head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Два зла Израиля” (Иеремия 2)

ДВА ЗЛА ИЗРАИЛЯ

Иеремия 2

Ключевой стих 13 : "Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды."

В первой главе Бог призвал юного Иеремию к служению и дал ему два видения, через которые показал, что Бог верно исполняет Свое слово. Пренебрежение Божьим словом приведет к проблемам с такой же точностью, как приводит к проблемам пренебрежение законами физики. Во второй главе Бог дает свое первое послание к Израилю. Читая эту главу, мы понимаем, почему Иеремия стал плачущим пророком. Не просто потому, что ему было тяжело, а потому, что сам Бог проливал слезы о Своем народе.

В эти дни мы скорбим о тех, кто погиб на Майдане в борьбе против испорченности власти. Пусть Бог научит нас скорбеть также о людях, оставивших Бога, идущих в погибель, но которых еще можно спасти.

1. Источник и разбитые водоемы (1-13)

Прочитаем стихи 1-3:

1 И было слово Господне ко мне:

2 иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную.

3 Израиль [был] святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь.

Эти слова можно положить на музыку, и получим трогательную песню о любви. Бог говорит о том времени, когда Он вывел Израиль из рабства в Египте. Слово «дружество» во втором стихе в оригинале звучит как ХЕСЕД (חֶסֶד ), и это слово означает преданность, верность и заботу, которые бывают между людьми, состоящими в завете, например, в браке, когда душа одного связана с душой другого. Израильтяне последовали за Богом в пустыню, не зная, куда идут, только доверяя Его обещанию и слушаясь Его слова. Пустыня не засеяна, то есть там нет еды и комфорта. Кто хочет идти в такое место? Но Израилю было достаточно того, что Бог был с ними. В пустыне, где жить невозможно, двухмиллионный народ жил сорок лет и ни в чем не нуждался, у них ни одежда не ветшала, ни нога не пухла (Втор.8:4;29:5). Когда враги причиняли им зло, Бог давал врагам бедствие, а Израилю победу. Они говорили Богу, что если Он не пойдет с ними, то им нет смысла вообще куда-то идти. Не правда ли, что это прекрасный пример любви и доверия?

Но затем что-то произошло. Посмотрим стихи 5-7:

5 Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились,

6 и не сказали: "где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вел нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?"

7 И Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью.

Бог ввел их в хорошую землю, где все есть. Бог исполнил Свое обещание. Но они поступили так, словно нашли в Боге какую-то неправду. Они забыли, что все, что они имеют, им дал Бог. Они оставили Бога и пошли за бессмысленными вещами и, в результате, сами стали бессмысленными. А бессмысленная жизнь производит мерзости.

8 Священники не говорили: "где Господь?", и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают.

В пустыне они жили за счет того, что Бог каждый день давал им манну с неба, давал им воду из скалы и делал, чтобы мясо само к ним прилетало. Поэтому они каждое утро ждали милости от Бога. Но теперь, в достатке и комфорте, не только обычные люди, но даже священники перестали говорить: «Где Господь?». При сытом брюхе это уже было неинтересно. Они перестали зависеть от Бога, а стали зависеть от окружающих народов, и потому переняли себе их идолов. Их благоденствие зависело от урожая, и потому они стали интересоваться не Богом, а Ваалом. Ваал — это бог урожая, такой себе министр сельского хозяйства, но очень коррумпированный. 8-й стих говорит, что он не помогает. Израиль оставил Бога, хотя ни один другой народ своих идолов не променял. Служить Ваалу или любому другому идолу — легко. Это как ходить в магазин: когда надо — пошел, не надо — не пошел. Что-то нужно — заплатил, получил. Но отношения с живым Богом — это не как магазин, а как отношения в браке. Отношения — это постоянные обязательства. Даже если трудно, или устал, или плохое настроение. Муж и жена должны заботиться друг о друге, даже если смотрят на какие-то вещи по-разному. Отношения с живым Богом — это не пользование сервисом, это когда я каждый день ищу «Где Господь», когда я предстаю во всех своих немощах и грехах пред Его величием и позволяю Ему действовать во мне и изменять меня.

Прочитаем стихи 12,13:

12 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь.

13 Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.

