head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Будьте мудрыми” (От Луки 16:1-31)

БУДЬТЕ МУДРЫМИ

От Луки 16:1-31

Ключевой стих 16:10 : "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом."

Наше время очень нестабильно. Раньше человек мог спокойно откладывать деньги и рассчитывать на них в будущем. Сейчас же экономика просто непредсказуема, и можно в один момент потерять все, что накопил. Каким образом мы можем быть готовыми к будущему? Сегодня через две притчи, рассказанные Иисусом, попробуем научиться, как нам жить мудро.

1) Нерадивый управитель. (1-12)

Посмотрим стихи 1,2:

1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;

2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

Управителя нанимали для того, чтобы он распоряжался имуществом хозяина и приносил ему прибыль. Поэтому одним из главных качеств для управителя является верность. Однако управитель из этой притчи приносил хозяину не прибыль, а убытки. Мы не знаем точно, воровал ли он деньги хозяина. Он вполне мог бы быть честным человеком. Но он не стал изо всех сил трудиться для прибыли хозяина, а только подавал вид, что работает. <Какая хорошая работа> – думал он – <ничего не делаешь, а тебе еще и деньги платят>. Кто из вас хотел бы такую работу? Он жил сегодняшним днем и думал, что так будет продолжаться вечно. Но однажды кто-то пожаловался на него хозяину, и хозяин потребовал от него отчет. Сначала он подумал: сяду, за вечер наклепаю. Но потом, вспомнив серьезные слова хозяина <ты не можешь более управлять>, понял, что на этот раз его дело плохо.

Каждый человек однажды вынужден будет дать отчет за прожитую жизнь. Люди считают сами себя хозяевами своей жизни и пытаются забыть о том, что есть Бог. Но однажды наступит время дать отчет, и никто не способен избежать этого. Что тогда мы напишем в наши отчеты? Липовые отчеты точно не подойдут, ведь Бог все знает:

Евр. 4:13 13И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

Мы должны быть мудрыми людьми, и не жить сегодняшним днем, но четко оценивать ситуацию и быть готовыми к будущему. Мы должны готовиться дать отчет. Читая это слово, я вдруг понял, как много времени я трачу впустую, хотя мог бы использовать его для Бога. А у вас появилась такая мысль?

Что же сделал управитель из притчи? Он мог поступить по-разному: застрелиться, утопиться, или серьезно запить с горя. Но он поступил по-другому. Прочитаем стихи 3,4:

3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;

4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

Он начал серьезно готовиться к будущему. Попрошайничать ему не позволяла гордость, а работать физически – слабые мышцы и большой живот. Пришлось работать головой и найти выход. Он по одному призвал должников хозяина и скостил им часть долга. Таким образом он наладил связи. Как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей.

8аИ похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил…

Конечно, своими действиями управитель нанес господину еще больший убыток. Тем не менее, господин получил большое впечатление от его внезапной активности, так что даже похвалил его. <Может же, если хочет> – сказал господин, закрывая за изгнанным управителем двери. Хозяин похвалил его не за то, что разбазарил его имущество, а за догадливость. Иными словами, господин хотел бы, чтобы управитель всегда так же серьезно относился к будущему, а не только когда гром грянет.

8б : ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

Сыны века сего – это безбожники. И они действительно догадливы. Они настолько активно действуют, что христианам есть чему поучиться. Безбожники вкладывают в грешные дела много энергии, времени и денег. В наше время даже крупнейшие христианские страны вдруг начинают принимать самые глупые законы под натиском безбожников. На их фоне многие христиане кажутся вообще недееспособными, и то, что церковь прожила тысячелетия -это ясное свидетельство действий самого Бога.

Иисус призывает нас серьезно озаботиться будущим:

9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Приобретать друзей – это самое важное. Все, что у нас есть в распоряжении сейчас, мы можем использовать, чтобы приводить людей к Богу и таким образом налаживать вечные дружеские связи. На днях мне позвонил один брат, с которым я изучал Библию более 10 лет назад. Он сказал, что помнит, как я страдал, и благодарит Бога за эти изучения. А я уже совсем не помнил, как я страдал, но очень радовался, что у меня есть еще один друг, с которым мы вместе будем в вечных обителях.

Тот, кто принимает в вечные небесные обители, хозяин небес – это Сам Бог. И поэтому в первую очередь надо дружить с Ним. Также проповедовать Евангелие тем, кто еще не спасен, чтобы и они стали нашими друзьями в вечных обителях.

Итак, чтобы быть мудрыми, мы должны думать о будущем. Мы должны готовиться дать отчет Богу и обретать друзей для вечности.

