head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Кого нам бояться” (От Луки 12:1-12)

КОГО НАМ БОЯТЬСЯ

От Луки 12:1-12

Ключевой стих 12:4,5 : "Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь"

33-36. Человек, который имеет правильные глаза – благословенный человек. Если все тело здорово, но глаза больны, все выглядит мрачным. Какие у человека глаза, так он смотрит на мир. Когда у нас здоровые глаза, мы можем отличать доброе от злого. Что делает наши духовные глаза чистыми и светлыми? – это слово Бога. Блаженны люди, которые смотрят на мир и на свою жизнь через слово Бога.

37-54. В этих стихах Иисус говорит о лицемерии и влиянии. Фарисеи смотрели на внешность чаши, тогда как Бог смотрит на внутренность. Лицемерные люди неразумны, потому что заботятся о внешнем, а не о внутреннем, о том, как угодить людям, а не от том, как угодить Богу. Внешние дела важны, но совершая их, нельзя оставлять внутренние. Поскольку книжники и фарисеи не старались угодить Богу, а заботились только о внешнем служении, они стали источником плохого влияния для своего народа. Господь дал им ключи к пониманию слова Бога, их нужно было использовать, для того чтобы открывать путь другим, а не для того, чтобы препятствовать. Поэтому нам нужно искренно и чисто служить Господу, и словом Бога помогать другим приходить к Нему.

Иисус был очень популярен в народе. Множество людей приходило к Нему, даже несмотря на то, что Он серьезно обличал их за хитрость, лицемерие и неверие. Приходили простые люди, которые искали исцеления и утешения, приходили фарисеи и книжники, надеясь уловить Иисуса в слове. Люди приходили и уходили, но ученики оставались с Ним. В этом отрывке Иисус обращается к Своим ученикам, к тем, кто решил следовать за Ним и посвятить этому свою жизнь. Он предостерегает их об опасностях, которые ожидают их на этом пути и ободряет следовать за Ним верой. Давайте подумаем об этих предостережениях Иисуса, а также откроем свои сердца и уши, чтобы научиться от Иисуса о страхе Божьем.

Первое, берегись лицемерия.

Давайте прочитаем стих 1 вместе: <Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие>.

Несмотря на то, что вокруг Иисуса собралось множество людей, сейчас Он решил подготовить Своих учеников к дальнейшему служению. Проповедь Евангелия всегда достигает людей и производит могущественное влияние в обществе. Но также всегда были и будут противники. Как нам готовить себя к этому? Иисус говорит: <берегитесь>. У нас есть вполне реальный враг, который противостоит Божьей работе и подстерегает человека, ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить. Человек, который не бодрствует, не остерегается и не стоит твердо в вере, станет для него легкой добычей. Поэтому в этом отрывке Господь предостерегает, чтобы все мы были внимательны, остерегались и бодрствовали.

Чего же в первую очередь нам нужно беречься? Давайте еще раз прочитаем стих 1: <Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие>.

Господь предостерегает нас от лицемерия. Что же такое лицемерие? Лицемер – это человек, меняющий лица, двуличный. Тот, у кого слова и поступки не соответствуют истинным намерениям. Человек, который носит красивую маску, которая нравится людям, чтобы скрыть свою внутреннюю грязь и испорченность. Лицемерие, это когда отец говорит сыну, что алкоголь – это плохо, но сам вечерами приходит домой пьяный, говорит, что врать не хорошо, но при этом обманывает свою жену. Лицемерие, это когда на собрании ты поешь: <Мы будем, будем в небеса стучаться, за это поколение сражаться> но сам никогда не сказал ни слова о Христе своему соседу, сослуживцу или однокурснику. Лицемерие, это когда в церкви ты громче всех говоришь <аминь!>, показываешь какой ты святой и духовный, порицаешь развращенное поколение, а потом приходишь домой, закрываешься и включаешь порно. Лицемерие, это когда ты говоришь: <я люблю Бога> и при этом терпеть не можешь и ни во что ставишь одну сестру или брата.

Иисус говорит: <берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие>. Фарисеи так поступали, поэтому слово <фарисей> стало синонимом слову <лицемер>. Иисус серьезно обличал их за то что они <связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди:… любят председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! Учитель!> (Матф.23:4-7) <Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди> – это и есть суть лицемерия – жить перед людьми.

Иисус говорит: <берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие>. Он сравнил лицемерие с закваской, которая попадая в тесто малым количеством всквашивает все тесто. Именно поэтому нужно беречься и остерегаться. Если пропустить, позволить себе лицемерие в малом, очень скоро вся жизнь, вся сущность будет пропитана этой лживостью.