Израильтяне оставили Бога и придумали Ему замену. В этом стихе Бог сравнивается с источником живой воды, а идолы — с разбитыми водоемами, которые не могут держать воды. Почему они сделали такой размен? В жарком климате Иудеи вода была очень важна, и обладать источником было ценнее, чем обладать золотой жилой. Люди, имевшие скудный запас воды, мечтали о том, чтобы иметь много воды. Я хочу, чтобы мы подумали о том, какое отличие между источником воды и водоемом. Источник постоянно производит воду. Обычно это чистая вода, отфильтрованная многими слоями грунта. Водоем ничего не производит, только теряет через испарение и другие причины, вода в нем постоянно загрязняется, но зато в него помещается очень много. Если захочется в один момент использовать миллион кубометров, водоем это позволит, а источник — нет. Создается впечатление, что ты имеешь больше свободы и власти. Поэтому есть большое искушение променять маленький источник на большой водоем. Но когда променяешь — уже не можешь пить и утолять жажду, а начинаешь заботиться, как сохранить свой водоем, и переживать. Это справедливо и в наше время. Людям хочется иметь миллионы на счету, чтобы сразу потратить много, сколько захочу. Это типичный пример разбитого водоема. Но это не насыщает. Чем больше есть, тем больше хочется. Неутоленная жажда приводит к потребительскому взгляду на мир. Наверное, многие уже видели фото из Межигорья. В духовном смысле это тоже «водоем разбитый». Яркий образец жажды одного человека, получившего возможность забирать себе все, что хочется. И в то же время яркий пример страха и переживаний, в которых он жил. Но Бог создал нас не для этого. Он создал нас на добрые дела.

Бог есть источник живой воды. Одной женщине, жаждущей любви, Иисус сказал, что Он дает живую воду, которая утоляет всякую жажду. Это исцелило ее жизнь. Он призывал всех идти к Нему и пить, чтобы живая вода превратилась в реки, текущие из чрева. Я бы сказал, что в духовном смысле Иисус превращает нас из потребителей в производителей. Когда Иисус правит в сердце, Он утоляет всякую жажду Своим прощением и любовью, и мы уже не ищем, как это получить, но ищем, как это кому-то дать. Не какие-то вещи, которые Он дает, но Он сам, отношения с ним, изменяют все в нашей жизни.

Сейчас в нашей стране произошло большое изменение. Но дело еще не закончено. Идолы просто так не уходят. Самое важное не смена людей у власти, а перемена в сердце. Важно, чтобы теперь мы не продолжили по привычке высекать себе новые водоемы, а пили из источника живой воды. Мы должны молиться за наш народ и проповедовать Иисуса Христа.

2. Невеста и блудница (14-37)

У безбожной жизни есть свои последствия. Израиль много пострадал от агрессии окружающих народов, особенно Египта, Ассирии и Вавилона. Они думали, что стали заложниками геополитической ситуации. Но Бог в 17-м стихе задал им вопрос по существу:

17 Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя?

Они пренебрегли Божьим законом — не потому ли в их стране творится беззаконие? Они оставили Бога, ушли из-под Его защиты — не поэтому ли стали беззащитными? В таких случаях надо одуматься и вернуться к Богу. Но они были слишком упорными и не умели делать выводы. Они продолжали искать помощи от грабившего их Египта, чтобы он защитил их от грабившего их Вавилона. Они искали себе гарантию безопасности. Но не там искали.

19 Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф.

Они думали, что смогут избежать последствий безбожия. Но Бог настойчиво пытался показать им причинно-следственную связь. И мы, смотря на их судьбу, можем научиться, что оставить Бога — это не игрушка, а смертельная опасность.

20 Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои, и ты говорил: "не буду служить [идолам]", а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал.

21 Я насадил тебя [как] благородную лозу, – самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?

22 Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог.

23 Как можешь ты сказать: "я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?" Посмотри на поведение твое в долине, познай, что делала ты, резвая верблюдица, рыщущая по путям твоим?

Стихи 20-23 говорят, что они делали много отвратительных дел, но при этом утверждали, что они ничем себя не осквернили.

Бог сравнивает их с необузданной дикой ослицей, которая поступает по своим хотениям, но однажды будет поймана. Их жизненная философия не переживет проверки обстоятельствами. Стихи 26,27 говорят:

26 Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, –

27 говоря дереву: "ты мой отец", и камню: "ты родил меня"; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лице; а во время бедствия своего будут говорить: "встань и спаси нас!"

В обычное время они полностью полагались на камни и деревья, железки и бумажки, а к Богу повернулись спиной, и от напоминающих о Божьей правде просто избавлялись. Но когда эти вещи не помогли им сохранить безопасность, они начали говорить Богу: «Встань и спаси нас!». Бог им ответил: «Будем последовательными. Вы игнорировали Мое слово. Не должен ли я теперь игнорировать ваши слова?».

К Богу нельзя приходить с претензиями. Бог всегда исполняет, что сказал. К Нему надо приходить с раскаянием.

Прочитаем стих 31:

31 О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: "мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе"?

У Израильтян не было причин жаловаться на Бога. Единственная причина, по которой они оставили Его, в том, что они захотели быть сами себе господами. Кто-то может спросить, что плохого в самостоятельности и свободе? Наш народ в эти дни так много пожертвовал ради свободы. Плохо ли это? Дело в том, что есть разная свобода, и надо остерегаться подмены понятий. Люди боролись за свободу от беззакония и несправедливости. Но, почувствовав безнаказанность, человек обычно начинает искать свободу от закона и справедливости. Совсем разные вещи «свобода совести» и «свобода от совести». Надо понимать, что я не сам себе господин, что есть Бог, который ненавидит беззаконие и грех и любит правду, и который верно судит. В противном случае все быстро придет в еще худшее состояние. Мы убедились, что беззаконие и произвол — это страшно. Но праздновать победу еще рано. Общество только тогда будет здоровым, когда все, от бомжа до президента, будут помнить о Боге и иметь страх Божий. А это — наше дело, к которому нас призвал Бог. Проповедовать слово, настоять во время и не во время. Мы должны свидетельствовать своими словами и своими делами, что начало мудрости — страх Господень.

