head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Бог есть истина” (Иеремия 7-10)

БОГ ЕСТЬ ИСТИНА

Иеремия 7-10

Ключевой стих 10:10 : "А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живой и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его."

Сегодня у нас достаточно большой отрывок, и мы можем детально разбирать его до вечера. Поэтому проповедь будет иметь более обзорный характер. Тем не менее, главное послание в нем довольно простое и четкое. Это одна из главных тем в служении пророка Иеремии. Суть в том, что надо верить не в выдумки и суеверия, а в реального живого Бога.

1. Последствия несерьезного отношения к Богу

Прочитаем стихи 7:1-4:

1 Слово, которое было к Иеремии от Господа:

2 стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу.

3 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте.

4 Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень".

Бог дал Иеремии трудную задачу: стать в воротах храма и сказать приходящим туда людям, что на храм нельзя надеяться. Это было опасно. Когда неверующему говоришь о покаянии, ему может быть неприятно. Но когда говоришь покаяться религиозному человеку, тот может даже применить рукоприкладство. Но слово Бога — истина. Богу важно не исполнение ритуалов, а послушание слову Бога. Если они исправят свои дела: не будут нечестно судить, не будут никого притеснять и проливать невинную кровь, поклоняться человеческим выдумкам, то Бог оставит их в их земле, и никакие враги не смогут их оттуда вытеснить. То есть, они делали все эти дела. Но при этом надеялись, что наличие Храма защитит их. В ответ Бог сказал им пойти и посмотреть, что случилось в Силоме.

12 Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля.

Силом был первой столицей Израиля, и в нем располагалась скиния, где стоял Божий Ковчег с 10 заповедями. В течение 369 лет Силом был политическим, культурным и религиозным центром Израиля. Но затем он потерял это значение. Библия говорит о священнике по имени Илий, у которого были распутные сыновья. Они пренебрегали обязанностями священника, притесняли народ, и даже спали с женщинами, приходящими на поклонение. Тем не менее, они были священниками, и отец ничего с этим не делал. Когда филистимляне нанесли поражение израильтянам, те сделали ход конем: взяли с собой на войну ковчег Господа. Но взяли так же и сыновей Илия. Они рассчитывали на то, что ковчег принесет им победу. Но они проиграли, и ковчег забрали враги. Илий умер, его сыновья погибли, и ковчег больше никогда не вернулся в Силом. Во времена Иеремии Силом уже около ста лет был захвачен и разрушен Ассирийцами. Иудеи выбрали вместо Силома Иерусалим, а вместо ковчега — храм. Они крали, убивали, прелюбодействовали и клятвенно присягали на лжи, совершали мерзкие ритуалы идолопоклонства, и думали, что храм спасет их. Правда же состоит в том, что ни храм, ни ковчег, ни какие другие святыни и артефакты не дают +1 к благосклонности Бога. Иерусалим будет разрушен так же, как в свое время был разрушен Силом. Через пророка Исаию Бог говорит:

…А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим. (Исаия 66:2)

Прочитаем стихи 16,17:

16 Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя.

17 Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима?

Бог поручает пророку уникальное задание: не молиться за народ! И до конца главы говорится о том, как упорно израильтяне отвергали слово Бога и служили идолам. Бог говорит, что вопрос не в том, какие ритуалы совершать, потому что Бог желает не ритуалов. Посмотрите стихи 22-24:

22 ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве;

23 но такую заповедь дал им: "слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо".

24 Но они не послушали и не приклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом.

У нас всегда есть выбор: поступать как надо или как хочется. Я всегда учу так своих детей. «Не хочется идти в школу? Понимаю. Мне тоже не хочется на роботу. Но надо». Бог учил израильтян, как надо поступать, но они поступали по внушению и упорству злого сердца своего. Легче откупиться ритуалом или пожертвованием, и делать, как хочется, чем изменить свои мотивы и делать, как надо. Но Бог напоминает, что всякое решение имеет последствия, и последствия безбожия очень серьезны.

Стихи 1 и 2 8-й главы говорят, что, когда придут захватчики, они искоренят даже светлую память предков, которую народ так ценил.

Посмотрим стих 3:

3 И будут смерть предпочитать жизни все остальные, которые останутся от этого злого племени во всех местах, куда Я изгоню их, говорит Господь Саваоф.

Жизнь безбожника становится хуже смерти. Вы, наверное, знаете из новостей, что у одного бывшего чиновника, нажившего богатство обманом, на столе нашли диск, подписанный: «Лечение алкоголизма и изгнание бесов». Последствия грешной жизни приходят обязательно. Но что надо делать в такой ситуации?

4 И скажи им: так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются?

Если упал, надо встать. Если сделал зло — надо раскаяться и решить делать добро. Но они не хотели. Вместо этого они делали вид, что у них все хорошо. Посмотрите стих 8:

8 Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь.

