head
Університетська Біблійна Співдружність

“Иерусалимский собор”

ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР

Деяния 15:1-41

Ключевой стих 15:11

“Но мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они”

Сегодняшнее слово говорит о Иерусалимском соборе, который разрешил спор между Евангелием и законом, произошедшем во время миссионерской деятельности апостолов Павла и Варнавы. Через этот собор первая церковь ясно нашла ответ на то, как человек приобретает спасение. Давайте бдуем глубоко учиться о сути Евангелие для спасения.

Когда апостолы активно занимались миссионерской деятельностью на языческой территории в Антиохии, некоторые христиане-иудеи пришли в Антиохию и учили: “Если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись”(1) Те христиане-иудеи, которые имели такое понимание, говорили, что язычникам необходимо обрезание для обретения спасения. Их проблема была следующая: должен ли язычник перед обращением в христианскую веру принять обрезание и научиться соблюдать закон Моисея? Другими словами, должен ли язычник до принятия христианства стать, сперва, иудеем? К тому времени антиохийские христиане уже начали интенсивную евангелизацию среди язычников, нигде не требуя обрезания. Но некоторые из правоверных иудеев пытались убедить новообращенных христиан в том, что их вера бесполезна, если они сперва не примут иудаизм. Они твердо говорили, “если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.” Из-за этого антиохийская церковь находилась в смятении и разногласии. Разрешение этой проблемы было необходимо и результат мог бы привести христианство к тому, чтобы либо же христианство стало одной иудейской сектой, либо же христианство обрело всемирный масштаб.

Как поступили Павел и Варнава в такой ситуации? Взгляните на стих 2. “Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.” Здесь разногласия и немалое состязание означает очень горячий и ожесточенный спор. Поэтому они решили попросить помощи у Апостолов и пресвитеров и отправились в Иерусалим.

Взгляните на 4 стих. “По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили все, что Бог сотворил с ними, и как отверз дверь веры язычникам.” Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси, уверовавшие, и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Хотя они благодарили Бога и радовались тому, что язычники были спасены, они все же требовали обрезания и исполнения закона. Апостолы и старейшины собрались вместе, чтобы рассмотреть этот вопрос. Петр встал и сказал им, “Мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы”. Это последнее место в книге Деяний, где упоминается Петр. Здесь Петр, на основе видения, полученного им в 10-й главе Деяний, решил принимать язычников христианами без требования обрезания. Он напомнил, что на него возложил Бог обязанность принять Корнилия, языческого сотника, в Церковь десять лет тому назад. Доказательством того, что он поступил правильно, является тот факт, что Бог даровал Духа Святого тем самым язычникам, которых он приобщил к христианской Церкви. Сообразуясь исключительно с требованиями закона, можно было считать их нечистыми, но Бог Своим Духом очистил сердца их.

Апостол Петр обратился сразу к сути дела. Ведь этот спор затрагивал наиважнейший принцип. Зная суть Евангелия, Петр дал ясный ответ на то, как человек может спастись. Взгляните на 11 стих. “Но мы веруем, что благодать Господа Иисуса Христа спасемся, как и они”. Вот, это и есть христианская истина о спасении. В сущности, правоверные иудеи говорили: “религия означает, что человек заслуживает благодать Господа, соблюдая закон”. Петр отвечал на это: “христианство заключается в том, чтобы полностью предаться милосердию Божию.” В этом выражено различие между религией деяний и религией благодати, христианством. Ведь любая попытка, исполнить многочисленные требования закона и заслужить таким образом спасение, была обречена на неудачу, при чем человек лишался всего. Рассмотрим, в качестве примера, Апостола Павла. Павел до встречи с Воскресшим Иисусом Христом был ортодоксальным фанатическим иудеем, который всячески стремился соблюдать все законы, чтобы приобрести спасение. Внешне он выглядел благочестивым человеком, но внутри он страдал из-за грешного желания и из-за отсутствия уверенности в спасении. Однажды он кричал, “бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?” (Рим.7:24). Обрезание, соблюдение закона или добрые дела не могут спасти человека. Но некоторые думают, что чтобы спастись, нужно быть абсолютно святым человеком без порока, потому что спасение — самая драгоценная святая вещь. Другие думают что, чтобы приобрести спасение нужно оставить грешный мир и жить в монастырях. Некоторые христиане говорят, что спасение есть только в своей церкви или в участии в святых обрядах. Но это не в коем случае является христианской истиной.

