head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Кто жаждет, иди ко мне и пей” (От Иоанна 7:1-44)

КТО ЖАЖДЕТ, ИДИ КО МНЕ И ПЕЙ

От Иоанна 7:1-44

Ключевой стих 37,38 : "В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой"

Сегодня мы продолжаем изучение Евангелия от Иоанна. В отличие от других Евангелий в нем более всего говориться о том, что Иисус Сам говорил о Себе. Это естественно, открыть Бога может только сам Бог, поэтому Иисус говорит о Себе. Давайте сегодня посмотрим, что говорили об Иисусе люди, и что Он Сам говорил о Себе, и узнаем кто же в Он в действительности для каждого из нас.

1. Время людей и время Бога (1-9)

Взгляните на стихи 1,2: «После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. Приближался праздник Иудейский – поставление кущей». После того, как Иисус учил в Капернауме, что Он есть хлеб сшедшедший с небес, многие из учеников Его, кто искали собственной выгоды, оставили Его, а Иудейские лидеры возроптали на Него и с тех пор искали убить Его. Поэтому Иисус не хотел ходить по Иудее, а ходил и учил в Галилее.

Приближался праздник Иудейский – поставление кущей. Это был один из важнейших праздников иудейских и стоял наравне с Пасхой. Обычно он праздновался в середине осени и длился в течении 8 дней. В эти дни все мужчины, жившие в радиусе 24 км от Иерусалима, обязаны были поголовно явиться в город. Но на праздник с радостью приходили жители, жившие и за пределами этого радиуса. Среди таких людей были также и братья Иисуса по плоти. Они подступили к Иисусу и подстрекали Его пойти вместе с ними на праздник. Взгляните на стихи 3,4: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру». Братья бросили Иисусу вызов – яви себя миру. С человеческой точки зрения они были правы. Величайшие чудеса Иисус совершил лишь в Галилее – превращение воды в вино (Ин.2:1-11), исцеление сына царедворца (Ин.4:46-54) и насыщение пяти тысяч (Ин. 6:1-14). В Иерусалиме же Иисус совершил лишь одно чудо: исцеление больного в купальне (Ин.5:1-15), да и то его восприняли больше, как нарушение субботы, а не как чудо. Поэтому было вполне естественно предложить Иисусу пойти в Иерусалим, чтобы явить Свои дела и приобрести еще больше последователей. Если ищешь популярности, то нет смысла скрываться в глуши, нужно стараться явить себя миру.

Слова братьев на первый взгляд разумны, но в действительности, сказаны от неверия. Их желанием было явить не Иисуса, а явить себя и прославится в лучах славы Иисуса. Но у Иисуса была друга цель. Взгляните на стихи 6-8: «На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось». Время людей и время Бога часто отличаются. Время людей – это время явить себя во всякое время. Если есть шанс прославиться, подняться по служебной лестнице, стать богатым, то люди непременно не упустят свое время. Но Иисус действует не по воле людей, а по воле и во время Бога. Несомненно, была воля Бога пойти Иисусу на праздник, ибо Он пришел исполнить весь закон, но Его цель была не мирская слава. Его цель была исполнить волю Бога и спасти души людей. Поэтому Он отказал братьям.

Подобно братьям мы также можем, что-то требовать от Иисуса. «Приди в мою жизнь и сделай то, то, и то, и сейчас же, а я тебе гарантирую популярность». Но мы должны помнить, что Иисус – это не средство, а суверенный Бог, который действует в Свое время и по Своей воле. Поэтому мы должны скромно искать Его воли, ждать Его время и уповать на Его милость.

2. Иисус истинен (10-18)

Пока Иисус шел в Иерусалим вокруг Его личности уже велись ожесточенные споры. Иудеи искали Его, чтобы погубить, как сумасшедшего или богохульника. Что же думал о Нем простой народ? Взгляните на стихи 12,13: «И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев». Мы видим, что общее мнение об Иисусе не устоялось. Чистосердечные люди говорили, что Иисус добр, потому что накормил людей хлебом, исцелил больного в купальне Вифезда, и говорит добрые слова. Другие говорили, что Иисус обольщает народ, потому что никто из религиозного начальства не признал Его. И все боялись говорить о Нём явно, боясь Иудеев. И в наше время, мнение людей об Иисусе также переменчиво. Кто-то становится верующим, видя, что президент зажигает свечку на Пасху. В другой раз, посмотрев фильм "Код да Винчи", этот же человек теряет веру. В наше относительное время, полное полуправды и дезинформации, как можно иметь абсолютное мнение об Иисусе? Взгляните на стих 14. «Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил». Иисус даровал нам единственный способ познания Его – слушать слова Иисуса и повиноваться им.

