head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Радость веры в Иисуса” (От Иоанна 11:46-12:11)

РАДОСТЬ ВЕРЫ В ИИСУСА

От Иоанна 11:46-12:11

Ключевой стих 12:3 : "Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира."

Всех людей можно разделить на две категории: на неверующих и верующих. Последних можно разделить еще на две категории: на настоящих верующих и на тех, кто считает себя верующим. Разница между ними в том, что первые приносят жертву Иисусу, а последние – приносят в жертву Иисуса. Как вы сами думаете о себе – к какой категории вы относитесь? Какой категорией хотите быть?

1. «Лучше нам, чтобы один человек умер».

После того, как Иисус воскресил Лазаря из мертвых, об этом событии заговорил весь Израиль. И если раньше народ боялся фарисеев и всегда молчал в их присутствии, то теперь дошло до того, что некоторые пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус (Иоан.11:46). Этого перенести начальники иудейские уже не могли, а потому собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.

Обычно люди радуются, когда видят чудо, даже если это чудо прямо и не касается их. Но фарисеи и первосвященники не радовались. Чудеса Иисуса стояли им поперек горла.

Далее мы видим блестящий образец силлогизма, который должен войти во все учебники по логике. Давайте вместе познакомимся с ним – стих 48:

Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом (Иоан.11:48).

все уверуют в Него, и придут Римляне… Интересно, какая связь между двумя этими событиями? Мне ничего не остается, как только заметить: однако! Возможно, некоторые из фарисеев действительно переживали за народ, но большинство из них просто завидовало популярности бедного проповедника из Галилеи. Давайте вместе прочитаем стихи 49-50:

49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, 50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

Первосвященник Каиафа предлагал очень логичный метод устранения проблемы, к которому иногда прибегают в политике: «если нельзя устранить влияния человека, давайте, просто устраним его самого». Так, к примеру, избавились от Мартина Лютера Кинга и Яна Гуса. И все бы ничего, но ведь Каиафа был не просто политиком, он, по идее, был духовным пастырем всего Израильского народа. Об этом говорит Иоанн в 1-ой главе: Пришел к своим, и свои Его не приняли (Иоан.1:11).

В романе «Братья Карамазовы» Достоевский выводит фигуру Великого Инквизитора. Может быть, одним из его прообразов послужил сам Каиафа. Он говорит Иисусу такие слова: «Зачем ты пришел нам мешать?». Иисус мешал духовной элите Израиля. Он не вписывался в их планы. Они хотели единства, но при этом пренебрегали Истиной. Единство – это хорошо, и к нему призывает нас Библия. Но невозможно истинное единство без Самой Истины. Фарисеи приняли решение избавиться от Истины, они приняли решение принести в жертву Иисуса.

Иногда у нас тоже есть искушение избавиться от Истины, принести её в жертву своим каким-то взглядам. В Библии есть места, которые нам очень нравятся. К примеру, обетование: Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу…

– Какое приятное обетование, как оно мило моему сердцу – принимаю!!!

Но при этом, ну, совершенно не хочется читать дальше: если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего (Втор.28:13).

– О! Это мне еще что-то делать нужно?! Не принимаю – это все Ветхий Завет.

Еще одним способом избавиться от Истины является отрицание силы Слова Бога в своей жизни. Один брат заявил мне: «Библия – это хорошо. Но она никак не может помочь мне… Она к моей ситуации никак не относится». Послушайте, Писание говорит, что слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр.4:12). Оно очень практично, и не нужно делать из него пустую теорию. Оно применимо к твоей жизни и актуально для нее!

Каиафа считался верующим. Однако верующим он не был. Это все-таки разные вещи: считать себя кем-то и быть кем-то. Очень многие люди считают себя Наполеонами, но есть мнение, что Наполеонов среди них не так много. В Средние века многие авантюристы ринулись из Европы в Палестину в надежде быстрого обогащения, прикрываясь при этом красивым лозунгом «Освободим Гроб Господень». Теперь же, к сожалению, редкий студент не вспомнит о Крестовых походах и инквизиции, когда ты пытаешься рассказать им об Иисусе. Во время Второй Мировой войны на пряжках немецких солдат был написан красивый девиз – «С нами Бог». Здесь я даже не буду ничего комментировать.

Недостаточно на своей страничке ВКонтакте разместить цитату из Библии – это нисколько не делает тебя верующим. Библия говорит: вера без дел мертва (Иак.2:20). Дела Каиафы лучше всяких слов говорили о его вере, вернее, об ее отсутствии.

Но удивительно, такие зловещие слова первосвященника не были сюрпризом для Бога. Посмотрите стихи 51-52:

51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,

52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.

