head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Хочу, очистись!” (Луки 5:12-16)

ХОЧУ, ОЧИСТИСЬ!

От Луки 5:12-16

Ключевой стих 5:13 : "Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него"

В этом отрывке мы встречаем одного человека с удивительной верой. Обстоятельства, в которых он оказался, были очень плохими, более того, для него не было никакого выхода из них, но верой он преодолел все. Но еще более удивительно открывается здесь власть и сердце Иисуса по отношению к нам, грешникам. Давайте же откроем свои сердца и уши, чтобы слово Господне действовало в нас сейчас могущественно.

I. ВЕСЬ В ПРОКАЗЕ

Давайте прочитаем стих 12 вместе: <Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить>.

Кто пришел к Иисусу и какими были обстоятельства этого человека? Здесь говорится, что к Иисусу пришел человек, который был весь покрыт проказой. Все его тело с ног до головы было покрыто язвами проказы, от него дурно пахло, он был укутан в какое-то тряпье, возможно у него уже не хватало каких-то частей тела: носа или пальцев. Этот человек искал встречи с Иисусом.

Что же это за болезнь? Согласно википедии, сейчас в мире насчитывается около 1,8 млн. больных проказой в мире. Ученым известен возбудитель заболевания, но до сих пор не известно точно, как же эта болезнь передается от человека, к человеку. При заболевании поражаются мягкие ткани человека: кожа, мышцы и хрящи. Все начинается с небольшого пятнышка на коже, но постепенно оно разрастается и покрывает все тело. Пораженный участок не чувствителен к боли. Человек может обжечься, пораниться, занести дополнительную инфекцию, но даже не почувствовать этого. Из-за этого процесс отмирания и гниения только усугубляется. Слово говорит, что этот человек был весь в проказе, а значит, он болел уже долгое время.

Проказа влияет не только на тело человека, но также и на весь образ его жизни. В истории матери Терезы описывается ее встреча с одним прокаженным в Калькутте. Тот прокаженный также очень долго был болен, он жил в каком-то сарае, ходил, весь закутанный в тряпье. Каждое утро он приходил к одному дому и смотрел в окно. В этом доме жила его семья, жена и две дочки. Но он никогда не подходил к ним и не показывался им на глаза, только смотрел издали и плакал. Для них и для всех знакомых и соседей он был мертв. Никто бы не захотел жениться на дочке прокаженного. Поэтому он только смотрел. Хотя он был жив: он ходил, что-то делал, чувствовал, любил, страдал, но для всех он был уже мертв.

В Израиле того времени положение прокаженного мало чем отличалось. Вот какими были постановления закона относительно прокаженного: <…прокаженный, нечист он; священник должен объявить его нечистым, у него на голове язва. У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: Нечист! Нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его> (Лев.13:44-46).

Почему же мы так детально рассматриваем эту болезнь? Дело в том, что проказа по своему характеру и последствиям очень похожа на другую проблему человека. На грех. Как проказа воздействует на тело, так грех воздействует на душу, обезображивая ее и умерщвляя. Из-за проказы человек теряет свой облик, а грех убивает в человеке изначальный образ Бога.

Как проказа начинается с небольшой язвочки, так и грех начинается с чего-то, что кажется незначительным, но в то же время приводит человека к плачевному состоянию. Как проказа поражает нервную систему, и человек теряет чувствительность к боли, так грех поражает совесть человека и он, все больше и больше погрязая в нем, теряет ощущение добра и зла. Мальчик начинает смотреть эротические журналы, потом где-то прячется и занимается онанизмом, а потом, уже не стыдясь никого, живет в блуде и хвалится этим, и выставляет свои видео в интернете. Я сейчас о чем-то странном говорю? Не это ли мы видим везде и повсеместно? Грех, он прогрессирует. Мне грустно думать о некоторых из ребят, с которыми я гулял в детстве. Однажды, легко отняв деньги у малыша, они не смогли остановиться, а закончилось тем, что один попал в тюрьму за изнасилование, а другой за ограбление.

