head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Воздайте славу Господу Богу вашему” (Иеремия 11-13)

ВОЗДАЙТЕ СЛАВУ ГОСПОДУ БОГУ ВАШЕМУ

Иеремия 11-13

Ключевой стих 13:16 : "Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою"

В сегодняшнем отрывке Бог смотрит на Свой народ Израиля. Он видит их упрямые и злые сердца и их глупость. Он также видит их конец, к чему они придут, если ничего не изменится. И Бог не молчит. Он взывает к Своему народу: «Воздайте славу Господу Богу вашему». Если они услышат Его слово и послушаются, то у них остается надежда. Давайте и мы сегодня отбросим всякую гордость и услышым слово Бога.

Первое, «Я наведу на них бедствие» (11:1-23). Прочитаем стихи 11:2-5: «слушайте слова завета сего и скажите мужам Иуды и жителям Иерусалима; и скажи им: так говорит Господь, Бог Израилев: проклят человек, который не послушает слов завета сего, который Я заповедал отцам вашим, когда вывел их из земли Египетской, из железной печи, сказав: "слушайтесь гласа Моего и делайте все, что Я заповедаю вам, – и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом, чтобы исполнить клятву, которою Я клялся отцам вашим – дать им землю, текущую молоком и медом, как это ныне". И отвечал я, сказав: аминь, Господи!» Здесь Бог напоминает Израилю завет, который заключил с ними, когда вывел их из Египта. В Египте народ Израиля находился в рабстве, жил в ужасных условиях. Их тяжело эксплуатировали, у них не было никаких прав. Дошло даже до того, что фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков. Таким образом народ Израиля был обречен на вымирание. Но Бог пришел к этому народу и вывел его из этого ужасного рабства. Он обещал дать им красивую землю, в которой текли молоко и мед. В Египте Израильтяне не имели ни молока, ни меда, но Бог обещал им в изобилии и то, и другое. Бог предложил им жизнь, о которой они не могли даже мечтать. В то время слова Бога казались им вкусными и сладкимия, как молоко и мед, и весь народ в один голос отвечал: «всё, что сказал Господь, исполним» (Исх.19:8) В то время они доверяли Богу, доверяли Его слову и готовы были везде следовать за Ним. Выходя из Египта, они братья пели песню:

За Христом я следовать повсюду готов

Чрез потоки бурные и под шум ветров

Под Его рукою не боюсь я ничего

Безопасны бури под щитом Его

Сестры продолжили:

Буду следовать за Ним всюду

И везде за Ним, всюду за Иисусом,

Буду следовать, буду следовать,

Где б куда б Он ни повел, я подду за Ним.

Но когда Бог привел их в обетованную землю, отдал им ее, и когда они вдосыта напились молока и наелись меда, их сердце изменилось. Посмотрите на стихи 8-10: «Но они не слушались и не приклоняли уха своего, а ходили каждый по упорству злого сердца своего: поэтому Я навел на них все сказанное в завете сем, который Я заповедал им исполнять, а они не исполняли. И сказал мне Господь: есть заговор между мужами Иуды и жителями Иерусалима: они опять обратились к беззакониям праотцев своих, которые отреклись слушаться слов Моих и пошли вослед чужих богов, служа им. Дом Израиля и дом Иуды нарушили завет Мой, который Я заключил с отцами их». Народ Изралия вместо того, чтобы слушаться Бога, начал ходить по упорству своего злого сердца. Они составили против Бога заговор и обратились к идолам. Как же так случилось, что их сердце так изменилось и они обратились к Богу спиной? Это случилось потому что они получили сильное влияние от окружающих народов. Эти народы не жили по слову Бога. Они жили по упорству своего злого сердца. Эти народы не поклонялись Богу, а поклонялись идолам. Народ Израиля посмотрел на них и подумал, что их жизнь очень удобная. Этим народам не нужно бороться со своим упрямым сердцем – глубоко изучать Библию, раскаиваться перед словом Бога, хранить Богослужение, а просто делать так, как им нравится. Они не поклоняются святому истинному Богу, а живут в грехах, потому что идолы, которым они поклоняются, не против этого. И народ Божий бездумно стал жить так же, как окружающие народы. Они забыли то, что Бог сделал в их жизни, они забыли обещания Бога.

