head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Что ты ценишь?” (Быт. 25)

ЧТО ТЫ ЦЕНИШЬ?

Бытие 25

Ключевой стих: 34

<И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы;

и он ел и пил, и встал и пошел;

и пренебрег Исав первородство>

На прошлом Богослужении мы рассматривали библейские принципы брака на примере создания семьи Исаака и Ревекки. Я рад, что некоторые сразу же начали практиковать эти принципы. Сегодня мы продолжим рассматривать Божью историю, которую Он развертывал через потомков Авраама.

Говорят, что тело человека состоит из того, что он ест. Поэтому люди, заботящиеся о своем теле, стараются есть качественную пищу. Но этого недостаточно, чтобы жизнь была полноценной. Более важно для нашей жизни то, что мы ценим и к чему стремимся. Именно наши ценности и стремления определяют, как пойдет наша жизнь. Сегодня мы поразмышляем о том, к чему стремились люди, которых признал Бог: Авраам, Исаак и Иаков.

1. Смерть Авраама и новый период истории (1-11)

После смерти Сарры и женитьбы Исаака Авраам ничего особенного не делал. Он взял себе еще одну жену именем Хеттуру. Ее имя переводится как <окутанная благовониями> – наверное она активно пользовалась парфюмерией. Хеттура родила ему много детей. Затем он передал эстафету Исааку и умер. Ничего особенного. Но, все-таки, его старость была не такой, как у большинства бабушек и дедушек. Обычно на старость люди много думают о смерти. Моя покойная бабушка завела в шкафу специальное отделение, куда откладывала деньги, платки и другие вещи себе на похороны. Это отделение постоянно пополнялось и никому не разрешалось его трогать. Но Авраам не был так сильно озабочен приближающейся смертью. Прочитаем стихи 5,6: <И отдал Авраам все, что было у него, Исааку, 6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную>. Авраам посвятил свою старость тому, чтобы поставить Исаака наследником Божьего благословения, потому что Бог сказал ему, что его наследником будет именно Исаак, рожденный по Божьему обещанию. Авраам любил всех своих детей. Но более всего он любил Бога и всем сердцем ожидал, что Господь исполнит все то, что пообещал ему. Авраам обеспечил остальных детей материально, но отослал их на восток, чтобы Исаак остался единственным наследником.

Прочитаем стихи 7,8: <Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; 8 и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему>.

Конфуций сказал, что люди живут так, как будто никогда не умрут, а когда умирают, понимают, что никогда и не жили. Но если ты узнал Бога, все резко меняется. Ты можешь, как Авраам, иметь добрую старость и насытиться жизнью, и затем не уйти в небытие, но приложиться к своему народу в вечности. Иисус сказал: <Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком>. Авраам прожил долгую жизнь, у него было все, чего хотят люди: семья, богатство и т.п.. Но он не удовлетворился этим, а до конца ожидал исполнения того, о чем ему сказал Бог. В Евр. 11:16 сказано: <но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город>. Наши поступки диктуются нашими стремлениями. Кто стремится к деньгам, к наслаждениям, к похвале и людскому уважению – будет всячески пытаться это получить, и это проявится в поступках. Через несколько лет даже наши лица начинают отображать к чему мы стремились. Но Бог не стыдится только тех, кто выбрал Его Самого объектом своего стремления.

11-й стих – это передача эстафеты от Авраама к Исааку. Исаак видел стремление своего отца к Богу, и это повлияло на его жизнь. Он решил следовать Божьему призванию.

