head
Університетська Біблійна Співдружність

“Вера, которой не был достоин этот мир”

ВЕРА КОТОРУЮ НЕ СМОГ ПРЕОДОЛЕТЬ ЭТОТ МИР

Евреям 11:29-40

Ключевой стих Евреям 11:38

те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

Сегодняшнее слово – слово веры, которое говорит о вере, как о победе. Вера – это победа, а не поражение. Вера – это победа даже в трудной, или в отчаянной ситуации. Вера – это победа, несмотря на скорби и гонения. Вера – это победа над человеческим ограничением. Через сегодняшнее слово мы можем учиться тому, что же такое истинная победа. Также, какое отношение должен иметь верующий к этому миру. Давайте через сегодняшнее слово научимся тому, что же такое истинная победа, и будем жить как герои веры в этом грешном и эгоистичном мире.

1. Истинная победа – это поступать верой.

С 29 по 31 стих описываются 3 события, в которых победа была достигнута верой. Давайте посмотрим, как герои этих стихов одержали истинную победу и творили новую историю.

Во-первых, верою во Всемогущего Бога, они перешли Чермное море по суше.

Давайте посмотрим на 29 стих. Вместе прочитаем его:

Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули.

Израильский народ испытал силу Бога, совершив исход из Египта. Теперь они шли в Ханаанскую землю в надежде, что вскоре войдут в нее. Но придя к Чермному морю, они, вопреки своим радужным ожиданием, попали в отчаянную ситуацию. Перед ними стеной встало Чермное море, а за ними жесткие и хорошо вооруженные, многочисленные египетские солдаты. Путь был закрыт как вперед так и назад. Кораблей у них не было, самолетов тоже, и даже оружия для сражения. Они попали в совершенно безвыходную ситуацию. В этой ситуации, они должны были молиться Богу, вспоминая, что Он совершил в их жизни и испытать Его силу. Однако, что они делали? Исх. 14:11,12 говорит об этом так: «11 и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта? 12 Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.» Здесь мы видим, что самой большой преградой для Израильтян было не внешняя обстановка, Чермное море или египетские солдаты. Но их главной проблемой был их рабский менталитет, который укрепился в их сердцах и мыслях. Хотя они освободились от положения египетских рабов, но внутри они еще оставались рабами, людьми с рабским менталитетом. Для того, чтобы освободиться из египетского рабства им нужен был лишь один день, но чтобы преодолеть рабский менталитет понадобилось целых 40 лет. Именно из-за этого менталитета, они, встречаясь с препятствием, сразу же жаловались и роптали.

Но был один человек, который совершенно отличался от этого народ. Это был Моисей. Давайте, посмотрим, как поступил Моисей в таком положении. Исх. 14:13,14 говорит: «13 Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки; 14 Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны.» Хотя Моисей находился в той же тупикой и страшной ситуации, что и его народ, но его поведение совсем отличалось от поведения всего народа. Даже его восприятие этой ситуации было совсем другим. Он смотрел на нее глазами веры. Его народ, глядя на сложную ситуацию, говорил: «ты привел нас умирать в пустые». А Моисей, глядя на Всемогущего Бога, говорил: «стойте – и увидите спасение Господне» Благодаря тому, что Моисей хранил свою веру, и взирал на Бога, он мог не поддаться общему ропоту и панике, но наоборот насадил своему народу веру. Он помог им бороться со страхом. Хотя он тоже не знал, как им поступать или как Бог дарует спасение, но он молился Бога, ища Его руководства. Бог – это Всемогущий Бог, поэтому для Него нет безвыходных ситуаций. Когда Израильтяне оказались между египетской армией и Чермным морем, Бог дал Моисею направление: «скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, 16 а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше;» Бог приказал израильтянам верою идти вперед, хотя перед ними было море, а Моисею своей рукой разделить море. Практическая вера – это движение. Когда они поверили Господу, и двинулись верой, абсолютно уповая на слово Бога, тогда произошло чудо. Сильный восточный ветер гнал воду, пока море не расступилось. И они перешли Чермное море, как по суше. Их вера открыла для них новый путь.

Но как поступили египтяне? Они увидели расступившееся воды Чермного моря и погнались за Израильтянами. На самом деле они уповали на свои силы и опыт. В конце-концов, они все утонули. Бог закрыл путь людям, которые не имели веры. Люди могут находится в подобной ситуации, и даже совершать подобные поступки, но результат будет сильно отличаться в зависимости от того, поступают ли они верой или неверием.

Бог совершил в нашей жизни исход через Кровь Иисуса Христа. Теперь мы все направляемся в ханаанскую землю, которую Бог обещал нам – Царство Бога. Но вовсе необязательно нас ждут лишь удачи. Перед нами много-много трудностей, которые мы должны преодолевать верой. Но если мы имеем веру, то обязательно преодолеем все преграды.