К чему же приведет их такая жизнь? Посмотрим стих 11: «Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их». Их ожидало бедствие. «Бедствие» – это нашествие мощной Вавилонской Империи. Приближались страшные дни. Во время осады Иерусалима в городе случился страшный голод. В своем плаче Иеремия описал это так: «Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды; дети просят хлеба, и никто не подает им» (Плач Иер.4:4). После того, как город был взят, пророк увидел такую картину: «Дети и старцы лежат на земле по улицам; девы мои и юноши мои пали от меча; Ты убивал их в день гнева Твоего, заколал без пощады» (Плач Иер.2:21). Действительно страшная картина. Но именно это ожидало народ Израиля, если они не обратятся к Богу и не раскаются. Но они беззоботно продолжали жить, как прежде, говоря: «Мир, мир. Войны не будет. Нам ничего не угрожает, потому что здесь храм Господень!» Более того, Иеремия раздражал их, он был неудобным пророком. В то время большинство пророков пророчествовали вещи, которые людям было приятно слышать, те вещи, которые они и хотели услышать, а именно: «Мир, мир! Все будет хорошо». Но Иеремия предсказывал суд Божий. Людям это не нравилось. Поэтому они решили отравить пророка. Прочитаем стих 19: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: "положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось». Они были очень глупыми. Неужели они думали, что если отравят Иеремию, то суд Божий не придет? Бог любил этих людей. Поэтому он послал к ним пророка Иеремию, чтобы он предупредил их о грядущем бедствии. Но эти люди решили, что этот пророк просто мешает им жить и наслаждаться жизнью и решили избавиться от него. Их план не удался, Иеремия еще прожил много лет. Но этих людей в любом случае ожидал страшный конец. Посмотрим стихи 22,23, в которых Бог делает печальный вывод: «посему так говорит Господь Саваоф: вот, Я посещу их: юноши их умрут от меча; сыновья их и дочери их умрут от голода. И остатка не будет от них; ибо Я наведу бедствие на мужей Анафофа в год посещения их».

Сейчас мы живем в последнее время. Людей ожидает страшный суд Божий. И Бог через Свое слово предупреждает их об этом. Он также указывает им на путь спасения – это Иисус, Его единственный сын, Его дар людям. Но многие легкомысленно отмахиваются от этого предупреждения, говоря: «У меня все нормально» и переключают телевизор на очередной канал. Бог плачет о таких людях, которые так бездумно выбирают путь погибели. Однажды Иисус, глядя на Иерусалим, плакал так: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф.23:37). Что нам нужно делать в такой ситуации? Нам нужно учиться у Бога любить других людей, которые идут в погибель, нам нужно иметь к ним пастырское сердце. И нам нужно не молчать – нужно предупредить их о конце жизни без Бога и указать им на путь спасения в Иисусе.

Второе, «буду говорить с Тобою о правосудии» (12:1-17). Обратимся к стихам 12:1-4: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе. Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения. Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях – сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: "Он не увидит, что с нами будет"». Эти стихи – это молитва Иеремии к Господу. В нем Иеремия задает Богу вечный вопрос: «почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?» Иеремия смотрит на этот мир и не видит в нем справедливости. По ходу дела нечестивые и вероломные люди должны бедствовать, а они благоденствуют, а такие праведные и богобоязненные люди как Иеремия должны благоденствовать, а они бедствуют – Иеремию гонят, ему угрожают, его даже хотели отравить. Более того, из-за нечестивых людей сетует земля, страдают и гибнут невинные скот и птицы, в конце концов страдают другие люди. Если бы Бога не было, тогда понятно – нам мир был бы как джунгли, где выживает тот, у кого больше силы. Но есть же Бог на небесах! Тогда почему в мире происходят такие несправедливые вещи? В этом затруднительном положении Иеремия выбрал единственно правильный путь – поговорить с Богом о правосудии. Иеремия не один, кто спрашивал Бога об этом. Праведник Иов, которого постигли несчастья, Асаф в 72-ом Псалме и многие другие взывали к Богу: «Почему Господи?», «Почему?», «Почему?» Но Иеремия не просто взывает к Богу. Он дает Ему подсказку, совет, как Богу необходимо поступить в этой ситуации – он словно удивляется, как это Бог Сам не догадался что нужно сделать с такими нечестивыми и вероломными людьми: «Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения» (3б). Иеремия надеется, что отделение этих людей и приготовление их на день убиения приблизит сам этот день. Он не сомневается, что этот день настанет, но не может дождаться, когда это случится. Мы понимаем пророка Иеремию. Он так страдал от злых людей, проповедуя Божье слово.

