head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Царство истины” (От Иоанна 18:1-40)

ЦАРСТВО ИСТИНЫ

От Иоанна 18:1-40

Ключевой стих 37 : "Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего"

В прошлой главе Евангелия от Иоанна мы изучали о первосвященнической молитве Иисуса. Предваряя Свои страдания и смерть, Иисус молился, чтобы Отец сохранил и защитил Его учеников и даровал им любовь и единство. А еще Он говорил: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (17:1). Час страданий приблизился. Однако же в этих событиях Иисус видел возможность прославить Отца и явить Божье спасение для всех людей.

Посмотрите стихи 1,2: «Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими».

После пасхальной вечери и молитвы Иисус с учениками оставили Иерусалим. Они вышли из города и перейдя через долину потока Кедрон, поднялись на Елеонскую или, как она еще называлась, Масличную гору. На этой горе богатые горожане выращивали свои оливковые сады. Видимо, один из таких садов, Гефсимания, что переводится на русский, как пресс для выжимания масла, был местом, которое Иисус с учениками посещал довольно часто. И это место было хорошо известно Иуде Искариоту. Наш дорогой брат, п. Ярослав недавно вернулся с паломничества во святую землю. Он побывал в Иерусалиме и, возможно, видел это место. Говорят, там до сих пор сохранился оливковый сад и некоторым деревьям в нем уже более тысячи лет.

ап. Иоанн не рассказывает, что делал Иисус и ученики в саду, но в параллельных местах Писания говорится, что там Иисус боролся в молитве: «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук.22:40-42). Иисус молился, а ученики спали. Но сколько бы долго не шел Иуда с воинами, они приблизились и час пришел.

Посмотрите стихи 3,4: «Итак Иуда, взяв отряд [воинов] и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?».

Словом отряд, по-гречески speira, которое употребил здесь Иоанн, называлось вполне определенное воинское подразделение состоявшее из 600, а порой и до 1000 солдат. Судя по всему отряд этот был сборным и состоял из римских воинов и иудейской храмовой стражи. Иудейские лидеры уже не раз пытались арестовать Иисуса, но прежде им никогда не удавалось сделать это. Иисус уклонялся от их рук, за Него вступался народ и сами стражники слыша удивительные слова Христа теряли всю решимость и возвращались к пославшим их с пустыми руками. В этот раз священники хотели исполнить задуманное наверняка. Они предусмотрели любой вариант развития событий. Они были готовы к вооруженному противостоянию, были готовы ловить Иисуса и Его учеников в темном саду под кустами. Но к тому, что произошло они совсем не были готовы. Не пришлось никого ловить и разыскивать, Иисус Сам вышел навстречу воинам.

Посмотрите стихи 4-6: «Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю».

Дальше описывается, как Петр не выдержал накала страстей, выхватил меч и бросился в атаку. Но, судя по всему, рыбаком он был лучшим, чем воином. Поэтому Малх потерял одно лишь ухо. И то не на долго. Иисус осадил Петра: «вложи меч в ножны» (11).

У меня вопрос: как вам кажется, во всей этой ситуации, в чьих руках инициатива? Кто из участников этой сцены управляет тем, как развиваются события в этом отрывке? Чья скрипка ведет эту мелодию?

Даже беглого взгляда на отрывок достаточно, чтобы увидеть, что это Иисус. Он Сам выходит навстречу своим конвоирам. Говорит: это Я, и они падают ниц перед Его властью и могуществом. Целый отряд воинов, 600 человек с оружием, кольями и светильниками падают перед Ним ниц. Это Он велит не трогать учеников и отпустить их, и ученики уходят. Это Он останавливает Петра и ясно показывает, что знает, что делает. Становится очевидно, что даже в этот момент Он может просто развернуться и уйти и никто ничего Ему не сделает. Но что Он избирает?

Стих 11: «Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?». Иисус избирает горькую чашу страданий и смерти. Абсолютно добровольно, в полной покорности воле Небесного Отца. То же самое решение мы видим в Его словах и поступках на всех этапах пути к Голгофе: на суде священников, перед Пилатом, под ударами палачей и даже на кресте.

Посмотрите стихи 12,13: «Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником».

Первый суд над Иисусом состоялся во дворе священника Анны. Анна был известным деятелем. О нем вспоминает Иосиф Флавий в «Иудейских древностях». О нем вспоминает иудейская религиозная книга Талмуд. Но никто не вспоминает о нем в положительном ключе. И это понятно. Исторически первосвященник избирался пожизненно. Но это место было очень выгодным. Первосвященник контролировал всю религиозную жизнь своей страны. Ему платили все, кто торговал на дворах храма и он мог делать, что угодно. Поэтому с приходом к власти римлян эта должность стала разменной монетой. Сначала сам Анна был первосвященником, потом 4ро его сыновей, а теперь вот зять, Каиафа. Кто из них был главным видно из того, к кому сначала привели Иисуса. К Анне.

