head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Что делать, чтобы обрести жизнь вечную?” (От Луки 10:25-37)

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОБРЕСТИ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ?

Луки 10:25-37

Ключевой стих: 36,37 : "Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же."

Скоро Пасха, праздник воскресения Иисуса Христа. Сегодня мы поговорим о вечной жизни. Какая она и как ее получить? Какие изменения она производит в человеке?

1. О вечной жизни (25-29)

Прочитаем стих 25:

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Законники занимались тем, что изучали Библию, запоминали ее наизусть, переписывали и научали других. Если кто-то знал Библию лучше всех, то это были законники. Но, хотя этот человек хорошо знал Библию, он не имел уверенности, что имеет вечную жизнь.

Кажется, он задал очень хороший и подходящий вопрос для такого духовного собрания. Но Писание говорит, что он искушал Иисуса. Это значит, что он задавал вопрос не потому, что хотел узнать ответ, а для того, чтобы найти у Иисуса слабое место. Возможно, он надеялся, что Иисус ответит что-то противоречащее Библии. А если Иисус скажет все, как в Библии, можно сказать: <А, это мы и так знаем. А я-то думал, что у тебя есть для нас слово от Бога>. Иисус не заканчивал никакую религиозную школу, но Он никогда не боялся диалога с такими знающими противниками. Когда разговариваешь с учеными людьми, лучше не давать им ответы, а помочь им ответить самим.

26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

Законник оказался настоящим специалистом по Ветхому Завету. Он не только выучил его наизусть, как все законники, но смог проанализировать и выделить главное. Он знал, что вечная жизнь заключается в любви к Богу и в любви к ближнему.

Во-первых, мы должны любить Бога всем сердцем, всей душой, всей силой и всем умом. Бог – самый прекрасный, великий, чистый и добрый. Мы должны любить Его искренне, не для того, чтобы что-то от Него получить, а за то, кем Он есть. Не какие-то приобретения, а Сам Бог должен быть фокусом наших мыслей и желаний.

Во-вторых, мы должны любить ближнего, как самого себя. Это кажется невозможным – ведь мой ближний это не я. Но этого можно достичь, если мы любим Бога всем сердцем, то есть больше, чем себя. Мы должны взять себе за правило так обращаться с другими, как хотим, чтобы они обращались с нами. Вот что означает любить ближнего своего, как самого себя.

Хотя законник пришел искушать Христа, тем не менее ответил правильно, и Христос похвалил его: правильно ты отвечал. К этому ответу было нечего добавить. Возможно, его лицо уже приняло довольное выражение из-за того, что это он, а не Иисус, провозгласил правильный ответ. Даже Иисус не мог ничего добавить – ведь это было слово Бога, и сам Иисус говорил, что в этих двух заповедях заключается вся Библия. Но, тем не менее, Иисус сказал нечто революционное.

28 [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Законник был горд тем, как много он знал. Но ему и в голову не приходило, что так надо поступать. Христос хотел, чтобы он признал, что он так не поступает, и захотел узнать, как получить прощение грехов. Более того, своими силами он никогда не сможет так поступать, поэтому ему необходимо искать помощи от Бога.

Много знать – это хорошо и полезно, но если не внедрять знания в практику, то это приводит только к пустой гордости. Такие люди начинают презирать других, критиковать и искушать, становятся огорчением и для других, и для себя.

Если вы много знаете, особенно если часто замечаете, насколько меньше знают другие, будьте осторожны. Лучше всего сразу проверить себя: а сколько процентов моих знаний я воплотил в жизнь? Ведь Сам Иисус сказал: <Если знаете, блаженны вы, когда исполняете>.

Что же сказал законник?

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

Законник хорошо все понял. Но, вместо того, чтобы послушаться Иисуса, он начал оправдывать себя. Вопрос <Кто мой ближний?> означает, что законник просил Иисуса провести четкую линию, по одну сторону которой находятся ближние, а по другую – не ближние. Это очень серьезный вопрос. Любой может сказать, что он любит Бога. Ведь это нелегко проверить. И каждый человек любит ближних. Но понятие ближнего у каждого свое. У каждого человека есть линия, или, лучше сказать, забор, который отделяет ближних от не-ближних. И каждый человек любит тех, кто внутри забора, и ненавидит тех, кто за забором. Кто-то одержим национальной идеей, и внутри его забора оказывается весь его народ. У кого-то внутри забора только семья и близкие родственники, и он их любит. А кто-то вообще сидит внутри забора сам. Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух являются единым целым. Хотя это разные личности, но они являются единым. Когда Бог сотворил Адама и Еву, те тоже стали едиными. Вечная жизнь и общение, единство – это тесно связанные понятия. Ап. Иоанн пишет так:

2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, –

3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.

(1Ин.1:2,3)

Но как только люди согрешили, между ними началось разделение. Даже хотя их было только двое. Они сразу стали обвинять друг друга. Но в первую очередь появилось разделение между ними и Богом.

Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице [Его] от вас, чтобы не слышать.

Ис. 59:2

Из-за греха между людьми всегда есть забор. Есть заборы между народами, между партиями, и в последнее время много заборов даже внутри семей – между мужем и женой, между родителями и детьми. Даже не заборы, а непробиваемые стены. И это не может не заканчиваться печально. Когда между нами нет греха, мы можем быть настолько едиными, что посредине лезвие не просунешь. Полное понимание и принятие. Но грех разбивает нас на враждующие лагеря. Когда грех не пытается владеть нашим разумом, то даже не возникает вопрос, кого считать своим ближним, а кого нет. Где работает Святой Дух, там люди могут на самом деле объединиться.

Законник хитрил, чтобы выставить себя правым. Типа: <Я всегда точно так и делал, только ближних определял по-своему>. Братья и сестры, это вам ничего не напоминает? Я думаю, каждый из сидящих здесь может вспомнить, как он чуть-чуть или сильно хитрил, чтобы избежать осуждения и отмахнуться от обличений. И не только в детстве. Это тема неприятная, и я не буду говорить об этом много. Но надо помнить одно: даже если мы обхитрим других и себя, Иисус знает точно, как оно на самом деле. Он знает, и, тем не менее, не осуждает, потому что Его цель – не осудить, а спасти нас из такого состояния. Для этого Он отдал Себя, чтобы мы, избавившись от грехов, жили для правды. Спасение получает не тот, кто покажет себя незапятнанным, а тот, кто принесет все свои грехи ко кресту Иисуса.

Иисус не осудил и этого законника. Он хотел помочь ему, и потому продолжил беседу, чтобы через притчу открыть ему духовные тайны.

2. Притча о добром самарянине (30-37)

Чтобы понять притчу Иисуса, важно помнить, на какой вопрос законника она отвечает. Это был вопрос: <а кто мой ближний?>, и, если вернуться к началу диалога, то <что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?>.

Запомним эти вопросы:

1) <что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?>

2) <а кто мой ближний?>

Итак:

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

Человек в притче ехал из Иерусалима в Иерихон. Эти города имеют символическое значение. Иерусалим был духовной столицей мира, потому что там был храм Божий, в котором обитал Сам Бог. Небесное Царство часто называют Небесным Иерусалимом. Иерихон же был проклятым городом. Это был первый город, который Израильтяне уничтожили, когда вошли в Ханаан после пустыни. Бог объявил этот город проклятым и запретил его отстраивать. Тем не менее, спустя некоторое время Иерихон был отстроен, хотя человек, сделавший это, понес на себе страшное проклятие. Людей постоянно тянет снова строить место греха. Например, говорят, что во время Евро-2012 в Киеве снова разрешат игровые автоматы. А может вы вспомните, как легко вернуться к старой привычке, которую решил бросить? Иерихон строится очень быстро, и такие люди, как человек в притче, оставляют место пребывания Бога и отправляются что-то искать в месте греха. К чему это может привести, коротко но емко описано в этом же стихе: <и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым>. Ничего удивительно, что в месте греха водятся разбойники. Человек остался в раненом и стыдном положении, оставленный, но еще живой. Бог хранил его жизнь даже в такой ситуации. Но, чтобы не умереть, он нуждался в чьей-то помощи.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Вот, вроде бы, два самые подходящие кандидаты, чтобы помочь бедняге. Два служителя церкви. Но, к нашему удивлению, они прошли мимо. Возможно, священник боялся оскверниться, прикоснувшись к умершему. Для священника было важно сохранять религиозную чистоту. Неизвестно, что он делал на дороге в Иерихон, но он не хотел выходить на кафедру с пятнами крови на одежде. Проблема в том, что пока мы раздумываем, не осквернимся ли, человек может и умереть.

Левит был тем, кому поручено какое-то конкретное служение в храме, например музыкальное служение или уборка. Это был человек творческий, он не сразу прошел мимо, а сначала подошел и посмотрел. Возможно, он извлек из этой картины какой-то духовный урок. Но ему надо было спешить на репетицию, он очень ответственно относился к своим обязанностям в храме, и потому он быстро пошел дальше.

Помню, около 3-х лет назад я спешил с работы в церковь на собрание. Была зима. И тут передо мною один, вероятно пьяный человек, упал и ударился затылком. Что-то заставило меня и еще пару человек остановиться. Мы вызвали скорую и около часа по очереди поддерживали этого человека, чтобы он не замерз на холодной земле. Все это время меня мучила мысль: <Я опоздал на собрание!!! Я потерял время!!!>. В какой-то мере я даже злился, что пришлось возиться с этим человеком. Конечно, собрание – это важно, и во многом наше отношение к Богу определяется нашим отношением к собраниям. Но меня ужаснула мысль, что я считал потерей времени помощь человеку. Ведь собрания нужны не для того, чтобы весело проводить время и кушать печенье, а чтобы узнать Христа и научиться подражать Ему.