Как мы можем спастись? Давайте еще раз обратимся к 11 стиху. “Но мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.” Здесь слово “благодать” означает бесплатный дар Божий. Бог знал, что нет праведного ни одного, и никто не может приобрести спасение делами закона или человеческими усилиями ибо все согрешили и лишены славы Божией. Но наш Бог не оставил нас. Он послал в мир Спасителя Иисуса Христа. Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы, всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Бог возложил все наши грехи на Своего Сына Иисуса Христа и наказал Его на кресте, сделав жертвой умилостивления за грехи наши. Иисус, Сын Божий, взял на Себя грех мира и Своей жизнью заплатил выкуп за наши грехи. Его последним словом на кресте было: “совершилось” (Ион.19:30). Иисус Христос Сам совершил все для нашего спасения. Иисус Христос Сам приготовил наше спасение потому что оно такое драгоценное, что ни один человек не может заслуживать ему. Наше дело — это только принять приготовленное Иисусом Христом спасение верой.

Бог не говорит нам так: “Я дал вам закон, Библию, Церковь и всякие прочие ресурсы. Вы, используя их, всячески стремитесь получить спасение. Тогда Я спасу вас” Бог Сам приготовил спасение через Сына Своего Иисуса Христа, через Его смерть на кресте и воскресение. Он Сам уже приготовил спасение для всех людей. Теперь Он предлагает каждому человеку только принять спасение с верой. Какие мы люди, большие грешники или маленькие грешники, высшее образование имеем мы или нет, это абсолютно не имеет никакого значения для нашего спасения. Мы должны твердо верить в то, что нам ничего не надо делать для спасения только веровать. Мы должны твердо верить в то, что мы благодатью Иисуса Христа, с верой и даром получили спасение. Бог говорит нам об этом через Апостола Павла так, “ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы некто не хвалился.” (Еф.2:8,9). Давайте еще раз прочтем 11 стих. “Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они” Веруйте, что Христос умер за грехи ваши и воскрес из мертвых. И вы спасены. Нам нельзя колебаться в нашем спасении несмотря ни на что, если у нас есть только вера в Иисуса Христа. Мы верой получаем спасение даром. Но нам нельзя приуменьшить ценность спасения. Спасение — это бесценная вещь. Христос заслужил ему Своей жизнью. Нам нельзя забыть, что наше спасение в ценнее жизни Сына Бога. Слава Богу за то, что Он Сам совершил наше спасение и дает нам вечную жизнь по Своей благодати.

Взгляните на 13 стих. После Петра Иакову нужно было вынести окончательное решение, так как в то время он был лидером Иерусалимской церкви. Иаков был братом Иисуса по плоти. Он также был выдающимся духовным лидером. Говорят, что он так много пребывал в молитве, что его колена стали такими же жесткими, как у верблюда. Он был настолько праведным, что его называли Иаковом Справедливом. Кроме того, и это было важно, он сам строго соблюдал закон. Если такой человек станет защитить язычников, дело будет решено наилучшим образом. Иаков с помощью Святого Духа, основываясь на учении Библии и на факте Божьей работы в Антиохии, согласился с решением Петра: человек спасается не делами, а верой по благодати Бога. Потом он предложил несколько правил, которых должны были придерживаться язычники, например, воздерживаться от идоложертвенной пищи, не есть пищу с кровью или удавленных животных, также, чтобы они не прелюбодействовали и не делали с другими того, чего не хотели бы себе (28,29).

Иерусалимский собор вынес очень важное богословское решение, что человек спасается только верой. Первый церковный собор говорит нам не только об этом, но и также о принципе новой жизни после спасения. Мы благодатью Иисуса Христа спаслись. Мы свободны от закона. Чтобы мы ни делаем, мы не теряем спасение, если только у нас есть вера в Иисуса Христа. Но Иаков говорит о том, что христиане должны стараться жить благочестивой жизнью. Здесь нам нужно хорошо понять принцип христианской жизни. Религии деяний говорят, “делай так, и будишь жить” Но христианство говорит: “ты спасен, поэтому живи по воле Бога.” Мы должны усердно изучать слово Божье и стараться жить по нему, но не для того, чтобы получить спасение, а потому что мы дети Бога, спасенные ценой крови Иисуса Христа. Наш Отец хочет, чтобы мы стали светом миру и солью земли. Мы должны светить миру Божьей истиной и нашими добрыми делами. Нам нужно учиться любить других и жертвовать собой ради других людей и Евангелия, если мы спасены благодатью Бога.