Посмотрите стихи 19-24: «Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе».

Мог ли Иисус рассчитывать на справедливость в этом доме? Конечно нет. Эта пародия на суд была нарушением всех установленных правил иудейского делопроизводства. Они собрались ночью, они не смогли найти двух одинаковых свидетельств против Иисуса. Но им это и не было нужно. Все было решено заранее.

Этот суд напоминает коммунистический суд ЧК во времена Сталина. Такой-же темный и беззаконный, такой-же сатанинский, когда обвиняемому самому предлагают составить обвинение против себя, и говорят: «давай, расскажи: за что мы тебя взяли». Но Иисус не сломлен этим беззаконием. Он без страха, полный решения идет до конца, как написано о Нем. Аминь!

Рассказ об Иисусе здесь прерывается историей Петра. Когда Иисуса арестовали и все ученики разбежались, Петр остался. Он любил Иисуса слишком сильно. Он не мог бросить Учителя. В темноте он последовал за стражниками. Еще один ученик, оставшийся неизвестным, помог Петру пройти на двор первосвященника. Там Петр мог видеть все, что случилось с Иисусом. И там же была испытана его любовь и преданность Господу.

Посмотрите стихи 16,17: «А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет». Стихи 25-27 описывают второе и третье отречение Петра.

Есть какая-то агония в поведении Петра. Как вам кажется?

Петр любил Иисуса? – несомненно. Когда чуть раньше, этим же вечером Петр говорил Иисусу, что готов пойти за Ним даже в темницу и на смерть, он был искренен? – я уверен, что это так. Петр был единственным, кто достал меч, чтобы защитить Иисуса. Он один последовал за Учителем в судилище. Почему же он не смог быть верным до конца? Его любви и преданности хватило, чтобы последовать за Христом до этой точки. Почему же ее не хватило, чтобы последовать за Христом до конца? И почему до конца смог пойти Иисус?

Ответ мы находим в стихе 11. Давайте еще раз вместе его прочитаем: «Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?».

Контраст между Петром и Иисусом — это контраст между мечем и чашей. Здесь меч олицетворяет собой силу и волю человека. А чаша — Божью волю, Его метод и Его же силу.

Как видел эту ситуацию Петр? В его глазах трагедия. В его сердце и мыслях страх и смятение. Любимый Учитель арестован. Тот, без кого Петр уже не мыслил своей жизни, Кого исповедовал Христом, чьим словам поверил, внезапно взят в ночи, арестован и осужден. Уже не будет того будущего которого ожидал Петр в мессианском царстве. Ничего не будет. 3.5 года жизни пошли дымом. Все пропало. Почему Он не сопротивлялся? Почему не убежал? Что происходит? У Петра нет ответов на эти вопросы. Откуда мог он знать, что все идет, как написано, если он спал, когда Иисус призывал бодрствовать и молиться? Откуда мог он знать это, если, когда Иисус говорил, что Сыну Человеческому должно пострадать, Петр отвечал: «да не будет этого, Господи»? Его реакция понятна. Меч — это один ответ, который он нашел в этой ситуации чтобы защитить все, что ему было дорого.

Но реакция Иисуса заставляет нас посмотреть на эту ситуацию совсем по-другому. Он принимает эти события, как чашу из рук благого и всемогущего Отца. «неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» говорит Он Петру.

В этой чаше не сладкий компотик. Там горечь, боль, унижение и весь ужас ада. Там смерть. Чтобы принять решение испить эту чашу, Иисусу пришлось пройти через такую внутреннюю борьбу и напряжение, что Его пот превратился в капли крови. Иисус все превозмог, принял решение и прошел Свой путь до конца.

В Евр.10:5-7 Павел говорит о Христе так: «Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже». И мы видим, как Он идет: с ясным решением, в силе, могуществе и в смирении. Знаешь ли ты кого-то подобного Ему? Кого-то столь великого? Он кроткий и спасающий, Агнец Божий и Лев. Он призывает вложить меч в ножны и научиться молиться: «впрочем не моя воля, но Твоя да будет». Аминь!

Эту чашу можно принять только когда мы доверяем благому Отцу, бодрствуем в молитве и покоряемся Божьему слову. Сатана будет пытаться испугать тебя: «спасай жизнь свою; ты и дети твои будете несчастны». Он будет пытаться усыпить тебя: «ты и так сильный: можешь не молиться, спи; ты и так все знаешь: можешь закрыть Библию». Но если поступишь так, то, как Петр, потеряешь всякий контроль и инициативу в своей жизни. Станешь марионеткой плотских желаний и страхов. Какой плод принесешь тогда?

В одном из наших гимнов мы поем:

«Помоги во всяком испытаньи, доверять Тебе, Господь, во всем,

Помнить твердо все обетованья, что находим в слове мы Твоем.