В 1978 году в США было проведено несколько экспериментов со студентами духовных учебных заведений. Семинаристу давали несколько минут, чтобы подготовить проповедь по притче о добром самарянине, и говорили, что слушатели уже собрались в соседнем доме и ждут его. На улице его встречал человек, который хватался за сердце и падал. Это был актер, но семинарист этого не знал. Почти половина подопытных спешила читать проповедь, не останавливаясь помочь человеку. Если их не предупреждали заранее, что надо спешить, то все равно останавливались помочь около двух третей. Это нам говорит о том, что стать поверхностно-религиозными людьми очень легко, и надо внимательно следить за собой.

Прочитаем стихи 33-35:

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Помощь пришла из неожиданного места. Вдруг на дороге появляется какой-то самарянин. Самаряне с иудеями вообще не общались и страшно презирали друг друга. В предыдущей главе самаряне даже не пустили Иисуса в свое село, издали увидев, что он выглядит как иудей. Действительно, если бы было возможно, иудеи бы поставили забор, чтобы не встречаться с самарянами. Или великую иудейскую стену. Законник, которому Иисус рассказывал эту притчу, и в страшном сне не мог представить самарянина своим ближним. Это явно был человек, который <за забором>. Я не знаю, что делал самарянин на иудейской территории, но он пришел на помощь тому, кто, скорее всего, ненавидел самарян. В этих стихах очень подробно описано, как он помогал пострадавшему. Эти подробности говорят нам, что он помогал очень сердечно. Он не только оказал первую помощь, но помогал до конца, дав денег содержателю гостиницы и пообещав вернуться и доплатить полную сумму. Этот человек явно вышел за пределы любого <забора>, чтобы помочь страдающему. Этого самарянина часто вспоминают, как удивительный пример доброты. Он действительно возлюбил пострадавшего как самого себя.

Сам Господь выступает в роли такого доброго самарянина. В 6-й главе книги Осии сказано:

1 В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: "пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны;

2 оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его.

(Ос.6:1,2)

В этой притче можно найти 12 ссылок на 6-ю главу Осии, где Бог обличает грехи Иудеев, называет их разбойниками, говорит о них, как об избитых, о запятнанных кровью, обличает их священников. Добрый самарянин в притче – это сам Бог. Как самарянин непонятным образом оказался в Иудее, так непостижимо Бог появился среди людей, чтобы спасти тех, кто не любил Его. Мы все блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Он заплатил за наше спасение Своей смертью на кресте. Он обещал вернуться и довести наше спасение до совершенства.

Прочитаем стихи 36:

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Вспомним наши два сегодняшние вопроса:

1) <что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?>

2) <а кто мой ближний?>

Законник спросил: <кто мой ближний>? Иисус ответил: <А кто ближний попавшемуся разбойникам?>. Иисус как бы указывает: этот избитый, ограбленный, голый и умирающий человек – ты. Из-за грешных желаний сатана обокрал твою жизнь, грехи принесли тебе стыд, мучения и ведут тебя в ад. И ты после этого хочешь поделить людей на ближних и не ближних? Да ты с такими проблемами даже самых близких любить не сможешь. Тебе нужно одно: принять Бога своим ближним. Он излечит твои раны и даст тебе жизнь. Он даст вечную жизнь, то, о чем ты спрашивал. Он уберет забор, который построил грех. Он научит любить всех, как любит Он.

Прочитаем стихи 37:

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

У законника язык даже не повернулся выговорить слово <самарянин>, он сказал: <оказавший ему милость>. Но ответ был верным. Иисус сказал: <иди, и ты поступай так же>. Приняв от Бога такую огромную милость, мы теперь должны идти и поступать так же. Иисус не сказал <иди делай добрые дела>, но именно <поступай так же>. Наши добрые дела должны быть вдохновлены примером нашего ближнего, нашего Бога Иисуса Христа. Как Он поступил со мной, когда я был еще Его врагом, так я хочу поступать с другими. Пусть не всегда получается, мы будем выходить за свой забор с любовью Иисуса.

Есть много людей, внешне выглядящих благополучно, но так же избитых и ограбленных грехами. Чью-то жизнь разрушает алкоголь, чью-то ложь, гордыня, лень, похоть, жадность. Без помощи Доброго Самарянина Иисуса они не живут, а умирают. Мы должны помочь им, как Иисус помог нам. Надо убрать забор, которым мы отделяли себя от проблем других людей. Мы должны тоже стать ближними для кого-то. Вечную жизнь можно начинать уже сейчас – для этого надо захватить с собой еще кого-то.

В заключение прочитаем еще раз ключевые стихи:

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

(п. Ной)