head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Семя спасения” (Быт.3:14-24)

Семя спасения

Быт. 3:14-24

К.С. 15: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту»

Одна из самых главных тем Библии — это тема благословения и проклятия. Эта тема идет одной красной нитью через всю Библию, нет ни одной книги Библии, в которой бы она не затрагивалась. Что такое благословение и что такое проклятие — об этом говорит сегодняшнее слово.

На предыдущих проповедях мы узнали, что Бог сотворил весь наш мир в Своей доброй воле, потом сотворил по Своему образу и подобию человека, которого поставил управляющим всего мира и благословил его быть плодоносным. Бог поселил его в раю, дал ему дерево жизни и дерево познания добра и зла, чтобы человек имел всегда правильные отношения с Богом. Далее Бог дал ему прекрасную творческую работу и дал ему помощника, соответственного ему, то есть Бог создал первую семью. Мы вчера видели, как Бог создает семью, и все много радовались. Все это было благословение. Но откуда тогда взялось проклятие и в чем его суть?

Бог проклинает змея, жену, Адама и землю. (14, 16-19)

После того, как Адам и его жена преступили заповедь Бога не есть от дерева познания добра и зла, грех вошел в мир. Грех — это бунт человека против Бога. Грех разрушил прекрасные отношения любви человека с Богом, человек стал бояться и ужасаться Святого Бога. Также грех разрушил отношения любви в первой семье. Адам и его жена стали стыдиться друг друга, стали обвинять друг друга перед Богом и сваливать вину: Адам на жену, жена — на змея. Все это — прямые последствия греха. Что было дальше?

Посмотрите на стих 14: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». Также стих 16: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». И стихи с 17 по 19: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». В этих стихах Бог последовательно проклинает змея, жену, землю и мужа. Давайте рассмотрим, в чем состоит проклятие.

По отношению к Адаму проклятие звучит так: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». За то, что Адам знал заповедь Бога, но послушал слова жены, а не Бога, Бог проклял не только его самого, но и землю. Если раньше земля обильно давала плод, и человеку не нужно было прилагать никаких усилий для питания, то сейчас земля уже не приносит хороших плодов. Если постоянно не чистить сад, то сама собой не вырастает клубника или смородина, сами собой вырастают только бурьяны и крапива. Это — действие проклятия. Теперь и сам человек, чтобы питаться, должен много и тяжело трудиться. Все мужья прекрасно знают, сколько пота, нервов, иногда слез, надо пролить, чтобы обеспечить семью. Второе проклятие — это «прах ты и в прах возвратишься». Это значит смерть. Как Бог и предупреждал Адама: «не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», так и случилось. Человек, согрешив, разорвал отношения с Богом и умер духовно. Это еще не все. Человек умирает не только духовно, его тело тоже стало смертным. Все эти страдания человека будут продолжаться постоянно до смерти человека, а потом он должен попасть в ад.

Проклятие Бога к жене звучит так: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (16). Теперь женщины должны ужасно страдать, чтобы родить ребенка. Кроме того, теперь женщины, если не в Иисусе Христе, имеют проклятое желание к мужу: им кажется, что только муж может обеспечить им счастье. Поэтому все девушки изо всех сил стремятся выйти замуж, прилагают к этому многие силы. Для многих муж становится единственной целью жизни. Многие девушки теряют чистоту, бросают свои мечты, идут по рукам, если только им кажется, что могут таким образом получить парня. Оценивают ли это парни? Нет, наоборот, они смеются над ними и господствуют над ними. Из-за этого многие девушки сильно страдают, но не могут освободиться. Это тоже проклятие и последствие греха.

Наконец, Бог проклял сатану. Стих 14 говорит: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». За то, что сатана насадил сомнение в сердце женщины, за то, что научил не слушаться Бога, за то, что искушал человека не поклоняться Богу и дал желание жить независимо от Бога, за это Бог проклял сатану. Он будет ходить на чреве, значит он не будет иметь никакого отношения к небесному, только к земному. Он будет есть прах во все дни жизни твоей: как червь, будет питаться не хорошей пищей, а тем, что осталось от других. Здесь есть иносказание. Бог сказал: «не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа» (Втор. 8:3). Бог дает Свое слово и через него дает жизнь. Но сатана навсегда отлучен от слова Бога, от истины Бога и от Его жизни.

