head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Бог благославляет семью Исаака” (Бытие 26:1-35)

БОГ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ СЕМЬЮ ИСААКА

Бытие 26:1-35

Ключевой стих (3): странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;

Фигура Исаака в книге Бытия может вызывать много вопросов. Если сравнить его жизнь с жизнью его отца Авраама, его сына Иакова или его многочисленных внуков, то может показаться, что он попал в историю Бога по ошибке: ни с кем не сражается, никому не бросает вызов, очень тихий, и даже мягкий человек. Однако Бог называет Себя Богом Исаака и не стыдится этого. Исаак сумел сохранить благословение Авраама и передать его последующим поколениям. И он – также один из патриархов веры.

В этой главе мы находим его среди филистимлян. Как Исаак жил благословенной жизнью посреди безбожных филистимлян, так и мы проводим свою жизнь посреди безбожного общества. Как нам сохранить свою веру? Как получить Божье благословение? Как нам быть источником доброго христианского влияния для этого мира? Ответы мы видим через жизнь Исаака. Давайте же откроем наши сердца и уши, чтобы научиться Богу Исаака.

Давайте прочитаем стихи 1 и 2: <Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе>.

В какой ситуации мы находим Исаака в начале этой главы? Мы его в большом затруднении. Стих 1-ый говорит: <Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама>. Судя по всему в земле обетованной начался экологический, а за ним и экономический кризис. Пришла засуха, а за ней пришел и голод. Реки и колодцы высохли. Высохли пастбища, начался массовый падеж крупного и мелкого скота. Подобный голод в последний раз случился лет эдак за 60 до этого, а может даже больше, во времена Авраама, но в этот раз все было еще хуже. Намного хуже. Есть было нечего. То есть совсем нечего. Холодильник на кухне стоял пустой и из-за этого, гремел еще страшнее, чем холодильник п. Джентельмена. Каждый раз, когда Исаак проходил мимо него, то просто содрогался от ужаса и с тревогой посматривал на свое брюшко.

Это конечно шутка, но проблема и в самом деле была очень серьезная. Жизнь в том климате напрямую зависела от наличия воды. А такой голод вполне мог стать причиной переселения целого народа, не говоря уже об одной семье Исаака. Не кажется ли вам странным, что этот муж Божий, Исаак, сын благословенного Авраама, вдруг оказался в такой неприятной ситуации? Хотя он верующий, но его также постигли трудности. В этом мире, в жизни человека порой происходят очень неприятные и непонятные события. Проблема в том, что они имеют место быть и в жизни верующего. Разница лишь в том, как мы отвечаем на эти события. И когда мы отвечаем на них твердой верой в благого Бога, то в конце концов всегда в последствии можем свидетельствовать, что в этой трудности, Господь был моим благим Богом.

Но, Исааку можно было не думать много. У него уже был рецепт действий, оставленный еще Авраамом. Он открыл <краткое руководство для проживающих в земле обетованной>, и прочитал там: <в случае сурового голода – эмигрировать в Египет>. Так что, не долго думая Исаак сложил в чемоданы остатки своего богатства и отправился по стопам своего отца.

По дороге в Египет им пришлось заглянуть в Герар. Это была Филистимская территория. Исааку было страшно заходить в этот филистимский город, тем более встречаться с их царем, Авимелехом. Он планировал покинуть этот город, так скоро, как только это представится возможным и отправиться дальше. Но у Бога был другой план.

Как только Исаак преклонил колени в молитве, чтобы просить благословения для оформления Египетских виз, Бог пришел к нему и открыл Свою волю. Давайте прочитаем стихи 3-5: <странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои>. Бог не хотел, чтобы Исаак шел в Египет, как это когда-то в неверии сделал Авраам. Бог хотел, чтобы Исаак доверился Ему и остался в земле обетованной. Он сказал: <Странствуй по сей земле>. И величие Исаака в том, что в этот момент выбора он не стал демонстрировать и капризничать, как это бывает, когда воля Бога идет вразрез с нашей волей. Он встал с колен и решил остаться в Гераре.

Почему же Господь хотел, чтобы Исаак остался в Гераре, не смотря на голод? Нам кажется естественным – в первую очередь нужно удовлетворить насущные нужды, а потом уже подумать и о миссии, призвании и благословении. Но Бог не так смотрит. В Мат.6:31-33 Иисус говорит: <Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам>. Нас в первую очередь заботит удовлетворение насущных материальных нужд, но Бог хочет, чтобы мы доверяли эти заботы Ему, а сами в первую очередь искали Его Царства и правильных отношений с Ним. Чтобы мы интересовались Его волей и верили в Его благословение. И сейчас Господь ожидал от Исаака веры, верности и терпения. Бог хотел благословить Исаака, как Он благословил его отца – Авраама, но для этого Исаак должен был остаться в земле обетованной.