2. Верный в малом (13-18)

Мы видели, что безбожники – очень догадливы. Что же могу сделать я против этих огромных безбожных сил с их политической властью и денежными потоками? Ведь я такой маленький и карманы у меня пустые и с дыркой. Прочитаем стихи 10-12:

10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

Иисус призывает нас не ждать большого, а быть верными в малом. Все, что у нас есть сейчас – это неправедное, то есть ненастоящее, богатство. Да и не наше оно – с собой в могилу не заберешь. Это как съемная квартира, с которой однажды придется съехать. Вся наша жизнь – это имущество, данное нам на время, чтобы мы на нем тренировались быть верными. И, научившись верности, мы получим в награду истинное богатство, и оно будет наше, потому что будет у нас вечно. Это богатство – Небесное Царство, вечное, неувядаемое и чистое. (1Пет.1:3,4):

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,

4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас

Если просто сказать, что надо быть верным <во всем> – это будет слишком абстрактно. Давайте начнем с малого и конкретного.

Во-первых, в деньгах. Прочитаем стих 13:

13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Даже в мирских сообществах верность ценится. Но если человек пытается быть верным, и одновременно работать на конкурирующую фирму, у него это вряд ли получится. Почему нам бывает так трудно хранить верность Богу? Это из-за того, что мы пытаемся получить награду и в этом мире. Например, желаем верить в Бога, но при этом не потерять уважение родственников и тех друзей, с кем вместе раньше грешили, или не потерять прибыли. Иисус привел пример идола маммоны, который замешан чаще всего. Маммона был идолом материального достатка, то есть речь идет о деньгах. Если Божий человек, то есть верующий, ради денег идет на компромиссы с грехом и безбожием, он не сможет служить Богу. Один мой знакомый, с которым я немного изучал Библию, пил на работе с коллективом ради карьерного роста – ведь так он мог все о всех узнать и на всех иметь компромат. Когда я ему сказал, что это несовместимо с Библией, он оставил Библию. В момент серьезного выбора грех не отпустит легко, если до этого он смог построить укрепления в твоем сердце.

Мы должны быть верными Богу в материальных вещах. Деньги и другое имущество, которое у нас имеется, мы должны тратить не на грешные вещи, а на дела, угодные Господу.

Во-вторых, верность в праведной жизни.

Не все поверили словам Иисуса. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. <Ха-ха-ха! Как это не сможем служить и Богу и маммоне? Давно так делаем и ничего, получается>. Они были пастырями своего народа, и успешно на этом зарабатывали. Они считали себя успешными – но Иисус считал их нерадивыми управителями, которые расточали имение Господа. Пастырь должен стремиться к сердечному раскаянию агнцев перед словом Бога, а не использовать агнцев для своей прибыли. Если он заменит изучение Библии регулярными платными исповедями – горе такому пастырю. Он и сам в ад идет, и других ведет с собою. Что Иисус ответил фарисеям? Посмотрим стихи 15-16:

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

До Иоанна Крестителя было время закона и пророков. Но теперь проповедуется Царство Божье. Не просто временный закон, но Сам Законодатель пришел в мир. Он возвестил нам все – не только что делать и что не делать, но почему и для чего делать. Закон кажется сложным – но его, на самом деле, не так трудно исполнять. Евангелие же дало намного более жесткие требования. Оно судит не только дела, но мысли и желания. Поэтому нам надо усилие, то есть серьезное решение, чтобы войти в Царство Бога. Мы должны не казаться праведниками, а быть ими. Мы должны любить слово Божье и стремиться жить так, как оно говорит, даже когда никто не видит и не оценит, или когда оценят превратно. Мы должны научить агнцев не лицемерить, а жить перед Богом.

В-третьих, верность в семье. Посмотрим стихи 17-18:

17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

Фарисеи глубоко изучали и толковали закон. Поэтому, когда им чего-то сильно хотелось, они могли найти в законе оправдания для этого. Они могли развестись с женой на основании одного отрывка из Торы, а на основании другого еще и алименты не платить. Современные люди просто разводятся, не ссылаясь на Тору. Но закон, хотя и не действует на нас, показывает нам характер Бога. Бог ненавидит развод, потому что это тоже неверность. Иисус два раза повторил слово <всякий>, как бы указывая, что не может быть достойной причины для предательства. Хотя предателей не любят всегда и везде, в наше время процент разводов достигает ужасного уровня. Люди забыли, что главная ценность в семье – верность Богу и друг другу: верность мужа жене, жены – мужу, родителей – детям и детей родителям. Мы должны строить верные христианские семьи.

Чтобы быть верным в большом, мы должны начать с этого необходимого минимума: имущество, праведная жизнь, семья. Если у вас есть желание быть верным в большом, начните с этих трех вещей. Не так много, но, на самом деле, это самое трудное. Я по себе заметил, что мне легче сделать большое одноразовое решение, чем хранить верность в маленьких вещах ежедневно: читать Библию, молиться, любить ближних. Давайте будем верными в малом, чтобы Бог мог доверить нам большее.

