head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Призвание пророка Иеремии” (Иеремия 1:1-19)

ПРИЗВАНИЕ ПРОРОКА ИЕРЕМИИ

Иеремия 1:1-19

Ключевой стих 5 : "прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя"

Благодарим Бога, который благословил наше изучение книги пророка Ионы. В этих четырех главах Господь положил удивительное сокровище, которое теперь открыл для нас. И сегодня мы начинаем новую книгу. Это книга пророка Иеремии, самая длинная пророческая книга Ветхого Завета. В течении ближайшего времени нас ожидает интереснейшее путешествие по страницам этой книги. Я уверен, Господь хочет дать нам прекрасный дар. Давайте же приготовим свой разум и сердце, чтобы читать, размышлять, понимать и принимать Божье слово. Аминь.

Кем был пророк Иеремия, и каким было время и обстоятельства написания этой книги?

Посмотрите стихи 1-3: «Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой, к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце».

Время служения пророка обозначено здесь с 13го года правления царя Иосии — т. е. 627г. до н.э. И до переселения Иерусалима — т. е. до 586г. до н.э. Это последних 40 лет существования Иудейского царства. Палестина и Сирия стали тогда ареной борьбы двух «сверхдержав» древнего мира – Египта и Вавилона, пришедшего на смену Асси рии. Последние цари Иудеи, а вместе с ними и весь народ страны оказались заложниками этой борьбы. Царь Иосия был убит в военной стычке с египтянами. Его сын, царь Иоахаз был уведен в Египет и там умер; брат Иоахаза, Иоаким правил 11 лет и платил дань царю Вавилона. Внук Иосии, царь Иехония, был уведен в Вавилон и провел в тюрьме 36 лет. Затем туда же был уведен и младший сын Иосии, царь Седекия. И наконец, в 586г. до н.э. происходит страшная национальная катастрофа: Иерусалим и Храм до основания разрушены войсками Навуходоносора. Государство уничтожено, колонны пленных жителей страны – мужчины, женщины, дети – с небольшими котомками на плечах уходят в далекую Вавилонию, где им предстоит провести десятки лет, а многим – остаться там навсегда.

Сын священника, воспитанный служителем для Израиля, Иеремия проповедовал людям Божью истину, обличал грехи идолопоклонства и другие неправды. Из-за этого ему пришлось встретился с гонениями от неправедных царей и развращенной Иерусалимской знати. Его выгнали из родного города священники. Люди, называвшие себя пророками также злословили и гнали его, потому что их пророчества были о мире, а Иеремия говорил о войне и плене. Он много пострадал, его били, держали в клетке, бросили в колодец, считали агентом Вавилона и предателем, а он плакал о грехах своего народа и продолжал проповедовать Божью истину. Он говорил о грехе народа и о Божьем суде, о покаянии и прощении и, наконец, о надежде и новом завете Господа с Его народом. Изучая его проповеди, пророчества о судах и прощении, мы снова видим огромное Божье сердце — не погубить но спасти, не осудить — но простить, поднять с колен греха и сделать новым творением. Изучая его проповеди мы видим огромную ответственность, которую Бог положил на пастырей народа и великую привилегию — знать Божью истину и служить единому Богу. Это очень практическая книга. И еще… Израиль того времени и Украина сегодня очень похожи на самом деле. Со всех сторон окружены могущественными супер-державами, каждая из которых имеет свой интерес в этой земле. Испорченные власти заботятся только о себе и совсем не думают о простых людях. Священники и пророки, которые говорят не Божью истину а то, что приятно царю. Наконец, люди, которые называются верующими, но при этом поклоняются идолам. Очень уж знакомая картина, не правда ли? Мы можем подставлять везде вместо Израиля — Украину, вместо Иерусалима — Киев и мы сразу найдем ответы на вопросы: как нам строить Божье общество в этом поколении, что нам делать и что говорить. Ведь именно таким людям, такой стране Бог хочет помочь, посылая к ним пророка который покажет выход и даст надежду. Таких служителей, как Иеремия Бог поднимает сегодня для нашей страны. Примешь ли ты Божье поручение? Разделишь ли Его сердце к этому народу? Иеремии было не просто сделать это, но он покорился Богу и Господь использовал его велико.

Посмотрите стихи 4-5: «И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя».