Хотя дело, задуманное фарисеями и первосвященниками, было злым, оно было всего лишь исполнением пророчества. Мы можем забыть о кастрюле на плите или о пирожке в микроволновке. Но такого быть не может, чтобы Бог забыл о нас и не знал, что с нами происходит. Через эти два стиха лично я понял, на чем была основана вера многих миссионеров и апостолов. Они были уверены, что не уйдут с этой земли, пока не исполнят полностью Божьего предназначения. Всё в руке Господа, в том числе и наша жизнь.

Слова Каиафы были пророческими – Иисус действительно умер на кресте за весь народ, не только за Иудеев, но и за язычников. Он стал совершенной жертвой за наши грехи, и только благодаря этой жертве мы имеем надежду на Спасение! Благодаря смерти Одного Человека – безгрешного Сына Божьего, спасен оказался весь народ!

2. Жертва Марии

Давайте прочитаем стихи 1 и 2 главы 12:

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним (Иоан.12:1,2).

Иисус пришел в дом, где Его всегда ждали. Марфа, Мария и Лазарь искренне любили Его и готовы были принять Его, даже несмотря на то, что на всех столбах висела фотография Иисуса с надписью «Most wanted». Вообще, нужно отметить, жизнь самого Лазаря была тоже в большой опасности. Стихи 10-11 говорят: 10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса (Иоан.12:10,11). Проблема в том, что большинство представителей духовной элиты Израиля были саддукеями, а потому не верили в воскресение. Теперь же им приходилось, глядя на воскресшего Лазаря, тупо отрицать его существование. Они так и говорили, совсем по Станиславскому: «Не верю».

Приближалась Пасха. Иисус и гости лежали вокруг стола, опираясь на левую руку и кушая правой. Марфа, как обычно служила. Между кушавшими шел неспешный разговор. Но вот, в какой-то момент чинный порядок вечери был нарушен. Давайте прочитаем стих 3:

Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

Такой поступок Марии нам кажется странным. Но надо признать, странным он казался и Иудеям. Обычно гостям омывали ноги водой и вытирали полотенцем. А здесь Мария вместо воды использовала дорогое миро, а вместо полотенца собственные волосы.

И вот, один из возлежащих – Иоанн пишет, что это был Иуда Искариот – подал голос. Давайте вместе прочитаем, что он сказал (стихи с 4-го по 5-ый):

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? (Иоан.12:4-5)

Из этих стихов мы узнаём 2 факта об Иуде: во-первых, он был уроженцем города Кириафа, а во-вторых, Он задумал предать Иисуса. И если первое – это еще ничего, то второе…

Стих 6 ой говорит, что Иуда был вором. Вор – это тот, кто чужое считает своим. Когда он увидел, как Мария совершенно неразумно расходует миро, которое стоило 300 динариев, то есть, на наши деньги, примерно, 50 тыс. грн., у него начало болеть сердце. Не за нищих, а за непонятную ему расточительность Марии.

Почему же Мария принесла такую жертву Иисусу?

Это была бедная девушка. В Библии мы ничего не слышим об их с Марфой родителях. Наверное, кроме брата Лазаря, у них никого на всем свете не было. Тяжело ожидать, что в таких условиях Мария жила в комфорте и не знала бед. Тем не менее, сейчас она берет фунт драгоценного и чистого нардового мира и помазывает им ноги Иисуса. А затем отирает эти ноги своими волосами.

В рамках нашей культуры мы можем не понимать до конца этого поступка, но однозначно, что через него видна благодарность Марии и ее любовь к Иисусу. В отличие от фарисеев, которые, чтобы сохранить то, что имели, решили пожертвовать Иисусом, Мария пожертвовала многим ради Иисуса. И эта ее жертва была приятна Господу.

Когда царь Давид переносил ковчег в скинию, написано, что он скакал из всей силы пред Господом (2Цар.6:14) – так, как скачет п. Вочмен на зарядке. Многие люди, которые смотрели на Давида, стыдились его поступка, многие осуждали его и не понимали. Выразителем такого мнения стала жена Давида Мелхола, которая сказала: как отличился сегодня царь Израилев, как … какой-нибудь пустой человек! 21 И сказал Давид Мелхоле: пред Господом, Который … утверди[л] меня вождем народа Господня… играть и плясать буду; 22 и я еще больше уничижусь (2Цар.6:20-22). Что двигало Давидом? Благодарность и радость. Те же благодарность и радость двигали и Марией.

В радости нет расчета. Этим, к примеру, пользуются в роддоме и многие просят много денег. Человек благодарный и радостный не будет считать каждую копейку, он готов угостить на радостях каждого, кто будет рядом.

