head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Первосвященническая молитва Иисуса” (От Иоанна 17:1-26)

ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСКАЯ МОЛИТВА ИИСУСА

От Иоанна 17:1-26

Ключевой стих 17:1 : "После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя"

Сегодняшний отрывок называют первосвященнической молитвой Иисуса. Первосвященник должен выполнять две важных функции: обращаться к людям как представитель Бога, и обращаться к Богу как представитель людей. Несколько предыдущих глав Иисус наставлял Своих учеников, передавая им слово Бога. Теперь Он обращается к Богу с молитвой. Изучая эту молитву, давайте узнаем, какие истинные желания Бога, и как должны жить верующие и к чему стремиться. Молитва состоит из трех частей: молитва за Себя, молитва за учеников, и молитва за всех верующих.

1. Иисус молится за Себя (1-5)

Прочитаем 1-й стих:

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя

Во-первых, Иисус обратился к Богу «Отче». Обращаться к Богу можно по-разному. Например, «Бог всемогущий» или «Вседержитель». Если христиане перестанут повторять в молитве слово «Господь», то их молитвы станут вдвое короче. Кем мы видим Бога, влияет на все наше мировоззрение и отношение к жизни. Страдающий Иов называл Бога своим Судьей, и желал спорить и судиться с Ним. Но Иисус называет Бога Отцом и желает исполнить Его волю даже до смерти на кресте, потому что знает, что Его Отец добрый, и Его воля — самая лучшая. Благодаря смерти Иисуса мы тоже получили эту привилегию — называть Бога своим Отцом. Теперь мы тоже можем обращаться к Нему как к Отцу и исполнять Его волю, как Его дети.

Во-вторых, Иисус просит о том, чтобы Бог Его прославил, и чтобы Он прославил Бога. Слово «слава» означает «чтобы все знали». Иисус хотел, чтобы все люди узнали о том, каков их Творец и Господь, и кто Иисус на самом деле. Почему? Потому что это критически важно для каждого человека. Об этом прочитаем в стихах 2 и 3:

2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

Бог дал Иисусу власть над всеми людьми. Однажды все станут перед Его престолом для суда. Но также Бог дал Ему определенных людей, чтобы Он дал им вечную жизнь. Что такое вечная жизнь? Это не просто жизнь, которая никогда не кончается. Есть много людей, которые больше не хотят жить. Я бы тоже не хотел бесконечно ходить на работу, бесконечно платить за аренду квартиры и бесконечно мучиться от разных болезней и от совершенных ошибок и грехов. Но вечная жизнь — это другое. Это знать Бога и Иисуса. Знать, что Бог един — то есть, нет больше никаких других богов, и только Ему можно посвятить свою жизнь. Бог истинный — значит в Нем нет неправды. Всякую неправду и грех этот Бог приведет на суд. Но этот Бог послал Иисуса Христа, чтобы искупить наши грехи и сделать нас, которые были врагами Богу, Его детьми. Проблема людей в том, что они не знают этого Бога. Слово «знать» не означает «владеть информацией» — в этом смысле я знаю президента США, но мне от этого нет никакого толку. Здесь говорится о том, чтобы знать лично. Именно отношения с Богом единым и истинным, пославшим Иисуса Христа для нашего спасения — это и есть вечная жизнь. Если вы еще не имеете вечной жизни, вам нужно прямо сейчас поверить в то, что Иисус искупил именно ваши грехи, обратиться к Богу с исповедью и пригласить Его в свою жизнь.

Прочитаем стихи 4,5:

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

Иисус собирался вернуться в Божью славу, потому что Он уже прославил Бога на земле и завершил все, что должен был сделать. Мы видим, каким образом Иисус прославил Бога на земле: Он совершил то, что Бог поручил Ему. Бог дал Ему миссию — показать Бога и Божье Царство всем людям. Для этого Иисус много трудился, проповедуя слово Бога, исцеляя и воскрешая. Для этого Он принял 12 учеников и три года с терпением и любовью помогал им. Для этого Он в конце концов умер на кресте за наши грехи и воскрес. Когда мы читаем в Евангелиях, как жил Иисус, мы видим Божью славу. Жизнь Иисуса учит нас тому, как должны жить мы. Когда Бог сотворил человека, Он создал его по Своему образу и подобию, чтобы, смотря на человека, можно было видеть, каков Бог. Мы должны знать, для чего мы живем. Человек может найти смысл своей жизни только тогда, когда знает, какую миссию поручил ему Бог. Иисус заповедал идти по всему миру и воспитывать учеников, передавая им все, чему научил нас Иисус. Каждому из нас надо найти свое место в Его повелении. Мы должны передавать другим слово Бога, потому что только оно позволяет людям знать единого истинного Бога. Исполняя свою миссию, мы прославляем Бога на земле.