Помоги, встречая труд и горе, принимать их из руки Твоей;

День за днём идти, поднявши взоры к той стране, где нет скорбей»

Мы видим прекрасные примеры такой веры в жизнях наших дорогих миссионеров. Когда они остались здесь на Украине не смотря на трудности с визами, болезни или отсутствие работы. Мы видим сейчас прекрасный пример семьи п. Пойнта и Ревекки, как они молятся, радуются и укрепляют других, хотя ради служения Богу вынуждены сейчас быть разделены со своими детьми. Неверующие родители уже давно были бы раздавлены такой ситуацией. Но они радуются. И мы видим, как благой Господь использует их здесь, среди нас.

Сможешь ли ты увидеть за трудностями и опасностями в своей жизни волю благого Отца на Небесах? Станешь ли доверять Ему? Я молюсь, чтобы Господь научил меня и каждого из нас исполнять не свою волю, но Божью и прославлять Его во всех событиях своей жизни. Аминь.

Стихи 28-30 говорят: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе».

При наступлении утра Иисуса отвели на суд к Понтию Пилату. Пилату было глубоко наплевать на всякие иудейские заморочки. Поэтому обвинение в богохульстве здесь бы не прошло. Им пришлось изменить свои показания. Сначала они просто сказали, что злодейство Иисуса и так очевидно, иначе Его бы не привели сюда. А потом обвинили Его в мятеже против римского владычества.

Рассмотрев дело Иисуса Пилат убедился, что Тот не представляет никакой опасности для власти Рима и за Ним нет никакой вины. Он даже попробовал избавить Иисуса от злой участи. Но ничего у него не вышло.

Однако, в разговоре Иисуса с Пилатом мы находим очень важные истины, относящиеся к нам. Это истины о Царстве Божьем.

Посмотрите стихи 36-38: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем».

Иисус учит нас здесь, что есть царство этого мира. Это царство, которому принадлежит Пилат и священники. Оно управляется силой меча и страха. Какими бы декорациями оно не прикрывалось, его суть не изменяется. Будь то диктатура пролетариата, диктатура капитала или диктатура толерантности. Суть царства этого мира изображена в книгах Даниила и Откровения. Это отвратительные, кровожадные и сильные животные. И когда мы оглядываемся на мир вокруг, то не можем не признать, что оценка Библии очень точная.

Но на ряду с этим царством, есть и другое царство. Это Царство Христа, Царство Небесное. То, что оно не от мира сего, значит что оно совсем другое. Кто царит в нем? – Иисус. Кому оно принадлежит? – Тем, кто слушает голоса Иисуса, тем, кто от истины. Это царство не здесь и не там, оно «внутрь вас есть» (Лук.17:21).

Иисус говорит: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Но Пилата не интересует истина. Его вопрос: «что есть истина?» звучит в пустоту и он не ждет ответа. Не интересует истина и священников. Они думают о том, как бы не оскверниться войдя в дом язычника, а в это время без зазрения совести отдают на смерть Царя истины. Но те, кто от истины, те для кого Иисус приготовил Свое Царство должны слушать слово Иисуса. Слушать — это не просто слышать, это слышать, веровать и повиноваться.

Когда мы признаем Иисуса своим Царем, когда мы признаем главенство воли Божьей в своей жизни, доверяем Ему. Тогда Его Царство всегда с нами. Оно не ограничено географической локацией. Где бы мы ни находились: во дворце или в тюрьме, обладая всем, или скитаясь по горам в ветоши и козьих шкурах. Его Царство с нами, Его воля исполняется и никакая сила мирского царства не может изменить этого.

Живя в этом мире, мы слушаемся мирского царства, потому что вынуждены, но слову Иисуса мы покоряемся, потому что это истина. Вечная и абсолютная. И когда возникает конфликт: по законам какого царства жить, нам нужно избрать царство Иисуса.

Когда Иисус говорит нам любить друг друга, нам нужно любить друг друга, даже если хочется любить только себя. Когда Иисус посылает нас проповедовать Евангелие до края земли, нам нужно идти проповедовать Евангелие, даже если власти запрещают это. Когда весь мир и даже сердце твое побуждают тебя избрать меч, избери чашу.

Сын Божий пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине. Он пришел дать нам Царство Божье, прощение грехов и вечную жизнь. И для этого Царь истины до дна испил чашу чашу страданий и смерти. Признаешь ли ты Иисуса своим Царем? Тогда сейчас Он говорит тебе: "ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего". Слушай голос Иисуса каждый день и каждый час. Доверяй Его благости и любви, бодрствуй в молитве, покоряйся Его слову. И пусть Его Царство наполняет твое сердце. Пусть оно сияет через твою жизнь для всего мира вокруг. И пусть истина Иисуса ведет тебя через всю твою жизнь. Аминь.

(п. Ионафан)