Когда мы видим несправедливость в этом мире, то наше сердце сжимаестя и нам кажется, что Бог молчит. Но Бог не молчит. Давайте посмотрим, что Бог ответил пророку – прочитаем стих 5: «Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе с остязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?» Я читал об одном брате, который считал, что жизнь к нему несправедлива. Он, как и пророк Иеремия, часто задавал вопрос почему: «Почему другие много зарабатывают, а я – нет?» – часто жаловался он. Ему помогли устроиться на работу курьером, но через неделю он бросил ее, оправдываясь тем, что там мало платят. Если человек с пешими бежал, и они утомили его, то сможет ли он состязаться с конями? Если этот брат не смог потянуть работу курьером, то сможет ли в будущем он потянуть работу руководителя? или директора предприятия? Если он не может отвечать даже за себя, то сможет ли он отвечать за свою жену, детей, за других людей? Ответ здесь один – конечно же нет.

Во второй части 5-го стиха Бог задает похожий вопрос: «и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?» Говорят, что на берегах Иордана росли густые кусты, в который прятались львы и другие хищные животные. Когда наступало наводненение, вода выгоняли диких зверей из их убежищ, и они становились крайне опасными. Используя эту аллегорию Бог задает пророку вопрос: «Если в мирное время люди беспечны, не хранят духовных принципов, не соблюдают дисциплину, то смогут ли они устоять в наводнение?» Конечно же нет, дом их жизни рассыпется, потому что построен из песка. Часто нашим братьям кажется, что у них так много дел и они так заняты и так много работают, что они бегут с конями. На самом деле они всего лишь идут пешком. Другим кажется что на них сейчас нападут дикие звери, потревоженные наводнением в реке Иордан – они боятся того и этого. Но на самом деле им не угрожают дикие звери – они живут в стране мирной. Настоящие трудности еще впереди. Если в мирное время мы не можем хранить духовный хлеб, изучение Библии, Богослужение, молитву, то что будет, когда придут действительно тяжелые времена? Пророку Иеремии казалось, что он работает на пределе, и скоро у него уже не будет сил. Но Бог ответил ему что настоящие трудности еще впереди. Часто, встречая даже маленькие трудности, нам хочется все бросить. Но здесь мы учимся, что нам нужно не жаловаться, а делать то, что должны делать – верно, изо дня в день. И тогда Бог будет растить нас, и в будущем наши братья смогут бегать с лошадьми, а сестры не бояться диких зверей в наводнение Иордана.

Третье, «воздайте славу Господу Богу» (13:1-27). В 13-ой главе Бог говорит Своему слуге Иеремии не просто проповедовать, а сделать это с помощью actions. Сперва (13:1-11) ему нужно было купить льняной пояс и носить его. Ничего плохого с поясом не случилось – он верно выполнял свою функцию. Но затем Бог сказал пойти положить его в расселине скалы и оставить там на время. Когда позже Иеремия возвратился за ним, то пояс стал испорчен и ни к чему не годен. Прочитаем стихи 9-11: «так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима.Этот негодный народ, который не хочет слушать слов Моих, живет по упорству сердца своего и ходит во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, будет как этот пояс, который ни к чему не годен. Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались». Человек создан чтобы жить для славы Бога. Только когда человек живет для Бога, его жизнь имеет смысл и значение. Но если человек гордый, не слушает Бога и живоет по упорству своего сердца, поклоняется идолам, то ставится негодным, как пояс, который сгнил в расселине скалы.

