head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Иисус есть путь и истина и жизнь” (От Иоанна 14:1-12)

ИИСУС ЕСТЬ ПУТЬ И ИСТИНА И ЖИЗНЬ

От Иоанна 14:1-12

Ключевой стих 14:6 : "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня."

Наш мир полон беспокойства и тревог. Люди постоянно о чем-то переживают. Кто-то сказал, что сердце человека – это фабрика переживаний. Есть неважные причины для беспокойства – просто какие-то житейские проблемы. Но есть переживания, которые тревожат человека всю его жизнь. Одним из самых «популярных» – это страх смерти. Страх умереть. Особенно тяжело тем людям, для которых все самое ценное и дорогое связано исключительно с земными благами.

Сегодня мы встречаемся с апостолами, учениками нашего Господа Иисуса Христа. Накануне смерти Христа они были полны всевозможных переживаний. Но Иисус, утешая своих учеников, свидетельствовал им о Пути, позволяющем преодолеть этот страх, и, в конце концов, обрести удивительный мир в обители Небесного Отца. О каком Пути говорил Иисус? Почему этот Путь так важен для нас? Ответы на эти и другие вопросы мы узнаем, изучая сегодняшнего Слова.

1.Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.

1. Стих 1. Что было на сердце у учеников? Почему они себя так чувствовали?

2. Что приводит в смущение ваше сердце? Как освободиться от беспокойства? Что значит верить в Бога и в Иисуса?

Когда я был маленьким, на улице где я жил, жила также моя бабушка. Ее дом находился примерно в четыре дома от нас. И когда я шел в школу, на своем пути я всегда проходил вдоль ее дома. В это время, 7:30 утра, моя бабушка уже стояла на улице и приготовив для меня конфеты и пряники ждала меня. Когда я возвращался со школы, я обязательно заходил к бабушке, чтобы покушать. Я очень любил ходить этим путем. На этом пути была бабушка, которая всегда заботилась обо мне. Но однажды, когда я был в 10м классе, бабушка умерла. Ее дом запустел. Меня уже никто не ждал в 7:30 утра на пути моем в школу и я уже не мог, идя со школы зайти к бабуле и перекусить. Помню себя в это время. Проходя вдоль ее дома, я все время всматривался в него. Мне так хотелось, что бы оттуда вышла бабушка, которая любила меня и заботилась обо мне. Но этого не случилось. В моем сердце долгое время была грусть и печаль, а также чувство, будто меня бросили одного на моем пути.

Примерно похожие чувства испытывали ученики Иисуса, когда Он сказал им (Иоанна 13:33): «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.»

Они были серьезно встревожены. Они не знали точно, что будет, но были полны зловещих предчувствий. Иисус сказал им, что уходит от них, и они не могут следовать за Ним. Он ясно говорил, что должен умереть. Ему надлежало принять крестную смерть и быть вознесенным от земли. Ученики были не на шутку растроены. Они следовали за Иисусом около трех лет. Он заботился о них, как мама. Он оберегал их от зла. Он давал им мудрые советы. Он всегда знал, как поступить. Хотя у них не было ничего, но рядом с Иисусом им не было страшно. Сейчас же они совершенно смутились. Момент действительно критический. Но давайте посмотрим, что сказал им Иисус?

Давайте вместе прочтем стих 1: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.» "Веруйте в Бога и в Меня веруйте."

Во – первых, Иисус дает своим ученикам призыв к действию «веруйте». Я часто слышу, как люди говорят: «ну я не могу веровать, нет у меня веры на это, я не знаю, как в это можно поверить» Но Иисус говорит «веруйте». Человеку надлежит прилагать усилия в своем разуме, что бы иметь Бога в нем иначе разум станет превратным на совершение грешных дел. (Рим 1:28) «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму» Есть часть в спасении нашей души, которая зависит исключительно от нас. Это наше решение «веровать».

Во – вторых, Иисус, призывая нас веровать в Него и в Небесного Отца, показывает нам, где мы должны остановить свой фокус. Проще говоря, Иисус призывает нас не смотреть на то положение или то состояние, в котором, мы находимся, но призывает всецело сфокусироваться на Нем и Небесном Отце.