Лицемерие забирает силу из жизни христианина. Павел говорит о лицемерах, что это люди <имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся> (2Тим.3:5). И действительно, когда я нахожу себя в обмане, в лицемерии, то также вижу, что мои слова, моя проповедь не имеют никакой силы и влияния. Если попадаю в искушение похоти, и не раскаиваюсь, то не могу говорить о свободе, которую Господь дал верующим в Него. Но наоборот, чистое святое хождение перед Богом, делает мои ноги твердыми и проповедь уверенной.

Как же нам противостоять лицемерию? В Прит.28:13 сказано <Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован>. Грех, – он, как снежный ком. Когда мы приходим к Богу в покаянии, с сокрушенным сердцем ищем Его милости, то находим Его прощение. <Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды> (1Иоан.1:9). Но когда вместо того, чтобы раскаяться мы пытаемся скрыть свои грехи, боимся уронить свой авторитет в глазах людей, обманываем и темним, тогда этот ком растет, ложь обрастает новой ложью, меньший грех влечет за собой больший и в конце концов человек оказывается погребенным под целой лавиной обмана, грехов и страхов. Вспомните царя Давида. Когда он не захотел раскаяться в своем грехе прелюбодеяния, пытался скрыть свой грех, то в конце концов дошел до убийства. Прощение и мир с Богом, он нашел только когда скромно принял обличение пророка и искренно покаялся. В искреннем раскаянии прославляется Бог и становится явной сила и действие Духа Святого в жизни грешника. Но притворная праведность не приносит пользы ни самому человеку ни окружающим, наоборот разрушает работу Бога.

Посмотрите стихи 2 и 3: <Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях>

Здесь Иисус говорит, что все что мы делаем в темноте, однажды будет открыто во свете. Ты ничего не спрячешь и не скроешь. Ты можешь в течении некоторого времени обманывать людей, но от Бога все равно ничего не утаишь. С другой стороны, иногда мы совершаем добрые красивые дела для Господа, и никто не знает об этом. Но однажды все это будет открыто и явно. В 1Кор.4:5 сказано <Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога>.

Иисус предостерегает Своих учеников, меня с вами, хранить себя от лицемерия. Бог поставил нас в мире не для того, чтобы мы своими словами и делами угождали людям. Также, не хочет Он и того, чтобы мы в своих словах и поступках оглядывались на реакцию сильных мира. Иисус Сам не старался угодить толпе и этому же учил и Своих учеников. Далее Господь показывает, кого же все таки нужно бояться.

Второе, бойся Бога, а не человека.

Давайте прочитаем стихи 4 и 5: <Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь>

Кем были ученики Иисуса? Просто горсткой рыбаков. Обычные люди, родившиеся и выросшие на задворках империи. Ребята из деревни. Не богатые, не влиятельные. Не имевшие никаких связей, как у фарисеев и книжников. Куда Иисус собирался послать этих людей? – по всему миру, до края земли, чтобы проповедовать Евангелие. По дороге им предстояло встретиться с высокопоставленными людьми, свидетельствовать перед противниками Евангелия, противостоять иудеям. Даже и сейчас, они направлялись в Иерусалим, где Иисусу предстояло пройти через унижение, муки и смерть. У них были все причины, чтобы бояться людей. Бояться фарисеев, бояться священников, бояться римлян. Поэтому все они разбежались, когда Иисуса арестовали. Потому что они боялись.

Сегодня, когда мы слышим повеление нашего Господа идти до края земли и проповедовать Евангелие, нам также приходится встречаться с разными людьми и обстоятельствами. Это служение требует определенных жертв и посвящения. Иногда приходится что-то терять или отдавать. И когда мы смотрим на себя, то тоже легко можем увидеть, что не так уж и много среди нас сильных, богатых или влиятельных людей. Но именно к нам Господь обращается и нас посылает. И так легко попасть в страх, начать бояться и ничего не делать. Потому что страшно что-то потерять, потому что не модно говорить об Иисусе, потому что не знаешь, какой будет реакция друзей или начальника на работе.

Иисус знает об этом, поэтому в этом отрывке показывает, как нам преодолеть страх перед людьми или обстоятельствами. Давайте еще раз прочитаем стихи 4,5: <Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь>.

