head
Університетська Біблійна Співдружність

“Праведный верою жив будет” (Галатам 1:1-14)

ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ

Галатам 1:1-14

Ключевой стих 11 «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет»

В сегодняшнем слове Господь через ап. Павла говорит нам об абсолютном превосходстве веры в нашей жизни. Плоды веры чудесны и прекрасны – это праведность, жизнь в Святом Духе и Божье благословение. Однако не многие живут верою и идут по пути веры до конца своей жизни, поэтому не могут получить или теряют Божьи благословения. Я молюсь, чтобы мы глубоко приняли превосходство веры в нашей жизни, и шли путем Божьего благословения и благодати до конца.

1. Начавши верою, оканчиваете плотию

В самом начале третьей главы Павел обращается к галатам: «О, несмысленные Галаты!» Эти слова могут шокировать нас: «О, несмысленные Галаты!», «глупые, безумные галаты». Как такие слова могут находиться в Библии? Как может такие слова произносить почтенный апостол, пастырь и ученный? Для этого есть очень весомые причины. Что же это были за причины? В чем же состоит их глупость?

Обратимся к третьему стиху: «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?»

Изумление Павла вызвала огромная разница между началом их духовной жизни и ее концом. Когда мы живем духовной жизнью, мы должны расти духовно. Мы должны возрастать все более и более, чтобы конец был лучше, чем начало. Но так получается не всегда. Так у галатийских верующих все произошло наоборот. Конец был намного хуже начала. Он был так плох, что Павел даже назвал их глупыми. Итак, давайте подумаем, об их начале и конце, чтобы нам не повторить их ошибки.

Обратим внимание на стихи 1, 2: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?»

Началом духовной жизни галатов был только Господь Иисус Христос и вера в Него. Это было прекрасное начало, и не могло быть ничего лучше и прекрасней. Через проповедь ап. Павла они приняли смерть Иисуса Христа за их грехи. Это было настолько живо и настолько ярко, что Павел восклицает: «у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый». Хотя Иисус был распят за много километров от них и на десятки лет раньше, но они как будто видели эту смерть своими глазами. Настолько глубоко они прочувствовали и приняли ее. Все они были грешниками. Живя в безбожном, языческом мире, где управляет сатана, ложь, жестокость и грех, они заблудились. Они чувствовали себя жалкими рабами греха, рабами суеты и лжи этого мира, рабами сатаны. Они были как овцы, не имеющие пастыря. Их души жаждали и плакали от отчаяния. Когда Павел принес им евангельскую весть, они приняли ее с огромным впечатлением. Библия говорит, что они даже готовы были отдать Павлу свои глаза (4:15), настолько они жаждали и настолько были поражены. Оказывается Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Оказывается, Господь Иисус Христос испытал мучительную смерть на кресте за их грехи. Оказывается, Он уже победил сатану и грех. Они приняли эту весть полною верою со многими слезами радости и благодарения.

Уверовав в Иисуса, они получили Святого Духа от Бога. Войдя в них Дух Святой даровал им силы оставить прежнюю греховную жизнь и начать новую жизнь – святую жизнь веры в Иисусе Христе.

Стихи 4 и 5 говорят об их дальнейшей жизни веры и их духовном росте. Они продолжали жить верою и росли в вере, в вере в Иисуса и в Божьи обетования. Они сердечно изучали Библию, нашли там удивительные Божьи обетования, приняли их верою и горячо ожидали их исполнения в своей жизни – «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.» (Деян.1:8)

Приняв эти обетования, они сердечно благодарили за них Бога, и усердно возрастали в Иисусе Христе, проповедовали Евангелие и воспитывали учеников Иисуса. Они стали влиятельными и успешными людьми. Когда они падали и согрешали, то взирали на Иисуса и вставали вновь. Когда реальность была тяжелой, и хотелось опустить руки, они вновь вспоминали Божьи обетования и шли дальше. Так они могли бодрствовать, преодолевать трудности и гонения, быть усердными, быть радостными, быть посвященными и сильными.

Но однажды их жизнь изменилась. Они перестали жить верой, но начали жить религиозными делами, то есть делами закона. Вы скажите, что плохого в жизни по закону? Надо жить по закону, а не по понятиям. Что же здесь имеется в виду?

Во-первых, они стали обрезаться и принимать иудейский закон, для того, чтобы стать спасенными. Они решили, что веры в Иисуса недостаточно для спасения.

Во-вторых, они стали основывать свои отношения с Богом на своих делах. Они стали думать и учить, что Бог принимает их благодаря делам закона, а не благодаря вере в Иисуса.

В-третьих, они считали, что закон необходим им для духовного роста.

Если проиллюстрировать их позицию наглядно, то раньше у них были отношения как у послушных детей с любящим отцом, а сейчас стали отношения боящихся подчиненных со строгим боссом. И именно за такую позицию Павел называет галатов глупыми, и глубоко скорбит о них. Эта позиция противоречит Библии и является путем в никуда. Для того, чтобы пояснить это, Павел проводит с ними изучение Библии.