Во втором action-е (12-14) Иеремия должен был сказать народу: «всякий винный мех наполняется вином». Люди удивленно ответят: «разве мы не знаем, что всякий винный мех наполняется вином?» Тогда пророк должен был продолжить: «так говорит Господь: вот, Я наполню вином до опьянения всех жителей сей земли и царей, сидящих на престоле Давида, и священников, и пророков и всех жителей Иерусалима, и сокрушу их друг о друга, и отцов и сыновей вместе, говорит Господь; не пощажу и не помилую, и не пожалею истребить их». Каждый сосуд наполняется тем, для чего он предназначен. В частности, винний мех предназачен для того, чтобы его наполнять вином. Но почему же Бог наполнит вином всех жителей сей земли? Это потому что они стали как винные мехи. Они стали не способны вместить что-либо другое, кроме опьяняющего вина. Пьяный человек не понимает и часто даже не чувствует что происходит. Он может что-то понять, только если вытрезвится. Но если человек постоянно пьян и не выходит из этого состояния, если он как винный мех? Тогда он катится к своей погибели как тяжелый паровоз. Но есть ли какой путь такому человеку остановиться? Есть только один способ – это слушать и принять Божье слово.

Прочитаем стихи 15,16: «Слушайте и внимайте; не будьте горды, ибо Господь говорит. Воздайте славу Господу Богу вашему, доколе Он еще не навел темноты, и доколе еще ноги ваши не спотыкаются на горах мрака: тогда вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою». Здесь Господь призывает смириться, услышать и принять Его слово. Что означает «воздайте славу Господу Богу вашему?» Это означает сказать «слава Богу!» и все? Нет, это означает смириться, услышать и повиноваться Его слову. Только слово Бога может отвести человека от гибельного пути, на котором он стоит, и направить на путь жизни.

Если этого не случится, то на людей придет тьма и мрак. В стихе 16 слова «тьма» и «мрак» повторяются 4 раза. Это тяжелая, давящая, угрожающая тьма, напоминающая тьму Мордора. Говорят что в Иудейских горах ночь наступала внезапно, и эти горы превращались в горы мрака. Если ночь заставала путников в горах, то их ноги то и дело спотыкались, и они могли легко упасть и погибнуть. Такая тьма наступает, когда грех входит и поражает все слои населения. Тьма спускалась на землю перед Всемирным потопом, когда «увидел Бог, что велико развращение человеков на земле». Тьма спускалась в города Содом и Гоморра, которые погрязли в развращении.

В конце главы Иеремия пророчески видит, как его народ уходит в плен. В головы царя и царицы упал венец. В плен уводят целые города! Все это – за множетсво беззаконий народа Израиля. Бог спрашивает: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (23) Ефиоляне хотели хотя бы немного ответлить свою черную кожу, но это было невозможно. Подобно этому барс не может избавиться от пятен на своей коже. Но может ли человек перестать делать беззакония и делать добро? В этой главе нет ответа на этот вопрос. Но в свете Нового Завета мы знаем – может – благодаря Иисусу Христу.

Мы живем во время, похожеее на время, в котором жил пророк Иеремия. Тьма уже начала спускаться. Грех вошел везде: в искусство – художники рисуют картины, которые провозглашают бессмысленность этого мира. Грех вошел в музыку – композиторы и музыканты пишут музыку, которая разрушает и приводит к психическим срывам и бессоннице. А режисеры снимают фильмы, где у людей нет надежды – в их фильмах люди живут, а потом умирают и все. Но все меняется, когда приходит Иисус. В Мал.4:2 написано: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные». Когда всходит «Солнце правды», то есть, Иисус, то всякая, даже самая сильная тьма исчезает. Иисус – это единственная надежда для людей. Без него они не смогут избавиться от тьмы которая приведет их только к погибели и смерти.

В книге пророка Иеремии Бог много учит Свой народ о том, что необоходимо делать, чтобы избежать гибели. Почему? Это потому что когда трагедия уже произошла, то очень трудно что-либо поправить. Несколько лет назад я проходил курсы вождения. Весь курс мы изучали правила дорожного движения и учились правлиьно водить машину. И только последнее занятие мы изучали оказание первой медицинской помощи при аварии. Не нужно ожидать, когда придет авария, потому что тогда можно будет сделать очень мало. Но нужно тщательно изучать как жить так, чтобы не было аварии. Пусть Господь дарует нам мудрость слушать Его слово и жить по нему. Пусть Иисус – Солнце правды, придет к Вам сегодня, осветит Ваше сердце и избавит его от всякого мрака. Аминь.

(п. Иаков)