Первое, что Бог дал Своему служителю не было пророчеством о ближнем или дальнем времени. Также, это не было непонятное видение или притча, не было поручение куда-то идти или что-то говорить. Первое, что Бог дал Своему пророку — это откровение о том, кто есть Бог и какое место занимает пророк в этом мире и в Божьем плане.

Посмотрите на эти слова и вдумайтесь, что Бог говорит Иеремии: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя». Во-первых Бог указывает на Свое непосредственное участие в самом формировании Иеремии как живого существа. Во-вторых, Он говорит о мудром замысле и плане, который имел создавая его и, наконец, о том великом будущем, которое может обрести Иеремия в Господе.

Иеремия, как и каждый из нас, не просто так пришел в мир. Над созданием каждого из нас еще в животе мамы трудился Бог. И делал Он это не просто так: по наитию, как получится. Перед Ним лежал конкретный проект. Вот: п. Самураю Я даю ловкие пальцы, чтобы он хорошо играл на клавишах в хвале, п. Олене — красивый голос, с. Алене — умение общаться с детьми, а п. Джентельмену — способность к английскому. Прежде чем создать каждого из нас, Бог уже задумал как именно Он прославится в наших жизнях и предусмотрел для каждого из нас все необходимое для этого. Даже тот же самый Ник Вуджисик, доклад о котором мы не так давно смотрели, получил от Бога все необходимое, чтобы Божий благой план в его жизни осуществился. Аминь!

Как это важно для каждого человека: знать, что есть Бог-Творец, который сотворил весь мир и мою жизнь. Как важно для каждого человека знать, что у Бога есть для меня намерения во благо, будущность и надежда. Как много людей в этом мире ходят туда и сюда в суете, пытаясь найти свое место в жизни, свое призвание и предназначение и не находят его, потому что ищут не там, где нужно, а многие уже и отчаялись найти…

Верите ли вы, что созданы Богом? Верите ли что Он Сам трудился и формировал вас? Верите ли, что Он дал вам все необходимое, чтобы Его замысел в вашей жизни осуществился? Тогда также нам нужно принимать и то место, ту цель которое Бог для нас приготовил. Только на этом месте ты будешь успешен и плодоносен. Только на этом месте сможешь вполне себя реализовать и обрести удовлетворение своей жизнью, и ни на каком другом. Здесь нет места заслугам или способностям человека, это исключительно Божий суверенитет и Его благодать для нас. Аминь.

Волей Бога об Иеремии было чтобы тот стал пророком для народов. И хотя проповедь Иеремии была направлена преимущественно к израильтянам, Бог сделал так, чтобы и мы услышали ее сегодня. Бог исполняет задуманное. А еще мы можем подумать здесь и о своем месте в Божьей истории. Ведь, на самом деле, участвуя в Божьем замысле, исполняя Его волю, каждый из нас становится одной деталью в огромном полотне Божьей работы. И когда ты, покоряясь Божьей воле, делаешь свое дело на своем месте (изучаешь Библию, молишься или служишь одной душе), Бог через тебя благословляет весь мир.

Посмотрите стих 6: «А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод». Иеремия переживал, что не осилит такое серьезное служение. Это не удивительно, он был еще молод, не имел веса в обществе, думал, что никто не будет его слушать и вообще, лучше чтобы кто-то другой выполнял эту задачу.

Похожую отговорку хотел использовать в свое время Моисей. Он уже не был молод, ему было 80 лет, когда Господь призвал его, поэтому он сказал тогда так: «о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен». Но Бог ответил ему: «кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?» (Исх.4:10,11)

Как Господь ответил Иеремии? Посмотрите стихи 7-9: «Но Господь сказал мне: не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои».

Суть этого ответа в том, чтобы напомнить служителю то, о чем мы только что говорили: не ты выбираешь себе служение соответственно своим, как ты думаешь, способностям, а Я даю тебе способности соответственно тому, что Я о тебе задумал. И потом Бог касается уст будущего пророка, показывая, что ему не нужно беспокоиться о том, что он не прочитал какую-то книжку или не знает искусства риторики или ответа на какой-то вопрос. Дело пророка — возвещать Господни слова, и Бог уже вложил Свои слова в уста Иеремии. Бог не избирает того, кто соответствует, Бог делает соответственным того, кого Сам избрал. Аминь!