2. Молитва Исаака и Ревекки (12-23)

С 12-го стиха по 18-й изложено родословие Измаила – сына Авраама и брата Исаака. У него было двенадцать сыновей, которые впоследствии стали князьями своего народа. Как Бог и обещал, Он благословил Измаила, и тот стал превращаться в большой и сильный народ. А как обстояли в это время дела у Исаака, которому Бог обещал Свое благословение? Прочитаем стихи 20, 21а: <Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. 21 И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна>. Женившись в 40 лет, Исаак обнаружил, что его жена неплодна. Вот так благословение! Кстати, Ревекка была родственницей Сарры, а та, как мы помним, тоже была неплодна. Может, это была генетическая проблема. Как мы узнаем из 26-го стиха, Ревекка не могла родить втечение 20 лет. Мы знаем, что Бог ясно сказал Аврааму, что даст ему семя в Исааке. Оказывается, что у Божьих избранных людей тоже бывают проблемы. Иногда они длятся долго. Значит ли это, что Бог забрал назад Свое благословение? За двадцать лет Исаак более 7000 раз мог проснуться утром с мыслью, стоит ли продолжать верить Богу.

Но что делал все это время Исаак? Готовил документы на развод? Или брюзжал на то, что отец подсунул ему некачественную жену, и надо было выбирать самому? Оказывается, совсем нет. Прочитаем стих 21 полностью: <И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его>. Исаак все это время молился. Если вспомнить Авраама, то он несколько раз искал обходные пути, как получить то, что ему хотелось. Он хотел сделать своим наследником то Лота, то Елиезера, то родил сына от суррогатного брака, то просто жаловался и шантажировал Бога, чтобы тот дал ему сына. Но Исаак смотрел на все очень спокойно, потому что у него перед глазами всегда находился пример Божьей верности. Каждое утро он видел этот пример в зеркале. Ведь он сам родился именно таким образом – когда это было невозможно по-человечески, но это произошло по Божьему обещанию. Он мог двадцать лет ожидать ответ на свою молитву, потому что знал, что Бог верен, и что обещания Бога исполнятся обязательно, даже если сейчас не видно никакой возможности. Авраам в то время был еще жив (он умер, когда детям Исаака было по 15 лет), наверное он тоже укреплял веру Исаака в Господа. И Господь ответил, когда настало нужное время. Знаешь ли ты Бога настолько хорошо, чтобы доверять Ему, как Исаак, независимо от ситуации? Или ты все время переживаешь, а потом обвиняешь людей в своих неудачах?

Господь ответил на молитву, кажется что все вопросы решились. Но появилась другая проблема: дети в утробе Ревекки начали биться. Это серьезная проблема. Если ребенок бьется в утробе, он бьет по внутренним органам мамы, по почкам или печени например. А здесь было целых два мальчика. Ревекка так страдала, что даже сказала: <если так будет, то для чего мне это?>. На самом деле, часто когда мы получаем то, чего долго хотели, проблемы только начинаются. Если купил машину, начинаются ремонты и прочие расходы. Купил компьютер – значит придется убить кучу времени на то, чтобы все в нем настроить. Если женился – надо начинать новую, непонятную ранее жизнь, со своими проблемами. Появились дети – надо их воспитывать, кормить, лечить. Получил деньги – надо думать, как их сохранить и правильно использовать. И так далее. Мы должны понимать, что никакое материальное приобретение не решает всех наших проблем, а просто заменяет одни проблемы другими. В этом смысле материальные благословения не являются настоящими благословениями. Притчи 10:22 говорит: <Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит>. Тогда что такое настоящее благословение? Что действительно нужно приобрести в первую очередь?

Стих 22б говорит, что Ревекка пошла вопросить Господа. Первым делом она пошла не к врачу, не к мужу и не на интернет-форум молодых мам. Она стала молиться, чтобы узнать, какой план имеет Господь в ее жизни. Когда она зачала после 20 лет бесплодия, она ясно поняла, что жизнь находится в руках Господа. Знать Господа, как хозяина своей жизни и приходить к Нему – это и есть настоящее благословение. Аминь!

