head
Університетська Біблійна Співдружність

Проповедь по Посланию Ефесянам 5:1-21


“ПОСТУПАЙТЕ КАК ЧАДА СВЕТА”

К Ефесянам 5:1-21

Ключевой стих 5:8

“Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте как чада света”

В 4-й главе мы учились, что верующие должны быть кроткими и смиренными. Также им необходимо хранить единство Духа, основываясь на нисшествии и восшествии Иисуса Христа, то есть на Его воплощении. Мы узнали, что когда поступаем так, то мы растем в Том, Который есть Глава, то есть во Христе. Иными словами, когда мы кротки и смиренны и стараемся хранить единство Духа в Иисусе, мы можем быть похожими на Иисуса.

Сегодня Павел учит нас подражать Богу. Для того, чтобы подражать Богу, мы должны приложить все свое сердце. Но все равно подражать Богу непросто. Кажется, что Павел устанавливает в 5-й главе такие нормы, какие обычным людям и не снились. Однако, обращенные в христианство создают такое общество, в котором эти нормы реализованы. Что значит “подражайте”? На языке педагогики это ступень познавания или овладения определенным разделом науки. В образовании, когда мы собираемся овладеть каким-то видом науки или профессии, нам сначала нужно 10 лет просто подражать учителю. После этого человек достаточно созревает, чтобы быть творческим ученым или профессионалом. Нет ни одного человека, который научился бы чему-то без подражания. В древности единственной гуманитарной наукой было ораторское искусство. Чтобы овладеть им, нужно было изучить широкую и глубокую теорию. Затем, чтобы стать признанным оратором, нужно было подражать признанным ораторам в подготовке речи, пока не научишься говорить правильно. Нужно было подражать тому, как признанный оратор использует фонетику, дыхание и фразы, пока не станешь говорить точно как признанный оратор. Говорят, что у Демосфена было отвратительное произношение. Поэтому он клал себе в рот гальку и репетировал, пока не получалось говорить так, как его учитель. Наконец он смог подражать своему учителю и в результате стал известнейшим в истории оратором. Затем, чтобы стать хорошим подражателем, нужно было практиковать образ жизни учителя. Это самое трудное. Говорят, что Бетховен тренировался играть на пианино каждый день с шести утра до шести вечера. Его отец запирал его в комнате и не давал обедать, чтобы он подражал своему учителю. В конце концов, через подражание, Бетховен стал самым известным и творческим пианистом в истории.

Отсюда мы видим, что мы должны подражать Богу, потому что мы – дети Бога. Легко подражать, чтобы овладеть наукой или профессией, но нелегко подражать сердцу Бога. Мы должны раскаяться в том, что недостаточно подражаем, и сердечно подражать сердцу Бога в нашей ежедневной жизни и стать взрослыми христианами. Например, я видел бесталанного пианиста. Но он каждый день репетировал, так что из его указательного и среднего пальца шла кровь. Его учитель так и не признал его достижений. Но через 10 лет он стал творческим и превзошел своего учителя.

Студенты-медики изучают анатомию – названия костей, строение костей, названия всех органов и тому подобное. Для того, чтобы стать доктором, они должны от своих учителей узнать названия неимоверного количества костей и пройти экзамен. Если они не сдадут его, им нужно будет пройти еще один. После третьей неудачи их отчисляют из мед. училища. Когда мы смотрим на людей этого мира, мы видим, что многие из них всегда готовы учиться. Иными словами, они подражают своим учителям. Они хотят научиться, чтобы в будущем их признали. Дети Бога должны подражать Богу. Мы должны подражать сердцу Бога.

Альберт Швайтцер хотел подражать жизни Иисуса. Поэтому он усердно изучал гуманитарные науки и теологию. Но когда он захотел служить в Африке, теология и гуманитарные науки оказались бесполезными. Поэтому он начал изучать медицину, чтобы помочь множеству беспомощных и больных африканцев. У него не было таланта к медицине, поэтому он еле-еле закончил мед. училище. Его знание медицины было не таким хорошим. Но когда он служил африканцам в Конго, он прилагал все сердце и силы заботе о больных. Так Альберт Швайтцер подражал Богу. Когда он умер, даже крупные Советские газеты принесли соболезнования, говоря, что он был особым святым человеком 20-го века. Доктор Швайтцер оставил свою игру на органе, свою стипендию и свою библиотеку. Он отрекся от своей культуры и жил среди африканцев. Но он сказал: “Я действительно свободен, потому что Иисус во мне. Я свободен подражать Иисусу. Я свободен помогать африканским пациентам. Я свободен наслаждаться миром моих мыслей”. Когда он жил, подражая Иисусу, он не был несчастлив. Он в самом деле был свободным.