Какое Чермное море есть у нас? Для кого-то Чермным морем является учеба. Кажется совсем невозможном освоить тот или иной предмет и успевать. Для кого-то трудности с работой. Многие из молодых верующих, начав путь веры сталкивается с грозным Чермным морем – препятствиями и непониманием со стороны родителей или друзей. Для кого-то – это раздражительный или наоборот слишком податливый характер, который мешает нам жить радостной жизнью веры. Многие выпускники или молодожены встречаются с Чермным морем материальных трудностей. Например, для меня одним из Чермным морей, была зависимость от курения. Есть много и других Чермных морей. Они были есть и будут. Но важно то, как мы поступаем, встречая Чермное море? Мы можем поступать как израильтяне, отчаиваясь и ропща, но можно поступать как Моисей. Нам нужно выбрать. Если мы поступаем верою во Всемогущего Бога, то Бог откроет перед нами Чермное море и покажет новый путь. Когда у нас есть вера, то, встречая Чермное море, мы будем укрепляться и возрастать людьми веры. Но когда у нас нет веры, мы не то что перед Чермным морем, но и перед речкой будем отчаиваться и колебаться. Потом в бессилии опустим руки и утонем. Библия говорит (Ис. 43:2):

«Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя.».

Когда мы поступаем верой, Бог Сам откроет для нас путь и даст победу.

Итак, верой во Всемогущего Бога, они перешли Чермное море. Но, какой еще верой они творили новую историю?

Во-вторых, они творили ее верой повиновения. Хороший пример здесь – взятие крепости Иерихон. Давайте прочитаем стих 30:

«Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.»

Между 29 и 30 стихами – разница в 40 лет. В это время из-за неверия и из-за рабского менталитета большинство из израильтян погибло в пустыне. Это было время неверия в истории Израиля, время стыда. Но поколение неверия погибло в пустыне, и появилось новое поколение героев веры. Лидерами этого поколения были Иисус Навин и Халев. И теперь этот Израиль вступил в землю обетованную. Ему надлежало изгнать миллионы хананев, которые населяли эту землю. И аванпостом, на их пути встал город Иерихон. Это был не простой маленький районный центр, но это была мощная и большая крепость с очень толстыми и высокими стенами. Она считалась на то время неприступной. Израиль же не имел большого опыта ведения боевых действий и он не имел необходимой техники – катупульт или стенобитных машин. Жители Иерихона прекрасно понимали свое превосходство над израильтянами, и просто заперлись за своими неприступными стенами. Они верили, что пока стоят их стены, им не угрожает никакая опасность. Можно спокойно смотреть на израильтян и смеяться над их тщетными попытками взять крепость. И так бы и было, если бы стратегия Израиля была основана на человеческом опыте. Но их стратегия была стратегией Бога. Они решили взять крепость повиновением Богу. Бог же не приказывал им готовиться к штурму или к осаде. Но Он приказал им ходить во круг Иерихона в течении семи дней в полном молчании, а потом воскликнуть. Это должно было привести к тому, что стены Иерихона падут. Если мы представим себя на месте армии Иисуса Навина, то поймем насколько сложно последовать такой странной стратегии Бога! Но что произошло, когда они послушались направления Бога? Произошло чудо и неприступные стены Иерихона пали! Это было победой веры. Духовная война это не война плоти и крови, но война Бога. Вот здесь мы видим секрет победы в духовной войне! Это абсолютное повиновение Богу, это терпение и молитва.

Чем для нас является Иерихонская крепость? Например, закрытое сердце агнцев – это Иерихонская крепость. Такую иерихонскую крепость невозможно открыть мирскими методам – просто вкусной едой, приветливостью, человеческой помощью, и даже угрозами. Мы должны оставить свой план и свою мудрость и уповать на силу и на мудрость Бога. В Зах. 4:6 говорится: «Тогда отвечал он и сказал мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.» Мы должны вести духовные битву подражая израильскому народу и Иисусу Навину. Хотя кажется это не эффективно и не быстро, но стратегия молитвы, стратегия терпения, доверяя и повиновения Богу, однажды разрушит иерихонскую крепость. Какая духовная стратегия есть у нас? Например, это изучение Библии 1:1., также это молитва. Каждое утро мы молимся. Мы обходим студгородок и молимся, провозглашая, что это собственность Бога. Кажется что это слишком медленно и не эффективно. Но через пример Иисуса Навина мы видим, что это наилучший метод для того, чтобы разрушить Иерихонскую крепость. Все мы молимся за мировую миссию. Для того, чтобы завоевать Иерихонскую крепость – мусульманский мир для Иисуса, мы послали одну семью м. Поинта в Турцию. Для этого мы всегда принесем за них молитву Богу и укрепим их, например, письмами. Это кажется неэффективно и медленной тактикой, но однажды мы увидим, как стены мусульманского мира рухнут для Евангелия.