Они утешали себя тем, что у них есть закон. Формально они даже поступали по закону. Просто книжники, или, по-современному, профессиональные юристы, умели грамотно составить подходящие толкования. Как Остап Бендер, который знал 400 относительно законных способа отъема денежных знаков у населения. Никакой закон не имеет способности изменить мотивы человека. Люди продолжают искать лазейки, чтобы исполнять свои злые желания. Только кровь Иисуса Христа может смыть грех с наших сердец и сделать нас особенным народом, ревностным к добрым делам.

Для Бога важно не наказать виновного, а спасти. Он уже заплатил за нашу вину Своей смертью на кресте. Нам не нужно прятаться за религию, страдая в душе из-за своей вины. Надо прийти к Иисусу и попросить о прощении и восстановлении, и кровь Иисуса Христа очистит нас от всякого греха.

2. Горесть Иеремии

Конец 8-й и начало 9-й главы выражают скорбь Иеремии о его народе. И если внимательно читать этот отрывок, то мы увидим, что Иеремия больше плачет не о том, что его народ проиграет войну, хотя это тоже серьезно его отягощало. На войне убивают. Но люди умирают и без войны. Просто война делает это быстрее. Но больше Иеремия плакал не о том, как они умрут, а о том, как они живут.

2 …ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных.

3 Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь.

4 Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы.

5 Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости.

6 Ты живешь среди коварства; по коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь.

8 Язык их — убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строят ему ковы.

Как можно вообще жить, не доверяя даже самому ближнему человеку? Как можно жить, если знаешь, что все вокруг — ложь и лукавство? Такое общество разрушает само себя и обречено на гибель. И если бы захватчики обошли их стороной, они бы сами превратили землю в пустыню, а Иерусалим в развалины. Посмотрите стихи 12-14:

12 Есть ли такой мудрец, который понял бы это? И к кому говорят уста Господни — объяснил бы, за что погибла страна и выжжена, как пустыня, так что никто не проходит по ней?

13 И сказал Господь: за то, что они оставили закон Мой, который Я постановил для них, и не слушали гласа Моего и не поступали по нему;

14 а ходили по упорству сердца своего и во след Ваалов, как научили их отцы их.

Бог призывает народ плакать, потому что они будут истреблены и их трупы будут валяться, как навоз на поле. Неправильное основание жизни приводит к тому, что жизнь теряет ценность. Человеческая цивилизация достигла многого, но что это принесло человеку, который смотрит в глаза смерти? Волнует ли его размер его зарплаты, оттенок ногтей, или сколько ядер в его смартфоне? Есть ли ему польза от его силы или ученой степени? Смерть уничтожит все, чем можно было хвалиться.

23 Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим.

24 Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь.

Когда человек пренебрегает словом Бога, он перестает понимать, что хорошо, а что плохо. Он перестает интересоваться, где правда, а где ложь. Единственное, что его интересует — это личная выгода. Поэтому Бог посылает на них армию захватчиков, которые оберут с них все, что только можно, и ничего не оставят. Война — единственное, что может пробить их толстый панцирь греха.

Война уничтожает все, на что человек может надеяться. Когда у нас появилась опасность войны, мы даже перестали переживать об инфляции. Война может отобрать машину, разрушить дом, забрать семью, здоровье и саму жизнь. Все, на что человек опирался, к чему стремился, что ценил, утрачивает свою ценность. Все, кроме отношений с Богом. Вильгельм Буш в своей книге «Иисус — наша судьба» писал:

«"Шестнадцатилетний юноша рассказал мне об одном случае, который произошел с ним на войне. После налета бомбардировочной авиации на его батарею он первым вышел из бомбоубежища и увидел человека, лежавшего со вспоротым животом. Когда он попытался ему помочь, то этот человек сказал: "Я умираю. Ты мне уже не поможешь. Мне нужен только кто-нибудь, кто мог бы со мной помолиться. Парень, помолись-ка!" Но юноша ответил: "Среди гитлеровской молодежи я научился лишь сквернословить, но не молиться".

Он побежал к капитану и позвал его. Капитан склонился над человеком, у которого виднелись кишки из вспоротого живота, и спросил: "Чего ты хочешь, друг?" "Капитан, я умираю. Помолитесь со мной!" "Боже! – воскликнул капитан, – Я не умею молиться!" И послал за старшим лейтенантом. И вот они стоят, мужественные воины, которые многое о себе мнят, которые могут рассказать любой пошлый анекдот, которые могут сквернословить, но ни один не умеет молиться. И вот этот юноша мне говорит: "Я тогда стоял и думал: выбраться бы мне из этой грязной войны, тогда уж я в первую очередь разыщу людей, которые научат меня молиться. Я бы не хотел так жутко погибать, как этот человек!" »

Опасность войны сейчас висит и над нашим народом. Как мы должны поступать в таких обстоятельствах? Купить много гречки и выкопать бомбоубежище? Переехать в другую страну? Куда-нибудь в Африку, подальше от возможного использования атомного оружия. Нет. Нам нужно отнестись серьезно к Библии и найти в ней твердую надежду, которая не подведет даже в минуту смерти, и поделиться этой надеждой с другими. Бог дает такую надежду.

