head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Новая заповедь” (От Иоанна 13:18-38)

НОВАЯ ЗАПОВЕДЬ

От Иоанна 13:18-38

Ключевые стихи 13:34,35

В прошлый раз мы начали рассматривать события происходящие на последней вечери. Это были последние часы, которые Иисус провел со Своими учениками до того как был распят на кресте. Иоанн уделяет этому времени 5 глав. Хотя Иисус и после воскресения являлся ученикам, но это было особенное время. Его слова звучат, как завещание, когда отец хочет сказать самое важное своим детям. Давайте посмотрим о чем же Иисус говорит нам и чему самому важному Он хотел научить Своих учеников и нас.

1. Последний призыв любви к Иуде

Давайте посмотрим на стих 18: Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.

О чем же говорит Иисус? В прошлом отрывке Иисус учил Своим примером о любви и служении. Любовь и служение это то, что должно быть в тесном союзе в жизни учеников Иисуса. Он Господин и Учитель умывал грязные ноги учеников и они должны так делать. Но это относилось не ко всем. Хотя Иисус избрал Иуду учеником, но Иисус знал, что о нем говорит слово Бога: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Это слово говорится в Пс.40:10 Даже близкий друг, на которого я полагался, кто ест мой хлеб, поднял свою пяту против меня.

На востоке выражение «есть с кем-то хлеб», означало не просто еду, а было признаком дружбы и актом верности. Поэтому если человек, который ел хлеб за столом друга, который ему доверял, предавал его – это считалось актом крайней подлости. Само выражение "поднял на меня пяту свою" говорит о жестокости, и в иудейском языке всегда употреблялось для описания жестокости. Иуда сознательно предавал Иисуса. Это не было проявлением слабости в неожиданый момент как у Петра. Это было спланированое предательство, которое он вынашивал в своем уме. В Матф.26:14-16 о нем сказанно: Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Иисус с самого начал знал об этом, что так случится. Я не могу представить себе как можно годами жить вместе с человеком, любить его, вести с ним искренний разговор, и считать его близким другом, и при этом знать, что он тебя подло предаст. Как возможно так сильно любить человека? И не только любить, но вообще поддерживать хоть какие-то отношения с таким человеком?

По-человечески лучше сразу разорвать всякие отношения и выгнать его от себя. И так поступает большинство людей, даже не с предателем, а просто если человек чем-то не устраивает. Если например этот человек ведет себя так как мне не нравится, то легче всего просто дистанцироваться от него. И можно найти уйму объяснений, что именно так правильно и справедливо.

Но мы нигде не увидим у Иисуса и тени осуждения или неприязни по отношению к Иуде или желания его выгнать от Себя. Наоборот во всем Его отношении к Иуде мы видим неизменную любовь, и жалость, когда Он говорит о Иуде: …горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается… Бог предлагает нам покаяние, Он все делает для этого, чтобы мы могли иметь правильные отношения с Ним, но принять Его любовь или отвергнуть, это зависит от нас.

Давайте прочитаем стих 19: Теперь сказываю вам, прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я. Иисус предупреждал учеников, чтобы когда это случится, они осознали, что все эти события были не случайностью, а пророчеством о Христе, которое они пока не понимали. Так все и должно было случится. Зная это они могли, потом встать и продолжать свое служение. Если бы Иисус не сказал бы им об этом, то они не смогли бы простить себя за предательство.

Давайте прочитаем стихи 21, 22: Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.

Мы даже не можем представить с какой болью Он говорил эти слова. Он любил Иуду и готов был отдать за него Свою жизнь, но Иуда не принимал этого. Показывая Своими словами, что все знает о планах Иуды, Он не называет имени того кто предаст. Этим Иисус предлагал еще один шанс покаятся.

Посмотрите на стихи 23-26: 23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. 24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. 25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? 26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.