Как только Иисус начал говорить, сразу возникло сильное противостояние Его словам. Прочитаем стихи 15 и 16. «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня». Иудеи дивились Его знанию Писаний. Но Иудеев удивляла не память Иисуса, ибо многие из них знали Писания наизусть, а власть и авторитет, с которыми говорил Иисус. В то время только ученики официально признанного учителя имели право толковать Писания и говорить о законе. Ни один раввин не делал никакого заявления от себя лично. Обычно говорили так: "Существует учение о том, что…", после чего приводили цитаты из авторитетных раввинов и законников. А тут вдруг галилейский плотник, не имеющий вообще никакого образования, смеет комментировать Самого Моисея. Может быть, Он Сам придумал Своё учение? На это Иисус сказал: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня». Иисус сослался прямо на Бога, Который послал Его. Все учение Иисуса – это слово Бога, поэтому оно есть истина. Иудеи были шокированы. Как такое может быть? Он что, пророк? Чем Он докажет это? В ответ, Иисус дал точный метод проверки, от Бога ли Он пришёл, или нет.

Взгляните на стихи 17, 18: «кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем».

Во-первых, «кто хочет творить волю Его, тот узнает…». Чтобы узнать правильно ли учение Иисуса, нужно иметь желание творить волю Бога. В действительности, Иудейские учителя давно забыли, что Бог жив, и имеет Свою волю к Израильскому народу. Когда Бог вывел Израиль из Египта, то объявил Свою волю так: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5-6). Израильский народ должен был стать святым народом и царством священников для всей земли. Вместо этого, Иудеи заменили волю Бога на формальное выполнение закона, и накладывали на простой народ непосильные бремена. Иисус же начал Своё служение с проповеди Царства Бога и покаяния. Иисус Своим служением начал восстанавливать Израиль святым народом по воле Господа. Иисус говорил: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:40). Выполнить эту волю Бога было непросто. Воля Бога для Иисуса заключалась в том, чтобы умереть на кресте за грех мира и воскреснуть. Но Иисус выбрал путь угождения Богу, потому что любил Отца. Его полное повиновение воле Бога стало подтверждением авторитета Его и Его слов.

Перед нами также стоит выбор повиноваться или не повиноваться воле Бога. Если вы действительно ходите узнать Иисуса, повиновение Его слову – это лучшая духовная школа. Как сказал Иисус в Евангелии от Иоанна 8:31,32: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Во-вторых, «Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен». Взгляните на стих 18: «Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем». Иудеи искали Своей славы, принимая признание людей в синагогах и народных собраниях, они лицемерили и обманывали. В наше время также люди привыкли носить маски и жить для своей выгоды. Но Иисус с самого начала и до конца искал славы Богу. Когда Иисуса гнали и обижали, Он не оправдывался и не обижал в ответ, а молился за обижающих. Когда Иисус исцелял сухорукого в синагоге в субботу, за ним наблюдали фарисеи, чтобы обвинить Его. Но Иисус сказал им: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» (Мк. 3:4). Несмотря на опасность для жизни, Иисус не побоялся прославить Бога и спасти одну душу. На кресте Иисус не жаловался на мир, но молился за нас: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Тогда римский сотник, видя это, прославил Бога. Слава и сила Бога являлась, потому что Иисус всегда говорил и поступал не от Себя, а от Бога. Поэтому Иисус истинен, и нет в Нем никакой неправды. Воистину Он есть Сын Бога, Который пришел с небес. Зная истинность Иисуса, мы можем полностью доверять Ему, уповать на Него и следовать за Ним.

3. Свидетельство Иисуса о Самом Себе (25-38)

Взгляните на стихи 25-27. «Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он». Люди были удивлены появлением Иисуса в храме в середине праздника. Он долгое время ходил по Галилее, избегая враждебных иудеев. Но почему Он теперь смело учит в храме и никто даже слова не говорит против Него? Может быть, что-то изменилось? Может быть, начальники удостоверились, что Он истинно Христос? Но даже если бы начальники высказали свое одобрение, то у людей все равно был повод сомневаться об Иисусе. Они говорили: «Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он». Существовало поверие, что известный человек должен быть окружен ореолом таинственности. А об Иисусе знали, что Его семья жила в Назарете, и что Он родом из Галилеи. Хотя продвинутые знали, что Христос должен родиться в Вифлееме (Мих.5:2). Но как бы то ни было, обилие информации не способствовало обретению их личной веры. Для личной веры нужно не столько обилие доказательств, сколько ясное решение уверовать во Христа и довериться окончательно Его словам, а не мнениям людей. Нельзя быть постоянно «ищущим истину», надо стать тем, кто нашел Христа.