У Бога есть Своя стратегия для завоевания Иерихонской крепости. Бог знает, как разрушить стены КПИ, НАУ, Авиационного Университета, мусульманского мира для Евангелия. Нам нужно верой и повиновением следовать Его стратегии, и однажды мы увидим, как Иерихонская крепость будет взята. Давайте будем усердно продолжать нашу путь веры, повиновения и терпения – изучать Библию с агнцами, проповедовать Евангелие и жить молитвенно.

В-третьих, какой верой они могли творить новую историю? Верой, которая выбирает сторону Бога при любых обстоятельствах. Давайте прочитаем стих (31):

«Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.»

Давайте подумаем, кем была Раав? Она была хананеянкой, значит она была язычницей. Она должна была погибнуть с иерихонским народам. Также она была блудницей, она принадлежала к самым низам общества. У нее не было ни каких человеческих достоинств. Но, оказывается, даже такая крайняя грешница тоже может придти к Богу и быть спасенной. Это благодать на благодать. Мы видим, что спасение Раавы полностью наполнено благодатью Господа.

Наверное, она уже слышала о Боге, живя в Иерихонской крепости. До нее дошли вести победоносном продвижении Израиля, перед которым уже пало несколько сильных народов. Этот народ не поклонялся никаким идолам. Он не был по-человечески особенным, только одно делало его особенным победоносным. Этот народ служил Господу Богу. Наверное, услышав об этом, Раав пришла к выводу, что их Бог, это Бог, Который на небе вверху и на земле внизу, это Всемогущий Бог, Который пребывает со Своим народом везде и дает ему победу. Она поверила в этого Бога и имела перед Ним благоговение. Поэтому, когда однажды два израильских шпиона, просили спрятать их от иерихонской тайной полиции, она приняла их с миром, укрыла и потом отпустила с миром. Это было непросто сделать. Потому что такое поведение однозначно расценивается как государственная измена. Ей нужно было преодолеть страх перед разоблачением, позором и наказанием. Ей нужно было преодолеть естественное чувство принадлежности к своему народу. Кроме того, она была совсем одинока, никто не мог поддержать и понять ее. Но она поступила так потому, что верой решила встать и стоять на стороне Бога. Тогда Бог сохранил ее дом. И она могла стать одним из предков веры. Она стала прапрабабушкой царя Давида (Мф. 1:5). Бог использовад в своей истории такую женщину, крайне безнадежную и несчастную. Он использовал ее благодаря ее вере. Здесь мы хорошо видим, каков характер Бога? Бог – Бог благодати, Бог – это Бог для всех народов. Бог будет использовать и наградит тех, кто ищет Его, не зависимо от национальности, пола, положения, состояния.

Когда мы смотрим на поступок Раавы, которая приняла и скрывала соглядатаев, это кажется нам незаметным делом. Но с точки зрения Бога, она поступала верой. Время от времени мы оказываемся в небольших ситуациях, когда нужно сделать явный выбор – стоять ли нам на стороне Бога или греховного мира. Мы выбираем сторону Бога, и несем убытки. Например, получаем непонимание и даже осуждение со стороны людей. Иногда убытки могут быть существеннее, например, нужно избрать сторону Бога и, скажем, отказаться от выгодной сделки. Если это небольшое дело, то нам иногда кажется, что это ничто, и может совсем не к чему терпеть такие убытки. Но через пример Раавы, мы видим, что то что мы делаем для Господа верой, терпя убытки и избирая Его сторону, Бог оценивает высоко и использует в Своей истории.

Итак мы видели какой верой люди веры творили новую историю. Во-первых верой во Всемогущего Бога, во-вторых, верой повиновения, в-третьих, верой, которая избирает сторону Бога.

Маленькое заключение.

Этот мир постоянно предлагает нам оставаться в рабском менталитете, поступать по-мирски и не двигаться вперед. Но если мы постараемся творить новую Божью историю в этом мире, то нас неизменно ждет великая победа.

2. Герои веры.

Автор послания к Евреям, в 11 главе, начиная с Авеля, говорил о каждом из ветхозаветных героях веры индивидуально. Но теперь он ставит на этом точку. Почему? Он просто боится, что не успеет! Вспоминая героев веры, автор пришел к выводу что их слишком много! Если писать подробно о каждом, то нужно приготовить многотомную докторскую диссертацию. Поэтому далее он переходит к классификации героев веры.

Итак, есть 2 типа героев веры. Первые побеждали верой. В стихах 32-34 в основном перечислены герои книги судей и Царств. Все они были слабыми и людьми с горькой судьбой, но верой они преодолели свой фатализм и слабость и творили новую историю.

