head
Університетська Біблійна Співдружність

“Ходатай Нового Завета”

ХОДАТАЙ НОВОГО ЗАВЕТА

Евреям 8:1-9:22

Ключевой стих 9:15

“И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное”.

В прошлый раз мы изучали в основном о превосходстве личности Иисуса Христа над первосвященниками Ветхого Завета. Кроме того, мы немного коснулись превосходства Нового Завета над Ветхим Заветом. Сегодняшнее слово продолжает предыдущую проповедь и говорит о сущности служения Иисуса Христа как первосвященника и о силе Крови Иисуса Христа.

1. Иисус – первосвященник истинной скинии и Нового Завета

Давайте посмотрим стихи 1,2: «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек». В Ветхом Завете есть несколько очень важных понятий, которые составляли основу веры евреев. Одно из таких понятий – святилище, то есть скиния собрания или храм. После того, как Бог заключил с народом Израилевым завет на горе Хорив, Бог повелел им сделать святилище. В главах с 25 по 40 Бог подробно описывает все устройство скинии. Участвовать в постройке скинии было большой привилегией, поэтому весь народ Израиля ревностно приносил свои дары и свой труд для ее строительства. Далее скиния и храм стали центром всей жизни еврейского народа. Для евреев храм был свидетельством того, что Бог пребывает с ними. Когда Новохудоносор, захватил Иерусалим, он переселил его жителей в Вавилон. Но самой большой болью для евреев было не это, а то, что храм был разрушен. Для них это означало, что Бог проклял и оставил их. Когда через 70 лет персидский царь Кир позволил Израильтянам вернуться и отстроить храм, около 42000 уцелевших евреев вернулись в Израиль и начали строить храм. Во время закладки нового храма, когда был построен только жертвенник, Израильтяне собрались и восклицали: «И начали они попеременно петь: „хвалите” и: „славьте Господа”, „ибо – благ, ибо вовек милость Его к Израилю”. И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня. Впрочем многие из священников и левитов и глав поколений, старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко, но многие и восклицали от радости громогласно». (Ездра 3:11,12).

Мы видим, как важен был храм для евреев. Почему? Цель святилища описана в книге Исход 25:8: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их». Бог хотел обитать не на небесах, но со Своим народом. Также в Ветхом Завете храм – это единственное место, где грешник мог поклониться живому Богу. В Храме находился ковчег завета, в нем 10 заповедей, сосуд с манной и жезл Аарона. Над ковчегом, между херувимами на крышке Бог говорил с Моисеем и там открывался первосвященникам. В видении Исаии Бог открылся ему в храме: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм». (Иса. 6:1) Также, всякая жертва приносилась только в храме. Другими словами святилище – место, где обитал Бог Израиля.

Давайте еще раз посмотрим на стихи 8:1,2: «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек». Самое главное, что хочет сказать автор – Иисус первосвященник истинной скинии, которая на небесах. Хотя у Израиля был храм, но этот храм – не настоящее святилище, а только отражение истинного святилища на небесах. Все священники из рода Аарона служили в земной скинии и в земном храме, как сказано: «потому что [здесь] такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе». (8:4б,5) Их служение – только тень истинного служения, которое происходит в Небесном Храме перед лицем Бога. Что такое тень? Тень человека похожа на человека. Все что делает человек, то делает и тень. Но никто не скажет, что человек и его тень это одно и то же. Человек несравненно больше. Здесь видно превосходство служения Иисуса Христа. Служение Иисуса – не в земном святилище, но на небесах. Служение земных священников – как тень истинного служения, которое совершил Иисус на небе. Хотя оно тоже важно и ценно, но оно ограничено и установлено только до времени, когда прийдет совершенное служение Иисуса в небе. Современные люди думают, что даже если не прийдут к новой скинии – Иисусу Христу, но могут угодить Богу своими добрыми делами, милостынями и моралью. Но этим невозможно спастись. Добрые дела, милостыня и мораль – очень важные и ценные дела, но это старая скиния, которая была установлена до времени, пока прийдет Иисус Христос. Мы должны делать добрые дела, но мы можем получить благоволение только когда придем истинной скинии – Иисусу Христу.

