head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Бог есть Бог живых” (От Луки 20:27-39)

БОГ ЕСТЬ БОГ ЖИВЫХ

От Луки 20:27-39

Ключевой стих 20:38 : "Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы"

Вступление

В предыдущем отрывке фарисеи подослали к Иисусу лукавых людей с вопросом о подати кесарю. И Господь дал очень ясный ответ: <отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу>. Этим Он показал путь к успешной жизни и в духовном и в материальном плане. В сегодняшнем отрывке посмеяться над Иисусом пришли Саддукеи. Но Христос и им дал ясный ответ. Любой человек может найти у Иисуса ответ на свой вопрос. Это потому, что Господь действительно живой и пребывает с нами. Через такие вопросы, которые ставит нам сама жизнь, мы можем узнать, что Бог живой, и мы у него живы, и можем приобрести веру в воскресение. Я молюсь, чтобы через сегодняшнее Слово Бог насадил в наши сердца веру в Бога Живого, а также веру в воскресение. Также молюсь, что бы Бог открыл нам более глубоко, кто же Иисус есть для нас. Аминь!

Часть I "Бог есть Бог живых"

1.1. Кто такие саддукеи и в чем была цель заданного ими вопроса? (не для чтения)

Давайте вместе прочитаем стих 27:"Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его:".

К Иисусу приходили многие, каждый с тем, что было актуальным для его жизни. Приходил обычный народ, что бы слышать Слово Жизни, получить спасение и исцеление. Приходили фарисеи и их лукавые лазутчики с вопросами о власти, деньгах и налогах. Как видим с этого стиха, к Иисусу пришли и главные герои сегодняшнего слова – некая религиозная группа именуемая саддукеи.

Прежде, нежели перейти к вопросу саддукеев, с которым они обратились к Иисусу, рассмотрим более детально, кто такие саддукеи и, что они представляют собою.

Саддукеи – это одна из религиозно-политических группировок в Иудее. Ее составляли в основном священники высших рангов и иерусалимская аристократия. Название <саддукеи> означало, что они являются продолжателями линии Библейского Садока – первосвященника времен Соломона. Как правящие священники они взимали с народа религиозный налог, на основе Моисеева Закона. Саддукеи были богатыми и политически влиятельными. Но в обществе они не пользовались абсолютным духовным авторитетом, так как была еще одна религиозная группировка – фарисеи. Предметом религиозного разногласия между ними было отношение к Устному Закону. Фарисеи верили, что на горе Синай Моисей получил не только Писаный Закон, изложенный в Пятикнижии, но и Устный, который содержал подробные толкования Писаного Закона, и позже нашел свое отражение в Талмуде. Фарисеи верили в воскресение мертвых, поэтому придавали большое значение исполнения Устного Закона. Саддукеи же отрицали Устный Закон, признавая только Писаный, придерживаясь его буквальной интерпретации. Саддукеи отрицали также бессмертие души, существование ангелов и демонов, ссылаясь на отсутствие записей об этом в книгах Моисея. Они отрицали также и книги Пророков, ставя во главу угла лишь Писаный Закон. В итоге саддукеи полностью отрицали воскресение мертвых.

Однако споры спорами, а реальная жизнь это реальная. В реальной жизни, как правило, хочется жить и наслаждаться. И средствами для этого есть политическая власть и деньги. И когда человек владеет этим, ох как не хочется терять это. Саддукеи владели и политической властью и деньгами, а их религиозный статус был всего лишь средством достижения этого. Потому концепция о воскресении разрушало их мирскую идиллию. Ведь если есть воскресенье, есть и суд. А если есть суд, значит, на нем нужно давать отчет за прожитую жизнь. А если ты жил, используя любые методы ради славы, власти и денег то на суде ты не оправдаешься и твое место в аду. Потому проще всего исключить вообще понимание ада, а за этим и все остальные составляющие духовного мира: сатану, ангелов, рай и в конце концов самого Бога как Бога Судью. Вот так и поступили саддукеи в своем доктринальном учении. Неплоха да?

В наше время многие так живут. Они рассуждают: "все в этом мире относительно. Вот для Тебя Бог есть вот ты и изучай свою Библию, а для меня Его нет. Вот ты считаешь, что ад есть, а я так не считаю, потому имею право жить так, как мне хочется, и не нужно пугать меня вечным огнем, я в это не верю ". И живут и блудят и делают мерзость пред очами Бога. Ведь независимо от того верят они в существования Бога или нет, Бог есть. И только по одной милости, которою есть Иисус Христос, Он все терпит и ждет, когда же грешники обратятся к Нему.