Теперь мы можем понять, что такое проклятие. Проклятие — это не неудача, и не длинный ряд неудач. Проклятие — это когда Бог больше не может иметь отношений с человеком и Сам разрывает эти отношения. Тогда человек становится отлучен от Бога, он не может видеть духовный мир, он не может видеть работы Бога, не может видеть Его красоты, не может принимать слов Бога. Самое главное, он не имеет жизни Бога, поэтому умирает не только физически, но и духовно. Иногда люди говорят: «вот, у меня ничего не получается, наверное это проклятие от Бога». Это не то. Быть бедным или больным — это само по себе не проклятие. Но если человек читает духовное слово Бога, но видит в нем только земное — это действительно проклятие. Всю жизнь думать только о земном — это действительно проклятие, потому что никогда не имеет отношения с Богом, с духовным и с небесным. Если человек согрешает и не чувствует, что надо раскаяться, наоборот прославляет свой грех — это проклятие, потому что такой человек не никогда может раскаяться, и, в конце концев получит вечное осуждение в аду.

В Библии есть известный пример проклятого человека — царь Саул. Бог поставил его царем. Когда Господь утвердил царство Саула, то приказал ему пойти и истребить Амаликетян, и исполнить суд Бога. Саул пошел, поразил Амаликетян, но, вместо того, чтобы уничтожить всю добычу, он захватил ее себе и превратил праведный суд Бога в убийство и разбой. Тогда Бог сказал ему: «за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1 Цар. 15:23). Это проклятие осуществилось: Бог забрал от Саула Свой Дух и уже больше не обращал на Саула внимание. Во время своей последней войны, Саул очень хотел услышать слово Бога, Его направление и получить Его помощь. Библия говорит: «И увидел Саул стан Филистимский и испугался, и крепко дрогнуло сердце его. И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков». (1 Цар. 28:5,6). Тогда он приказал найти для него волшебницу, чтобы она вызвала ему духа Самуила, но тот отвечал ему: «для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду». Так и случилось: на следующий день Саул и его сын Ионафан погибли в битве, стан Израильский был предан в руки филистимлян. Так страшно, когда Бог навсегда оставляет человека. Многие люди перед смертью хотят раскаяться, хотят молиться, но не могут, потому что Бог уже закрыл для них свои уши. Быть оставленным Богом — это и есть самое страшное проклятие Бога.

Семя спасения и милость Бога к падшему человеку (15, 20-24)

Третья глава Бытия — это самое печальное место в Библии. Из-за греха человека Бога вынужден был проклясть его. Человек был отлучен от Бога, отлучен от духовного мира и от жизни и должен был умереть. Итак, неужели у нас нет теперь никакой надежды, мы всегда будем под проклятием и умрем? То, что Бог проклял человека не значит, что Бог хотел этого. В Библии Бог сказал: «Разве Я хочу смерти беззаконника? … Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18:23) Желание сердца Бога — спасти и оживить человека. И здесь, в третей главе Бытия, Он уже начал Свой план по спасению и восстановлению человека. Что Бог сделал для этого?

Во-первых, Бог обещал дать человеку Спасителя. Посмотрите стих 15: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Здесь Бог обещал послать Спасителя, Который поразит голову сатаны. Бог обещал, что произведет от семени жены Потомка, Который поразит сатану в голову. Хотя сатана будет все время враждовать против Семени, но единственное, что он сможет сделать — ужалить Его в пяту. Сейчас мы видим, что это обещание Бога полностью исполнилось. Мессия, Иисус, родился не по-человечески, от мужа, но от семени жены — через Деву Марию и от Святого Духа. Иисус не имеет греха и Он мог исполнить план искупления Бога. Сатана все время враждовал против Иисуса, но смог только ужалить Его в пяту, то есть Иисус умер мучительной смертью. Но эта же смерть Иисуса полностью искупила человека и Он поразил сатану в голову. Мы говорили, что проклятие — это когда Бог оставляет человека. Иисус понес на Себе это проклятие, когда Бог оставил Его одного умирать на Кресте. Таким образом, смерть Иисуса, Семени, удовлетворила праведность Бога и в Иисусе Христе примирила Бога и человека.