Итак, в чем состоит служение Иисуса как первосвященника истинной скинии?

Во-первых, Иисус принес дар и жертву. Посмотрите на стих 8:3: «Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести». Самое главное в служении Иисуса – это Его жертва на кресте. Смерть Иисуса на кресте – это не только плата за грех людей, но и жертва, благоприятная Богу. Этой жертвой Иисус приобрел вечное благоволение перед Богом.

Во-вторых, Иисус сейчас ходатайствует за нас. Иногда у нас возникают сомнения: «раньше Иисус ходил с учениками, Он исцелял больных, а сейчас, кажется, Иисуса нигде нет». Это не правда. Миссия Иисуса как первосвященника не закончилась, когда Он умер на кресте. Иисус взошел на небо и там сейчас ходатайствует за нас. Все мы грешники. Хотя мы поверили в Иисуса Христа, но мы все еще живем в теле, поэтому подвержены различным немощам и искушениям. Поэтому мы крайне нуждаемся в том, чтобы кто-то ходатайствовал за нас перед Богом. Иисус – это наш ходатай. Он не забыл своих детей, Он сейчас молится за нас. Кто такой ходатай? Ходатай – это адвокат. Цель адвоката – оправдать преступника. Цель прокурора – максимально обвинить и добиться максимального осуждения. Сатана всегда обвиняет нас и клевещет на нас, чтобы осудить и погубить нас. Он обвиняет и клевещет на нас не только перед Богом, но и перед людьми и перед нами самими. Хотя мы приняли Иисуса но сатана каждый день говорит: «ты такой, сегодня ты снова не встал на духовный хлеб, снова боялся говорить с начальником, снова ленился, снова делал то, то и то». Когда сатана и друзья Иова обвиняли его, он молил Бога: «Заступись, поручись [Сам] за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?». Кто может заступиться за нас перед Богом? Только Он Сам. Иисус – это наш хороший адвокат перед Богом. Он искупил нас перед Богом, потому имеет власть оправдать нас. В Рим. 8:33,34 сказано: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Также 1-е Ин. 2:1,2: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира». Мы не должны сомневаться и отчаиваться, потому что первосвященник Иисус сейчас ходатайствует за нас перед Богом.