Мне вспоминается старый гимн <Ты на месте стоишь>, там есть такие слова:

Ты на месте стоишь, что Господь тебе дал,

На том месте, куда Он поставил тебя

Только там будет Он тебе посох и щит

Там лишь плод принесешь Его волю творя.

И захочет послать Он тебе благодать

То не будет искать по широкой земле,

Он на месте твоем тебя будет искать,

На том месте, что Он приготовил тебе.

Иногда повеление остаться на своем месте труднее исполнить, чем повеление идти. Потому что страшно, потому что не видишь надежды на будущее. Но когда мы все-же повинуемся, и исполняем волю Господа в вере и терпении, то обретаем намного больше, чем мы могли бы себе представить.

Как Исаак ответил на повеление Господа? Посмотрите стих 6: <Исаак поселился в Гераре>. Здесь был голод и здесь были страшные волосатые филистимляне. Но Господь сказал: <странствуй по сей земле>. Здесь была воля Господа и здесь было его место, поэтому <Исаак поселился в Гераре>. Вчера у нас было собрание, на котором Господь в мудрости Своей сделал некоторые изменения в нашей церкви. Господь показал нам, где Он хочет видеть каждого из нас. Пусть Господь помилует нас и поможет нам быть людьми, которые так доверяют Господу, повинуются Ему и приносят Ему красивые плоды на том месте, где Он нас поставил. Аминь!

Как Господь благословил повиновение Исаака?

Во-первых, Господь был с ним и хранил его, как зеницу ока. Живя в Гераре, Исаак сказал неправду о своей жене. Когда к нему в шатер ввалился здоровенный начальник иммиграционной службы, и, невзначай побряцывая кастетом, спросил: <а что это у тебя за красавица?> Исаак ответил: "кто? Где? Это? А… ну это сестра моя". Он был мягким человеком, и он боялся, что жители того места убьют его за Ревекку, потому что она была очень красивой. Поэтому, попытался обмануть всех. Однако Авимелех, царь Филистимский, не дал себя провести. У него от папы тоже осталась брошурка: <как вести себя с семейством Авраама>, поэтому он держал свои глаза открытыми, и однажды увидел, что Исаак и Ревекка ведут себя не как брат и сестра. Обман Исаака обнаружился и он получил выговор от царя. Но благодаря этому событию, Господь заставил Авимелеха охранять Исаака и Ревекку. Когда мы живем верой, Господь защищает нас от опасностей и бедствий и охраняет нас в критической ситуации.

Во-вторых, Господь благословил Исаака материально с избытком. Взгляните на стихи 12,13: "И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим". Господь так обильно благословил Исаака, как он даже и мечтать не мог. Хотя он не заканчивал факультета геологии, но в том месте, где он начинал копать, всегда была вода. Хотя он не умел сеять, а был животноводом, но когда впервые в жизни посеял ячмень, то Господь дал ему плода во сто крат. Поскольку Господь благословил его, он стал великим человеком и возвеличивался все больше и больше до того, что стал весьма великим (13). Он был настолько богат, что филистимляне даже стали завидовать ему. Наш Господь – Тот, Кто благословляет с избытком, Кто делает гораздо больше того, о чем мы просим или даже о чем мечтаем. Когда Бог благословляет, то в неурожайный год мы можем собрать хороший урожай. Я помню, как когда-то п. Вика свидетельствовала, что когда ее отец усердно молился за урожай, то Бог дал ему обильный урожай, хотя у соседей ничего не выросло. Во время экономического кризиса, Он даст нам подъем. Но для этого нам нужно научиться верить Ему и искать прежде всего Его воли и Его Царства. Господь будет рад благословить нас сколько угодно. Благодать Бога превосходит воображение человека. Мы должны верить в Бога, Который благословляет тех, кто повинуется Его слову.

В чем еще проявилась вера Исаака в Божье благословение? Давайте прочитаем стихи 16 и 17: <И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас. И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там>. Бог сказал Исааку в стихе 2: <и Я буду с тобою и благословлю тебя>, и Исаак поверил в это слово. Поэтому, когда Авимелех пришел и сказал: <так, все, выметайся отсюда>. Исаак, хотя уже в тот момент был сильнее и богаче Авимелеха, собрал свои вещи и ушел. Он не стал воевать за свои поля и посевы, не стал защищать нажитое добро и насиженное место. Он поверил, что Бог благословит его в любом случае, поэтому ушел из города и поселился в долине Герарской. Он стал жить в шатрах, но он все равно процветал. Флистимляне засыпали его колодцы. Это были колодцы Авраама и его колодцы. Это было, как будто дьявол пытался перекрыть поток Божьего благословения. Но Исаак вырыл новые колодцы и вновь процветал. Тогда филистимляне стали просто в наглую забирать его колодцы себе. Тогда Исаак передвинулся на другое место и выкопал себе новые. И мы не знаем, как долго это все продолжалось, и сколько раз филистимляне забирали его колодцы, а он передвигался и копал новые. Но это стало стилем жизни Исаака. Он не спорил, он просто шел дальше, а Господь благословлял его. Никто не может перекрыть поток Божьего благословения: ни люди, ни сатана. Если Бог решает благословить, то Он благословляет с избытком, сверх всякой меры. Аминь!