Не так давно мы с женой смотрели фильм <Мюнхен>. В фильме описывается, как организация <Мосад> послала нескольких человек в Европу, чтобы отомстить мусульманским экстремистам за убийство олимпийской команды Израиля. Эти люди не были профессионалами. Они делали много ошибок, и им приходилось убивать людей, внешне мирных. После первого убийства у всех тряслись руки и они не могли прийти в себя. Но, через некоторое время главный герой сказал фразу, которая меня потрясла. Он сказал: <мне кажется, что скоро я смогу выйти утром из дома, застрелить человека, а вечером спокойно ужинать в ресторане и совсем не думать об этом>.

Многие вещи, которые когда-то считались предосудительными, сейчас стали, если не похвальными, то по крайней мере обычными: супружеская измена, гомосексуализм, мошенничество и прочее. Это общество в котором мы живем. И грех в нем распространяется, как проказа, только намного быстрее и намного более массово. Грех много хуже чем проказа. Ее по крайней мере явно видно, но человек пораженный грехом, выглядит нормально, но внутри душа вся покрыта язвами и гнилью.

Это пугает. Люди, общество так погрязли в грехе, что перестали считать его чем-то серьезным. Мы думаем: <подумаешь, все так делают> и обманываем начальство. Христиане думают: <ничего, Иисус все равно простит меня, потом покаюсь> и живут в блуде. Мы забываем, что <возмездие за грех – смерть> (Рим.6:23), что <открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков> (Рим.1:18). Слово Бога говорит: <всякий, делающий грех, есть раб греха> (Иоан.8:34). Человек погрязает в грехе и проблема в том, что никак он не может сам избавиться от этого. Все, что нам остается – прийти к Иисусу, как этот прокаженный и стоять перед Ним на коленях, взывая к Его милости. Но почему же это бывает так трудно сделать?

II. ЕСЛИ ХОЧЕШЬ, МОЖЕШЬ МЕНЯ ОЧИСТИТЬ

Давайте подумаем, какие препятствия стояли перед этим человеком на его пути к Иисусу.

Во-первых, это мнение окружающих. Как мы уже говорили, люди не любили прокаженных. Они боялись их и прогоняли отовсюду, швыряясь камнями и палками. Иисус всегда был окружен множеством людей, или как минимум, учениками. Подойти к Нему было не так уж и просто, для этого требовалось решение и мужество.

Подобно этому, многие люди боятся подойти к Иисусу, страшась реакции окружающих и человеческого мнения, страшась искренно открывать свои проблемы и болезни, чтобы не быть осмеянными или осужденными другими людьми. Этот человек преодолел такой страх. Перед мертвым была надежда обрести жизнь. И он пошел, пошел прямо к Иисусу, не обращая внимания ни на кого.

И если ты понимаешь всю серьезность своего положения, свою гибельную ситуацию и нужду в Спасителе, тогда беги к Иисусу, сейчас, спасайся, как из огня, не откладывая и не взирая на окружающих. Если ты живешь, как христианин, но имеешь тайный грех или немощь, он мучит тебя, но ты стыдишься открыть это перед Богом и церковью, брось это. Не прячь и не откладывай. Чем дольше, тем хуже последствия. Слово говорит нам: <Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды> (1Иоан.1:9). Иди к Нему и в Нем найди свое исцеление, искупление, спасение и жизнь вечную.

Второе, что стояло на его пути, это осуждение. В те времена считалось, что Бог поражает проказой того, кто особенно грешен перед Ним. Во Втор.24:9 сказано <Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь закон… помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта>. Здесь явно указывается на то, как Господь наказал Мариамь за то, что она противостояла Моисею. Тогда, Бог поразил ее проказой от подошвы ноги до темени головы. Вот, что писал доктор Макдональд в статье, посвященной колонии прокаженных: <По какой-то причине люди относятся к проказе иначе, чем ко всем другим обезображивающим болезням. Она вызывает в людях стыд и ужас и несет с собой, почему-то, чувство вины, хотя ею заражаются так же случайно, как и другими инфекционными болезнями>. Люди ненавидят прокаженных, и в конце концов те сами начинают ненавидеть себя. Прокаженный, которому помогала мать Тереза был уверен, что он страдает из-за ужасных грехов, совершенных в прошлой жизни. Мог ли человек, которого наказал Бог, прийти к этому же Богу за исцелением?