Итак, саддукеи пришли к Иисусу со своим вопросом. Цель их вопроса была одна: уловить Иисуса в какой либо неправде, что бы потом иметь законные основание предать Его суду и исключить из общества. Ибо Его служение доставляло им немало хлопот и неприятностей. В Своих проповедях Он говорил: <покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное> (Мат.4:17). Он всегда учил Своих учеников и людей вокруг о Царствии Божием. Даже Его притчи говорили о существовании Рая и Ада. Саддукеям не нравились эти проповеди. Им было неуютно.

Людям, которые слишком любят вещи этого мира всегда трудно слушать проповедь о Царстве Бога. Ведь эта проповедь обличает их, побуждая жить не ради приобретения материальных благ, но искать небесного сокровища и угождать Господу. Кроме того, Иисус доставил им немало других проблем. Взять хотя бы то, что Он разогнал из храма всех торговцев и разрушил все точки обмена валюты. Саддукеи потеряли на этом немалый доход.

В общем, они собрались и решили дискредитировать Иисуса в глазах всех Его последователей. Они хотели логически доказать, что все слова Иисуса о воскресении – это чушь.

1. "Семь мужей и одна жена."

1.2 Какую печальную историю они придумали?(не для чтения)

Суть вопроса саддукеев изложена в стихах с 28 по 33 (давайте по очереди прочитаем их) "28 Учитель! Моисей написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. 29 Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; 30 взял ту жену второй, и тот умер бездетным; 31 взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; 32 после всех умерла и жена; 33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою? "

Действительно, саддукеи были интеллектуальными людьми и используя воскресенье придумали религиозный парадокс. Он заключался в следующем. В древности муж мог иметь несколько жен, в то время, как жена могла иметь только одного мужа. Только смерть мужа или развод могли освободить ее от брачных уз с ним. Но при воскресении возникает ситуация, когда женщина будет связана брачными узами сразу с семью мужьями. Воскресение испортит то, что сделала смерть. Итак, чьею же она будет женою, если по закону она должна принадлежать только одному мужу?

Интересно то, как начинается история. Вначале все красиво. Было семь братьев. Семь крепких дружных братьев, решительно настроенных – жениться и родить еще по десятку детей. Когда пришло время, старший из них женился на прекрасной девушке. И после этого, веселая история превращается в печальную. Пара молодожен поехала в медовый месяц на берег Средиземного моря, но молодой муж случайно утонул. Девушке пришлось снять свой наряд невесты и надеть траурные одежды. Все ее утешали быстренько выдали ее замуж за второго брата. Но он упал с ослика и свернул себе шею. Подобным образом она выходила замуж за каждого из семи братьев. Но они, один за другим неожиданно умирали, не успев родить потомства. Один поскользнулся на банановой кожуре и упав сильно ударился головой, у другого случился сердечный приступ, а последний умер от постоянного страха, что эта женщина обязательно сведет его в могилу. Вот уж действительно трагическая история. А далее звучит сама изюминка вопроса – стих 33: <33 итак, в воскресение которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?>. Саддукеи представляли себе, как семь братьев поднимутся из своих могил вместе с этой женщиной с криком: <Она моя! Она моя!>, или может быть наоборот <Она твоя! Она твоя!> И так целую вечность. Ну кому захочется такого воскресения? Таким вот хитрым образом саддукеи пытались показать, что слова Иисуса о вечной жизни – это глупости. Их история основана на одной из заповедей, данных Моисеем. Втор.25:5-10. Там речь идет о том, что если несколько братьев жили вместе, и если один из них умирал, не оставив наследников, то его брат должен был взять в жены вдову и востановить с нею потомство своему брату. Когда же рождался ребенок, он считался потомком первого мужа. Моисей дал им этот закон, чтобы защитить вдову умершего, чтобы сохранить его фамилию, а также, чтобы его собственность осталась в семье. Но саддукеи использовали этот закон, чтобы спорить о воскресении мертвых.

Что это говорит нам об их внутреннем мире и жизненной философии? (не для чтения)

Хотя позиция саддукеев блистала безукоризненной логикой, но, к сожалению, фатализма было гораздо больше. И это ужасно. Это показывает нам, какой был внутренний мир и философия жизни саддукеев.