Как нам хорошо известно, Дитрих Бонхофер написал книгу “Цена ученичества”. Он действительно желал подражать жизни Иисуса. В самом разгаре Второй Мировой войны он посетил одного теолога в Нью-Йорке, Рейнхольда Нибура (1892-1971), по каким-то теологическим вопросам. Затем Бонхофер хотел возвратиться в Германию, но его друг, как только мог, убеждал его остаться в Нью-Йорке, чтобы избежать преследования нацистов. Однако Бонхофер решил вернуться в Германию ради своих агнцев. Он знал, что путь в Германию опасен. Но все же он поехал, чтобы заботиться о своих агнцах.

В наши дни многие являются прихожанами церквей. Но немногие подражают Богу. Тех, кто не подражает Богу, нельзя назвать детьми Бога. А те, кто подражает Богу, могут стать такими, как Иисус. Подражая Богу, мы растем в полноте Божьей любви и ощущаем невыразимую радость от всего, что мы делаем. Прочитаем стих 1: “Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные”. В последней части стиха сказано: “как чада возлюбленные”. Это имеет глубокое духовное значение. Когда мы желаем подражать Богу, мы должны быть уверены, что мы возлюблены Богом. Мы должны знать, что Бог – наш Отец, и что мы – Его драгоценные дети. Тогда легко подражать Богу, говоря: “Папа, папа, я тебя люблю”.

В наши дни истинные принципы образования утеряны. Немногие подражают. Немногие учатся по-настоящему. Есть интересная история. Из Кореи в Чикаго приехал один молодой пастырь. Его старший пастырь узнал, что тот за последние двадцать лет не продвинулся в своем студенческом служении. Поэтому старший пастырь начал его тренировать. Он задал ему переписать от Марка 10:45 тысячу раз. Он хотел научить его духу отдавать свою жизнь. Молодой пастырь написал Мк.10:45 1000 раз, но так и не научился отдавать свою жизнь. Его пастырь одолжил ему костюм для участия на Богослужении. Он должен был в тот же день его вернуть. Но он вернулся в Корею и забрал костюм с собой без разрешения. Переписывая Марка 10:45, он не научился духу отдавать свою жизнь, и по привычке обокрал старшего пастыря, забрав его костюм. Как трудно подражать Богу! Как трудно научиться у Бога! Но мы должны учиться у Бога и быть такими, как Бог. Если мы не учимся у Бога, мы остаемся такими, как дети тьмы. Если мы не подражаем Богу или не учимся у Бога, мы начинаем противиться и ожесточаемся. Поэтому мы должны подражать Богу. Как же мы можем подражать Богу?

I. “Живите в любви” (1-7)

Посмотрите на стихи 1,2: “Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное”. В первой части 2-го стиха “живите в любви” означает практиковать любовь Иисуса. Один пастырь из Божьей любви стал помогать агнцу через изучение Библии один на один. Он много страдал, помогая своему агнцу. Но после четырех лет изучения агнец отверг его любовь и убежал. Он так опечалился, что стал как раненный солдат. Среди наших сотрудников много раненных солдат. Они стали такими после того, как агнцы несколько раз отвергали их. Обычно агнцы есть агнцы. Они пасутся вволю, а потом исчезают куда-то, в поисках лучшего пастбища.

Мы можем жить в любви, когда мы осознаем любовь Бога. Без осознания любви Бога мы не можем жить в любви. Вместо этого, мы будем жить эгоистично, так как мы воспитаны искать выгоду.