Нам трудно приходить к Богу, когда совесть отягчена чувством вины. Что-же говорить об этом человеке? Есть люди, которые не могут прийти к Богу из-за чувства самоосуждения. Они считают, что их грех так ужасен, что Бог никак не может простить его. Например, у меня есть одна знакомая. В молодости она сделал аборт. Сейчас она взрослая успешная женщина, у нее трое детей, но до сих пор она чувствует вину за то, что сделала со своим ребенком. И когда я говорю ей о прощении, которое принес нам Господь Иисус, она говорит: <все равно, Бог не может простить мне этого, я уверенна>.

Что же говорит нам Библия по этому поводу? Евр.9:13,14 <Ибо если кровь тельцов.., освящает оскверненных, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!> 1Иоан.1:7б <Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха>. Кровь Иисуса Христа смывает всякий грех! Нет такого грешника, которого Господь не мог бы простить и оправдать, есть только те, кто сам отвергает эту спасительную благодать и превосходящую всякое разумение любовь Божию.

Этот человек верой преодолел все преграды и пришел к Иисусу. Какой была его просьба? Как он пришел к Иисусу? Как он верил в Иисуса? Чему нам нужно научиться о правильных отношениях с Иисусом? Ответы на все эти вопросы мы находим, когда видим с каким сердцем и словами пришел этот человек.

Давайте вместе прочитаем стих 12 еще раз: <Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить>.

Первое, что мы увидели, это мужество и решение что бы то ни стало прийти к Иисусу, не смотря на все преграды.

Второе – это его полное смирение и покорность воле Иисуса. Придя, он пал перед Иисусом на землю и просил Его и умолял Его, говоря: Господи, если хочешь… Подумаем об этом человеке. Он был болен уже долгое время, он отчаянно нуждался в помощи, но при этом он не жаловался на Бога и на судьбу, он ничего не требовал, и не пытался заставить Бога исцелить его. Он скромно просил, принимая волю Бога, как она есть. <Господи, если хочешь, можешь меня очистить…> это как Иисус, который молился перед крестной казнью: <впрочем, не чего Я хочу, но чего Ты>.

Есть люди, которые думают, что одним только тем, что пришли в церковь на служение, они уже так обязали Бога, что теперь Он по век жизни с ними не расплатится… их жизни, конечно :). Требуют чего-то, как говорил Иаков: <для своих вожделений> (Иак.4:3), и обижаются, если не получают. Но разве можем мы так приходить к Богу?

Никак. Бог ничего нам не должен. Это мы, всем, даже самим фактом своего существования обязаны Ему. Исключительно по милости Его мы живем, по милосердию Его над нами каждое утро встает солнце и каждый день у нас есть, что покушать. Все, что нам остается, когда мы приходим к такому Богу, это становиться на колени, поднимать свои руки и благодарить Его, и славить Его и скромно приносить Ему свои нужды: <А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем> (Пс.5:8) <Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои> (Пс.50:3) <Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей> (Пс.108:26).

Третье – его вера в могущество Иисуса и Его власть исцелять и очищать. Откуда он ее взял, эту веру – не понятно, но она удивительна. Давайте еще раз прочитаем стих 12: <Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить>. Этот человек нимало не сомневался в могуществе Иисуса и Его власти исцелить. Что он говорит? <Господи! если хочешь, можешь меня очистить>. Вспомните отца, который привел к Иисусу своего сына, одержимого бесом немым и глухим. Тот говорил: <если что можешь, сжалься над нами и помоги нам> (Мар.9:22). Иисус упрекал того человека в маловерии. Но здесь мы видим совсем другую картину. Он ни мало не сомневается в силе Иисуса очистить, все на что он уповает, это – чтоб Иисус захотел этого. <Если хочешь, можешь меня очистить>.

Бог действительно Всемогущий. Я часто говорю это, но самому бывает трудно верить :). Он действительно Всемогущий и много милует. В Своем слове Иисус говорит: <если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему> (Мар.9:23), также <по вере вашей да будет вам> (Матф.9:29). Давайте же научимся у этого прокаженного скромно и с верой приступать к Иисусу, чтобы в Нем найти свое исцеление, прощение, очищение и жизнь.

III. ХОЧУ, ОЧИСТИСЬ!

Как Иисус ответил на просьбу этого человека? Давайте прочитаем вместе стих 13 (ура :)): <Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него>.

Господь Иисус полн сострадания и любви. Его исцеление – всегда полное, и Он всегда дает больше, чем мы просим.

Что же Иисус дал этому человеку?