В-третьих, служение Иисуса состоит в том, чтобы исполнить Новый Завет. В стихах с 8 по 12 автор говорит о сути Нового Завета. «Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». Ветхий Завет основывался и на любви и благодати Бога и на ответе человека. Но именно ответ человека стал слабым местом этого завета. Хотя Бог дал хороший закон, Его народ из-за греха и немощи не смог исполнить его. Наоборот, грешники извратили заповеди любви Бога. Вместо того, чтобы любить и уважать своих жен, как сказано: «будут двое одна плоть», они искали, по каким причинам можно разводиться с женою. Вместо того, чтобы заботиться о родителях, они установили корван. Вместо того, чтобы исцелить больного они запрещали врачевать в субботу и так далее. Не только евреи такие. Это грешная сущность каждого человека. Поэтому Бог решил установить с нами другой, Новый Завет. Во-первых, этот завет не основан на человеческих услугах. Он основан только на благодати и милости Бога. Стих 12 говорит: «потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». Бог решил больше не смотреть на грехи людей. Иисус исполнил это, искупив нас. Во-вторых в Новом Завете Бог обещал написать в наших сердцах и в наших мыслях Свой Закон. Грешные люди склонны извращать закон Бога, забыть Его любовь и сделать закон тяжелой ношей для других. Но сейчас Иисус искупил нас, и как и обещал, упросил Отца послать Святого Духа. Святой Дух, живет в нас и делает закон Бога в нас живым и действенным. Кто мог подумать, что п. Катя станет пастырем и с любовью и смирением будет служить сестрам в КПИ и в общей жизни сестер? В первый раз когда она пришла в церковь, все братья прятали от нее глаза, чтобы не впасть в искушение. Но Иисус и Святой Дух сделали ее чистой, прекрасной и жертвенной в Иисусе Христе. Кто мог подумать, что п. Олена сможет измениться в чистую сестру? В 2004 году на весенней библейской конференции в Одессе за ней постоянно хвостиком ходили 3, 4 или 5 совершенно недуховных братьев. Но сейчас недуховные братья боятся подойти к ней, потому что чувствуют чистоту Иисуса Христа. Почему недуховные братья боятся подходить к п. Кате и к п. Олене? Потому что сейчас от них исходит запах Иисуса Христа и Слова Бога. Где есть запах похоти там как мухи собираются всякие пустые и безголовые братья. Но где есть запах Иисуса Христа и Слова Бога, там собираются и растут агнцы и они становятся большими духовными деревьями. Изменение наших братьев и сестер – это результат исполнения обещания Бога: «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их». Исполнить это обещание Бога – это работа Святого Духа и Иисуса Христа как первосвященника. В-третьих, цель Нового Завета – показать людям живого Бога. Смотрите стих 11: «И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня». Как мы сейчас можем видеть Бога? Бог явил нам Себя в Иисусе Христе. Кроме того, мы видим Бога, когда видим Его работу в нас и в наших агнцах. В-четвертых, еще одна цель Нового Завета – восстановить правильные отношения с Богом. Посмотрите на стих 10б: «и буду их Богом, а они будут Моим народом». Правильные отношения с Богом – результат искупления Иисуса Христа и то что Святой Дух сделал закон Бога живым в наших сердцах.

2. Кровь Иисуса Христа уничтожает грех

В стихах 9:1-7 автор кратко рассказывает о ветхозаветной скинии. Скиния состояла из двух частей: «святого» и «святого святых». В «святом» находился стол для хлебов предложения и светильник. Светильник имел 7 лампад и символизирует Иисуса Христа, потому что Иисус сказал: «Я – свет миру», и Иоанн свидетельствовал: «Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Хлебы предложения символизировали Иисуса, который дает истинную духовную пищу народу. «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». В «святом святых» находился жертвенник курений, ковчег завета, на который была положена крышка с чеканными херувимами. Между херувимами Бог говорил Моисею и являлся священникам. В ковчеге находились скрижали завета, то есть 10 заповедей, то есть слово и закон Бога. Еще в ковчеге находился сосуд с манной, который тоже символизирует Иисуса, Который дает вечную жизнь: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Жезл Аарона – это суверенитет Бога в избрании Своего Слуги. Иисус не сам стал слугой Бога, но Бог предизбрал Его. Жертвенник курений обозначает молитвы святых. Ковчег завета и крышка с херувимами называлась «престол благодати». Один раз первосвященник входил в святое святых с кровью жертвы за грехи народа. Он молился за прощение грехов и просил благодати Бога для народа Израиля и кропил кровью на крышку. Через это Бог прощал грехи Своего народа и давал Свою благодать. «Святое» от «святого святых» отделяла завеса. Завеса символизирует плоть Иисуса Христа. Когда Иисус разорвал Свою плоть на кресте, завеса в храме разодралась сверху донизу и был открыт путь в святилище. В «святое» каждый день входил священник, чтобы совершать ежедневное служение. Но Бог обитал в святом святых. Туда никто не мог войти, кроме первосвященника с кровью жертвы за грех, один раз в год. Два сына Аарона вошли в святое святых не по уставу и погибли. Царь Озия только хотел войти в святилище принести курение, но Бог поразил его проказой перед лицем священников и всего народа. Что нам говорит о Боге устройство скинии и такое требование чистоты от всех служителей? Посмотрите на стих 8: «[Сим] Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния». Суть старой скинии – показать, что хотя Бог хочет обитать с грешниками, но из-за греха, грешник не может войти к Святому Богу. Царство Бога закрыто для грешников.