2. Благословение Авраама.

Итак, Павел рассматривает Авраама, который стоял у истоков Божьей искупительной работы. Хотя он жил тысячи лет назад, но его жизнь имеет огромное отношение как к галатам, так и к нам. Давайте вспомним о ней.

Прочитаем стихи 6-9: «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. 7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. 8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. 9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом»

Когда Авраам находился в отчаянной ситуации, у него не было ничего кроме страшных врагов, бесплодной жены, неблагодарного племянника, собственного отчаяния, чувства убытка и печали, к нему пришел Бог, и сказал: «не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика». Он показал ему звезды и сказал: «посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков». И потом Библия говорит удивительные слова, которые и цитирует Павел: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Именно такая вера Авраама, вера, которая противоречила разуму, вера, которая не имела условий, была зачтена Аврааму в праведность. Другими словами Бог простил все его грехи, и принял его Своим чадом, Своим другом. Это и есть благословение Авраама. И то же самое благословение Бог обещал Аврааму даровать всем людям через веру. Именно через веру, а не через дела закона.

Однако же галаты избрали другой путь, путь закона. По этому пути также можно идти, но может ли он привести к Богу, можно ли им оправдаться? Что является результатом этого пути?

3. Клятва закона

Давайте посмотрим стихи 10-12: «а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. 11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. 12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им».

Павел говорит, что законом никто не может оправдаться перед Богом. Напротив, результатом жизни по закону неизменно является проклятье. Почему? Потому, что закон является абсолютным и категоричным. Божий закон является абсолютным Божиим стандартом праведности и святости.

Иудейский закон вмещал 613 заповедей – 248 повелений и 365 запретов. Все они требовали тщательного исполнения. Кто нарушил хоть одну заповедь хоть единожды, сразу же становился преступником и подвергался проклятью – «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона»

Иисус же в Новом Завете не снизил, а еще повысил планку. Так, если в Ветхом Завете было написано просто: «не убий», то Иисус указал на то, что чувство ненависти равносильно совершенному убийству и достойному вечной погибели. Ненавидели ли вы кого-то когда-то? Также допустить в свое сердце вожделение Иисус приравнял к прелюбодеянию, также достойному вечной погибели. Есть ли хоть один человек, который смог бы соблюсти столь высокий Божий стандарт!

Многие люди, которые уповают на закон и хотят утверждаться на делах закона, относятся к нему очень легкомысленно. В нашем обществе, это зачастую сводится к одному утверждению – я ведь никого не убил, и, «ну, я хороший человек, у меня доброе сердце». Люди нашего поколения даже не претендуют на то, чтобы исполнять все десять заповедей. Так, например, заповедь «не прелюбодействуй» зачастую считается необязательной к исполнению, особенно в наш век свободы. Однако таков ли Божий закон и можно ли к нему так относиться? Даже в человеческом обществе закон – это абсолютная норма, которую нельзя нарушать. (То, что в нашей стране законы вообще можно не исполнять не делает чести нашей стране) Нельзя сказать судье – я не виновен в воровстве, потому что я же не убил. Или ну, я же не постоянно ворую, только вот сейчас решил украсть. Но любое нарушение закона должно нести наказание. А тем более закон Божий.

Таким образом, все, находящиеся под законом находятся под Божьим проклятием, потому что не могут исполнить абсолютный Божий закон. Нельзя думать, что этот закон относился лишь к иудеям. К нам он тоже относится, потому что у нас есть совесть, в которую Бог поместил Свой закон. И кто не исполняет его, находится под проклятьем.

И это жизнь действительно проклятая, потому что в ней нет отношений с Богом. В ней нет надежды на прощение. В ней нет мира в сердце и смысла жизни, потому что преступление закона ведет нас к смерти. В 11 стихе: «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет». Павел опять подчеркивает, что путь закона не может быть путем оправдания, закон не приносит никому оправдания. Не уповайте на закон. Он принесет лишь осуждение и проклятие. Но как же нам получить освобождение от этого проклятия закона?

4. Христос освободил нас от клятвы закона

Посмотрите на стихи 13,14: «13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – 14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою».

В Иисусе Христе Господь исполнил то обещание, которое Он дал Аврааму – благословить все народы, а не проклясть. Христос, Своей смертью на кресте искупил нас от клятвы закона. Верующие в Иисуса Христа больше не находятся под этим проклятьем, теперь для них широко открыто благословение Авраама – праведность перед Богом, благодать быть Божьими чадами и Божьим народом. Это не зависит от дел закона. Только от веры в Иисуса. Верой в Иисуса Христа мы получаем Святого Духа и освобождаемся от всех проклятий закона – мы имеем мир с Богом, мы больше не рабы греха, мы не рабы осуждения и смерти. Для нас широко открыта дверь Божьих благословений во Святом Духе. Аминь.

5. Праведный верою жив будет

Но давайте вернемся к тому вопросу, который мы ставили вначале. Почему же Павел назвал галатов несмысленными? Давайте опять обратимся к 1-ому стиху:

«О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?»