2. Иисус молится за учеников (6-19)

Мы увидели, что самым большим желанием Иисуса было прославить Бога и дать людям вечную жизнь. Во второй части Он молится о Своих учениках. Нам тоже нужно молиться о тех людях, на кого мы непостредственно влияем нашей жизнью и свидетельством. Давайте подумаем, к чему должны стремиться ученики Иисуса Христа. Прочитаем стихи 6-8:

6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

Иисус открыл имя Бога ученикам, которых Бог Ему дал. Иудеи очень ревностно относились к заповеди, что имя Бога нельзя произносить попусту. Бог был слишком свят, чтобы к Нему обращаться по имени. Поэтому они вообще перестали его произносить. Поскольку в письме использовались только согласные буквы, то все забыли, какие гласные надо читать. Когда читающий Библию встречал четыре буквы YHWH, обозначающих Божье имя, он автоматически произносил «Адонай», то есть «Господь». Но когда Иисус говорил, что открыл имя Бога, он имел в виду не просто произношение. Он открыл самого Бога, Его личность и характер, так что теперь мы можем обращаться к Нему, не основываясь на человеческих догадках, а зная, какой Он.

Каким образом Иисус открыл имя Бога? Он передал ученикам слово Бога, и они уверовали в Него. В 1-й главе от Марка Иисус говорит, что Он для того пришел, чтобы проповедовать. Мы можем узнать Бога только одним способом: если Бог Сам нам откроет. И Он открыл Себя нам в Библии. Когда мы изучаем Библию, слово Бога дает нам знание о Боге и понимание духовного мира.

Прочитаем стихи 9, 10:

9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

Иисус особо молится об учениках, потому что они принадлежат Богу. О чем же Он просит? Может, чтобы Бог забрал их из этого ужасного мира в рай? Или чтобы Бог обеспечил их хорошей работой и квартирой в Иерусалиме? Посмотрим стихи 11-13:

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Во-первых, Иисус молится, чтобы ученики были едиными. Когда Иисус был в мире, Он всегда защищал учеников. Но теперь Он покинет мир, и ученики останутся одни. Иисус молится, чтобы Бог Сам соблюдал их. Первое, о чем Он просит — это чтобы ученики были едиными. Единство очень важно. В книге Екклесиаста 4:9,10 сказано:

9 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:

10 ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.

Иногда люди объединяются для достижения каких-то целей в семью, в фирму, в партию или в отряд. Чтобы объединиться, нужны общий язык и общая цель. Но такое единство не длится вечно, потому что на самом деле каждый преследует свои личные цели. Можно также держать людей в единстве с помощью страха или манипуляций, но такое единство похоже на пороховую бочку. Иисус говорит совсем о другом единстве. Он говорит: «Чтобы они были едины, как и Мы». Как едины Иисус Христос и Бог-Отец. Иисус хотел, чтобы мы были едиными, повинуясь Его заповеди «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Обычно единству мешает гордыня, потому что гордый человек противопоставляет себя другим. Чтобы быть едиными, мы не должны славить себя, но славить Бога, чтобы все увидели, какой Он. Церковь — это единство людей, которые сознательно решили прославлять Бога своими словами и делами. По крайней мере, желание Бога состоит в том, чтобы так было, и у нас есть уникальная возможность привести это в исполнение. Когда внешний человек видит единство верующих, он понимает, что Бог есть, потому что без Бога такое единство невозможно.

Во-вторых, Иисус молится, чтобы ученики были освящены Богом. Прочитаем стихи 14-17:

14 Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.

15 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.

16 Они не от мира, как и Я не от мира.

17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.

Христиане являются белыми воронами в этом мире, потому что не принадлежат этому миру. Ценности и стремления христиан не совпадают с ценностями и стремлениями людей этого мира. Но, тем не менее, Иисус молится не о том, чтобы Бог забрал своих из мира, а о том, чтобы помог им жить в этом мире, но не жить во зле. Бог не желает, чтобы мы прятали наше христианство, или чтобы мы сдались и стали жить, как окружающие. Он желает, чтобы мы шли в этот мир и побеждали его своей верой.