В – третьих «Веруйте в Бога и в Меня веруйте» это единственный путь приобрести покой для нашей души. Нам нужно взирать на Всевышнего Бога и верить в Него. Здесь верить означает доверять. Нам нужно доверять Богу в любое время. Когда Авраам волновался из-за отсутствия наследника и беспокоился о будущем, Господь сказал ему: "Не бойся, Авраам, Я твой щит: награда твоя весьма велика". Дети не беспокоятся о будущем, потому что они доверяют своим родителям и полагаются на них. Посмотрите на двух леди в нашей церкви: Мийка и Терезка. Они ходят за ручки, они играют и никогда ни о чем не переживают. Почему? Потому что у них есть папы. Потому что есть те, которым они абсолютно доверяют. Они знают, что папа всегда позаботится, утешит и конечно защитит. Папа это тот, кому они абсолютно доверяют. Так же и мы дети Бога. Нам следует научится у наших детей этой простой наивной вере к Нашему небесному Отцу. Если в самый темный час мы способны верить в то, что Бог с нами и заботится о нас, тогда всякие тревоги и беспокойства уйдут от нас и даже в полном мраке появится свет. "И в Меня веруйте". Иисус есть доказательство того, что Бог любит нас и готов отдать нам все, что у Него есть. В послании к Римлянам 8:32 говорится: "Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?" Если мы верим в Иисуса Христа и в любовь Бога, Пославшего Своего единородного Сына, мы можем спокойно принимать любые события и уверенно преодолевать трудности.

3. Стихи 2-4. Что Иисус подразумевал под словами "в доме Отца Моего" (Мар.1:15)? Что Иисус приготовил для Своих детей? Какое утешение дает нам этот факт пока мы живём на земле?

Давайте обратимся к стихам (Иоанна 14:2-3): « В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.»

После того как Иисус помог ученикам обрести веру, Он стал учить тому, что такое истинная надежда. Иисус стал говорить ученикам о Доме Отца, о небесном Царстве Бога. "В доме Отца Моего обителей много," – говорит Иисус. Здесь Иисус говорит о реальности Небесного Царства. Ученики до сих пор не могли ясно представить себе Царство Бога и поэтому они имели только земную надежду. Для них Божье Царство было красивой сказкой. Но Иисус говорит, что Царство Бога ожидает их и в нем есть место для каждого из них. Когда Апостол Иоанн в видении увидел Небесное Царство, он сказал: "И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (Отк.21:2). Здесь Апостол говорит, что Божье Царство уже приготовлено и ждет верных, любимых Господом людей, ждет, как невеста ждет своего жениха.

Также в словах "в доме Отца Моего обителей много" Иисус говорит о богатстве Царства Бога. Там места хватит всем. Земные дома бывают слишком тесными. Настолько, что там можно ходить только пригибаясь. К примеру, когда Ярослав и Лариса приглашали нас к себе домой на их старую квартиру, я был очень удивлен их жильем. Оно было маленьким и мне приходилось немного пригибаться. Но в Отцовском доме не бывает такого, потому что небо так же широко, как и сердце Отца, в Котором находится место для каждого человека. Там у каждого будет просторное, славное и прекрасное место со всеми удобствами. Но Господь имеет в виду не только это, но и то, что в Божьем Царстве есть жизнь с избытком, счастье и покой. Там нет болезней, нет смерти и нет страданий. Там только слава, величие, любовь и радость. Нас ждет щедрая и славная надежда в доме, который Господь приготовил для нас. Слова "в доме Отца Моего обителей много" утешают наши души и дают нам надежду на вечный мир. Люди часто забывают простую истину о том, что земная жизнь есть всего лишь преддверие вечной жизни в доме Бога-Отца. Поэтому они строят планы и всеми силами стараются построить красивый дом для жизни на земле. Но их земной дом разрушится. Тогда все, что они имеют – богатство, положение в обществе, человеческую славу – исчезнет. Они все потеряют. п.Яков рассказывал о человеке из Харькова, который положил много усилий в своей жизни, что бы построить красивый и большой дом. Но, после того как он сделал это, он заболел и умер. Но верующие в Иисуса Христа пребывают в надежде на вечный дом. Апостол Павел сказал: "Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный" (2Кор.5:1). То, что мы имеем вечное, славное жилище на небесах, является великой благодатью, данной Богом.