Прочитаем стих 23: <Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему>. Оказывается это был не просто медицинский вопрос, а вопрос истории целых народов. Это был вопрос Божьей истории, которая затронет весь мир! Меньший из ее сынов станет сильнее и больший будет служить ему. Благодаря тому, что Ревекка искала Бога, она стала не обычной домохозяйкой, а матерью народов. В ее жизни появился великий план. Она увидела, что те страдания, которые она переживает, хоть и большие, но связаны с исполнением чудесного Божьего плана. Когда ты принимаешь Иисуса, это не значит, что теперь все пойдет гладко и без трудностей, быстро появятся деньги, здоровье и все остальное. Библия говорит: <Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь>. Иисус тоже обещал ученикам трудности, гонения и даже смерть от руки безбожников. Но все, что происходит в нашей жизни, служит ко благу. Из-за того, что Ревекка не смогла родить сразу, а ждала двадцать лет, она лично узнала Бога, и смогла приходить к Нему и получить от Него обещание. Послание Римлянам, 8:28,29 говорит: <Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу 29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями>. Трудности – это хороший шанс научиться глубже доверять любви Бога, полагаться на Его слово, а также узнать Его план на твою жизнь. Если в трудностях мы не отчаиваемся, а ищем волю Бога, мы становимся более похожими на Иисуса. Соль сама по себе невкусная и никто не ест саму соль. Но она делает еду вкуснее. Так и наша жизнь – страдания и трудности делают нашу веру живой и практической. Молюсь, чтобы моя и ваша вера была не просто словами, но мы могли полагаться на Бога в реальной жизни.

3. Исав, Иаков и первородство (24-34)

Прочитаем стихи 24-26: <И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. 25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. 26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились>. Хотя Исав и Иаков были близнецами, они уже с рождения не были похожи друг на друга. Исав с рождения был волосатым, поэтому ему дали имя, которое означает <волосатый>. Иаков был безволосым, к тому же он получил травму при рождении, потому что держался рукой за пяту брата. Имя <Иаков> содержит тот же корень, что и слова <пятка> и <обманщик>.

Прочитаем стихи 27, 28: <Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова>. Когда ребята подросли, различие между ними становилось все больше. Исав стал еще более волосатым и любил экстрим. Часто он днями пропадал в полях и лесах, охотясь на дичь, а потом возвращался с добычей, гордо подняв голову и поигрывая мускулами. Он был старшим братом и ожидал, что ему все благословения будут даны автоматически, поэтому наслаждался, как мог. Исаак любил мясо, и потому любил Исава. Ревекка же любила Иакова, потому что помнила обещание Бога, что больший будет служить меньшему. Иаков жил в шатрах, помогал маме на кухне и не очень выделялся внешне. Сказано, что он был человеком кротким. Что значит слово <кроткий>? Это слово не означает <слабак>. Если ты так думаешь, то попробуй побыть кротким с недельку. Кроткий значит укрощенный, как лев в цирке, который слушается укротителя, хотя обладает огромной силой. Внутри Иакова была такая огромная сила, но он держал ее под твердым контролем. Внутри него кипела неудовлетворенная амбиция. Он родился вторым, это было записано в свидетельстве о рождении, и было фактом, который невозможно изменить. Несколько минут разницы навсегда сделали его вторым. Но Иаков стремился изменить положение дел и стать первым. Когда он слушал рассказы отца и матери о том, как Бог действовал в жизни Авраама и в их жизни, он поверил, что с Богом невозможного не бывает. Он долго искал, и наконец нашел возможность.

Прочитаем стихи 29-31: <И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. 31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство>. Однажды Иаков сварил что-то красное, похожее на борщ. Исав настолько устал, что думал, что если не поест прямо сейчас, то не доживет до обеда. Он ожидал, что Иаков по-братски с ним поделится. Но не тут то было. Иаков, как опытный боксер, выжидал, пока противник откроется. Теперь он понял, что пришел его час, и ударил в слабое место, предложив обменять миску еды на первородство.

