head
Університетська Біблійна Співдружність

“Свобода христианина” (Галатам 5:1-15)

СВОБОДА ХРИСТИАНИНА

Гал. 5:1-15

Ключевой стих 13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу

Послание к галатам называется декларацией свободы христианина. Сегодняшнее слово говорит о происхождении и сути христианской свободы. Давайте подумаем о том, что значит то, что мы имеем свободу, как нам к ней относится и использовать?

1. Стойте в свободе, которую вам даровал Христос

Прочитаем 1-ый стих: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

Слово «Итак» относится к окончанию четвертой главы, где Павел на примере двух сыновей Авраама показывает два разных завета с Богом и два образа жизни перед Богом. У Авраама было 2 сына – один от рабыни, второй от свободной. Тот, который был сыном рабыни, был рожден по плоти, а тот, который был от свободный, был рожден верою, то есть по духу. И именно он стал наследником Авраама, а рожденный от рабыни был изгнан.

Эти два сына символизируют два завета – Ветхий и Новый. Ветхий Завет знаменовался совершением обряда обрезания и означал клятву человека исполнить Божий закон, и через это стать Божьим человеком и получить Божье благословение. Новый же Завет – это завет обетования. Бог обещал благословить потомков Авраама. Через веру в Иисуса Христа они получают прощение грехов и становятся Божьими чадами. Павел утверждает, что ветхий завет, подобно рабыни Авраама рождает человека в рабство. Новый же Завет – завет веры – делает человека истинно свободным.

Итак, пояснив разницу между двумя заветами, Павел увещевает их: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

Дело в том, что получив ранее оправдание верой в Иисуса Христа, теперь галаты стали обрезаться. Это было не просто ритуальным обрядом, но они верили, что это является необходимым условием спасения. Кроме того, этим они принимали на себя обязательство исполнять иудейский закон.

Они не отказывались от веры во Христа, и соглашались с тем, что вера во Христа необходима для спасения. Однако же обрезание и иудейский закон тоже являются необходимыми. Но Павел не соглашается с такой точкой зрения. Во 2 и 4 стихах он говорит: «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа… Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,»

Павел провозглашает, что Ветхий и Новый Заветы невозможно синкретизировать. Они взаимоисключающие. Либо человек ожидает и надеется оправдания только от веры в Иисуса Христа, либо же он принимает обрезание и оправдывается исполнением иудейского закона. И то и другое одновременно не получается. Также не получается частично оправдываться верою, а частично обрезанием и законом. Но (3): «Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.»

Возможно галаты сначала думали, что им не поможет вера в Христа лишь в отношении обрезания. Нужно к вере во Христа добавить обрезание, и тогда они смогут стать совершенными и полностью праведными перед Богом. Однако впоследствии им становилось вся тяжелее и тяжелее надеется на Христа. Для оправдания нужно исполнить еще и закон субботы, еще и законы о пище, законы об очищении и т. д. и тому подобное. 9 стих говорит: «Малая закваска заквашивает все тесто»

Таким образом, рано или поздно они оказались бы полностью в ветхом завете, абсолютно забывши о Христе, и постоянно переживали, все ли они исполнили или что-то недоисполнили. В таком случае, когда закон жив, вместе с ним оживает и грех, и постоянное чувство вины и осуждения, страх смерти и ада. Такую жизнь Павел называет возвращением к игу рабства. На самом деле многие поколения иудеев пытались понести это иго и исполнить этот закон, но все они потерпели в этом фиаско. В Деян. 15:10 Петр говорит об этом так: Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

Никто еще и никогда не мог исполнить требования Закона. Это путь в никуда. Это судьба раба, который как не старается угодить хозяину рано или поздно будет изгнан вон, подобно тому, как Авраам изгнал Измаила. Поэтому Павел вновь увещевает их: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»

В отличии от обрезания и ветхого завета, который неизменно ведет человека к рабству, Господь Иисус Христос дает человеку истинную свободу. В чем заключается эта свобода?