Прочитаем стих 32:

32 Забывает ли девица украшение свое и невеста – наряд свой? а народ Мой забыл Меня, – нет числа дням.

Молодые девушки очень любят свои украшения и часто любуются на себя в зеркале. Невеста и после нескольких лет семейной жизни помнит, какое платье было у нее на свадьбе. Но платье — не самое важное украшение. В пьесе Шекспира «Укрощение строптивой» главный герой, придя на свое венчание в лохмотьях, говорит: «Не с платьем Кэти жить, а с человеком. Когда б я мог перемениться сам, как я могу сменить костюм мой бедный…». Встречают по одежке, но на самом деле важно, что у человека внутри, каков он сам. Лучшим украшением является Бог. Когда в жизни человека видно Божье присутствие, это сияет прекраснее любого золота и драгоценностей. Вспомним начало главы, где Бог вспоминает любовь Израиля. Израиль был похож на чистую невесту, которая живет для своего Жениха. В Откровении Иоанна Богослова мы видим образ Церкви как чистой невесты Христа. И Бог ожидает видеть нас такими.

Прочитаем стихи 33-35:

33 Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь! и для того даже к преступлениям приспособляла ты пути твои.

34 Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, которых ты не застала при взломе, и, несмотря на все это,

35 говоришь: "так как я невинна, то верно гнев Его отвратится от меня". Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: "я не согрешила".

Но, оставив Бога, народ стал похож на хитрую и бесстыдную блудницу, которая вся в крови от совершенных абортов, но продолжает блудить. Она готова на преступления, но выдает себя за порядочную. Именно так изменился народ, оставив Бога. Человек, оставляющий Бога, обычно начинает поступать хуже, чем те, кто Бога никогда не знал. Переступив через совесть один раз, человек переступает снова и снова.

Отбросив слово Бога как основание своей жизни, человек готов отдать свою душу любой идее, которая гарантирует ему спокойствие. Поэтому так много людей принимали нацизм, так много у нас в стране подались в криминал, надеясь на безнаказанность. Мы можем думать, что мы достаточно хорошие люди, но если слово Бога не является твердым основанием нашей жизни, нельзя говорить «у меня все в порядке». Испытание обстоятельствами покажет, что это не так.

36 Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой? Ты так же будешь посрамлена и Египтом, как была посрамлена Ассириею;

37 и от него ты выйдешь, положив руки на голову, потому что отверг Господь надежды твои, и не будешь иметь с ними успеха.

Заканчивается эта глава мрачно. Для Израиля единственным билетом в будущее был плен. Никакие политические ходы не могут уберечь от последствий неправильного духовного основания. Их надежды и не состоялись, потому что Бог отверг их.

В то же время Божье слово дает нам Божью надежду. Хотя они отвернулись от Бога и пришли в такое состояние, Бог не отвернулся от них. Бог плакал об их грехах. Он продолжал говорить к ним, сначала через пророка Иеремию, затем, когда они не послушали слов, через наказание. Бог делал искусственное дыхание их совести и прямой массаж их очерствевшему сердцу. Он оживлял их всеми возможными способами. Он — Бог надежды. Его верность не имеет конца. Он так же не оставляет надежды на наш народ. И это должно ободрить нас. Хотя мы были полностью в грехе, Он послал Своего Сына умереть за нас и искупить нашу вину, чтобы всякий верующий в Него не погиб, а имел жизнь вечную. Он привлек нас к себе, чтобы омыть Своей кровью и снова сделать чистой невестой, обручить нас Себе в верности. Ну как не хвалить такого Бога?

Наверное, в последние дни у каждого из нас ежедневно была возможность поговорить о политике. Я тоже чувствовал, что тема меня затягивает, будоражит и в то же время разочаровывает. Наш народ уже не раз разочаровывался внешними изменениями, которые оказывались только косметическими. Чтобы утолить свою жажду , нам надо больше обращаться к слову Бога. Нам надо позволить слову Бога изменять нас внутри в новых людей, устроенных по образу и подобию Бога и поступающих по Его воле. Давайте каждый день спрашивать: «Где Господь?», «Что Господь хочет сделать в моей жизни сегодня?», «Каким образом Бог будет для меня сегодня не просто звуком, а живой водой и крепким основанием?». Также я предлагаю каждому ежедневно утром молиться такими словами: «Бог, помоги мне сегодня рассказать кому-то о Христе».

Прочитаем ключевой стих:

13 Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.

(п. Ной)