Была себе одна изолированная страна. Всего в ней жило десять миллионов человек. Один миллион из них были дворянами. Два миллиона были обычными людьми, пять миллионов – слугами. Еще два миллиона были пожизненными рабами государства. В те времена, если кто-то совершит какое-либо преступление, он становился пожизненным рабом государства и его потомки тоже становились рабами. С 1563-го по 1628-й года в эту страну приезжало много католических миссионеров, чтобы научить их Евангелию спасения. Результат этой евангелизации был значительным и потряс весь народ. Когда рабы государства услышали учение Библии, что все люди созданы Богом равными, все их огорчение от пожизненного рабства исчезло. Из их души текла радость и счастье, когда они осознали, что они равноправные люди. Много сотен тысяч приняли Евангелие спасения через слово: “все люди созданы равными в Боге”. Они осознали любовь Бога. Раньше они думали, что правительство сделало их и их потомство пожизненными рабами из-за мелких преступлений. Но они узнали, что в Боге они равные дети Бога. Они были рады умереть для Бога. Бесчисленное количество людей из класса слуг и из класса рабов приняли Евангелие спасения и водное крещение. В то время страна объявила всех принявших крещение преступниками. Многих арестовали, замучили и убили. Это мученичество продолжалось. Но когда те, кто осознал любовь Бога, что все люди равны в Боге, шли на место казни, они пели и молились. Среди пыток они счастливо умирали. Согласно книгам Лондонской библиотеки, их число было более 200 тысяч.

Царь, который уничтожал христиан, потому что был ярым последователем Конфуция, не любил равенство. Он хотел остаться царем, а не быть равным с остальным человечеством. Поэтому в течении всей жизни он преследовал христиан. В то время в стране был закон, что когда царице минует 50 лет, она может просить об одной единственной вещи, которую хочет получить. Когда царице миновало 50, она вошла к царю, сидящему на престоле, и спросила: “Могу я, согласно закону, сделать одно прошение?”. Царь ответил: “Твоя просьба принята”. Тогда царица сказала: “Могу ли я принять крещение и стать чадом вечного Бога?”. Тогда царь заплакал и сказал: “Твоя просьба принята”. Царица сказала: “Когда-то ты тоже можешь принять спасение и вечную жизнь через Иисуса Христа и войти в Царство Бога”. Царица осознала, что классовая система в ее стране была неправильной. Ее печалило притеснение беспомощных и нуждающихся. Когда она услышала, что все люди сотворены равными в Боге, она осознала, как велика любовь Бога. Она приняла крещение после получения разрешения царя. Крещение означало мученичество. Но она не переживала об этом. Здесь мы учимся, что мы должны осознать любовь Бога через одно слово Бога. Слово Бога – это книга жизни. Когда мы осознаем любовь Бога, тогда мир выглядит прекрасным, и всякий человек – приятным.

Чтобы жить в любви, наиболее важно влияние. Если мы говорим, что любим других, но плохо влияем на них, то на самом деле не любим. Поэтому Павел говорит, что мы должны давать хороший пример через моральную чистоту. Посмотрите на стих 3: “А блуд, и всякая нечистота, и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым”. Также Павел увещавает нас создавать хорошее влияние через благодарность. Посмотрите на стих 4: “Также сквернословие, и пустословие, и смехотворство не приличны, а, напротив, благодарение”. Кажется, что слово “благодарение” в этом стихе стоит не к месту. Но смысл очень ясен. Благодарить означает знать, как выразить благодарное сердце, вместо того, чтобы говорить всякое грязное пустословие. Чтобы жить в любви, нам надо тренироваться говорить “спасибо” нашим родителям и друзьям. Кто не знает, как выразить благодарное сердце к Богу и к другим, не может наследовать Царство Бога. Посмотрите на стих 5: “Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога”. Чтобы жить в любви, дети Бога не должны быть эгоистичными и своенравными. Такие люди станут объектами Божьего гнева.

II. “Поступайте, как дети света” (8-14)

В этой части мы находим значение слова “свет”. Говоря языком Библии, свет означает смысл жизни. В Ин.1:4 говорится: “В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков”. Для подростков способом жизни становится романтика. Но романтика не может быть смыслом жизни. Когда мы знаем смысл жизни, мы можем усердно учиться; мы можем практиковать любовь к другим; мы можем иметь небесный свет в нашей душе. В 8-м стихе “свет” также означает щедрость Бога. В Мт.5:45 говорится: “Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных”. Свет также означает Божью праведность. Во 2-ом Кор.5:10 говорится: “Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое”. Божья праведность распространяется как на добрых, так и на худых.