Взгляните на 3-й стих. "И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я". Ученики беспокоились из-за слов Иисуса: "Дети! не долго уже быть Мне с вами". Они думали, что Иисус куда-то навсегда уйдет и оставит их как сирот, одних. Но Он объясняет ученикам, что Он первым пойдет и приготовит им место. "Я иду приготовить место вам". Иисус идет впереди нас, чтобы мы могли следовать за Ним. И Он готовит нам место. "И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я". Здесь Иисус дает славное обещание: "Я приду опять". Второе пришествие Христа – это окончательная победа истины над силами тьмы. Это будет кульминацией человеческой истории. Мы не можем знать, когда это произойдет и каким образом, но одно ясно: к этому ведет история, и без кульминации она окажется незавершенной. У истории должен быть конец, и этим ее концом будет торжество нашего Господа Иисуса Христа.

Есть ли у нас надежда на небесное? Ожидаем ли мы трепетно встречи с Иисусом в небесах? Подобны ли мы невесте, которая готовит себя к браку? Если это есть – то мы полны радости и покоя, и мы настоящие христиане. Если этого нет, то нам нужно раскаяться в привязанности к миру и всем сердцем искать небесной надежды.

Но и это еще не все. Нам недостаточно просто верить в Бога и верить в существование Небесного Царства для того, чтобы наше сердце не смущалось, и мы могли иметь полный покой и радость в мире. Остается еще один крайне важный вопрос. Как нам иметь Божью благосклонность в этом мире? Как нам знать Бога? И каким путем нам попасть в небесное царство?

2. «Я есть путь истина и жизнь»

4. Стихи 5-7. Почему вопрос Фомы справедлив? Каково философское значение пути в словах Иисуса "путь знаете".

Давайте вместе прочитаем стихи (Иоанна 14:4-5): « А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?»

Фома выразил свое недоумение. Ему до сих пор было трудно понять, о чем говорит Иисус. Куда Он все же идет, и как они могут знать этот путь. Как знать жизненный путь?

И, правда, как человеку знать путь к Богу? Как знать путь в обитель Отца? Как быть уверенным что Бог примет нас?

Люди времен Иисуса не знали ответ на этот вопрос, как многие не знают и сейчас. Язычники представляли богов – злыми и капризными. Иудеи почитали Бога слишком святым, чтобы можно было к Нему близко приблизиться. Все они беспокоились, все они жили в страхе.

И сейчас человек недаром чувствует беспокойство и страх в этом мире. Недаром он содрогается и при мысли о смерти. Что будет далее?

Библия четко учит нас о главной проблеме и ужасе человеческой жизни. Это проблема – разрушенные из-за греха отношения с Богом. Бог, на которого мы хотим уповать, и который единый может дать нам покой и защиту, является святым Богом и праведным Судьей людей. Мы хотели бы уповать на Него, но откуда нам знать, как Он относится к нам? Где гарантия того что Он благ к нам, ведь мы ужасные грешники?

Тем более небеса – дом Бога является святым местом. Туда не войдет ничего нечистого. Войдем ли туда мы со всеми нашими грехами? Это важный вопрос, который необходимо решить. Вместе с Фомой мы восклицаем: как можем знать путь? Как можем знать?

Давайте прочитаем стих (Иоанна 14:6):

Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Фома хотел видеть путь и в растерянности смотрел по сторонам. Но Иисус успокоил его, сказав «смотри на Меня». И нам нет смысла бегать из стороны в сторону, от моря до моря в поисках этого пути. Но необходимо сосредоточить свой взгляд на самом Христе, который провозглашает: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.

Во – первых «Я есмь путь»

Иисус пришел в этот мир с определенной миссией – проложить путь на небо грешнику. Положить мост над пропастью между Богом и грешным человеком. Помню когда то у братьев общей жизни, где жил п.Ионафан весела на стене картина. На ней было нарисована огромная пропасть. И через эту пропасть был положен огромный крест. А по нему люди переходят из земной жизни в Царство Бога.