Сегодня, когда мы слышим из Библии Божий призыв к нам: иди по всему миру и воспитывай учеников, проповедуй слово, будь пастырем… нам также, как и Иеремии может казаться, что нам не хватает нужных способностей. О ужас: я еще не знаю греческого языка и не прочитал Библию в оригинале… О ужас: я не знаю всех ответов на разные каверзные вопросы, я еще молод, я слишком стеснителен, у меня некрасивая улыбка… нам нужно знать, что все это не так важно: вот, Я вложил слова Мои в уста твои… ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Конечно, нам нужно расти в том в чем мы можем расти — нужно усердно трудиться над Библейским текстом, нужно учиться излагать свои мысли и т. д. Но, что важнее: нам нужно верить в Божье слово и в Бога, который сотворил нас в соответствии Своему замыслу. Верить в слово, потому что оно само по себе «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12) Верить Богу, который тебе, как и Иеремии говорит сегодня: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя». Аминь.

Далее Бог говорит Иеремии, посмотрите стих 10: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать». Эти слова не значат, что Иеремия станет великим полководцем, который будет разрушать царства и пленять народы. Нет. Это значит, что народам и царствам Иеремия возвестит слово, которое Бог вложил в его уста. Через пророка Бог возвестит Свой замысел и непременно исполнит его. Через пророка Бог обличит грех и предупредит о наказании. Через пророка Бог будет звать к покаянию и насаждать надежду. Божье слово — это надежное оружие Божьего слуги чтобы разрушать всякое неповиновение Богу, разорять всякие сатанинские замыслы, искоренять грех и неправду, насаждать веру и созидать верующего. Аминь.

Далее Бог открывает пророку Свою волю и дает первое поручение.

Посмотрите стихи 11-14: «И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось. И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли».

Бог показывает пророку два видения. Первое — о жезле или же ветви миндального дерева. Смысл этого видения становится понятен, когда оно звучит в оригинале. В еврейском языке слова «миндаль» (шакед) и «бодрствовать» (шакад) близки по звучанию и идентичны по написанию. В первую очередь Бог подтверждает пророку истинность Своего слова. Я бодрствую, говорит Он, над словом Моим, чтобы оно скоро исполнилось.

Второе видение — о том, что Бог собирается сделать. С севера Господь приведет все племена царств северных. Они придут с войной, с разрушением и осадят Иерусалим. Бог собирается использовать эти народы чтобы судить Свой народ и воспитывать его. «И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих» (Иер.1:16).

Что же должен был делать Иеремия с этой информацией? Посмотрите стихи 17-19: «А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их. И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя».

Бог открыл Иеремии будущее не для того, чтобы тот пошел и купил Вавилонских долларов, не для того, чтобы он спаковал вещи и свалил туда, где жить спокойней. Нет. Бог открыл ему Свою волю, чтобы Иеремия встал и исполнил то, для чего Господь приготовил его — провозгласил людям Божью волю и открыл им путь ко спасению. Это не будет простым заданием. Бог сразу предупреждает пророка об этом. Против тебя ополчатся все люди, цари и князья, свещенники и пророки. Но ты все равно не бойся, ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя.

Возвещать Божью истину бывает действительно трудно и страшно. Даже когда ты стоишь не перед князьями, а перед обычным homo studenticus. Но, нам, как и Иеремии Бог обещал Свое постоянное присутствие, водительство и защиту: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мат.28:20)

Давайте еще раз прочитаем стих 5: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя»

В этом слове Господь открывает основание для служения Иеремии и каждого из нас. Этому поколению Господь посылает Своих слуг чтобы искоренять всякий грех и неправду, разрушать замыслы дьявола, проповедовать слово, насаждать надежду спасения в Иисусе Христе, Господе нашем. Он посылает нас и мы идем, потому что созданы великим Богом для жизни, которой благословляется весь мир. В этом служении мы встречаемся с трудностями. Иногда нам может казаться, что мы не очень то подходим для него. Но когда мы верим Божьему слову и Божьему замыслу, тогда получаем силу и укрепление от Духа Святого. Пусть Господь поднимет в этой стране множество служителей Своих и через нас благословит весь мир. Аминь.

(п. Ионафан)