Здесь надо подумать о том, что такое первородство. Первородный сын пользовался особенными правами и преимуществами пред своими братьями. Среди преимуществ были особенное достоинство и двойная часть из имущества отца. Во время отсутствия отца старший сын считался в доме его представителем, а после смерти отца занимал место главы семейства. В царском семействе старший сын был наследником престола. Двойная часть наследства компенсировала особые обязанности по заботе о семействе. Но самое важное то, что старшему сыну также переходило благословение отца. В случае Авраама и Исаака это было еще и Божье благословение. Вспомним, что Бог обещал Аврааму, что Он будет Богом его потомков, а они будут Его народом и в нем Бог благословит все племена земные. Первородство означало, будет ли человек участвовать в Божьей миссии. Иаков сердечно хотел иметь это привилегированное положение в глазах Бога. Хотя первородство не давало сиюминутной выгоды, Иаков понимал, как оно важно.

Чем же закончилась сделка? Прочитаем стихи 32-34: <Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство>. Библия специально подчеркивает нам систему ценностей Исава, который не считал первородство чем-то важным для себя. Он любил жить по своему хотению, для наслаждения, и не хотел терять такую жизнь. Ему важно было чувствовать себя хорошо здесь и сейчас. Поэтому он выбрал миску чечевичной похлебки. Писание предупреждает нас: <чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства>. Бог искупил нас драгоценной Кровью Иисуса Христа, чтобы мы стали Его детьми. Он не хочет, чтобы мы променяли этот драгоценный дар на что-то материальное. Конечно, мы сейчас не собираемся продавать свои духовные привилегии за миску похлебки. Но в глазах Исава это была не просто миска. Он считал, что умрет без нее. У нас тоже бывают вещи, которые кажутся нам критически важными. Обычно реклама кредитов насаждает нам мысль, что если мы не купим что-то прямо сейчас то будем страдать всю жизнь. Когда я только создал семью и у меня была плохая работа, мы еле сводили концы с концами. Я помню, сколько раз было искушение поступить нечестно с деньгами фирмы, иногда я просто балансировал на краю честности, и даже начинал какие-то хитрые комбинации. Слава Богу, что Он всегда останавливал меня. Но я хорошо понял, как легко испугаться проблем и пойти на сделку с совестью ради небольшой выгоды. Чтобы не поступить так, как Исав, нам надо хорошо понимать, насколько огромны те сокровища, которые Бог открыл нам во Христе. Что же это за сокровища? Первая глава послания Ефесянам говорит, что в Иисусе Христе мы получили всякое духовное благословение в небесах – искупление Кровью Его, прощение грехов, сделались наследниками Бога, получили всякую премудрость и разумение, а также Духа Святого, Который является залогом нашего наследия. Апостол Павел молится так: <чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, 19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, 22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем> (Еф.1:17-23).

Иаков, определенно, не был хорошим человеком. Он был хитрым и коварным. Он был ужасным эгоистом, который не считался ни с кем и ни с чем ради достижения своей цели. Конечно, Богу не это понравилось в нем, а то, что он не пренебрегал духовными вещами, как Исав. Из-за своего характера Иаков много страдал в жизни. Но из-за своего выбора он стал одним из ключевых людей в Божьей истории. Конечно, Бог мог сделать так, чтобы Иаков изначально родился первым, и этим избежать неприятных моментов, но Бог так не сделал, чтобы показать, насколько важно наше отношение к духовным ценностям.

У нас тоже есть не только положительные, но и отрицательные качества. Люди часто оценивают нас по поведению. Но Бог не смотрит на внешнее, а оценивает наши стремления. Нам трудно оценивать веру другого человека, но свое сердце мы видим изнутри, и поэтому можем проверить, к чему я стремлюсь сейчас. Для чего я сейчас здесь, на Богослужении? Людей посмотреть и себя показать? Получить выгоду или удачно создать семью? Получить удовольствие от общения? Или же я жажду получить слово от Бога и найти свое место в Его святой истории? Именно это важно в глазах Бога.

Молюсь, чтобы мы могли сказать, как Апостол Павел: <Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа> (Фил.3:8).

Давайте еще раз прочитаем наш ключевой стих (34):

<И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы;

и он ел и пил, и встал и пошел;

и пренебрег Исав первородство>