Этот мир ставит на первое место материальную выгоду и удовольствия. Даже родители так воспитывают своих детей. Все окружающие ожидают, что мы тоже живем ради этих ценностей. Но мы, христиане, должны отличаться, потому что мы уже не принадлежим этому миру, а куплены Иисусом Христом. В 1-м Петра, 1-я глава говорит:

17 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего,

18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов,

19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца

Иисус молится, чтобы Бог освятил нас. Освятить — значит отделить. Что именно отделяет нас от мира? Что именно делает нас такими особенными? Это не культура и обычаи, не песни, которые мы поем, и даже не то, что мы ходим в церковь. Многие неверующие ходят в церковь, а христианские песни поются безбожниками даже в итальянской опере. Отделяет, освящает нас истина Божьего слова. Как только выясняется, что ты относишься к слову Бога серьезно, как к истине, тебя называют фанатиком и считают ненормальным. Тем не менее, слово Бога есть истина, и если кто строит свою жизнь на другом основании, его строение не устоит. Чтобы устоять, нам нужно изучать Библию и сделать ее основой для своих ценностей, жизненных принципов и решений.

Мы в нашей церкви любим изучение Библии, но, если честно, мы не так хорошо ее знаем. Богословие — это серьезная наука. Даже п.Иаков осилил только половину «Наставления в христианской вере» Жана Кальвина. Но есть один принцип, который до сих пор созидал нашу церковь. Это принцип «принять одно слово». Это значит, хотя я пока не так много знаю, но то, что я узнал через изучение Библии, я постараюсь хранить и исполнять. Бог благословил такое отношение к Его слову. Мы должны изучать Библию глубже, но также должны принимать и хранить одно слово в простом и чистом сердце.

Прочитаем стихи 18,19:

18 Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир.

19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.

Мы не оставлены в этом мире, а посланы в этот мир с миссией. Как Отец послал Иисуса, чтобы открыть людям Бога, так Иисус послал учеников. Пусть Бог поможет нам жить для того, чтобы напоминать людям о Боге.

3. Иисус молится за всех верующих (20-26)

Иисус молится не только за себя и за людей, с которыми Он непосредственно контактировал. Его молитва охватывает весь мир и всех верующих. Нам тоже надо учиться широкому сердцу Иисуса, чтобы молиться за весь мир.

Прочитаем стихи 20-23:

20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,

21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.

22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.

Во-первых, Иисус желал, чтобы по слову учеников другие тоже уверовали в Него и получили вечную жизнь. Во-вторых, Он просит, чтобы все верующие были едины. Это не единство в культуре или обычаях. Это единство в стремлении прославлять Иисуса Христа своей жизнью. Такое единство не получается автоматически — тогда не надо было бы и молиться. Оно достигается определенными усилиями. Мы можем иметь разный жизненный план или разное мнение о чем-то. Но мы должны учиться не разделяться из-за этого, а обїединяться, чтобы прославить Бога. В советских лагерях баптисты, пятидесятники, православные и адвентисты не спорили, а вместе молились, потому что они попали туда по одинаковой причине — за Имя Иисуса. Когда придут гонения, линией водораздела станет имя Иисуса Христа. И те, кто выберут страдать за имя Иисуса Христа, будут по одну сторону баррикад. Сейчас явных баррикад нету, но есть давление ценностей и стиля жизни этого мира. Мы должны помнить это и помогать друг другу жить для славы Бога.

Прочитаем стихи 24-26:

24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.

25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.

26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

Иисус обещает больше и больше открывать нам Бога, чтобы Его любовь больше проявлялась в нашей жизни. Иисус желает, чтобы мы были с Ним и созерцали Его славу. В своем первом послании Иоанн говорит:

2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.

(1 Иоанна 3)

Хотя сейчас мы становимся детьми Божьими через веру в Иисуса, будет еще лучше, когда мы встретим Его лицом к лицу и будем созерцать Его славу. Как в зеркале, эта слава отразится в нас, и мы станем похожими на Него. И кто ожидает этого, тот и сейчас взирает на Иисуса через Библию, и очищает свою жизнь, чтобы стать похожим на Иисуса. Это и есть жизнь вечная. Ожидаете ли вы этого? Стремитесь ли видеть славу Иисуса так, как ожидает этого Он? Скажете ли, как сказал Давид:

Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его

(Псалом 26:4)

Через это слово я учился, что желание Бога — чтобы я познавал Его через Его слово и являл Его славу в этом мире. Я раскаиваюсь, что не особо стремился являть славу Бога в своей семье, работе и служении. Молюсь, чтобы молитва Иисуса стала моим искренним стремлением.

Пусть Бог благословит каждого из нас познавать Его и жить так, чтобы через нас люди узнали Бога.

Прочитаем вместе ключевой стих:

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя

(п. Ной)