В Бытии описывается похожая история в семье Иуды. В семье Иуды, одного из 12 патриархов Израиля, было 3 сына. Когда старший женился на Фамарь, он умер бездетным. Тогда Иуда женил второго сына на Фамарь. Но и второй сын тоже умер бездетным. Иуда боялся потерять третьего сына и уже не отдал Фамарь за него. Но история заканчивается хорошо. Фамарь с помощью Бога все же родила, причем близнецов мальчиков. Она родила их от Иуды.

Но в схеме саддукеев нет Бога. Семь братьев подряд обреченно умирают, не оставив детей. Жена семь раз становится вдовой. Никто из них не смог изменить свою роковую судьбу и все умерли.

Вот так и в этом мире. Люди, отвергающие воскресение становятся очень фаталистичными. Они думают, что живут, так как предначертано им злым роком. Они не видят впереди ничего, кроме смерти. Из-за фатализма они становятся плотскими, живя ради ценностей этого мира. Их лозунгом становится принцип: <станем есть и пить, ибо завтра умрем>. В итоге из-за похоти плоти и фатализма они становятся одержимы страхом умереть, с постоянной мыслью в голове <суета сует, все суета и томление духа> (Еклессиаст).

Те, кто отвергают воскресение – отвергают Божью истину. Они становятся рабами безнадежности, рабами плоти и внутренней пустоты. Они расточают молодость и силу, ослепленные похотями этого мира. Но в итоге, они рано или поздно все потеряют, и у них не будет ничего, потому что они отвергли истину о Божьем суде и воскресении.

2. Какую истину Иисус рассказал им о разнице между этим миром и миром небесным? Что означает стать как Ангелы? (не для чтения)

2. "и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения"

Что же ответил Иисус этим мрачным людям?

Давайте прочтем ст 34 – 38 ( поочереди ): " 34 Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; 35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, 36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. 37 А, что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. 38 Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы. "

Что – бы действительно в это верить, необходимо не просто знать Слово Бога, но иметь познание Слова через откровения Духа Святого. Но у саддукеев которые знали пятикнижье

наизусь этого не было. В параллельном месте Писания, в Евангелии от Марка 12:24 Иисус говорит саддукеям: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?>.

Он не стал спорить с саддукеями. Не стал отвечать на их глупый вопрос, ведь они сами не знали, о чем говорили. Но Он увидел их печальное духовное состояние. Увидел, что хотя эти богатые и знатные люди приобрели все, о чем только можно мечтать, тем не менее, они страдали от суеты и страхом перед смертью. Вместо того, чтобы спорить с ними, Иисус указал им на их проблему. Она заключалась в том, что они не знали Писания, и у них не было Силы Божьей.

А знаем ли мы Писание? А исполнены ли мы силой Божьей?

Эти серьезные вопросы Писание обращает к каждому из нас. Ответом на них есть то, как мы живем.

Один мой знакомый вот уже множество лет верует в Иисуса. Он грамотный человек и очень неплохо знает Библию. Он часто молится и регулярно посещает церковь. Но, сколько бы я не общался с ним, помню одно – полный фатализм. Когда мы говорим о работе он говорит:"я не смогу, у меня это не получится"; когда мы говорим о создании его семьи, он много лет подряд говорит: "я не могу, у меня это не получится". Практически каждая тема, о которой мы говорим, звучит в одном ключе "я не могу, у меня не получится".

Мы можем молиться, читать Библию и даже проповедовать, однако на ряду с этим, пребывать в глубоком фатализме и поражении. Мы можем надеть маску под названием: " у нас все хорошо", а сами роптать на Бога и не иметь воистину счастливой жизни. Все это симптомы того, что Слово Бога для нас мертвое, мы опустошены и не имеем силы. Тогда о каком воскресении, или каких ангелах можно говорить?

Еще один мой знакомый вот уже множество лет верует в Иисуса. Он грамотный человек и очень неплохо знает Библию. Но, сколько бы я не общался с ним, помню одно – его слова всегда "Слава Богу! Слава Иисусу! Он мой Бог! Буду славить Господа всем сердцем! Буду прославлять Его с тимпаном и ликами, хвалить Его на струнах моей гитары".

Какая поразительная разница! Ведь Бог один и Слово для каждого одинаковое, но первый живет в поражении, а второй в победе. Это разница заключается в простых вещах: есть ли вера в слово Бога как Богодухновенное или нет? Исполнен ли человек Силой Божьей или нет?