Взгляните на стих 36. “По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братиев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.” Во время первого миссионерского путешествия Павел встречался со многими трудностями и опасностями. В Листре Его даже побили камнями и вытащили за город, почитая умершим. Однако, Павел с верой воскресения встал и, возвратившись в город, проповедовал Евангелие. Бог обильно благословил его миссионерское путешествие и основал церкви в Малой Азии. По прошествии некоторого времени Павел захотел снова посетить их и узнать о том, как они живут и как они служат Богу, и как берегутся от плохого влияния и греха. Павел с сердцем, полным пастырской любви, решил лично увидеть новообращенных агнцев и наставлениями утвердить их в вере.

Однако, возникла одна проблема: Варнава и Павел разошлись во мнениях об Иоанне Марке. Варнава, будучи сыном утешения, хотел взять с собой Иоанна Марка. Но Павел был решительно против, потому что Иоанн Марк в Памфилии повернул назад и вернулся домой до завершения первого миссионерского путешествия. Поэтому Варнава взял Марка и пошел с ним на Кипр, свою родину. Что сделал Павел в такой трудной ситуации? Давайте прочтем стихи 40, 41. “А Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божьей, и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.” Хотя разделение Варнавы и Павла причинило обоим боль, но Бог обратил и это во благо: в результате, Марк потом стал драгоценным слугой Бога и помощником апостола Павла (2Тим.4:11, Колос.4:10). Более того, состоялось два миссионерских путешествия — одно на Кипр, а другое — в Сирию и Киликию, и в конечном счете — в Европу.

Сила был духовно сильным человеком. Он был римским гражданином, как и апостол Павел (16:37). Сила был официальным представителем иерусалимской церкви, направленным Собором к языческим христианам. Стих 15:32 говорит, что он был пророком и хорошим учителем Библии. Поэтому проходя по многим городам, Павел и Сила могли утверждать учеников в Иисусе и в Евангелии.

Взгляните на 1,2 стихи 16-й главы. “Там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии.” Предполагают что, Тимофей обратился ко Христу и стал Его учеником благодаря проповеди Павла во время его первого миссионерского путешествия. Тимофей был известен своей верностью и искренней верой (2 Тим. 1:5). Этот молодой юноша оказывал духовное и сильное влияние на окружающих его людей. Павел избрал Тимофея своим спутником и потом назначил его лидером церкви в Ефесе. Благодаря каким духовным качествам Павел избрал Тимофея?

При выборе помощников Павел не смотрел на человеческую внешнюю красоту, богатство или возраст. Он смотрел на верность. В 1-м послании Коринфянам Павел говорит о Тимофее так: “хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе Иисусе, как я учу везде во всякой церкви” (1-е Кор.4:15-17). Павел высоко ценил верность и скромность Тимофея. Тимофей принял приглашение Павла участвовать в путешествии и также он получил обрезание по предложению Павла. Будучи учеником Павла, через участие в страданиях Тимофей возрастал до образа помощника Павла, в конце концов стал верным слугой Иисуса и стал добрым пастырем для стада Божьих агнцев.

Взгляните на стихи 4,5. Когда они наставляли верных соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме, церкви утверждались в вере и ежедневно увеличивались числом. Бог верен. И Иисус верен. И Его Евангелие тоже верно. Прежде всего, слуги Бога должны быть верными. Бог щедро благословлял верных слуг, таких как Авраам и Давид. Иисус также воспитывал верных учеников и через них передал Евангелие другим верным людям. Пусть Бог поможет нам глубоко принимать Евангельскую истину, что всякие люди благодатью Господа Иисуса Христа спасемся. Я молюсь, чтобы это евангелие было донесено до края земли через Его верных слуг.

“Но мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они”.