлу. Аминь!». Когда он говорил, они выискивали к чему придраться, и с чем поспорить, что высмеять. Их поведение сделало невозможным дальнейшее проповедование в синагоге, и, также, создало неблагоприятную атмосферу для дальнейшего духовного роста учеников.

Что же предпринял Павел? Он не хотел оставить служение в Эфесе просто так, и сердечно желал продолжать его. Он молился Богу и сказал Божью стратегию, и он нашел ее. Вместе с учениками, Павел ушел из синагоги в училище одного философа или ритора Тиранна. Там Павел ежедневно проповедовал в течении 2 лет.

Это самое училище представляло из себя небольшой зал, примерно в половину зала, в котором мы сейчас находимся. До 11 утра и после 4 дня, зал был занят самим Тиранном. Но с 11 до 4-х он пуставал. Дело в том, что в это время в Эфесе стояла страшная жара. Все люди работали с раннего утра до 11 и после 4 до позднего вечера. Но именно в это время все отдыхали. Говорят, что в Эфесе в 1 дня спало больше людей чем в 1 ночи. Но Павел, не спал, но ежедневно собирал в это время своих учеников в училище. Они считали эти ежедневные собрания чрезвычайно важными и жертвовали для них своим временем отдыха.

Какой была суть этих собраний? О чем проповедовал Павел так много и так долго? Почему они считали эти собрания такими важными, что терпели такое неудобство ради них? Для ответа на эти вопросы, давайте обратимся к Мф. 28: 19, 20:

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»

Эти стихи представляют из себя суть великого поручения нашего Господа Иисуса Христа. Слова «научите все народы», в английском переводе звучит как «make disciples of all nations» и значат воспитать учеников во всех народах. Двадцатый стих дает пояснение к этим словам – «уча их соблюдать все, что Я повелел вам».

Господь Иисус приказал апостолам не только проповедовать Евангелие по всему миру, но и воспитывать во всем мире Его учеников, передавая им суть Господня учения и помогая жить согласно с учением Иисуса Христа. В результате, они должны воспитать таких же учеников, какими были и сами апостолы. Сам Иисус ежедневно учил Своих учеников в течение трех лет Своей земной жизни, будучи постоянно с ними. Ученики сопровождали Его по всюду. Он жил, пил и ел с ними. Он не упускал возможности, чтобы учить и тренировать их. Потом Он ушел на небеса, но оставил Своих учеников, дав им приказ – воспитывать учеников также, как Он воспитывал их. Научить их всему тому, чему Иисус учил апостолов. В этом и состоит приказ всемирной миссии.

Сейчас ап. Павел повиновался именно этому приказу Иисуса Христа и воспитывал Его учеников. Он изучал с ними Библию, он учил их о жизни, поступках и заповедях Господа Иисуса, он делился с ними своим многолетним опытом служения Господу. Он помогал им принимать слово практически и следил за тем, чтобы они усердно учились и росли духовно. Он учил их любить Бога всем сердцем. Он учил их любить ближнего как самого себя. Он учил их любить крест Иисуса. Он учил их хранить Евангельскую веру – через страдания к славе. Он учил их принципу «блаженнее давать, нежели принимать». Он учил их иметь абсолютную веру, двигающую горы. Он учил их основывать свою жизнь на Библии. Ради этого служения – воспитания учеников, апостол Павел терпел такие лишения и посвящал столько времени. В свою очередь ученики, имели горячее желание учиться и расти, и поэтому также жертвовали своим временем отдыха, но ежедневно шли слушать Павла, учиться у него, получить духовное воспитание.