Для грешника есть только один путь к Богу, этот путь проложил Иисус Христос, и Он Сам стал этим путем. Он пришел для того, чтобы умереть на кресте за грехи людей. И теперь те, кто уверуют в Него, примут Его крестную смерть за их грехи имеют новый и живой, открытый путь к Богу – Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, (Евр. 10:19). Мы можем приходить к Нему в молитве всегда. Мы можем уповать, что Бог принимает и не отвергает нас. Ведь в Иисусе Христе мы обрели Божье сыновство, стали Его чадами, и обрели все привилегии и гарантии Божьих детей – А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Мы обрели Его благосклонность и все обетования: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим. 8:32) ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», – в славу Божию, через нас. (2Кор. 1:20)  И в конце концов, верой в Иисуса, мы обрели вечную жизнь – Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин. 3:16)

Иисус является нашим единственным путем к Богу и в Его Царство. Другого пути нам не найти. Поэтому нам так необходимо знать Иисуса. Поэтому нам так необходимо веровать в Него. Поэтому нам так необходимо следовать за Ним, иметь живое общение и познание Его. Ведь другого пути просто нет. Нам необходимо прочно встать на этот путь и твердо держаться Его всю нашу жизнь. Только так мы придем в небеса. Только здесь истинная надежда и покой.

Он стал нашим путем и потому что лишь Он являет нам Бога. Мы не можем знать иначе Бога, как через Иисуса. Но когда мы узнаем Иисуса и взираем на Него, мы также узнаем и Бога.

Во – вторых «Я есьм жизнь»

Иисус свидетельствует о Себе, как о Том, из которого всегда проистекает жизнь.

(К Колосянам 1:15 – 16) говорит об Иисусе: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано;» Иисус до грехопадение человека принял прямое участие в сотворении человека. Источник жизни, бьющий огромным ключом в Иисусе, посредством Божественного прикосновения зародил жизнь в самом человеке. Но грех, совершенный людьми разрушил все это. И в их жизнь пришла смерть.

Однако Иисус неизменный. (1Иоан.4:9): «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.»

Ради спасение человека, Он приходит на землю и ценной своей крестной смерти снова возвращает то дуновение вечной жизни, ту удивительную жизнь в объятиях небесного Отца, которая однажды уже была дарована человеку. Слава Иисусу Христу! Слава нашему Господу, который есть Жизнь и который возродил и нас к жизни вечной к жизни с нашим Небесным Богом Отцом!

Нам следует от всего сердца дорожить Иисусом! Нам следует всем сердцем ценить ту драгоценную жизнь, которую даровал нам Иисус.

В – третьих «Я есьм Истина»

Иисус свидетельствует о Себе, что Он Истина. (Иоан.8:32) «и познаете истину, и истина сделает вас свободными.»

Иисус обещает познание истины и освобождение этой истиной.

Какую именно свободу она несет нам?

Во-первых, это свобода от нашего греховного эго. Обманутые сатаной люди, которые не следуют за Христом, не являются свободными. Они являются рабами своих греховных страстей. Иисус говорит:

всякий, делающий грех, есть раб греха.

Когда мы не знаем правды, мы являемся рабами лжи. Когда мы не следуем за Христом, мы являемся рабами греха. Мы можем думать, что свободны грешить, но на самом деле мы повинуемся нашему господину греху, и собственному греховному эго. Это очень мрачно. Истинное следование за Христом, принесет нам свободу от рабства греха. Мы будем любить Иисуса, а не свое грешное я. Мы будем служить Ему и праведности, а не своим мелочным и противным похотям.

Во-вторых, это свобода от дьявола и смерти. Есть и другой хозяин в жизни людей, не следующих за Христом. Это – сатана. И он уже тем более не добрый хозяин, но он правит людьми с целью мучить их, губить, грабить и убивать. Ведь он человекоубийца от начала. Он заставляет людей ненавидеть других и себя самих. Становиться на путь погибели.

В-третьих, это свобода быть ребенком Божьим. Иисус говорит:

Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. 36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

Иисус это Истина, делающая нас свободными от греха. Мы не приходим на суд. Ибо Истиной мы оправданы. Это Истина сделала нас праведниками. Посредством Истины мы стали детьми Бога. Нам следует помнить и хранить это всю нашу жизнь в нашем сердце.

Сегодня мы узнали, что причины беспокойства человека – это неверие в Бога, нерешенные проблемы греха и смерти. Слава Богу, что у нас есть путь решения этих проблем, и этим путем является Иисус. Он умер за наши грехи и открыл путь к Богу. Он восшел на небеса и обетовал всем верующим в Него, вернуться за ними. Давайте твердой верой в Иисуса Христа совершать наш путь веры до конца.

Давайте вместе прочтем кл. ст: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.»

(п. Джентельмен)