Ученики были в растеряности, кто бы это мог быть. Интересно то, как иудеи рассаживались у стола. Коментатор Уильям Баркли пишет по этому поводу: Они фактически не сидели, а полулежали. Стол был сделан из одного низко поставленного толстого куска дерева, а вокруг него были своеобразные кушетки. Стол имел форму подковы и местом хозяина был центр этого стола. Гости полулежали на левом боку, опираясь на левый локоть, оставляя правую руку для еды. В таком положении голова каждого гостя была почти на груди у соседа слева. Иисус сидел на месте хозяина в центре низкого стола, а ученик, которого Он любил, сидел, по-видимому, по правую сторону Его, потому что когда он оперся на свой локоть, его голова оказалась против груди Иисуса.

Но также интересно место, которое занимал у стола Иуда. Весьма возможно, что Иисус мог говорить с ним прямо и лично и так, что другие не могли их слышать. Если это было так, тогда только одно место могло быть занято Иудой – с левой стороны от Иисуса, и тогда точно так, как голова Иоанна склонялась к груди Иисуса, голова Иисуса склонялась к груди Иуды. Показательно то, что место с левой стороны от хозяина было самым почетным и давалось самым близким друзьям. Но это не все. Предложение хозяина принять из его руки особо лакомый кусочек тоже было знаком близкой дружбы.

Иисус любил Иуду и даже этим жестом, подавая кусок как самому почетному гостю Иисус предлагал ему свернуть с пути погибели. Это был последний шанс для Иуды. Отвергнув любовь Иисуса, но лицемерно приняв кусок, Иуда открыл свое сердце для дьявола. А с ним Иисус не хотел находится вблизи, потому коротко сказал: что делаешь, делай скорее. Иуда ушел в ночь. Эти слова говорят не столько о времени суток, как о тьме которая была в сердце Иуды. Он ушел от любви Иисуса в дьявольскую тьму. И эти слова говорят о печальном конце Иуды. Он больше не мог раскаятся, хотя осознавал свою вину, потому от отчаяния он повесился. Таким был результат жизни, того кто отверг любовь Иисуса. Через Иуду мы учимся, что на любовь Христа должны отвечать покаянием и верой.

2. Да любите друг друга

Давайте прочитаем стихи 31,32: 31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. 32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Близилась развязка, когда Иуда приведет храмовую стражу схватить Иисуса, чтобы выдать в руки первосвященников. Зная это Иисус восклицает, что через это Он будет прославлен. Так как через Свою смерть на кресте Он искупит грехи каждого человека. Иисус зная, что Ему осталось совсем мало чтобы быть с учениками говорит: Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, [так] и вам говорю теперь. Как нежно Он обращается к ученикам — дети. Как отец детям, Он хочет сказать самое важное: Его завещание.

Давайте прочитаем стихи 34,35: 34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. 35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Оставляя Своих учеников, Иисус заповедает им любить друг друга. И сейчас Иисус говорит нам: дети да любите друг друга. Почему любить? Потому что это суть нашего Небесного Отца. Бог есть любовь. Если бы не Его любовь. Не было бы ни одного человека на земле, все должны были бы погибнуть по причине справедливого наказания за грехи. Но любовь Бога явилась в том что Он отдал Сына Своего на унизительную смерть на кресте, как жертвенного ягненка, чтобы спасти нас от погибели. Бог есть любовь и Он хочет, чтобы Его дети любили друг друга.

В наше время утрачено настоящее значение слова «любовь». Под «любовью»обычно понимают чувства, которые испытывают друг ко другу мужчина и женщина. О любви сочиняют много песен, а также много пишут в соц. сетях и различных блогах. Но обычно оказывается что люди, которые поют и пишут о любви, сами не умеют любить даже своего мужа, жену или детей. В мире мало настоящей любви. Многие разочаровались и вообще не верят, что настоящая любовь существует.

