head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “И буду им Богом, а они будут Моим народом” (Иеремия 30-31)

И БУДУ ИМ БОГОМ, А ОНИ БУДУТ МОИМ НАРОДОМ

Иеремия 30-31

Ключевой стих 31:33 : "Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом"

Вчера Украина получила своего президента. Президент Петро получил атрибут президентской власти – булаву, и высоко поднял ее. Это большое благословение для народа – иметь хорошего президента. Но насколько большее благословение – когда Бог является Богом нашего народа!

Главы 30,31 в книге Иеремии называют книгой утешения. В этих главах Иеремия меняет тон повествования. До этого он брал только ноту «До» – он говорил о будущем пленении и страдании Своего народа из-за их грехов. В каждой главе мы слышали, как Иеремия поет «До – до – до». Но в сегодняшнем слове он пророчествует о времени Нового Завета, когда на землю придет Иисус, и Бог дарует людям Новый Завет через смерть и воскресение Иисуса. В сегодняшем отрывке Иеремия поет всеми нотами в нескольких тональностях. Пусть Бог благословит изучение этого отрывка и дарует нам утешение.

Первое, «Я исцелю тебя» (30:1-24). Посмотрим стихи 30:1-3: «Слово, которое было к Иеремии от Господа: так говорит Господь, Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу. Ибо вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я возвращу из плена народ Мой, Израиля и Иуду, говорит Господь; и приведу их опять в ту землю, которую дал отцам их, и они будут владеть ею». Бог сказал Иеремии записать слова, которые Он говорил ему, в книгу. Писать – это очень тяжелый труд, потому что когда пишешь, то нужно глубоко и серьезно думать. Вот почему большинство людей ничего не пишут, а только говорят или просто смотрят телевизор. Вот почему так трудно писать духовный хлеб и свидетельства. Но если мы хотим расти духовно и научиться глубоко думать, то нам нужно писать. Жан Кальвин написал «Наставление в христианской вере» когда ему было только 27 лет. Всю жизнь до самой смерти он много писал. Это сделало его влиятельным мыслителем и реформатором в истории. Эрнест Хэмингуэй оставил хорошо оплачиваемую должность журналиста, арендовал маленькую комнату, купил пишущую машинку и принялся писать. В среднем он писал за день около 1000 слов – размер небольшого свидетельства. Он был очень трудолюбивым и стал известным писателем. Есть два источника информации. Один – это предания, когда информация передается из уст в уста и не записывается. Это – ненадежный источник, где ходит много домыслов и вымыслов. Второй – это письменный, когда информация тщательно записывается. Бог поручил Своему народу написать и сохранить Его слово – Библию, и евреи прекрасно справились с этой задачей. При переписывании они тщательно записывали каждое слово и подсчитывали количество слов на странице. Если они делали ошибку то выбрасывали страницу и переписывали ее заново. В результате они хорошо сохранили и передали другим слово Бога. Такое усердие сделало их умными и прилежными людьми, и среди них много ученых, врачей и музыкантов. Христиан называют людьми слова, потому что они полностью доверяют слову, записанному в Божьей книге – Библии. Поэтому нам нужно учиться работать со словом. Давайте будем не просто болтать «Ла-ла-ла» и все. Давайте глубоко размышлять над словом Бога и писать дух. хлеб и свидетельства.

В стихах 4-24 Иеремия продолжает говорить о боли и страдании Израильского народа. Он описывает их так: «рана твоя неисцельна, язва твоя жестока; никто не заботится о деле твоем, чтобы заживить рану твою; целебного врачевства нет для тебя; все друзья твои забыли тебя, не ищут тебя; ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих, потому что грехи твои умножились. Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (12-15). Когда беззакония Израильского народа умножились, Бог поразил их руками жестоких Вавилонян так, что они вопили от боли. Божье воспитание принимать нелегко, потому что в нем нем есть боль и страдание. Часто, когда Бог воспитывает нас, нам тяжело, мы склонны винить в своих страданиях других людей, иногда своих родителей, иногда пастыря, иногда церковь. Часто люди также винят президента, парламент и страну. Но Бог говорит: «Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились». Это наказание не ведет к смерти. В нем есть надежда. Когда мы раскаиваемся и обращаемся к Богу, Он исцеляет и благословляет.