Что же Иисус сказал людям? Взгляните на стихи 28,29. «Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня». Люди думали, что знали происхождение Иисуса, но они не знали Бога, Который послал Его. Иисус снова и снова обращал их взор на Бога. Он сказал: «Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете». Иисуса можно было понять только с точки зрения Бога. С человеческой точки зрения Иисус был полон парадоксов. Он сын плотника, но учил Слову Бога с силой и властью. Он общался с грешниками, но имел беспорочную репутацию. Он не имел ни богатства, ни мирской власти, но Ему повиновались ветры и волны, и Он мог практически из ничего сотворить пищу для нескольких тысяч людей. Чтобы понять Иисуса, людям надо было обратиться к Богу. Они должны были исследовать Слово Бога и увидеть в Иисусе обещанного Христа, Божьего Помазанника и Спасителя. Если бы они знали Бога, то подобно Захарии и Елисавете (Лук.1:67-79), Симеону и Анне (Лук.2:25-38), они бы узнали в Иисусе обещанного Христа и поклонились бы Ему.

Многие же после этих слов уверовали в Иисуса, а Иудеи услышав такие толки о Нем ожесточились и послали своих служителей схватить Его. Что Он сказал им? Взгляните на стихи 33,34. «Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете прийти». Когда служители пришли арестовать Иисуса, Он сказал им: «Еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете прийти». Иисус не собирался никуда бежать. Придет час и Он Сам предаст Себя в руки арестующих Его, Он пойдет на крест и совершит то, для чего Он пришел в этот мир. Мы видим здесь, что Его слова не были поняты слушателями. Они подумали, что Он говорил об отъезде в отдаленные страны. Но когда все совершится, когда Иисус умрет, воскреснет и вознесется обратно к Богу-Отцу, тогда все сказанное Им приобретет смысл. Иисус с любовью и большим долготерпением относился к сомневающимся людям и к Своим врагам. Он говорил им о Себе, говорил слова истины, которые в будущем послужат для их спасения. Иисус говорил эти слова не для того, чтобы дистанцироваться или удалиться от них. Наоборот, Он хотел, чтобы они обрели веру и последовали за Ним туда, куда Он идет, то есть к Богу. Иисус хочет принять всех нас в Свой небесный дом. В 14-й главе Евангелия от Иоанна Он сказал верующим в Него ученикам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан.14:1-3).

Подобно тому, как Иисус был всего лишь короткое время в жизни этих людей, так и наша человеческая жизнь очень коротка. Время для принятия нами духовного решения тоже может незаметно пройти. В книге пророка Исаии написано: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис.55:6,7). Пусть Бог поможет нам уже сейчас с покаянием принимать слова Иисуса и не быть Его врагами. Аминь.

4. Кто жаждет, иди ко мне и пей (37-44)

Давайте вместе прочитаем стихи 37-39. «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен».

Здесь говорится, что данное событие произошло в последний великий день праздника. Как мы говорили, праздник поставления кущей длился неделю. Последний день приходился на субботу. Разные историки писали о величественной церемонии, которая проводилась в этот день. Священники набирали в золотые сосуды воду из источника Силоама, текущего под храмовой горой, и первосвященник торжественно выливал ее на алтарь. Народ шел хороводом вокруг алтаря, воспевая слова из книги пророка Исаии: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис.12:3). Одновременно трубили многочисленные трубы, так что сердце трепетало и радовалось в духовном экстазе. Была даже такая поговорка: «Кто никогда не был на этом празднике, тот еще не узнал, что такое радость». Это был великолепный праздник, на котором и мы хотели бы поприсутствовать. Но к сожалению, большой недостаток всех праздников в том, что они быстро заканчиваются. Иллюминации и хороводы закончились, а сердца людей все еще жаждали чего-то еще. В этот момент Иисус возгласил громким голосом: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».