Посмотрите стих 9. «Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего». Порочная совесть – это серьезная проблема. Я читал в книге по психологии, один случай: некоторый молодой человек однажды отказался дать милостыню одному цыганенку. Тогда тот сказал: «ты не дал мне денег, теперь не будешь иметь жизни». С тех пор все неудачи, которые происходили в его жизни, он считал как наказание за то, что один раз отказался дать милостыню. В конце концов этот молодой человек сошел с ума и попал в психиатрическую больницу. Сатана использует каждый наш грех, чтобы поработить нас чувством вины и страхом. Его цель – чтобы мы никогда не пришли к Богу за прощением и очищением, а только осуждали себя. Поэтому в Ветхом Завете Бог дал нам систему жертвоприношений. В Левит 17:11 сказано: «потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает». Кровь жертвы – это не только удовлетворение праведности Бога. Пролитие крови очищает душу от греха. Посмотрите на стих 22. «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». Без пролития крови не бывает прощения. В книге «Бен-Гур» римлянин Мессала оклеветал и предал Бен-Гура и его семью. В результате Бен-Гур попал на галеры, а его мать и сестра попали в тюрьму и стали прокаженными. На галерах Бен-Гур поклялся отомстить Мессале и вся его жизнь была посвящена этому. Но, хотя он победил Мессалу на скачках, хотя Мессала на всю жизнь остался инвалидом, но Бен-Гур не мог избавиться от ненависти. Ненависть жгла его и он начал создавать подпольную армию. В конце концов его невеста сказала: «я потеряла того Бен-Гура, которого любила. Ты сам стал Мессалой». Освобождение произошло только тогда, когда Бен-Гур увидел распятого на кресте Иисуса. В конце он исповедовал: «я не мог опустить меч, но Распятый вынул меч из моей руки».

Современные люди привыкли легкомысленно относится в прищению грехов. Но мы должны знать, что без пролития крови не бывает прощения. Мы не можем освободиться от греха и получить прощение, если кто-то не заплатит за него кровью. Хвала и слава Иисусу, который умер на кресте чтобы простить и очистить нас.

Также одна из главных целей пролития крови в жертвоприношении – очистить порочную совесть, чтобы грешник снова мог подойти к Богу и служить ему. Но Ветхий Завет с его многочисленными жертвами, обрядами и очищениями не мог сделать нас совершенными в совести. Хотя мы имеем очищение, но оно временное и не совершенное. Это ограничение хорошо показано в стихе 10:3,4: «Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». Мартин Лютер в молодости был студентом. Однажды, возвращаясь из дома в университет, он попал в страшную грозу. Одна из молний попала совсем рядом с Лютером, так что он упал и стал молиться Богу, чтобы Он спас его. Лютер обещал Богу, что пойдет в монастырь и посвятит всю свою жизнь спасению души. В это время Лютера поразило сознание его греховности. Чтобы получить прощение он стал монахом. Он приходил на исповедь и исповедовал все, даже самые малые грехи, потом, выйдя, вспоминал еще грехи, снова приходил на исповедь, потом снова и так десять раз в день. Однажды его исповедник сказал ему: «брат Мартин! Пожалуйста, я очень устал, собери ВСЕ свои грехи, а потом прийди ОДИН раз». Также, чтобы иметь уверенность в прощении, Лютер на коленях восходил по лестнице Петра в Риме. Но он ни разу не чувствовал, что это угодило Богу. История Лютера хорошо показывает ограничение Ветхого Завета: «дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего».

Но что Бог сделал для нас? Посмотрите стихи 11-14: «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!». Аминь! Почему кровь тельцов и козлов была такая ограниченная? Потому что телец или козел – не человек, чтобы искупить грех человека. Она, хотя и освящала оскверненных, не могла полностью очистить нашу душу и нашу совесть. Но Иисус вошел в истинное святилище со Своей Кровью и приобрел вечное искупление. Иисус – полностью человек и Бог. В Нем не было никакого греха. Поэтому Его кровь – адекватная плата за грех. Иисус умер не просто так, но Сам в Духе Святом принес Себя в жертву Богу. В жертве Иисуса не было ничего человеческого, и не было ничего грешного, поэтому эта жертва полностью удовлетворила Бога. Поэтому Его жертва полностью очищает нашу душу от всяких мертвых дел.