Не считала деньги и Мария. Поступок Марии не был рациональным, в нем не было никакого дальновидного расчета. Но в нем сквозила радость от присутствия Господа и благодарность Ему. В этом отличие верующих от тех, кто называет себя верующими. Для верующих жертва Господу – всегда в радость, и она нетяжела. Для называющих себя верующими всегда тяжело прийти даже на Богослужение.

Что же такое жертва и какой она должна быть? Если задаться таким вопросом и попытаться найти на него ответ в Библии, то рано или поздно придешь к следующему выводу: не важно, что жертвовать. Важно как. Бедная вдова пожертвовала 2 лепты и удостоилась похвалы от Иисуса. Мария пожертвовала 300 динариев, что в 20 тыс. раз больше, и тоже удостоилась похвалы от Господа. В то же время Ананий и Сапфира, хотя, наверное, дали больше всех, удостоились осуждения.

Главное в жертве – это отношение сердца.

Царь Давид в 50-м псалме говорит следующее: жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс.50:18,19)

Потому очень часто жертву называют индикатором духовного состояния христианина. Есть ли в его сердце радость? Есть ли в его сердце любовь? Есть ли в его сердце благодарность?

С другой стороны, не бывает жертвы без потери. Хотя в сердце Марии была радость и благодарность, её жертва все же не была символической. Символическая жертва никому не нужна. Символическая жертва – это когда муж раз в год торжественно выносит мусор из дома под радостные возгласы жены. Символическая жертва – это когда человек отдает Богу то, что не нужно ему самому.

Чем же мы с вами можем жертвовать для Иисуса?

Давно уже нет тех ног, которые омывала миром Мария. У многих уже давно нет тех волос… Что же нам делать?

Ну, во-первых, мы можем светить светом Иисуса на том месте, где находимся. Кто-то проводит большую часть времени в университете, кто-то в школе, кто-то на работе, которая может быть в школе, кто-то проводит большую часть времени с детьми. Но на всяком месте мы можем оставаться христианами и быть закваской доброй, которая квасит все тесто.

Отирая ноги Иисуса своими волосами, Мария нисколько не стыдилась своего поступка. Знаете, иногда мы можем, как бы, стыдиться своих отношений с Иисусом. Грешники – те бахвалятся своими грехами, рассказывая, как, где и с кем они грешили. А что христиане? Они часто, как бы, стесняются помолиться, стесняются показать людям, что они верующие, показать миру радость своих отношения с Иисусом. Один проповедник сравнивал христиан с подводными лодками: в течение недели их не видно и не слышно, и только в воскресенье они всплывают на Богослужении.

Недавно заметил проявление такого стыда и в себе: мой лексикон в церкви и за ее пределами существенно отличается. На работе я подбираю слова, и из моего лексикона напрочь исчезают фразы: «братья и сестры», «с Богом», «давай помолимся», «с Божьей помощью», «Божьей милостью» и тому подобное. Но Писание говорит: кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей (Лук.9:26). Молюсь, чтобы никто из нас не стыдился того, что он верующий, чтобы каждый своей жизнью являл свет Иисуса.

Я не говорю сейчас о духовном экстремизме – заявить всем, что они грешники, а затем больше не общаться ни с кем и молча страдать за Христа, сочиняя героические свидетельства. Речь о другом. Речь о том, чтобы оставаясь в мире быть источником христианского влияния. Именно об этом молился Иисус: Не молю, чтобы Ты взял их из мира (Иоан.17:15).

Неважно, где вы проводите большую часть своего времени. Господь милостивый! Раньше мы с Ларисой вместе много проповедовали в КПИ. Сейчас она не может этого делать. Но Бог Сам посылает в наш дом многих гостей, так что у нее есть возможность служить им.

Что еще мы можем делать для Иисуса? Мы, к примеру, можем хотя бы иногда преодолевать фатализм отсутствия сил и времени, а также фатализм преклонного возраста, и всё-таки выбираться в студгородки. Особенно это важно сейчас, в виду грядущей осенней конференции. Давайте еще раз прочитаем КС – третий.

Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

Невозможно требовать любви от того, кого никогда не любили. Невозможно требовать благодарности от того, для кого ничего не делали. Но мы ведь не относимся к этой категории людей. У нас есть большое преимущество – мы познали совершенную любовь Иисуса Христа, ради нас Он отдал Свою жизнь. Мы можем чем-то жертвовать с радостным сердцем. Хотя бы своим временем. Правда, когда я пришел к Богу, моя жизнь наполнилась такой радостью, с которой мне нечего даже сравнить. Даже поездку в 6 лет в Грузию, о которой так мечтает половина наших братьев. Ведь, правда, у нас есть за что благодарить Господа? Давайте, это делать!

Пусть наши сердца будут всегда полны благодарности и радости, и пусть от избытка сердца говорят наши уста, прославляя Господа на всяком месте. Аминь!

(п. Ярослав)