Во-первых, Иисус призывает тех, кто жаждет (37). Чтобы утолить свою жажду нужно сначала осознать, что она есть. То, что она есть, в этом нет никаких сомнений. Об этом говорит великое обилие развлечений, которые нам предлагают повсюду, по ТВ, по Интернету, СМС. Как говорил, п. Ярослав на собрании в четверг: «спрос рождает предложение». Все это множество предложений говорит о том, что человек неумолимо жаждет. И если с физической жаждой в нашей стране можно справиться достаточно просто – купить бутылку воды или желанный девайс. То духовную жажду невозможно утолить материальными вещами. Духовная жажда это то, что Бог вложил в сердце человека, чтобы он постоянно искал нечто небесное (Еккл.3:11). Это причина того, почему человек не может найти полного удовлетворения и смысла в этом мире. Апостол Павел говорит, что Бог расселил людей по разным уголкам земли, «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:26,27). Человек постоянно ищет Того, Кого он потерял в райском саду, а именно Бога. Конечно, можно попытаться создать «рай на земле», но если в этом раю не будет Бога, то он вскоре превратится в ад для души человека. Эту духовную реальность подтверждает сейчас общественная жизнь в богатых и зажиточных странах.

Во-вторых, у верующего в Иисуса из чрева потекут реки воды живой (38). Здесь Иисус дает нам удивительное обещание, что если мы будем верить в Него и пить из Него, то как сказано в Писании, из нашего чрева потекут реки воды живой.

Нам будет легче понять слова Иисуса, если на минуту мы задумаемся о том, что обычно истекает из нашего чрева. Чрево означает внутренность человека, что обычно Библия еще называет сердцем. В книге Притчи говорится: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23). Но сердце человека, жизнь которого отравлена ложными источниками этого мира, часто источает не воду живую, а потоки грязи и вонь. Иисус сказал однажды: «Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мар.7:20-23). Видели ли вы таким свое сердце? Очень неприятно находить свое сердце грязным и безжизненным. Но Иисус дает обещание, что Он очистит наше сердце, когда мы поверим в Него. Он произведет духовную дезинфекцию нашего сердца, восстановит каналы и оживит источники, так что из нашего сердца снова будет течь живая вода, на радость нам и окружающим нас людям. Этой водой будет «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23). И все это благодаря Святому Духу!

Стих 39 говорит: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен». Давайте подумаем, почему все же Дух Святой является ответом на нашу духовную жажду. Дело в том, что мы не видим Иисуса физическими глазами. И мы не можем прийти к Нему и пить в буквальном смысле. Но Святой Дух показывает Иисуса нашему сердцу. Святой Дух показывает нам, насколько велик и прекрасен Иисус, описанный в Библии, чтобы мы духовными глазами смотрели на Иисуса и могли наслаждаться Им. Мы пьем духовно, когда смотрим на Иисуса, открытого нам Святым Духом через написанные слова Библии.

Нам нужен Святой Дух, чтобы увидеть Иисуса и прийти к Нему и наслаждаться Им. Когда мы живем по плоти, мы не можем наслаждаться Иисусом. Напротив, Его образ кажется нам не слишком привлекательным. Библия кажется сухой и безжизненной. Мы не можем излучать реки воды живой, а только раним других. Мы не можем проповедовать об Иисусе Христе, потому что не наслаждаемся Им в своем сердце. В такие моменты мы должны возвращаться к Иисусу, признавать свою духовную жажду и просить Духа Святого, чтобы открыл наши духовные глава и помог снова видеть и наслаждаться Иисусом.

В последнее время я чувствовал много усталости из-за трудностей на работе и здоровья родных. Библия мне казалась сухой и безжизненной, мне было трудно проповедовать и не хотелось звонить агнцам и общаться с ними. В такие моменты я пытался утолить свою жажду мыслями, что скоро отпуск. Я подбирал в Интернете различные курорты, гостиницы и билеты. Но через это слово я понял, что отпуск не сможет утолить мою жажду, потому что скоро закончиться. Да у меня вообще может его и не быть вовсе из-за ликвидации центра. Единственное что можем утолить мою жажду – это Дух Святой. Только Святой Дух открывает мне Христа, дает общение с Ним, утоляет духовную жажду и делает меня источником для других. Я молюсь наполняться Святым Духом, чтобы видеть Христа и наслаждаться Им. Аминь.

Итак, сегодня мы изучали с Вами большой отрывок. Через него мы учились о личности Иисуса. Через различные свидетельства, мы убедились, что Он истинен. Он истинно Мессия, обещанный Богом Христос. Он истинен, потому что творит волю Бога во время Бога. Он истинен, потому что ищет славы пославшего Его. Он истинен, потому умер и воскрес, и открыл нам Дом Небесного Отца. Но самое важное свидетельство истинности – это Святой Дух, Которого Он дает нам. Сколько бы мы не знали информации об Иисусе, только Он открывает нам Христа, утоляет жажду и дает наслаждение общения с Ним, делает нас источником рек воды живой для окружающих. Давайте сегодня исповедуем свою жажду и попросим Иисуса наполнить нас Святым Духом и сделать нас источником воды живой для этого мира.

(п. Самурай)