Как нам очиститься от похоти, от гнева, от страха, от отчаяния, от дурных привычек, от всякой темноты, которая порабощает нашу душу? Одна сестра в нашей церкви раньше сильно страдала из-за похотливых желаний и не могла чисто смотреть на мужчин. Также она не могла контролировать себя в еде, много кушала, а затем освобождалась от съеденного рвотами. Она чувствовала себя после этого грязным животным и думала о самоубийстве. Чтобы освободиться, она много бегала, занималась самовнушением и медитацией, прочитала много книг по философии и психологии, но это не помогло. Но однажды слова послания к Рим. 3:24,25 коснулись ее сердца: «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде». Когда она поверила в Кровь Иисуса и попросила Иисуса заменить ее грешную кровь на Его Кровь, в ее жизнь пришла чистота и свобода. Хвала и слава Крови Иисуса Христа, которая очистила и освободила ее душу от мертвых дел!

Посмотрите еще раз на стих 14б: «очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!». Порочная совесть заставляет нас бояться Бога и больше грешить. Но цель очищения – чтобы мы служили Богу живому и истинному. Хотя мы должны чувствовать грех, мы не должны жить в осуждении. Мы должны прийти к Иисусу, получить от Него прощение и очищение и служить Богу. Одного брата в нашей церкви сатана искушал словами: «вот, ты снова согрешил, снова в сетке смотрел порнографию, ты не можешь служить Богу и приходить к Иисусу». Другому брату он говорил: «вот, ты опять как-то нехорошо посмотрел на эту сестру». Потом он не мог радоваться и вообще ничего делать. Это – искушение сатаны. Он хочет, чтобы мы жили в осуждении и бессилии. Давайте еще раз посмотрим стих 14: «то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!». Иисус вошел в святилище не с кровью тельцов, но со Своей Святой Кровью, которая очистит нашу совесть чтобы мы могли снова служить Богу. Воля Иисуса – чтобы мы пришли к Нему, получили прощение и очищение и снова служили Богу.

Посмотрите на стих 15: «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное». В результате искупления и очищения, мы, которые призваны к вере в Иисуса Христа получаем вечное Небесное Царство. Из-за преступлений мы не могли получить обещанное от Бога. Законом и Ветхим Заветом Царство Бога было закрыто для нас. Но Иисус умер и искупил нас и стал ходатаем и первосвященником Нового Завета, и в Иисусе Христе мы наследуем Небесное Царство. Аминь.

3. Иисус в Своей Крови закрепил Новый Завет

Посмотрите на стихи 16,17: «Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив». Естественно, наследие можно получить только от умершего. Смотрите стихи 18-20: «Почему и первый [завет] был утвержден не без крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог». Когда Бог заключал первый завет с израильтянами на горе Хориве, Моисей прочитал закон Бога. Все люди отвечали и сказали: «все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны». (Исх. 24:7) Тогда Моисей взял кровь и обрызгал народ и книгу закона и сказал: «вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих». С этого момента завет вступил в силу. Кровь агнцев стала печатью неизменности этого завета. Подобно этому Кровь Иисуса стала печатью Нового Завета. Бог утвердил и сделал Новый Завет неизменным, потому что Иисус пролил Свою Кровь на кресте.

В сегодняшнем слове мы узнали, что Иисус – первосвященник истинной скинии. Служение Иисуса настолько превосходнее служения земных священников, насколько человек превосходнее своей тени. Также мы узнали о превосходстве крови Иисуса Христа. Кровь Иисуса Христа – это совершенная плата за грех. Она имеет силу полностью очистить нашу душу от греха и сделать нас пригодными для служения живому и истинному Богу. Давайте с дерзновением придем к Иисусу и получим очищение и освящение нашей души от греха и будем служить живому Богу.