5 стих объясняет «А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры». Мы верим, что через Иисуса Христа мы имеем праведность перед Богом. Веруя в Иисуса Христа мы стали Божьими чадами, получили Его усыновление. Мы верим, что нам ничего не нужно делать для того, чтобы получить Божье благоволение, лишь хранить нашу веру в Иисуса. Эта и есть та свобода, которую Бог даровал нам, и в этой свободе мы должны стоять во все дни нашей жизни.

Галаты изначально приняли Иисуса и обрели эту свободу. Они стояли в этой свободе и хорошо совершали свой путь веры. Но потом что-то изменилось. 7 стих говорит: «Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине»

В галатийскую церковь пришли лжеучителя, которые искушали верующих, насаждая неверие в Евангелие, необходимость обрезания и соблюдения иудейского закона для спасения. Тогда они поколебались в вере.

Сам Павел, который был неутомимым проповедником именно Евангелия, а не обрезания, также за свою проповедь подвергался непрестанным гонениям. 11 стих говорит: За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.

В обоих случаях за искушением и за гонением кто-то стоял. Это были лжеучители, поборники иудаизма, которые не дремали и всеми силами боролись с Евангелием, опять насаждая иудаизм. Они были лжецами и они были не от Бога (8). На самом деле они были от сатаны. Дьявол ненавидит Евангелие и постоянно искушает или гонит, человеку имеющего евангельскую веру, чтобы он оставил свободу, дарованную ему Христом, и не нес ее далее. Напротив, обрезание и закон беспрепятственно распространяются.

В средние века дьявол совсем не мешал никакой религиозной деятельности. Было множество церквей, множество служителей, множество обрядов, индульгенции и крестовые походы. Дьяволу не было до этого никакого дела. Но он забрал у людей лишь одно – Библию. Чтобы люди не в коем случае не услышали Евангельскую проповедь и не обрели спасение верою в Христа. Все остальное его не интересовало. Когда же в 16 веке реформаторы Мартин Лютер, Джон Кальвин и другие вдруг решили вернуть людям Библию и спасение верою, он воздвиг огромные препятствия и кровавые гонения. В России и на Украине также. Христианская традиция существовала и развивалась беспрепятственно на протяжении тысячи лет. Однако же не было понятной людям Библии. Когда в начале 19 века организовалось российское Библейское общество, которое поставило своей целью перевести Библию на современный русский и распространить среди народа, чтобы люди могли уверовать и спастись, то они встретили огромное противление, и могли осуществить свой замысел лишь через пол столетия.

Сейчас в нашей стране номинальное христианство является религией большинства, но тем не менее истинная евангельская вера и проповедь все равно подлежат искушениям и гонениям. Если сейчас мы имеем веру в Христа и стоим в свободе, то нам нужно знать, что наша вера будет подвергаться атакам, и нам нужно ее хранить. Также если раньше, когда-то мы или наши ученики имели такую веру, возможно именно сейчас она поколебалась и мы подвержены искушению. Нам нужно проверять себя в этом.

Часто искушения бывают очень простыми, и кажутся смешными, но тем не менее, когда они звучат уверенно и настойчиво, то колеблют и разрушают чью-то веру. Не важно то, что твоя жизнь изменилась – важно то, что твоя церковь не того патриархата, поэтому ты не можешь спастись. Не важно, что ты о себе думаешь, важно то что ты не принимаешь причастия или не принял крещение каким-то особенным способом, поэтому ты не можешь спастись. Ты не проповедуешь Евангелие в метро три раза в день, поэтому не можешь спастись. И есть много подобных вещей, которые, хотя кажутся нелепыми, но при определенном искусстве и настойчивости тех, кто учит им, они разрушают веру человека, и превращают его в раба, который усердно старается в чем угодно, но лишь не в вере и в проповеди чистого Евангелия.

Также, когда мы помогаем другим, мы можем думать, что сначала им надо изменить что-то в своей жизни, а только потом они смогут принять Евангелие и спастись. Например, я думал, что мне сначала надо бросить курить, а потом, когда я брошу курить, тогда я смогу спастись. Но так не получалось, как я не старался. И лишь когда я уверовал, что Бог спас меня независимо ни от чего, лишь тогда я смог бросить курить, и многое другое в придачу. Это оказалось очень легко. Совсем без проблем. В свободе и благодати есть великая сила к спасению и изменению грешников.