Стих 19 говорит: <И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой>. Колодцы вообще были редкостью, а тем более живая вода. Что для нас, верующих является источником живой воды? Конечно же это – слово Господа. Порой у нас появляются поводы или желания к спорам или конфликтам, но вместо этого, мы можем копать слово Господа и искать Его волю для нас, тогда Господь дает нам живую воду.

Когда Бог продолжал благословлять Исаака, тот понял, что ему не нужно бояться людей, потому что, когда Бог с ним, тогда уже никто не может причинить ему никакого вреда. И он поставил жертвенник и стал призывать имя Господа, хвалить и благодарить Его. И Бог лично укреплял и обновлял его. Прочитайте стихи 24,25: <И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего. И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь>. Бог насадил Исааку чувство истории. Когда Исаак поверил в Бога Авраама и нашел свое место в Божьей истории, то понял, что Божье благословение к нему уже не зависит от его немощей и ошибок. Бог решил благословить его ради Авраама. Бог – это Бог истории. И нам нужно знать свое место в Божьей истории. Верить в Бога Авраама, Исаака и Иакова. И так, опираясь на действие Бога в прошлом, мы можем преодолеть всякий страх и неуверенность в настоящем и быть сильным народом и сильными верующими.

Бог сказал: <не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое>. И, когда к нему вновь пришел царь со своими генералами, Исаак уже встречали их, как священник и человек Божий. Точно также Бог продолжает благословлять и нас. Посмотрите, не смотря на все трудности и препятствия, с которыми нам приходится сталкиваться, мы все еще живы и благословенны Господом. И вчера слышали, как Бог непрестанно благословляет нашу жизнь веры и служение различным плодом. Мы унаследовали веру Авраама и стали источником благословения для этого поколения. Так пусть нас не пугают люди или трудные обстоятельства. Если Господь за нас, кто против нас? Будем жить, как цари и священники для этого поколения! Аминь!

Нам может быть трудно смотреть на такого человека, как Исаак. Такой стиль жизни, как у него точно не в моде сегодня. К нему приходят гопники-филистимляне, забирают все, а он, простофиля, ни слова не говорит в свою защиту, даже не пытается противостоять им, не смотря на то, что вполне в силе перебить их всех. Возможно, нам было бы приятней увидеть Исаака в роли сильного мужчины, который, как Самсон, поигрывая бицепсами берет ослиную челюсть и гонит филистимлян <геть за меж? України>. Который смело противостоит всем врагам и защищает свое имущество. Но Бог показывает нам пример кроткого, но благословенного человека веры – Исаака. Бог показывает нам пример Моисея, который был <кротчайший из всех людей на земле> (Чис.12:3), Давида, который будучи гонимым сказал: <да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господня> (1Цар.26:10), апостола Павла, который говорил: <Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?> (1Кор.6:7), и наконец, самого Господа Иисуса, который сказал: <блаженнее давать, нежели принимать> (Деян.20:35). Они не хотели бороться или состязаться с людьми. Они дали нам пример веры в Бога, который благословляет Свой народ. И, когда они жили так, то стали источником доброго, Божьего влияния на людей и мир вокруг них.

Посмотрите стихи 26-29: <Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его. Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя? Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом>. Возможно, Авимелех и его подопечные вначале забавлялись, гоняя Исаака с места на место. Другой на его месте давно бы сдался и пришел бы просить о милости. Но не Исаак. И тогда уже Авимелех испугался, и пришел в трепет. Он увидел, что с Исааком Господь и сам пришел искать от него мира и гарантий безопасности на будущие поколения. Он признал величие Бога, благословившего Исаака.

Как Исаак жил посреди безбожных филистимлян, так и мы живем посреди безбожного общества, где попираются истинные ценности, кротость считается слабостью, а вера – безумием. Но, если мы будем, подобно Исааку, ходить перед Богом и жить верой в Бога, который благословляет нас. То сможем не только сохранить свою веру и приумножить Божьи благословения, но также и быть источником доброго христианского влияния на людей вокруг нас. Когда мы будем молиться за эту землю, Бог сделает ее плодоносной и снимет с нее всякое проклятие. Пусть же Господь, поможет нам верить в Бога Исаака, бога который всегда с нами и благословляет нас на нашем месте, и через нас благословит нашу страну.