Есть много христиан. Большинство из них живет двойной жизнью. В Церкви они ангелы. Дома они злые дьяволы. Павел убеждает, что те, кто хочет жить в любви, не должны тайно во тьме. Посмотрите на стих 9: “Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине”. Павел определяет, что жить в любви означает приносить много плодов, чтобы угодить Богу. Посмотрите стих 10: “Испытывайте, что благоугодно Богу”. Стихи 11-14 говорят о том, что мы не должны жить бесплодной жизнью. Мы должны знать, что плодоносная жизнь в глазах Бога – это не то же, что человеческие достижения. Мы должны принести много хороших плодов, чтобы угодить Богу. Особенно мы должны принести плоды Святого Духа. В Гал.5:22,23а говорится: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…” Эти стихи показывают, какая жизнь плодоносная в глазах Бога. Последняя часть 14-го стиха – это свободная цитата из Исаии 60:1. Там сказано: “Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос”.

III. Христианское общество (15-21)

Божьи дети должны быть мудрыми. “Мудрый” это человек, который не упускает возможности сделать что-то доброе. Прочитайте стихи 15,16: “Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы”. Глупые люди не могут быть детьми Бога. Глупцы – это те, кто знает, как наслаждаться этим миром и изобретательны на зло (17). В конечном счете, жить в любви означает иметь благодарное сердце. Верующие должны быть счастливы и петь духовные песни; в их сердцах должна звучать небесная музыка. Прочитаем стих 19: “Назидая самих себя псалмами, и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу”. Несчастливые не поют. Они делают каменное лицо и теряют настроение безо всякой видимой причины. Но дети Бога благодарны Богу, настолько благодарны, что не могут не петь духовных песен, не играть музыку и не кричать дружно во весь голос: “Аминь!”. Посмотрите на стих 20: “Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа”. Дети Бога должны благодарить Бога, потому что Он дал внутрь нас Его любовь и дал нам привилегию жить Его наполненной смыслом и плодоносной жизнью в этом мире. Даже хотя мы живем только определенное время, мы должны благодарить Бога за привилегию жить в этом мире. Мы должны благодарить Бога за привилегию пасти Божье стадо, которое Он нам доверил. Мы должны благодарить Бога за привилегию иметь жену или мужа и много детей. С другой стороны, всякий, даже если он хороший христианин, если не благодарит, то может быть увлечен тьмой. Один пастырь по Божьей благодати обратился через Еф.2:10. С того времени он посвятил всю свою жизнь Богу. Он всегда благодарил, не глядя на возрастающие тяготы жизни и слишком трудное служение в миссии. Но был один случай, за который он не поблагодарил Бога. У него был сын, который приносил ему радость и облегчение в его служении. Его сын выше его на голову и очень красив. Он был чистым и толковым человеком. Он защитил кандидатскую диссертацию по аналитической химии. Но после получения звания кандидата химических наук, он не смог получить соответствующей должности. Поэтому его отец отчаялся. Он не благодарил за то, что его сына не приняли на работу в университет. Тогда дьявол вверг его во тьму, и он начал говорить: “Суета, суета, все суета”. Он должен был благодарить Бога за такого сына, и за то, что Тот помог ему помогать сыну, пока тот не защитится. Он должен был доверять Богу, тому, что в будущем Он проведет и даст направление. Он изучал раньше Мт.6:33: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам”. Но он не помнил этого стиха и начал беспокоиться о будущем своего сына. Однажды ночью он жаловался Богу: “Какая моя награда? Это то, что я имею безработного сына?” Ему показалось, что Бог ответил: “Довольно для тебя благодати Моей” (2 Кор.12:9). После этого он пришел в себя. Он начал благодарить Бога за то, что Тот помог его сыну защититься по благодати. Он начал снова петь песни. Здесь мы видим, что когда мы благодарим, то можем петь духовные песни. Но неблагодарность ввергает нас во тьму, и мы становимся как мертвые.

Сегодня мы размышляли о слове: “Подражайте Богу”. Пусть Бог поможет нам решить подражать Богу. Пусть Бог обильно благословит вас.