Еще раз прочитаем 11 стих. За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.

Также когда мы проповедуем. Не так сложно просто понравиться людям, говоря что-то приятное или говоря просто о благословениях и общепринятой человеческой морали. Однако, когда мы проповедуем Божью евангельскую истину о тяжести человеческого греха и кресте Иисуса, тогда мы встретим много непонимания, недовольства и гонений.

Однако же мы можем снести все это, когда твердо верим в исключительность и абсолютность Евангелия, и той свободы, которую дарует верующим Христос. В таком случаем мы можем смело и уверенно и посвящено проповедовать, подобно тому, как это делал ап. Павел. Иначе мы будем постоянно колебаться в сомнениях и терять силу. Когда я собираюсь проповедовать у меня, время от времени, возникают всякие вопросы. Актуально ли для этих студентов Евангелие? Подходящая ли атмосфера? Могу ли я проповедовать таким развращенным людям? Смогу ли я им проповедовать Евангелие так, чтобы они поняли? Знаю ли я ответы на интересующие вопросы? Если они вдруг согласятся придти, смогу ли я им помогать? Понравится ли им в нашей церкви? И т.д. и т. п. Очень много вопросов, таких вопросов, которые касаются плоти и закона. Тогда я совсем теряю дух и силу, чтобы проповедовать и тем более нести гонение за проповедь. Но когда сам я стою в свободе, которую даровал мне Христос, и знаю ценность этой свободы, тогда могу проповедовать с верой и радостью.

Итак, в Иисусе Христе мы имеем свободу. Мы являемся Божьим чадами по обетованию и ожидаем оправдания духом через веру, независимо от дел закона. Нам не нужно усердно-усердно исполнять множество предписаний для того, чтобы получить оправдание. Но что же нам теперь делать с этой свободой? Как нам жить дальше?

2. Любовью служите друг другу

Прочитаем стих 13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.

Итак, что мы должны теперь делать, получив такую свободу? Можем ли мы теперь просто жить для себя и наслаждаться жизнью, или, более того грешить безнаказанно? Получили оправдание, поблагодарили Бога, и теперь все, будем жить в свое удовольствие, устраивая свою жизнь в этом мире, и максимально наслаждаясь. Возможно, в галатийской церкви, кто-то использовал эту свободу подобным образом, что впоследствии дало повод для деятельности лжеучителей, распространявших законничество. Павел говорит, что это неправильное использование дарованной нам свободы, и предостерегает против него.

Однако же, такая опасность реально существует, и мы не застрахованы от нее. Такой образ жизни не всегда начинается с явных грехов. Так Лот, которого Библия называет праведником, потому что он имел веру, неправильно употребил свою свободу. Хотя Бог призвал его вместе с Авраамом быть странником в ханаанской земле, но ему было тесно вместе с Авраамом. Он отделился и поселился рядом с Содомом, процветающим, но развращенным городом, для того, чтобы строить свою жизнь. Позже он уже переселился прямо в Содом, потом чуть не породнился с его жителями, а в конце-концов едва унес оттуда ноги. Жизнь для себя после обретения спасения, кажется безобидной и привлекательной, но в конце-концов она приносит очень горькие плоды.

В наше время многие христиане стоят на подобном превратном понимании использования свободы. Например, столкнувшись с трудностями, они с легкостью оставляют ту миссию, которую дал им Бог. Такие люди меняют церкви и служения в зависимости от своего удобства и желания. В их жизни, на первом месте, стоит личный комфорт, а не воля Господа.

Но такой стиль жизни не является правильным использованием христианской свободы. Нам нужно проверить себя. Не используем ли мы свободу, дарованную нам, таким образом? И исправить свои пути.

Как же использовать нашу свободу правильно? Прочитаем стих 13-14 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

Свобода дарована нам для того, чтобы мы могли истинно исполнить сущность Божьего закона и волю Господа. Не из страха наказания, не для того, чтобы обрести спасение, но в нашей свободе, по той причине, что мы стали спасенными Божьими чадами. Когда Бог создал первого человека, Адама, он в своей свободе любил Бога и слушался Бога. Тут был Божий первоначальный замысел творения. И даровав нам свободу, оправданием в Иисусе Христе, Бог восстановил этот замысел, чтобы мы, в свободе, с сердечным желанием могли слушаться Бога и исполнять Его волю, как дети Божьи, а не как рабы. Какая это огромная милость! Какое это огромное доверие! Нам надо правильно понимать Божью волю, которая заключается в том, что мы получили от Него такую свободу, и не подвести Его доверие.

Еще раз прочитаем стих 13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.

Воля же Господа заключается в том, чтобы мы с любовью служили другим. На самом деле это не бремя и не тяжелый труд для нас. Но это также огромная привилегия и Божье доверие к нам.

Мы должны знать то, что люди вокруг нас, наши семьи, наши братья и сестры в церкви, наши сотрудники на работе, наши агнцы на полях миссии нуждаются в том, чтобы мы служили им с любовью. В этом мире, полном зла и эгоизма, огромный дефицит любви. Мы же великой милостью Господа, получив от Него оправдание и свободу, незаслуженно получив привилегию быть Его чадами и знать Его сердце, имеем от нашего Отца-Бога, Спасителя Иисуса Христа и Святого Духа возможность, свободу и привилегию любить других и явить миру Божью любовь. Это ли не великий Божий дар? Это ли не наилучшее применение нашей свободы?

Галаты не могли хранить свою свободу и тем более правильно использовать ее. Поэтому их церковь превратилась в ад. 15 стих говорит об этом: Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

Когда они постарались жить по закону, а не по благодати, они совсем не смогли исполнить суть закона, и любить других.

Мать Тереза Калькуттская хорошо поняла значение такой христианской свободы, и с молодости старалась практиковать ее. На самом деле она не сразу стала такой великой служительницей Божьей любви, но она старалась избирать в любовь во многих небольших конкретных ситуациях. Например, в монастыре, где она в молодости была послушницей, была одна сестра, которая ей особенно не нравилось, и с которой было особенно тяжело иметь дело. Можно было бы просто избегать ее. Однако же мать Тереза верила, что ее свобода не ворчать или избегать эту сестру, но любить и служить любовью. Потому она старалась быть особенно внимательной к этой сестре и служить ей любовью, хотя это было очень тяжело. Потом эта сестра признала что мать Тереза является женщиной любви, и удалось построить прекрасные отношения.

Люди вокруг всегда нас несовершенны и много ошибаются. Мы можем поступать либо как галаты, либо как мать Тереза. Мы можем там где мы находимся угрызать и съедать других, обвинять, критиковать, осуждать, требовать, тыкать пальцами и прочее. Но это не приведет ни к чему хорошему. Или же мы можем принять на себя Божью волю, и в свободе любовью служить тем людям, рядом с которыми оказались, хотя они и несовершенны, – мы можем терпеть, прощать, понимать, молиться, с любовью исправлять, помогать словом Бога и т.д., одним словом, служить любовью. Такая жизнь отображает Божью волю и является благословением для окружающих.

Лично мне нужно всегда бороться и бодрствовать для того, чтобы хранить такое отношение к свободе, и усердно использовать ее для того, чтобы служить другим, особенно служить в том месте, где я нахожусь, куда Бог поставил меня, особенно одному агнцу. Греховная природа всегда хочет насадить превратное отношение к свободе – жить для себя, в свое удовольствие, если же что-то идет не так, то роптать, жаловаться и обвинять других. Очень просто быть недовольным агнцами, сотрудниками или пастырем, и в сердце хотеть все это бросить, и лишь быть программистом и семьянином, говоря, мол, это свобода. Для этого не нужно бороться, это получается само собой. Но сложно любовью служить тем людям, рядом с которыми находишься. Господь, прости мое превратное использование христианской свободы, и помоги подражать Иисусу Христу и нести свой крест любви и служения!

Через сегодняшнее слово мы узнали, какую свободу мы имеем во Христе Иисусе. Это свобода праведности по вере, а не по закону, и свобода детей Божьих, а не рабов. Я молюсь, чтобы мы твердо стояли в свободе, которую нам даровал Христос и использовали ее для того, чтобы служить другим с любовью, как Божьи дети.