Но такая любовь существует, и ее пример показал Иисус. Он возлюбил нас и отдал за нас свою жизнь. И Он призвал Своих последователей любить друг друга, как Он возлюбил нас. В любом месте, где собирается больше одного человека, начинаются непонимания, разногласия, конфликты, а иногда даже открытая вражда и ненависть. Например, балерины, чтобы получить роль соперницам в пуанты подсыпают битое стекло, а в помаду подмешивают клей, чтобы губы слиплись, и человек не мог дышать во время танца. п.Ионафан рассказывал, как у него на заводе, люди подкладывали продукцию в сумку и сообщали охрану о краже. Осуждение и соперничество и ненависть – это то, чего с головой хватает в нашем обществе. Этого не нужно учится, оно само приходит. Даже если нет неприкрытой враждебности, то есть равнодушие и холодность. Но в церкви не должно быть подобных вещей. В церкви братья и сестры должны любить друг друга так как нас возлюбил Христос и пожертвовал Собой. И если нам кто-то не нравится и даже раздражает нас, мы все равно должны преодолевать свои чувства и любить этого человека.

Мы церковь – все одна семья, одно тело Иисуса. Мы зависим друг от друга. И слово Бога говорит к кому особенно мы должны проявлять любовь в церкви:

(1Кор.12:21-27) 21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. 22 Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, 23 и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; 24 и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют [в том] нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, 25 дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. 26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. 27 И вы – тело Христово, а порознь – члены. Господь учит нас особенно проявлять любовь к слабейшим членам церкви, то есть к тем к то еще слаб в вере и о них должна быть найбольшая забота. Так бывает и в нашем теле. Мы больше заботимся о слабых и не благовидных членах тела чем о сильных. А если что-то заболело, мы то не отрезаем и не выбрасываем, а жалеем и лечим, пока не станет здорово. Хотя Иуда не любил Иисуса и даже решил предасть Его, но Иисус еще больше прилагал усилий к нему и до конца проявлял Свою любовь.

Его любовь неизменна. Его любовь не зависит от нас. От того насколько мы хорошие или плохие. Его любовь не потакает грехам, но исправляет человека. Он милостив и сострадателен к нашим немощам. Его любовь покрывает недостатки и дает прощение, а не таит обиду. Любовь Иисуса не лицеприятна. Его любовь повела Его на крест и удерживала там, даже когда Ему говорили: сойди с креста. В Нем не было и намека на эгоизм. Он знал о предательстве Иуды, отречении Петра, что другие ученики бросят Его в момент опасности и все равно любил их. Он так возлюбил нас, что пошел за нас на смерть. Он отдал, опустошил Себя полностью ради нас. И теперь Он говорит: так и вы да любите друг друга.

Известен такой случай. Христианский писатель и аполегет Клайв Льюис после смерти своего друга 30 лет заботился о его матери – миссис Мур, и, по сути, стал ее сыном. У этой женщины был ужасный характер – она была страшно эгоистична, капризна, любила командовать, была ворчлива и обидчива. Зачастую Льюису было тяжело ее терпеть, и такой характер он постоянно обличал в своих книгах. Например, характер матери главного героя в книге«Письма Баламута» очень похож на характер миссис Мур. Льюис любил писать, он любил уединение и прогулки на природе. Общество ворчливой женщины ему явно не подходило. Однако за 30 лет Льюис не оставил ее и не отправил в дом престарелых. Он учился любить ее у Своего Спасителя Иисуса.

Давайте еще раз прочитаем стих 35: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Иисус хочет чтобы нас все узнавали, но не как знаменитых людей, а как Его учеников. Он хочет чтобы нас узнавали внешние. Как? Может по нашим серьезным лицам. Как говорил Хадсон Тейлор: до его обращения для него стать христианином, означало стать человеком с очень серьезным лицом. Или может по одежде. Или может по чудесам в нашей жизни? Но слово Бога говорит: 1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. 2 Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Нет не по серьезному лицу, и не по одежде, а по тому что ученики Иисуса имеют любовь между собою. Между собою. Это основа. Один человек любил говорить: я люблю человечество, но вот отдельных личностей не переношу. Легко любить тех кто далеко. Но так трудно любить тех, кто между нами. Тех, кого мы хорошо знаем. Знаем немощи. Знаем, как он может поступить если я скажу так. Эта любовь между собою, должна начатся с семьи между мужем и женой и детьми, в общей жизни между сестрами и между братьями. Тогда она будет в церкви и тогда все познают нас учениками Иисуса.