3. Притча о богаче и Лазаре (19-31)

Дальше Иисус рассказал притчу о жизни и смерти двух людей. Прочитаем стихи 19-21:

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Богач жил шикарно, кажется, что Бог благословил его по полной программе. Напротив, Лазарь жил в крайней бедности и нужде. Даже бродячие собаки проникались к нему сочувствием. Кажется, жизнь Лазаря ничего не значила в сравнении с жизнью богача. Тем не менее, имя Лазаря Иисус упомянул, а богач остался неизвестным. Как оказалось, это потому, что жизнь богача не представляла никакой ценности в глазах Бога. Посмотрите стихи 22,23:

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

Конец жизни хорошо показывает ее качество. Лазарь умер и Ангелы отнесли его на небо. Богач же пошел в ад. Оказывается, деньги и положение в обществе совсем не влияют на спасение. В наше время люди не хотят верить в ад. Конечно, ада с чертями и сковородками нет. Но ад есть, и главная его черта – ужасная жажда души, которую ничто не может утолить. Всю жизнь богач считал, что Бог его благословил, – но на самом деле он был далек от Бога. Хотя его тело пиршествовало блистательно, его душа томилась от жажды. Каждый человек без Бога томится жаждой. Он пытается утолить эту жажду шикарной жизнью и наслаждениями, но это помогает очень не надолго. И в аду эта жажда развивается до максимума:

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

Здесь создается впечатление, что причиной спасения Лазаря стала его бедность. Но это не так. Нигде в Библии бедность не спасала. Есть только один путь спасения – вера в Иисуса Христа. Богач был доволен своей земной жизнью, его не интересовало, что будет потом. Иисус говорил однажды, что трудно надеющемуся на богатство войти в Царство Божье – легче верблюду пролезть в ушко иголки! Лазарь же в своей бедности не имел чем наполнить жажду, у него не было даже крошек со стола богача. И тогда он посмотрел на небо и понял, что он жаждет Бога.

Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! (Пс. 41:3)

Эти слова написал царь Давид – богатый правитель. Но его душа не прилепилась к этому миру. Он, как и Лазарь, смотрел на небо, и нашел единственный путь к Богу – Христа, умершего за наши грехи и воскресшего. Христос утоляет нашу жажду, как Он утолил жажду самарянки и жажду Лазаря. Он проливает реки воды живой в наше сердце.

Богач мог бы сделать маленькое решение: использовать свое несметное богатство для Господа. Он мог бы накормить Лазаря. Он мог бы купить партию Библий и раздать язычникам. Но он ничего этого не делал. Это было бы совсем нетрудно – но это маленькое решение привело к огромным и необратимым последствиям.

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

В отчаянии богач попросил:

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Я думаю, маловероятно, что он раскаялся и начал заботиться о спасении ближних. Но он явно не хотел, чтобы они были рядом. Братья точно возненавидят богача за то, что его пример привел их к погибели. Когда идешь в рай, тогда радостно брать с собой других, чтобы вместе пребывать вечно в присутствии Бога. Но когда идешь в ад, каждый увлеченный тобою человек станет дополнительным проклятием и мучением.

Что же ответил ему Авраам? Посмотрите стихи 29-31:

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Богач рассчитывал, что вылезший из могилы труп пробудит в братьях покаяние. Но этого бы не случилось. Братья могли бы перепугаться до смерти или же наоборот, придумать сценарий для нового ужастика – но они бы не покаялись, потому что решили игнорировать Библию. Они не любили правду. Они не слушали живых, поэтому тем более не послушали бы мертвых. Когда слово Бога говорило к их совести и обличало их грехи, они закрывали сердце и начинали рассуждать на глупые темы, был ли у Адама пуп, есть ли инопланетяне и когда жили динозавры. В лучшем случае они кивали головами: <Да, да, это плохо, это вредно>,- но продолжали делать то же. Они не поверили бы ни трупу Лазаря, ни Ангелу, а с распятого Христа только посмеялись бы. Люди бы не имели ничего против Библии, если бы она не требовала изменить цели и образ жизни. Но Библия говорит: <Приблизилось Царство Божие. Покайтесь и веруйте в Евангелие>. А как реагируете вы, когда вам говорят истину?

Мудрый должен очнуться не в аде, а раньше. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Бог дает нам возможность слышать Евангелие сейчас. Иисус Христос заплатил за наши грехи Своей Кровью. Он открыл перед нами свое Царство – истинное сокровище, которое принадлежит нам. Слава Богу!

Итак, сегодня мы узнали, что делать, чтобы быть мудрыми. Во-первых, не жить сегодняшним днем, а серьезно думать о будущем. Быть готовым дать отчет. Во-вторых, быть верными в малом: в имуществе, в праведной жизни и в семье. В-третьих, серьезно относиться к слову Бога и стремиться к Небесному Царству. И, если добавить еще один пункт – приобретать себе друзей, с которыми вместе можно будет войти в вечную жизнь.

Многие еще не знают благой вести и пытаются жить, как неверный управитель и как богач из притч Иисуса. Давайте будем мудрыми и поделимся с ними Евангелием. Давайте приглашать новых людей на изучение Библии и на конференцию, и пусть Бог использует нашу верность в малом и совершит великое пробуждение в нашей стране.

10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

(п. Ной)