Действительно благодать нашего Господа Иисуса Христа велика и прекрасна. Слава Богу, что Он освободил нас от клятвы закона! Аминь. Но интересно то, что галаты опять вернулись к делам закона и к жизни под клятвой. И это было сатанинским искушением. Но что побудило их к этому? Что может побудить нас к тому, чтобы нам вернуться к жизни под законом и утверждаться на нем?

Корнем здесь является человеческая гордость. Когда мы живем только верою, нам нечем хвалиться. Бог спасает нас потому, не потому что мы заслужили спасение, а потому что мы грешники и сами не можем себя спасти. Еф. 2:8-9 говорит: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Но именно это людям сложно признать. Не только наше спасение, но и наша ежедневные отношения с Богом. Нам хочется придти к Богу и сказать: прими меня, Господь, потому что я достоин, потому что у меня есть какие-то дела и святость. Но нам стыдно прийти со словами: прими меня, потому что я грешник, но ты заплатил за меня дорогую цену, поэтому прими меня. Евр. 10:19, 22 о наших отношениях с Богом говорит так:

«Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым… да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою»

Путь дел и своей праведности является привлекательным для гордых грешников, но этот путь не может дать нам чистой совести, покоя и полной веры, что Бог принимает нас. Однако, приходя к Богу Кровью Христа, мы имеем полную свободу.

Также и наш духовный рост. Получив спасение верой, далее есть искушение думать, что я сам должен строить свою жизнь, состояться и принести плод, угодить Богу. Но как мы можем угодить Богу? Только через веру. Евр. 11:6а А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Это значит, что все, что мы имеем или можем иметь мы можем лишь получить от Бога через веру по Его благодати. (Рим. 8:32) говорит: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»

Можем ли мы хвалиться такой жизнью? Можем ли гордиться ей? Нет! Но зато мы можем всегда радоваться и благодарить Бога. Мы можем действительно получить от Него наилучшие благословение и прославить Его имя.

Давайте прочитаем еще раз стих 11 «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет». Итак, наша жизнь, угодная Бога, и полная Божьих благословений это жизнь веры. Нам нужно постараться для того, чтобы хранить веру и расти именно в вере.

Благодарю Бога, Который освободил меня от клятвы закона. Когда я начал изучать Библию, и нашел через нее, что я грешник, и должен нести Божье проклятье, то старался исправиться и заслужить Божье спасение. Но чем больше я старался тем более находил, что совсем не подхожу Божьим стандартам, и все что я ни делаю является грехом перед Богом. Во всем грязь и нечистота, и я ничего не мог с этим поделать. Благодарю Бога, Который спустя полутора года тщетных попыток справиться с законом даровал мне веру и дерзновение придти к Богу лишь Его любовью и Кровью Христа. Бог принял меня и даровал твердую веру, что я спасен. Бог даровал мне Святого Духа и сразу освободил от многих грехов, с которыми я безрезультативно боролся годами. Все это благодатью и верой, а не моими делами.

Но потом я часто пытался угодить Богу своей святостью. Я верил, что Бог принимает меня, потому что я святой или почти святой. Я с ужасом думал, что я скажу Богу, если вдруг совершу какой-то явный грех. И однажды я совершил такой грех, грех похоти. Подобно царю Давиду я лег на пол и лежал на полу, чтобы раскаяться, и писал свидетельство. Но на самом деле я не знал, что делать и думать, потому что все мои стереотипы рухнули. Увидев мою растерянность, мой пастырь позвонил мне и сказал, чтобы я выгнал сатану прочь и прочно взялся за крест Иисуса Христа. С тех пор моя жизненная позиция и отношения с Богом изменились. Если раньше главное за что я боролся – это было приобрести и хранить личную святость, то теперь моей основной борьбой стало – крепко-крепко держаться за крест Иисуса Христа и ни в коем случае не отпустить его. Когда я поступал так, я никогда не потерял отношений с Богом и не был отвергнут. Я мог жить радостной и счастливой жизнью.

Сейчас я вижу, как я должен расти духовно. Я постоянно отчаиваюсь, потому что у меня не получается расти духовно и чего-то добиваться своими силами и попытками, хотя я и пытался. У меня не получается стать хорошим пастырем и учителем Библии. У меня не получается стать верным и усердным человеком. Но я увидел, как важно для меня бороться за то, чтобы несмотря на это хранить веру и расти в вере. Когда я имею веру, я могу преодолевать себя, я могу жить активной и посвященной, благословенной жизнью в святом духе.

Поэтому для меня так важно вновь и вновь слышать и принимать слово Бога, Его обетования через Иисуса Христа.

Сегодня мы узнали об огромной благодати, которою Бог подарил нам через Иисуса Христа, освободив нас от проклятья закона. Я молюсь, чтобы мы сердечно ценили и крепко хранила эту благодать в нашей жизни и жили верой во все дни нашей жизни. Прочитаем еще раз ст. 11 «А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет»