head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Если пшеничное зерно умрет” (От Иоанна 12:12-50)

ЕСЛИ ПШЕНИЧНОЕ ЗЕРНО УМРЕТ

От Иоанна 12:12-50

Ключевые стихи 24,25 : "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную"

В сегодняшнем слове к Иисусу приходят греки. Греческая цивилизация дала Европейской, в которой мы живем. Европа – это цивилизация умных и образованных людей. Итак, что же Иисус сказал современному человеку? Пусть Бог поможет нам сегодня услышать Его слово «если пшеничное зерно умрет».

Первое, торжественный въезд Иисуса в Иерусалим (12-19). Обратимся к стиху 12: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» «На другой день» – это на следующий день после того, как Иисуса приняли в Вифании и устроили в Его честь пир. К празднику Пасхи в Иерусалим отовсюду стекались толпы Иудеев. Все ближайшие к Иерусалиму селения были переполнены такими паломниками. Среди них разнесся слух о том, что Иисус, Который воскресил из мертвых Лазаря, идет в Иерусалим. Услышав об этом, люди взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Иисусу и посклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Среди них были разные люди. Одни увидели в Иисусе могучего врача, Который лечит неизлечимые болезни и даже воскрешает мертвых. Они также хорошо вспомнили событие, когда Иисус накормил 5 тысяч человек 5 хлебами и 2 рыбками. У людей возникло сильное желание не работать, но иметь все – для этого им достаточно поставить Иисуса царем! Но более всего люди желали с помощью Иисуса изгнать из их страны римлян. Иудеи имели очень сильное чувство избрания Богом, и считали большим унижением то, что Божий избранный народ живет под властью язычников! Люди мечтали о таком Мессии как царь Давид, который будет сильным политическим правителем и даст стране экономическое процветание. Когда Иуда Маккавей выгнал язычников из страны и очистил храм, люди вышли на улицы, размахивая пальмовыми ветвями и торжествуя. Пальмовые ветви были символом политической свободы и независимости. И сейчас люди вышли навстречу Иисусу с пальмовыми ветвями. Они ожидали сильного политического лидера, они устали от постоянного притеснения, от бедности и страданий. Другие люди вышли встречать Иисуса просто потому что любили Его, любили слушать Его слово и смотреть на Его дела. Но как бы там ни было, мало кто понимал, что происходит. Большинство людей не понимали. Они были очень эгоистичны. Когда они увидели возможность получить выгоду через Иисуса, то радостно кричали: «Осанна!», но через несколько дней, когда они поняли, что не получат от Иисуса ничего из того, на что надеялись, они кричали «Распни Его!» Вероятно, их крики доставляли боль Иисусу, потому что Он не собирался давать им того, на что они надеялись. В стихе 16 говорится, что и ученики Иисуса сперва не поняли этого. Фарисеи также не понимали. Они смотрели друг на друга в страхе, и говорили: «видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» (19). Они думали, что Иисус идет совершить политический переворот.

Знание этих людей об Иисусе было неполным. Наше знание об Иисусе также неполное. Но мы можем учиться у этих людей радостно встречать Иисуса и восклицать. Евреи не умели многого, что умели другие народы. Например, хотя они жили недалеко от моря, они не любили плавать и путешествовать, как, например, голландцы или испанцы. Но евреи были певучим и танцующим народом. Они учились музыке и пению чтобы славить Бога. И музыка и песни всегда помогали им в трудное время. Каким бы трудным ни было положение, они все равно радовались о Боге. Однажды пророк Аввакум решил: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв.3:17,18). Среди них было много хороших музыкантов. В фильме «Пианист» рассказывается об одном известном музыканте, которому музыка помогла выжить в тяжелое время гонений от нацыстов в Польше. Когда Бог изменяет человека, тот начинает любить музыку и пение. В книге Откровение написано, что в царстве Бога постоянно звучат новые песни хвалы: «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени». Раньше я не любил и не понимал искусство – философию, живопись, классическую музыку – особенно я не любил стихотворения. Я думал, что если хочешь что-то сказать, то нужно просто сказать, а не сочинять стихотворения. Но когда Бог привел меня к Себе, Он изменил мои вкусы, и научил понимать философию, читать картины. Однажды я прочитал короткое стихотворение об Иисусе, которое сильно тронуло мое сердце. Я понял, что искусство – от Бога, и оно может о многом рассказать, о чем нельзя рассказать просто словами. Я благодарю Бога что среди нас есть братья и сестры, которые хорошо играют и поют для славы Бога. В прошлую пятницу мы собрались вечером чтобы славить Бога. Было уже поздно, мы устали и хотели домой. Но когда мы славили Бога, Святой Дух пришел к нам. Он тронул наши серцда, и было много свидетельст, так что не нужно было никого принуждать. Пусть Господь нам поможет в любое время радостно встречать Его в песнями и хвалой!

Обратимся к стихам 14,15: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Иисус въехал в Иерусалим на осле, чтобы исполнить пророчество пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9). Это пророчество описывает не политического царя, а духовного.

Во-первых, Иисус это Спаситель. В пророчестве Захарии Он назван «царем спасающим». Также слово «осанна», которое они восклицали, взято из Пс.117:25: «О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!» Паломники на Пасху часто повторяли эти слова, когда вспоминали, как Всемогущий Бог избавил их от рабства в Египте. Бог предлагает людям много даров и самый великий из них – это спасение от их грехов и вечная жизнь. Но многие люди принимают лишь те дары, которые доставляют им только сиюминутную выгоду. Когда Бог посылает им хорошее здоровье, материальный достаток и солнечную погоду, они принимают это как само собой разумеющееся, даже не задумываясь над тем, кого нужно за это благодарить. Но когда Бог предлагает людям прощение грехов и спасение, они отворачиваются, говоря, что их это не интересует, как будто им предлагают попробовать новый майонез на дегустации в супермаркете. Иисус входил в Иерусалим чтобы дать людям то, что является самым ценным и в этой жизни и в будущей, но они хотели от Него только политической свободы и хлеба. Спасение – это не малоценная вещь, которой можно легко пренебречь. Мы можем попробовать, а можем не попробовать новый майонез – от этого ничего не изменится. На для человека нет ничего более важного, чем спасение. Народ Израиля страдал так не потому, что жил бедно и под властью римлян, а потому что находился под властью греха и смерти.

В фильме «Огнеупорный» рассказывается об одном молодом пожарнике, который на работе ежедневно сталкивается с опасностью и спасает жизни людей. Но сама его семья находится на грани развала, и он не может ничего поделать. Вначале он думает, что все проблемы возникают из-за его жены – а из-за кого-же еще? Но благодаря помощи своего отца он постепенно приходит к выводу, что все проблемы возникают не из-за жены, а из-за его самого – его эгоизма, гордости и самомнения. Постепенно он приходит к осознанию того, что ему нужен Спаситель, и он принимает в свою жизнь Иисуса, обретает спасение, а вместе с Ним с спасение для своей семьи.

Во-вторых, Иисус – наш духовный царь. Люди приветствовали Иисуса так: «благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!». В Зах.9:9 пророчество об Иисусе звучит так: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной». Иисус – царь праведный. Иудеи устали от неправедных царей. Когда такие цари приходили к власти, они убивали всех сыновей предыдущего царя, они умножали жен, они жили развратно и эгоистично, они приносили с собой идолов и поклонялись им. Народ страдал при таких царях. Но Иисус – Царь праведный. Он во всем угождал Своему отцу. Он нес в Иерусалим мир.

Иисус – царь кроткий. Он въехал на осле, который символизирует кротость. Иисус пришел не разрушать, а спасать. Он умер на кресте чтобы спасти людей от их грехов. Поскольку Он – царь кроткий, Его Самого и христиан часто игнорируют, презирают и даже гонят. Но не нужно обманываться внешним видом Иисуса. Он придет второй раз – как праведный Судья, Который будет судить людей. Поскольку Иисус – Царь кроткий, многие люди пренебрегают Его. Но так будет не всегда. Во время второго прихода все, которые не приняли Его, будут изгнаны от Его лица. Самое мудрое сейчас – это склониться и покорится кроткому царю Иисусу.

Что означает царь? Царь – это тот, Которому мы должны повиноваться и служить. Вообще-то люде очень эгоистичны. Они полагают, что все в мире, в том числе и Бог, существует, чтобы служить им. Они думают, что они – цари мира и пуп земли, а все вертится вокруг них, как планеты вокруг солнца. Когда у них все хорошо, они не обращаются к Богу. Но когда возникают проблемы, как, например, неудачи в семье, болезни или несчастный случай, они жалуются на Бога, что Он им не помогает или как Он мог допустить это. Нам нужно знать, что Бог – это не машина скорой помощи. Бог – это наш Царь. Мы должны повиноваться Ему всю нашу жизнь, а не обращаться к Нему только когда нам плохо. Что произойдет, если мы примем Иисуса нашим духовным Царем? Взгляните на стих 15: «Не бойся, дщерь Сионова!» В этом случае Иисус удалит всякий страх из нашей жизни. У людей много страхов. Кто-то боится за свою работу, кто-то – за свое здоровье, кто-то – за воспитание детей, а кто-то – за будущий брак. Иногда люди сами не знают, чего боятся, они просто чувствуют, что должно произойти что-то нехорошее. Но Иисус – царь мира. Когда мы примем Его в нашу жизнь как Царя, он проведет нашу жизнь путем мира, благословения, и мы принесем плоды.

Этот въезд Иисуса в Иерусалим называют торжественным. Это не потому, что Его вышла встречать большая толпа людей, не потому что они кричали «Осанна!» и полагали к Его ногам пальмовые ветви. Въезд Иисуса был торжественным потому что Иисус входил в Иерусалим с ясным решением отдать Свою жизнь как пшеничное зерно для нашего спасения. История спасения близилась к завершению. Иисус выходил на решающий бой с сатаной.

Второе, если пшеничное зерно умрет (19-50). Давайте вместе прочитаем стих 20: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины». На праздник Пасхи в Иерусалим стекались не только Евреи. Здесь говорится о том, что некоторые Еллины, то есть греки, также пришли поклониться Богу Израиля. Вообще-то у самих греков было много богов. Главным был Зевс, который жил на горе Олимп, позже в его честь стали проводить олимпийские игры. Его последней официальной женой была Гера – богиня брака, но кроме нее у него было много других жен и любовниц. Посейдон, брат Зевса, был богом морей – его обычно изображают с трезубцем. У него также было много жен и 130 детей. Аид был богом мертвых. У него было несчастливое детство, и когда он вырос, то украл у Зевса дочь себе в жены и пошел править в царство мертвых. Кроме этих у греков было еще много других богов. Но даже огромное количество богов греков не давало ответов на жизненно важные вопросы, не насыщало дущу человека, не решало проблемы смерти. Боги греков были по сути такими же грешниками, как и люди, только более могучими. Они имели любовниц, воровали, обманывали и мстили. Разочаровавшись в своих богах, греки заинтересовались философией. Платон, на основе лекций Сократа, создал возвышенную философию. На картинах его указательный палец указывает вверх. Диоген, в противоположность ему, создал школу циников. Его последователи ничего не делали, жили за счет общества, но при этом считали других намного ниже себя. Диоген учил своих уеников презирать других людей. Однажды он вышел на площадь города и начал кричать: «Люди! Люди!» Когда к нему собралась толпа людей, он сказал: «Я звал людей, а пришли одни подлецы». Было также много других философских течений.

Но, не смотря на такое обилие учений и знаний, люди жили в пустоте и отчаянии. Некоторые греки пришли в поисках истины к Богу Израиля. Сперва они подолши к Филиппу, возможно потому что у него было красивое греческое имя – Филипп, что означает «любитель лошадей» – и попросили его организовать им встречу с Иисусом. Но Филипп не знал, что ему делать с этими греками и послал их к Андрею. Андрей всех людей, которых встречал вел к Иисусу – он привел своего брата Петра, мальчика с 5 хлебами и 2 рыбками, и в этот раз привел греков.

Между Иисусом и греками завязалась беседа. В ее ходе Иисус сказал им несколько важных вещей. Давайте прочитаем стих 23: «Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому». Когда люди слышат слово «прославиться», они представляют всемирную известность и много денег. Но, говоря «прославиться», Иисус смотрел на Свои страдания и смерть на кресте. В то время на кресте распинали жестоких разбойников, они умирали в страшных страданиях. Умереть в бою считалось большой честью, но умереть на кресте – большим позором. Но Иисус относился к Своей смерти как с славе, потому что Своей смертью на кресте Он искупил грехи людей и открыл им путь в Царство Бога. Все люди умирают из-за своих грехов. Но Иисус умер не из-за Своих грехов, потому что не имел греха, Он умер за грехи людей.

Также через Свою смерть Иисус принесет много плода. Прочитаем стих 24: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». В одном зерне содержится огромный потенциал принесения плода, но будет плод или нет зависит от того, как поступить с зерном. Если зерно хранить в сухом месте, скажем в кладовой, то оно так и останется лежать, пока не испортится или его не съедят мыши. Но если его бросить во влажную почву, то оно принесет плод. Это учение Иисуса на первый взгляд кажется очень простым, но это – закон жизни, он определяет, останется человек один или принесет много плода.

Здесь нужно разобраться. С точки зрения Бога жизнь – это не просто существовать и двигаться. Некоторые люди очень активно двигаются, но вряд-ли можно сказать, что они живы. В настоящей жизни должен быть рост и принесение плода. Когда зерно падает во влажную почву, начинается процесс, который Иисус назвал умиранием. После появления ростка, от зерна ничего не остается. Но благодаря этому через несколько месяцев из одного зерна вырастает колос, на котором может быть до 100 зерен. Проблема в том, что процесс умирания являетя неприятным и болезненным. Он требует приложения больших усилий и труда. Однако люди в наше время не хотят прилагать усилия и страдать. Философия нашего времени состоит в том, чтобы вложить как можно меньше, но получить как можно больше. Студенты не хотят учиться, но хотят получать хорошие оценки и диплом. На работе люди не хотят работать, а только пьют кофе и смотрят новости в Интернете. А что же они хотят? Они хотят получать большую зарплату. Самым умным и успешным считается человек, который прилагает минимум усилий, но имеет все – о таком говорят, что он хорошо устроился в жизни. Того, кто серьезно и много учится и трудится, считают странным. Главное направление нашего времени в том, чтобы создать человеку максимально комфортные и приятные условия жизни. Реклама одной сети супермаркетов: «Мы делаем все, чтобы вам было комфортно делать покупки». Но нигде мы не встретим рекламы: «У нас вам придется трудиться до седьмого пота и возможно даже умереть». В фильме «Матрица» Тринити за считанные секунды учится управлять вертолетом. Но это только в фильме, в обычной жизни на это требуются годы обучения. В реальной жизни многие вещи требуют больших затрат времени и сил, они не доставляют удобства и комфорта, но они совершенно необходимы для роста и принесения плода. Каждое утро, когда большинство людей еще спит, на улицы города выходят его санитары – мусоровозы и дворники. Интересно услышать их ответ на вопрос: «Комфортно ли вам работать?» Эти люди выполняют очень важную работу – без них город утонул бы в горах мусора.

В стихе 25 Иисус применил этот закон к жизни человека: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». Есть два типа людей. Первые любят свою душу. Что означает «любящий душу свою»? Если вкратце, то это – эгоист, который думает лишь о себе и живет только для себя. Такой человек много развлекается и приобретает много вещей, но в конце жизни теряет все это и остается ни с чем. В результате он губит свою душу.

Другой тип людей – это ненавидящие свою душу. «Ненавидеть свою душу» не означает мучить себя, это означает ненавидеть свои грешные желания и бороться с ними. Ненавидеть свой эгоизм, свою лень, свое равнодушие, бороться с ними и преодолевать их. Им тоже хочется жить в этом мире легко и удобно, например, раскинуться на удобном диване, пить кофе и смотреть телевизор. Но они отвергают свои желания и отдают себя на дело Бога. В результате они приносят плоды и сохраняют свою душу для вечной жизни. Иисус любит нас. Он хочет, чтобы мы не погубили свою душу, а сберегли ее навечно. Поэтому Он говорит нам такие слова. Живя для Христа и Евангелия, мы принесем много плодов.

Пусть умирания трудный и неудобный. Поэтому испытывая маленькие или большие трудности, мы постоянно спрашиваем себя: «Зачем мне все это? А нужно ли страдать? А может есть легкий путь?» Например, Бог призвал нас с студенческой миссии. Это требует вложений сердца, времени и сил. Мы поднимается в 6 утра для молитвы и изучения слова, когда большинство людей еще спят. Иногда нам кажется, что и Бог спит в такое время, но это не так – Он не спит, Он слышит наши молитвы! Мы готовим изучение Библии, еду и приглашаем студентов. Кроме этого у нас еще есть учеба, работа, семьи и дети. Иногда нас не понимают, иногда жалеют. Все это требует ежедневного решения идти по пути трудностей и труда.

Посмотрим на стихи 27,28: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю». Душа Иисуса также возмущалась. Он жил в этом мире в человеческом теле и был подвержен той же боли и страданиям, что и мы. Иисусу было 33 года, Он не хотел страдать и умирать таким молодым. Да, даже Иисус не хотел страдать и умирать! Он тоже вел духовную борьбу! В этой борьбе Он решил повиноваться воле Бога и прославить Его имя через Свои крестные страдания. Тогда с неба пришел голос Божий и укрепил Иисуса. Бог также укрепляет и нас, когда мы решаем повиноваться Ему и идти по пути креста.

В моей жизни наверное тяжелее всего было умирать для своих грехов, когда я не видел плодов слажения. Но когда я думал о конце жизни, то понимал, что у меня нет другого достойного пути – другой путь, то есть жизнь для себя, эт прожить впустую и не принести плода. Это действительно страшный конец. Я понял, что сейчас мое дело не беспокоиться о плоде, но умирать для своих эгоистичных желаний – жить как все, стремиться к удобству, накопительству, и всесто этого жить для Бога, молиться за студентов и помогать им узнать Христа. У меня немного плодов. Но я отдают этот вопрос Христу.

В стихах 37-50 рассматривается вопрос веры и неверия. В сердцах ап. Иоанн восклицает: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (37). Способность не веровать человека поражает! В основе неверия людей лежит не недостаток фактов или доказательств. В основе неверия лежит любовь к себе и любовь к миру. Понятия людей о Христе были совсем иными. Они не могли понять, как Христос может быть вознесен на крест. Им не нужна была такая слава. Им не нужен был такой Христос. Они не хотели принимать Его. Пророк Исаия сказал о них так: «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Некоторые из начальников Иудейских уверовали в Иисуса, но из-за страха перед фарисеями не исповедовали свою веру. Они также возлюбили славу человеческую больше, чем славу Божью. Здесь мы учимся что власть неверия очень велика. Нам нужна твердая решимость веровать в Иисуса, исповедовать Его перед другими и идти по пути креста.

В этом слове мы узнали что есть только два пути в жизни: первый – это любить свою душу, т.е. жить эгоистично – в конце такого пути лежит разрушение. Второй путь – это ненавидеть свою душу, т.е. жить жертвенно, как пшеничное зерно, которое падает в землю – в его конце лежит вечная жизнь. Пусть Господь поможет нам следовать за Иисусом, принести много плодов и прославить имя Бога. Аминь.

(п. Яков)