Здесь есть суть и Божьего призыва к нам. Во-первых, мы должны сами усердно расти учениками Господа Иисуса Христа. Как ученики следовали за Иисусом всюду, как ученики Павла учились у него ежедневно, несмотря на проблемы и усталость, так и нам должно расти учениками, имея горячее желание учиться у Иисуса. Сейчас есть хороший шанс у всех нас. Например утренние собрания в 5:30, молитва и написание духовного хлеба, а также вечерние собрания молитвы и работы в церкви – это как раз то, что нужно для нас, чтобы усердно расти учениками Иисуса Христа. Изучение Библии 1:1 и еженедельное написание свидетельства, через которое мы можем принять слово Бога и найти, как применять его практически – это также прекрасная возможность для нас, учиться у Иисуса и расти Его учениками. Давайте постараемся и будем усердны, чтобы расти учениками Иисуса, преодолевая духовную лень, самоправедность и гордость.

Во-вторых, Божья воля на нас, чтобы мы воспитывали учеников Иисуса, уча их соблюдать все, что Иисус повелел нам. Господь Иисус был прекрасным воспитателем учеников. Ап. Павел был воспитателем учеников. Он говорил об этом служении так: «Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;» (Кол. 1:28). Своих агнцев, например Тимофея и Тита, он также учил быть воспитателями учеников (2Тим. 1:2, 2Тим. 4:2, Тит.1:5, Тит. 2:15). Когда Иисус ушел на небеса, Его ученики остались и продолжали Его дело. Когда Павел уходил в новые места для служения, он оставлял в церквях своих учеников.

Если мы хотим повиноваться приказу всемирной миссии, если мы имеем чувство истории и хотим, чтобы наше служение было длительным и эффективным, мы должны призвать, отделить и воспитывать учеников в училище некоего Тиранна. Наша церковь – прекрасное место для воспитание учеников. Постарайтесь помогать одному агнцу, у которого есть духовное желание, приходить в церковь на собрание. Руководители, сделайте свои фронты и группы прекрасным местом для воспитания учеников. Проводите собрания верно, приглашайте на них агнцев, и готовьте на них прекрасную атмосферу, чтобы под руководством Святого Духа воспитывать учеников. Пастыри, постарайтесь пригласить одного агнца и готовить живые изучения Библии в молитве и с готовностью жертвовать собой, временем и деньгами. Наши домашние церкви – это тоже прекрасное место для духовного воспитания учеников Иисуса. Если агнцы бояться прийти в церковь, приглашайте их домой, и создавайте в доме атмосферу любви, чистоты и молитвы, готовьтесь жертвовать и учить словом и делом.

Так мы можем начать или продолжать наше воспитание учеников в училище некоего Тиранна. И оно будет иметь великий плод. Давайте вместе прочитаем стих 10: «Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины.»

Библия говорит, что когда Павел ежедневно проповедовал в училище некоего Тиранна в течении двух лет, то все жители Асии услышали проповедь об Иисусе. Асия – это, как мы знаем, обширная территория, примерно в половину Украины. Кроме Эфеса были и многие другие большие города, например, Сардис, Смирна, Фиатир, Пергам, Филадльфия, Колоссы и другие. Библия пишет, что все жители Асии слышали проповедь об Иисусе. Как мы знаем из посланий Павла и Откровений Иоанна Богослова, во всех этих городах образовались большие и известные церкви. Как все это могло произойти? Сам Павел никак не смог бы обойти такую обширную территорию и проповедовать стольким людям. Но здесь и открывается Божья мудрость, заключенная в воспитании учеников. Павел воспитывал учеников, а они уже шли по всей Асии и проповедовали Евангелие. Таким образом, проповедовал не один Павел, но появилось множество маленьких Павлов, которые смогли донести Евангелие всей Асии за два года и основать множество церквей. К такому результату привело служение Павла в училище Тиранна. Мы молимся евангелизировать Украину? Мы молимся поставить Украину страной пастырей и посылающей миссионеров? Вот прекрасная стратегия того, как это можно осуществить – воспитаем учеников. Мы можем начать это изменение прямо сейчас, если сами решим горячо учиться у Иисуса и всем сердцем воспитывать учеников, открывая школу воспитания в своем училище некоего Тиранна.