Во-первых, Он прикоснулся к нему. Для нас это может показаться незначительным. Каждый день мы прикасаемся друг ко другу. Сколько раз за этот день вы прикасались к другим людям? Встретились, пожали руки, обнялись, поцеловались. Это нормальный процесс общения. Для нас, но не для этого человека. Прокаженный был нечист. Все, чего он касался также становилось нечистым. Никто не здоровался с ним за руку, не обнимал его. Одиночество, изолированность, отверженность – это постоянные спутники проказы. Люди больше страдают не от физического недуга, но от этой оставленности.

Это не удивительно. Нам неприятно прикасаться к больным и обезображенным людям. У меня на работе есть один пожилой сотрудник. У него странная форма аллергии, и врачи не могут установить на что. Бывает, его руки до локтей опухают, покрываются язвами, кожа высыхает и трескается. Очень неприятное зрелище. Я когда в первый раз увидел, испугался, но через силу протянул руку и поздоровался. Потом аккуратно выпытал, что же это за болезнь. И испытал большое облегчение, что это просто аллергия.

В ранней истории UBF в Корее есть момент, когда они пригласили к себе на Рождество прокаженных из лепрозория. Пастыри усадили их за стол, здоровались с ними за руку, обнимали, подарили сувениры. Больные были тронуты этой заботой и любовью. И больше всего их тронули не подарки и не еда, а то, что они смогли испытать радость нормального общения и прикосновение других людей. Они плакали от умиления и много благодарили. Пастыри научились этому у Иисуса, который протянул руку и прикоснулся к прокаженному.

Он ведь мог и не делать этого. Сказать: <стой там, дистанция 3м> или дать свою фотографию и сказать: <потри нею больное место и выздоровеешь>. Но Он подошел и обнял этого больного.

Подобно, как Он принял и обнял этого больного, Он принимает и обнимает всякого грешника. Он протягивает Свои святые руки и врачует наши изъязвленные грехом души и тела. Иисус, Своею Кровью разрушил преграду, разделение, которое было между грешными нами и святым Богом, потому что полюбил нас. <Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева> (Рим.5:8,9)

Во-вторых, Иисус хочет, очистить и очищает. Давайте еще раз прочитаем стих 13: <Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него>. Никто не хотел даже смотреть на этого человека. Но Иисус хотел прикоснуться к нему. Иисус хотел очистить его. Иисус хотел исцелить его. Иисус хотел восстановить его в обществе. Когда кого-то просят об одолжении, которое ему не хочется делать, то обычно люди отвечают: <ну.. посмотрим, что можно сделать>. Но Иисус говорит <Я хочу!> Хвала и слава Ему!

Болезнь делала этого человека нечистым. Подобно и грех делает нас нечистыми. И эту нечистоту не возможно смыть никакой водой или моющим средством. Как и в одном из гимнов мы поем: <Пятна греха не возможно смыть, их не омоешь всех рек водой…> Царь Давид, после того, как согрешил, взяв себе в жену Вирсавию, восклицал к Богу: <Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня… Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега> (Пс.50:4,9) Когда мы, из глубины своей греховности взываем к Иисусу, моля о Его милости, Он говорит: <хочу, очистись!> <Я хочу! будь чистым! Будь здоровым! Будь свободным!> <Я оставил славу небес и пришел к тебе: чтобы разрушить дела дьявола, чтобы освободить тебя, чтобы дать тебе жизнь и жизнь с избытком>. Все, что нам нужно – это прийти к Иисусу с верой в Его милосердие, в Его крест и воскресение, в Его могущество и благую волю для каждого из нас.

В стихе 14 Иисус повелевает бывшему прокаженному пойти и принести жертву за свое очищение и получить официальное подтверждение от священника, чтобы быть восстановленным, как полноценный член общества. Здесь мы видим, что Иисус действительно позаботился о всестороннем восстановлении этого человека: в отношениях с Богом, с самим собой и с другими людьми. Слава Иисусу!

В истории прокаженного и Иисуса мы видим прекрасный пример отношений Святого и Милостивого Бога к грешнику. Пусть Господь помилует нас и научит такой вере, как у этого исцеленного человека. Также, пусть Господь использует нас в этом поколении, чтобы являть Его любовь прикосновения этому миру, полному людей, страдающих от болезней, одиночества и греха.

(п. Ионафан)