Прочитаем стих 17а: «Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь». Иногда в детстве или юности мы получаем серьезные раны. Нам кажется, что вся наша жизнь искалечилась, и мы уже никогда не сможем исцелиться. Нам кажется, что в этой жизни мы что-то потеряли и становимся грустными и фаталистичными. Но в Боге не так. В Боге всегда есть надежда. У Бога есть чудодейственный пластырь, который исцеляет нас от наших ран.

В стихах 17б-20 написано: «Тебя называли отверженным, говоря: "вот Сион, о котором никто не спрашивает"; так говорит Господь: вот, возвращу плен шатров Иакова и селения его помилую; и город опять будет построен на холме своем, и храм устроится по-прежнему. И вознесутся из них благодарение и голос веселящихся; и Я умножу их, и не будут умаляться, и прославлю их, и не будут унижены. И сыновья его будут, как прежде, и сонм его будет предстоять предо Мною, и накажу всех притеснителей его». У Израильтян был разрушен храм, а сам народ умалился, стал мелким, униженным и незначительным, так что о нем никто не спрашивал. Его как будто и не стало. Но Бог все изменит. Он возвратит народ Израиля на их землю, восстановит храм, восстановит Богослужение, и сделает этот народ снова великим. Прочитаем стих 22: «И вы будете Моим народом, и Я буду вам Богом». Жизнь народа полностью определяется их Богом. Если у людей ложные боги, то он несчастен и страдает. Но наш Бог – истинный. Он – Творец этого мира, и Он любит нас. Наш Бог дал нам величайшее благословение – новый завет.

Второе, «новый завет» (31:1-40). Прочитаем стих 3: «Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». До этого времени в своей книги Иеремия рисовал народ Израиля жалким и несчастным. Он писал о них так: «Сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот» (5:28) «Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите вослед иных богов, которых вы не знаете» (7:9) «Они крепко держатся обмана и не хотят обратиться» (8:5б) «Все они прелюбодеи, скопище вероломных» (9:2б). Иеремия не скупился на эпитеты. Он сравнивал их с негодным прогнившим льняным поясом (13:10). В 17:9 Иеремия с горестью делает вывод: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» Но здесь тон повествования меняется. Иеремия говорит о вечной любви Бога. Бог видит деву Израиля не как отвратительную блудницу, а чистую девушку, которая украшается тимпанами и танцует в хороводе. Как же могла случиться такая разительная перемена?

В мире без Бога людям действительно трудно увидеть в человеке что-то ценное. Человек ценен, потому что создан по образу Бога. Но в мире без Бога нет ценности человеку. В живописи есть такое направление – кубизм. Оно возникло от неверия. Оно возникло в тот момент, когда люди начали отходить от Бога. В нем человека изображают расчлененным, в виде квадратов, треугольников и окружностей. В мире без Бога человек не более ценен, чем геометрическая фигура. В книге Джека Лондона «Морской волк» главный герой придерживается такой жизненной философии: жизнь человека похожа на закваску, которая перерабатывает все, что попадается на ее пути. В этом смысле человек похож больше на растение, которое перерабатывает солнечный свет и питательные вещества, чем на человека. И действительно, в мире без Бога трудно сказать, чем человек отличается от растений или животных.

Но в Боге не так. Конечно, человек – падшее существо. Но, тем не менее, он ценен, потому что создан по образу Бога. Он настолько ценен, что за него умер на кресте Иисус. В страданиях и смерти Иисуса явилась вечная любовь Бога. 31-ая глава – это Евангелие, которое Бог запланировал через Иисуса. Посмотрим стих 4: «Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся». Некогда прекрасня дева Израиля согрешила и превратилась в страшную блудницу. Но благодаря Иисусу Бог видит блудницу чистой и радостной девушкой, которая украсилась тимпанами и танцует в хороводе. Наши сестры раньше были грустными и печальными и сидели, склоня голову и сложа руки. Но в Иисусе они обрели радость, украсились и танцуют в хороводе. Пусть Бог благословит их танец на конференции в Одессе!

Реальность состояла в том, что земля Израиля была разрушена, а народ отведен в плен в чужую страну. Но Бог обещает полностью восстановить землю и народ. Посмотрим стих 5: «снова разведешь виноградники на горах Самарии; виноградари, которые будут разводить их, сами будут и пользоваться ими». Также в стихах 12-14 говорится: «И придут они, и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться. Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их. И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь». Для Израильтян виноградники были символом мира и благосостояния. Им очень нравилось разводить их и пользоваться ими. Пшеница, вино, елей и вино изображают полноту и довольство. Веселие в хороводе – это признак радости. Тук – символ благословения с избытком. Здесь описана картина обильного Божьего благословения. В Иисусе Бог действительно обильно благословляет нас. В Иисусе блудница превращается в красивую девушку. В Иисусе блудный сын превращается в принца в доме отца.