Давайте прочитаем стихи 11, 12: « Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них»

Когда Павел проповедовал Евангелие и воспитывал учеников, Бог творил множество чудес через Павла. Многие больные исцелились и мучимые сатаной люди, освободились от него.

В начале Своего служения, Иисус цитировал в синагоге пророка (Лк. 4:18, 19): «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.»

Вместе с проповедью об Иисусе Христе и Божьим Царстве в Эфес и Асию пришло лето Господне благоприятное. Туда, где проповедуется Евангелие и воспитываются ученики Иисуса Христа, Бог посылает Свое благословение – спасение, исцеление, освобождение, лето Господне благоприятное. Болезни прекращаются и злые духи выходят. Со спасением в жизни многих из нас пришло всякое благословение. Когда п. Девора приняла Евангелие и решила расти учеником Иисуса, из ее мамы вышел злой дух курения. Когда п. Самурай веровал в Иисуса Христа и был верным Ему, то Господь совершил великое дело спасения в его семье, исцелив маму, и возвратив отца домой. Мы видим, что проповедь Евангелия и воспитание учеников – это прекрасный путь того, как принести Божье благословение в наше общество. Вы хотите процветания Украины? Вы хотите, чтобы наш народ освободился от злых духов и всяких болезней? Прежде всего проповедуйте Евангелие и воспитывайте учеников, и Бог сотворит немало чудес благодаря вашему служению.

Стихи 13-16 повествуют о неудавшейся попытке людей, не принявших Иисуса лично, использовать Его имя для своей выгоды. Стихи 18-19 говорят о мощном движении действенного покаяния, которое происходило в Эфесе:

«Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч [драхм].»

Давайте вместе прочитаем стихи 20, 21: «С такою силою возрастало и возмогало слово Господне. Когда же это совершилось, Павел положил в духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим»

Мы видим, что теперь у Павла появилось новое великое направление: «побывав там, я должен видеть и Рим». Рим был столицей Римской империи, а на самом деле, и столицей всего мира того времени. Там находились могущественные правители и там вершились судьбы вселенной, дороги оттуда направлялись во все концы мира. Ранее у Павла не было такого яркого решения – идти в Рим, но теперь появилось. Как это смогло произойти?

Когда наши братья начали играть в футбольные лиге и сначала только проигрывали, то мы не могли иметь видения, и приходили на игру с большим трепетом. Но мы решили играть верой, стали играть лучше и даже выигрывали. Но однажды мы выиграли у одной из команд-фаворитов лиги. После этого у нас появилась большая уверенность и дерзновение играть дальше с любыми командами, и мы стали мечтать о том, чтобы в следующем году занять первое место.

Так и ап. Павел смог увидеть такое великое видение, после того, как испытал великую Божью победу в Эфесе. Теперь он смог смотреть еще дальше и шире, чем смотрел раньше. Когда мы в своем служении испытаем победу, мы сможем иметь твердое и великое видение и дерзновение в нашей жизни: «из КПИ и до края земли», «из Шевченка и до края земли»!

Но вспомним с чего все началось? С проповеди в синагоге и воспитания учеников в училище некоего Тиранна. Регулярно проповедуйте евангелие в своей земле миссии, отделите учеников и воспитывайте их. Помогайте хотя бы одному до конца уверовать в Иисуса и принять Святого Духа. Воспитывайте хотя бы одного настоящим учеником. И однажды вы испытаете великую Божью победу. У вас появиться уверенность, видение и дерзновение как у Павла – «Я должен видеть и Рим», «из КПИ до края земли», «из Шевченка до края земли»

Сегодня мы учились о Божьей стратегии распространения Евангелия в Эфесе. Пусть Бог благословит каждого из нас и использует для Своей работы проповеди Евангелия и воспитания учеников на том месте, где Он нас поставил.

Украина страна пастырей – воспитаем учеников!