Во 2Тим.3:16а сказано: <Все Писание богодухновенно>. Библия написана людьми, получившими откровение от Духа Святого. Поэтому, чтобы понимать его, нам также нужна помощь Духа Святого. Мы должны отбросить всякое предубеждение, очистить свой разум от человеческого понимания и скромно, на коленях молиться, чтобы Дух Святой пришел и открыл нам истинный смысл Писаний. Наша цель познать Господа и встретиться с Ним на страницах Библии. Имея такое отношение к слову Бога, мы найдем источник, который может изменить наши жизни.

В Ефесянам 1:19 -20 говорится : "19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах " Сила Божья приходит к нам когда мы всем сердцем веруем что Иисус наш Спаситель. Тогда Дух Святой наполняет нас и Сила Его жива и действенна для нас.

Тогда Слова Иисуса в ст.35 -36 этой главы действительно обретают истинный смысл, который не кажется для нас чем то не реальным и не возможным. "35 а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, 36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения."

Наш Бог – это Всемогущий Творец неба и земли. Это Бог, Который одним словом укротил бурю, воскресил Лазаря, открыл глаза слепому, очистил прокаженного. Это Бог, Который на кресте совершил наше спасение, совершил невозможное и победил смерть, воскреснув на третий день. Это Бог который совершит и наше воскресение из мертвых. Это Бог который приготовил нам новое Царство. Там господствуют другие законы, там совсем другие отношения, там у нас будут другие тела, как сказано <36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения>. На небе Господь приготовил нам чудесный город, небесные сокровища: чистые, вечные и нетленные. Мы даже представить себе не можем, какие чудеса ожидают нас, в Царстве, которое Господь приготовил нам. <Как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его> (1Кор.2:9).

Каждый из нас должен иметь живую веру в воскресенье. Для каждого из нас этот факт должен носить крайне серьезный характер. Ибо факт воскресения из мертвых разрушает любую доктрину сатаны о победе смерти над нами. Вера в воскресение из мертвых прославляет победоносного Иисуса. Вера в воскресенье делает нас гражданами Небесного Царства. И как говорит 36 стих "<36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения>". Мы в воскресеньи равные Ангелам, мы суть сыны воскресения. Давай будем иметь твердую веру в это. Аминь

3. "Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы"

3. Как упомянутый отрывок из книги Исход (гл.3) открывает нам, что в Живом Боге нет смерти?

Поскольку саддукеи не признавали ничего, кроме книг Моисея, Иисус также обратился к Пятикнижию. Он указал им на то, что Бог сказал Моисею.

Давайте прочитаем стихи 37,38: <А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. 38 Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы.>.

Ко времени, когда происходил этот диалог между Богом и Моисеем, и Авраам и Исаак, и Иаков давным-давно почили в мире. Но Бог говорит о них не в прошедшем времени: <Я был Богом Авраама, Исаака и Иакова>, но в настоящем: <Я есть Бог Авраама, Исаака и Иакова>.

Вот уж воистину, нам нужна помощь Духа Святого и милость Божия, чтобы понимать Его слово правильно. Кто бы мог помыслить, что слова < Я – Бог Авраама, Исаака и Иакова > – говорят не об истории, а о силе Божией и жизни вечной!

В стихе 38 Иисус прямо говорит: < Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы>. Это значит, что в Боге Авраам, Исаак и Иаков и ныне, спустя 3000 лет, живы. Бог вечен и в Нем Авраам, Исаак и Иаков также имеют жизнь вечную. < Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых >. Значит, всякий, кого Бог назовет Своим, в Нем имеет жизнь вечную.

Какой же была жизнь и вера патриархов, что Бог назвал Себя, их Богом? Все они верили в живого Бога, Который действует в их жизнях.

Бог призвал Авраама к жизни веры, и обещал произвести через него великий народ. Авраам поверил Богу, называющему несуществующее, как существующее и животворящему мертвое. Своею верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака. Он знал, что Бог обещал продолжить свою историю через него. Потому верил, что Бог силен и из мертвых воскресить его сына. Авраам верил в Живого Бога и Библия говорит что Авраам верил в вечность, так как был странником на этой земле и ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

Исаак был единственным сыном и выглядел слабым человеком. Но он был более терпеливым в молитве, чем его отец Авраам. Он был также послушен повелению Бога, чтобы остаться на земле, в которой пришлось нелегко его отцу. Через скромную молитву Исаака и повиновение, Бог благословил его, и он успешно передал божий завет следующему поколению.

Иаков был хитрым человеком, которому удалось обмануть старшего брата и получить его неотъемлемое право на первородство. Иакову удалось осуществить свою мирскую мечту, но он не стал счастлив. Но Бог все время терпеливо ждал Иакова. Бог встретил его лично и изменил его из обманщика в Израиля. Иаков смог благословить своих сыновей должным образом, передав им Божье благословение.