Любовь в церкви это то что так тронуло мое сердце когда я впервые попал в нашу церковь. Я увидел ее по отношению к себе и между братьями и сестрами. Я уехал в Винницу, тогда я еще учился в Виннице в техническом коледже. Но хотя я еще 2 года не ходил в церковь, хотя мог потому что в Виннице через дорогу от моего дома большая евангельская церковь, я просто не хотел ходить в другую церковь, а только в нашу, просто потому что я увидел тут любовь и влюбился в церковь. И я молюсь чтобы наша церковь стала известна по нашей взаимной любви. Люди потянутся туда, как я раньше, где есть искренняя любовь.

В конце я хочу расказать один случай из жизни, который произошел в Англии в прошлом столетии. У одного зажиточного человека был сын, он был единственным сыном у своих родителей и они его баловали. Он вырос своевольным эгоистом. В результате между сыном и отцом начались разногласия и серьезные столкновения, а мать всегда старалась их примирять.

Однажды они до того поссорились, что отец выгнал сына из дома. Оставив родительский дом сын обещал, что не вернется домой покуда отец сам не попросит его вернутся домой. Мать всячески старалась их примирить: писала сыну, умаляла его вернуться, но его ответ всегда был одним и тем же: "ни в коем случае пока отец сам не позовет". Отец тоже не поддавался увещеваниям жены: "Нет, я его никогда не позову домой. Он больше не мой сын".

Прошло несколько лет, но все старания матери оказались бесполезными. Вдруг мать сильно заболела. Врачи потеряли всякую надежду на ее выздоровление и предупредили мужа, что ей осталось не много времени. Однажды стоя у постели жени он спросил «могу ли я чем небудь тебе угодить, что небудь сделать для тебя перед тем как нам придется разлучится». «Да.»– ответила жена, – «у меня есть одно желание, одна просьба – я хотела бы увидеть сына перед смертью и более всего хотела бы что бы вы примерились.» Гордое сердце мужа сжалось «я не могу его принять» – ответил муж. «Ты можешь, если хочешь», – умаляла умирающая. Наконец муж предложил позвать сына от имени матери, но жена ответила, – «ты знаешь, что он никогда не прейдет по моему зову. Наш сын вернется домой только, если ты сам его позовешь». Будучи уже не силах противостоять увещеваниям умирающей муж послал телеграмму сыну прося его вернуться домой. Как только сын получил известие от отца он встал и отправился домой.

Отец не отлучался от кровати больной, и вот он слышит как открывается дверь и входит сын. Вместо того что бы пойти на встречу отец отошел в другую часть комнаты. Мать подозвала сына к себе и взяла его руку. Она целовала и обнимала его и наконец шепнула, – «заговори с отцом и все пройдет. Скажи первый слово.» «Нет мама», – ответил он, – «я никогда не буду говорить с ним пока он не заговорит со мною». Она продолжала просить но напрасно. Позвав мужа к кровати жена взяла его руку в одну свою, а сына в другую и сделала последнюю попытку примерить отца с сыном, но безуспешно. Ни один из них не заговорил. Она пала на подушку и уснула вечным сном. В этот момент взгляды сына и отца встретились, отец смягчился схватил сына руки прижал к своей груди и там у смертного одра матери и жены они примирились.

Иисус уже разрушил все преграды между нами Своим телом. Своей силой мы не можем любить как Иисус полюбил нас. Но любовью Иисуса умершего за нас мы можем любить других, потому что Его любовь излилась в наши сердца Духом Святым.

Да нам трудно принимать других, и больше того любить их как Иисус полюбил Иуду и учеников, но смотря на Него, на то что Он по Своей любви, принял нас предателей, обитчиков и врагов и умер за нас, смотря на это мы будем любить других как Он. Аминь.

Давайте еще раз прочитаем ключевой стих 34,35:

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

(п. Дима)