Во-вторых, Господь выгнал человека из рая. Посмотрите стихи 22-24: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Кажется это не благословение, но проклятие. Но для падшего человека — это тоже благословение. Из-за греха он уже не мог иметь отношения с Богом, поэтому для них было лучше уйти и узнать тяжесть жизни без Бога и иметь горячее желание вернуться к Богу в рай, чем вечно жить в раю без Бога. Мы созданы для рая, поэтому наша душа постоянно хочет туда вернуться. Поэтому мы постоянно стремимся к Богу в потерянный рай. Мы можем раскаиваться, можем бороться с грехом, можем искать Бога потому, что Бог изгнал нас из рая и даровал нам такую жажду. Если бы Бог этого не сделал, то человек жил бы вечно без Бога и тогда рай превратился бы в ад.

В-третьих, Бог сделал Адаму и Еве кожанные одежды. Посмотрите стих 21: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Подумайте, когда мы согрешаем, как нам бывает стыдно приходить к Богу за прощением. Но нам легче. Мы имеем перед Богом заступника, Иисуса Христа, Который ходатайствует за нас. Насколько сложнее было Адаму, который не знал о Спасителе, стоять перед Богом. Он чувствовал себя нагим, он видел всю грязь греха и всю святость Бога. Чтобы хоть как-то прикрыть свой грех перед Богом, они сшили смоковные листья и сделали опоясания. Но это не сняло их вины перед Богом. Тогда Бог Сам убил неповинных животных, Сам сделал первое жертвоприношение, чтобы кровью животных омыть их грех, чтобы они снова могли иметь отношения с Богом. Бог сделал им кожанные одежды, чтобы люди могли прийти к Святому Богу не нагими. С этого момента и до распятия Иисуса Христа на Голгоффе люди проливали реки крови животных, чтобы получить прощение и иметь отношения с Богом.

Это удивительная милость Бога к человеку. Святость Бога требовала проклясть человека, и Бог проклял его. Но даже в проклятии Бог обещал Семя Спасения, Который восстановит человека перед Богом. Бог должен был выгнать человека из Рая, но даже выгоняя человека, Он позаботился о нем: дал одежды, дал способ, как человек может прийти к Богу. Хотя человеку был закрыт путь к дереву жизни, но Сам Бог не навечно изгнал его от Себя, а только до времени искупления. Человек живет теперь в проклятом мире, но Бог не живет на небе, Он приходил на землю, Он принимал жертвы и, самое главное, Он пришел во плоти, чтобы жить с нами и потом послал Святого Духа, чтобы обитать в нас. Хвала и слава Богу, что Он, даже в наказании и проклятии дает свою милость. Хотя мы грешники и живем в падшем мире, но Господь заботится о нас, как позаботился об Адаме и Еве и дал им коданные одежды.

Из сегодняшнего слова мы узнали, что такое проклятие и что такое благословение. Проклятие — это быть отделенным от Бога, всю жизнь думать только о земном и в конце концев умереть без Бога. Благословение — это то, что не смотря на наши грехи Бог не проклял нас окончательно, но обещал послать Семя спасения и исполнил это обещание в Иисусе Христе. Благословение — это то, что Бог позволяет нам веровать в Иисуса. Что нам еще нужно? На самом деле у нас уже все есть. Бог предлагает нам два пути: путь благословения и проклятия. Путь благословения — поверить в Иисуса и доверить Ему жизнь и поставить Его царем своей жизни. Путь проклятия — игнорировать Бога, строить свою жизнь по своей воле и в конце концов умереть без Бога. Бог хочет и призывает нас, чтобы вы избрали путь благословения. Потому прошу вас, не отвергайте благодати Бога.

Хочу окончить проповедь словами псалма 115: «Чем воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения приму и имя Господне призову».

Прочтем еще раз ключевой стих: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Давайте помолимся.

п.Авраам Мазан