Прочитаем стих 21: «Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои». Путевые знаки указывают направление. Для Израильтян нужно было возвращаться на свою землю. Там Бог хотел восстановить и благословить их. Куда нужно идти нам? Сейчас все хотят идти в Европу. Европа не всегда была такой, как сейчас. И было время, когда никто не хотел туда идти – это было крайне опасно. Раньше в лесах континента жили дикие варвары, а на ее северных островах – злые, жестокие и нечистоплотные викинги. Но когда туда пришло христианство, оно изменило эту землю и людей. Христианство дало им законы, уважающие личность человека. Оно научило их любви, терпению, чистоте. Благодаря ему, в Европе развилась наука, искусство и многое другое. Европа дала нам многих великих христиан – Лютера, Кальвина, Мильтона, Джона Буньяна, Сперджена, Льюиса. Большинство великих ученых были христианами и европейцами. Сейчас в Европе много проблем. Главная заключается в том, что они отходят от христианства, благодаря которому они поднялись. И все же я думаю, идти в Европу лучше, чем возвращаться с советское прошлое, полное лжи, пропаганды и деградации. Но Европа – не наш вечный дом. Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Наш путь – в дом Отца, и он лежит через Иисуса Христа.

Прочитаем стихи 31,32: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь». Когда Бог вывел народ Израиля из земли Египетской, Он заключил с ними Ветхий Завет. Ветхий Завет – это завет дел. Израильтяне обязались исполнять законы, данные Богом, в основе которых лежали 10 Заповедей. Однако тот завет они нарушили. Израильтяне хорошо знали, как нужно правильно делать. Они знали законы. С вечера они говорили: «Да, завтра идем на Богослужение». Но на следующий день шли не на Богослужение, а на рынок за продуктами. Они решили: «Мы будем поклоняться только одному Богу!» Но потом начинали поклоняться идолам. Из-за своих грехов они не могли повиноваться закону Бога и нарушили его. Чтобы Бог простил им грехи, они совершали жертвоприношения животных. Но реки крови тельцов не могли очистить их от грехов, не могли изменить их сердца, и они продолжали грешить.

Прочитаем стихи 33,34: «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». Здесь Бог обещал им Новый Завет. Новый Завет совершился через страдания и смерть Иисуса. Его суть вот в чем: «Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». На кресте рядом с Иисусом был распят преступник. Его судили за преступление и приговорили к смерти. Он и сам понимал, что осужден справедливо и заслуживает смерти. Он ничего не мог предложить Иисусу. Он видел только кровь Иисуса, стекающую по кресту. Он понял, что Иисус страдает за него. Тогда он поверил в прощение грехов и обратился к Иисусу: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:42)

Если мы чувствуем себя грешными, то это правильно, потому что мы – грешные. Но это не все. У нас есть Новый Завет, который Бог дал нам в Иисусе Христе. Он говорит о том, что наши грехи прощены и не будут больше воспомянуты. Когда человек видит в своей жизни этот дар Божий и очищающую силу Крови Иисуса, у него рождается желание жить свято, бороться с грехом и повиноваться Богу. Когда человек, несовершенный, но верующий в очищающую силу крови, борется с грехом, то это означает, что в нем есть новая природа, что закон Божий записан в нем изнутри. Прощение изменяет сердце человека. Новый Завет вот в чем: «вложу закон Мой во внутренность их». Он в том, что у человека появляется горячее, глубокое внутреннее желание угодить Богу. В стихе 33 Бог говорит: «и буду им Богом, и они будут Моим народом». Божий народ – это люди, которые знают благодать прощения Бога, это люди, которые живут не по плоти, а по духу, они стремятся жить свято и угодить Богу.

В этом слове мы услышали слова Бога: «и буду им Богом, и они будут Моим народом». Жизнь человека не определяется тем, где он работает – на хорошей работе, или не очень, где живет – на хорошей квартире или на съемной и как передвигается – пешком, на метро или на своем автомобиле. Его жизнь определяется Богом, в Которого он верит. Наш Бог в Иисусе даровал нам Новый Завет – завет прощения грехов, исцеления, очищения, освящения и благословения. Аминь.

(п. Иаков)