Все эти люди были разными. У них были свои слабости и они совершали ошибки. Но Бог знал каждого из них лично и имел дело с каждым лично. И они знали Бога лично и жили личной верой в Него. Все они готовы были страдать живя верой, имея надежду на лучшее отечество на небесах. Бог принял их веру и оценил ее очень высоко. Он не стыдился быть названным их Богом (Евр. 11:16). Для Бога не имеют значения такие вещи, как деньги, власть, социальное положение, или красота. Богу важна наши личные отношения с Ним, а также наша вера, которая есть билетом в вечность.

4. Что означает что <Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы>? Во что мы должны верить и каким образом жизни мы должны иметь? (не для чтения)

Давайте еще раз прочитаем ст. 38: " Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы."

Бог великий и живой. По отношению к этому Богу люди делятся на два типа: мертвые и живые. Мертвые – это те, у кого нет веры в Бога основанной на Его словах, как у Саддукеев. Им все кажется темным и трагичным. Они могут превратить красивую историю в кошмар. Им совершенно всеровно жизнь человека, потому они с легкостью придумывают трагические мстории, героями которых есть обычные люди. Философ Ницше сказал, что Бог умер. Но на самом деле это сам Ницше был мертв.

Живые – это те у кого есть личная вера в Бога. Через их веру Бог работает в них. Бог делает их живыми.

Моисей – один из таких примеров. До того как он незнал живого он потерпел поражение даже тогда, когда пытался спасти жизнь одного человека из своего народа. В страхе он збежал со своего дворца ища укрытие в пустыне. Когда Бог обратился к нему, Он сказал, "я – Бог отца твоего, Бог Авраама, Исаака, Иакова…." — Слова Бога проникли в его душу. Моисей начал признавать присутствие Бога. Моисей начал полагаться на Его власть. Тогда он был в состоянии сделать даже могущественные чудеса во дворце фараона. Бог использовал его, чтобы освободить его народ от неволи и привести их к Земле Обетованной.

Ап. Павел был фарисей с фарисеев – ревнитель законов Божьих до такой степени, что ради них готов был гнать и убивать христиан. Незная живого Бога он делал это ради ложных иудейских законов в ничто ставя жизнь человека. Но когда он встретился с Господом Иисусом его жизнь полностью преобразилась. Теперь его жизнь постоянно подвергалась опасностям и трудностям ради проповеди Евангелия. Но вера в Живого Бога, которого он встретил по дороге в Дамаск помогла ему преодолеть все труднлости на его пути. В 2-е Коринфянам 6:9 он говорит: "мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; " Верой в живого Бога Павел был жив тогда когда его почитали уже мертвым.

Самый главный вопрос – это являемся ли мы живыми или мы мертвы.. Живые – это не не всегда супер активные, всегда во всем побеждающие люди. Живые – это люди, имеющие веру в живого Бога. Их вера не зависит от степени трудностей, потому что это вера в воскресение. Мы можем быть слабыми испытывать проблемы, сделать много ошибок. Но Бог работает через нашу веру, и дает нам жизнь и победу.

Давайте будем твердо удерживать веру в живого Бога знать Его лично, абсолютно доверяя Ему свою жизнь, радоваться и благодарить Бога за все. Аминь

Благодарю Бога за сегодняшнее Слово. Блогодарю что моя вера снова обновилась в Живого Бога дающего мне нетленную надежду в воскресении. Благодарю за то что Дух Святой снова коснулся меня напоминая мне одну из моих любих фраз из Библии: "Живу я говорит Господь". Суета этого мира, заботы на работе, дома регулярно утомляют настолько что теряеш всякое желание, что то делать. Я не могу сказать, что я прихожу в фатализм в такое время, однако безразличие и лень становятся моим частым состоянием. Вместе с этим приходит ропот, усталость, внутренее роздражение. Вот такие мелочи цепляются в жизнь как собаки закрывая путь к величию и познанию Живого Бога. Они закрывают виденье служить студентам, учить английский ради проповеди студентами и многое другое.

Однако через сегодняшнее слово я услышал: Бог есть Бог живых, а не мертвых! Мой Бог живой! И я живой вместе с ним. Я не собираюсь оставаться там где нету Живого Бога. Я хочу быть живым в любой сфере своей жизни имея веру в Живого Бога. Молюсь что бы Бог мощно использовал меня через мою веру, как совершал Он это через мох предков веры.

(п. Джентельмен)