Так Гедеон был запуганным мадианитянами младшим сыном бедной семье, который только причитал на свою несчастную судьбу, и судьбу своего народа. Но когда Господь призвал его, то он верой с тремястами человек поразил огромную мадиамскую армию. Варак хотя был мужчиной, но чувствовал уверенность только, когда рядом с ним была судья Девора. Однако верой он победил армию грозного военачальника Сисары. Самсон был очень и очень силен перед врагами, но очень слаб перед женщинами. Поэтому был легко обманут одной из них. Однако в самое отчаянное время, будучи слепым, скованным и служа зрелищем для своих врагов, воззвал к Господу, и погиб как герой веры, погубив множество врагов. Давид был младшем сыном своего отца, которого даже презирали собственные братья, и отец не воспринимал серьезно. Но верой он убил грозного и страшного филистимлянина Голиафа. Самуил же вообще не должен был родиться, потому что его мать была неплодной. Однако родился и воспитал царей для Божьего народа.

Мы видим, что они не были суперменами, но были такими как мы. Без веры они ничего не смогли бы сделать. Но верой они преодолели свою слабость и одержали свои победы. Чтобы быть лидером, использованным в Божьей истории, необязательно быть совершенным человеком. Вот здесь для нас есть Евангелие, потому что и мы не совершенные люди. Но для того, чтобы быть лидером, обязательно нужно научиться преодолевать свои слабости верой.

В 33-34 мы видим, что они совершали верой разные дела Бога. Встречая невозможную ситуацию, они не сдавались, но бросили вызов верой и превратили отчаянную ситуацию в ситуацию, полную Божьей надежды. Мы тоже встречаемся с разными ситуациями, разными трудностями. Но как мы можем преодолевать их? Верой мы можем преодолеть и творить новую историю.

Второй тип, это герои веры которые также одержали победу верой. Но это внутренняя победа, которую не оценивает этот мир. С 35-38 говориться о внутренней победе. Читая эти стихи мы можем содрогнуться, и подумать, за что Бог так покарал этих людей? Или – вот бедняги… Но надо понимать, что они испытали такие страдания не из-за других причин, но только потому, что отказались идти на компромисс с этим миром. Если бы они пошли на компромисс с этим миром, могли бы жить комфортно и хорошо. Но они отказались так жить, потому что решили ни в коем случае не оставить свою веру. Давайте вместе прочтем стих 38.

«те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.»

Мир думал, что такие люди недостойны того, чтобы жить в мире, но на самом деле мир не стоил того, чтобы они в нем жили. Здесь если можно свой настоящий пример. Например про работу или квартиру.

По-человечески, кажется, что это несчастные люди, которые жили неуспешной и не победоносной жизнью, но Библия говорит, что их жизнь была настоящей победой и они жили как настоящие победители. Вот здесь есть истинная победа людей, которые верой победили этот мир и верой угодили Богу. На самом деле они были самыми сильными. Ап. Павел говорит о них 2Кор. 6:8-10

«8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; 9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; 10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.»

Если мы живем верой и не делаем компромисс с миром, то обязательно будем терпеть страдания и гонения. Как говорится во 2 Тим. 3:12 «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.» . Однако такое страдание не может сделать нас бесполезными или слабыми, наоборот оно укрепляет нас, делает нас сильными и прекрасными верующими.

Все мы, верующие, хотя живем в этом мире, но не принадлежим этому миру. Мы верующие не должны жить так, как живут неверующие. Бог хочет, чтобы Его народ жил как народ Божий по Божьим стандартам, а не по мирским. Поэтому мы должны иметь ясное решение жить как народ Божий.

Прочитаем стихи 39-40.

«39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.»

Все эти предки веры, живя до конца верой в любой обстановке получили признание от Бога. Так они верой угодили Богу. Однако, они не получили обещанного. Обычно маловерные люди, принимая обещание, попробуют жить верой, но если сразу не получают конкретного ответа, то оставляют свою веру. Но здесь мы видим, что важно жить верой. Это не значит получить всего того, что нам хочется. Но это значит, получить признание Бога, что мы верующие и живем верой.

В 40 стихе «лучшее» указывает на Иисуса Христа. Мы все христиане, верой в Иисуса уже получили лучшее. Иисус является кульминацией искупительной истории. Предки веры Ветхого Завета жили взирая на грядущего Мессию, а христиане Н. З. живут взирая на Иисуса Христа, Который уже пришел.

Мы можем думать, что великие дела веры можно было творить лишь в Ветхом Завете. Максимально во времена апостолов. Но, как мы видели, все герои веры, не были совершенными людьми. Они были как мы, но верой преодолели свое ограничение и слабость и жили великой жизнью. Давайте мы тоже, подражая им, будем высоко ценить жизнь веры и стремиться жить, как герои веры в нашем поколении.