Страшнее войны — когда больше половины людей на кассе супермаркета покупают водку. Когда дети или беременные женщины курят. Страшно, когда человек трехэтажным матом отстаивает свое право бросать мусор на дорогу. Когда родителям все равно, что делают их дети. Когда лидеры явно лицемерят, а народ поддерживает. Когда никто не живет для славы Бога, а только для личной выгоды. Страшно, когда человек сделал ложь основой для своей жизни. Это хуже войны, и это происходит перед нашими глазами каждый день, много лет. Угроза войны только помогла нам осознать, в какой опасности жил наш народ все это время. Мы должны были плакать и сокрушаться о нем, но мы не понимали истинное положение вещей.

Сейчас Бог дает нам выбор между глупостью и мудростью. Узнавать и понимать Бога и хвалиться только Им — пусть это станет нашей самой большой ценностью и радостью.

3. Господь есть истина

Прочитаем стихи 1,2 10-й главы:

1 Слушайте слово, которое Господь говорит вам, дом Израилев.

2 Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся.

Бог не желает, чтобы его народ занимался суевериями. Суеверие — это вера без основания. Мы не должны строить свою жизнь на вымыслах. Дальше Иеремия детально описывает процесс производства идолов:

3 Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора,

4 покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось.

5 Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах.

8 Все до одного они бессмысленны и глупы; пустое учение — это дерево.

9 Разбитое в листы серебро привезено из Фарсиса, золото — из Уфаза, дело художника и рук плавильщика; одежда на них — гиацинт и пурпур: все это — дело людей искусных.

Иеремия описывает технологию так детально не для того, чтобы научить нас, как самому сделать идола в домашних условиях. Он делает это, чтобы показать, что никакой идол не является Богом. Это все — творение людей искусных, то есть, профессионалов. В наше время классических идолов строят не так часто, все-таки прогресс. Но идол — это что угодно, пред чем человек преклоняется вместо Бога. А таких вещей и сейчас достаточно. Создание идолов было передовой технологией того времени. Прошлый век прошел в эйфории от достижений науки и техники. Все ожидали, что вот-вот, и наступит рай на земле, но он не наступил. Этот век ушел в виртуальные миры, надеясь там получить все то, чего так не хватает в реальной жизни. Но всеобщего счастья не наступило. Все это — всего лишь дело людей искусных. Получить то, что дает только Бог-Творец, невозможно с помощью творения. Все, что придумали люди, становится бессильным перед двумя вещами. Во-первых, перед смертью. Никакое изобретение еще не смогло сделать человека бессмертным. Во-вторых, перед грешной природой человека. Какую хорошую вещь не придумали бы люди, ее обязательно начнут использовать для плохих целей. Поэтому приходится постоянно «укреплять гвоздями, чтобы не шаталось». Идолы сделаны людьми, и полностью находятся во власти людей. Они не могут делать ни добра, ни зла. Они не могут исправить злые желания человека и заменить их добрыми, потому что человек просто использует их по своим желаниям. Не так — Бог. Прочитаем стихи 6, 7 и 10:

6 Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом.

7 Кто не убоится Тебя, Царь народов? ибо Тебе единому принадлежит это; потому что между всеми мудрецами народов и во всех царствах их нет подобного Тебе.

10 А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живой и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его.

Иеремия использует противопоставление: идолы — выдумка, а Господь — истина. Идолы мертвые, а Господь — живой Бог. Идолы не могут делать ничего, а Бог делает все по Своей воле. И каждый, кто доверяет свою жизнь человеческим выдумкам, поступает глупо, потому что однажды эти вещи просто исчезнут. И только Господь останется. Только Его слово, Его обещание, является надежным основанием, за которое можно держаться всегда. Деньги, на которые уповает большинство, тоже исчезнут. Я в понедельник пришел в банк забрать зарплату, но оказалось, что банк прогорел и денег не дают. И я возрадовался, потому что вместо ненадежных денег у меня есть Бог, на которого я могу уповать всегда. Этот Бог имеет удивительный план на мою жизнь. Этот Бог отдал своего Сына, чтобы спасти меня от греха и смерти. Этот Бог направляет мою жизнь и исправляет, когда я заблудился.

Прочитаем стихи 23-25:

23 Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим.

24 Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня.

25 Излей ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на племена, которые не призывают имени Твоего; ибо они съели Иакова, пожрали его и истребили его, и жилище его опустошили.

Иеремия знал, что не он сам, а Господь настоящий хозяин его жизни. В этих стихах он упоминает две вещи: наказание и ярость. Наказание происходит не во гневе, а по правде, то есть, его целью является не уничтожение, а исправление. Ярость же — это гнев, который невозможно остановить, который предназначается только врагам. По природе мы были врагами Бога, и для нас была готова ярость. Но Бог так полюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Господь наказывает нас, как Своих детей, чтобы дать нам будущее и надежду.

Давайте сегодня сделаем решение не уповать на творение искусных людей и не верить лжи, но основать свою жизнь на слове Бога живого, сотворившего небо и землю.

10:10 А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живой и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его.

(п. Ной)