В корне всякого страха лежит боязнь потерять что-то ценное. Потерять деньги, потерять отношения, здоровье или даже жизнь. Это действительно неприятно и страшно. Но Иисус обращает наше внимание на то, что максимум, что этот мир может сделать нам – повредить телу. Большей власти у него нет. Но есть Тот, кто все видит: все твои дела, слова и побуждения, и Он верно судит. Тот, в чьих руках вечная жизнь и вечная погибель. Тот, кому дадим отчет – это наш Господь.

Кого бояться, кому служить – Богу или человеку? Это вечная борьба и вечное противостояние. Бог долготерпелив и многомилостив и не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Пет.3:9). Поэтому часто мы не видим, чтобы грех наказывался сразу: обманул – хрясь тебя молнией с неба, позавидовал – бах остался без глаза. Поэтому многие думают, что грех вообще остается без наказания. В Еккл.8:11 говорится <Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло>. И это так. Сегодня не так часто можно услышать проповедь о Божьей святости и праведности, о суде и об аде. Когда Иисус говорил об аде и воздаянии за грех, Он не стеснялся употреблять такие яркие, живые образы как: огонь неугасимый, червь не умирает, плач и скрежет зубов. Он показывает ад, как место вечного, невыразимого страдания. Но сегодня об аде предпочитают не говорить вообще или говорить, что это просто небытие. Говорят о любви Бога, но забывают о Его святости, о том, что ради того чтобы укротить реальный и огненный гнев Божий за наши грехи, чтобы удовлетворить Его праведность, Иисус должен был пойти на крест и пролить Свою Кровь за нас. И если об этом не говорить, тогда откуда взяться страху Божьему в наших сердцах? Откуда взяться благоговению перед Ним, святым и великим, перед Тем, кто создал небеса и землю, перед Тем, кто направляет историю, кто вершит суд истинный, праведный и неподкупный. Вместо благоговения перед Богом, появляется страх перед человеком. Потому что человек не ждет, как Бог, человек сразу реагирует. Сразу осуждает, сразу насмехается, сразу мстит. Человек, вот он перед тобой, можно потрогать, а Бога – не видно.

И все таки: кого же нам бояться, кому служить – Богу, или человеку? Нам нужно научиться страху Божьему, благоговению перед Ним в своей личной жизни и в церкви. Почему? Потому что Иисус говорит: <Но скажу вам, кого бояться…> Иисус показывает, как перестать бояться человека. Он показывает нам Бога великого, святого, праведного и Всемогущего. Бога, которому мы принадлежим целиком и полностью, в чьих руках жизнь и смерть. Страх Божий разрушает страх перед человеком. В книге Неемии есть момент, когда окружающие враги решили внезапно напасть на Иерусалим, захватить строителей врасплох и разрушить это дело. Когда евреи узнали об этом, у многих от страха опустились руки и пропала сила. Тогда Неемия построил весь народ, дал им в руки оружие и сказал: <…не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои> (Неем.4:14). Он помог им отвести свой взгляд от страшных вооруженных людей и обратить свои глаза на Господа великого и страшного. Тогда они перестали бояться, укрепили свои силы и продолжали усердно строить с кирпичом в одной руке и мечем в другой.

Давайте прочитаем стихи 6 и 7 вместе: <Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц>.

У нас в гимнах есть песня: <Бог любит малых воробьев>. Честно говоря, не знаю, как она поется, но я вот только теперь понял, откуда такое странное название. Даже малые птицы не забыты у Бога, а вы дороже многих малых птиц, говорит Иисус. Он – великий и святой Господь, Он управляет небом и землей, но Ему есть дело до тебя лично. Даже все волосы на твоей головы сочтены. Он знает о тебе все и при этом любит тебя и заботится. Твоя жизнь в Его руке и никто не похитит. Когда царь Давид понял это, он смог исповедовать: <Господь за меня – не устрашусь: что сделает мне человек?> (Пс.117:6). Он всем сердцем принял, что Господь за него, поэтому прожил смелую и плодоносную жизнь для славы Бога.

Другой хороший пример – ап. Павел. В 1Фесс.2:3-6 он говорит: <Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других>. Когда Павел встретил Иисуса, Который простил все его грехи, то посвятил Ему всю свою жизнь. Он многократно терпел различные лишения, его побивали камнями и палками, терпел кораблекрушение, боролся со львами в Ефесе, много трудился и каждый день умирал. И он без страха жил свидетельствуя об Иисусе Христе всем народам. Без страха, потому что старался угодить не людям, а Богу. Без страха, потому что знал, что его жизнь принадлежит Господу и человек не в силах повредить ему.

Третье, не стыдись Иисуса Христа.

Давайте прочитаем стихи 8 и 9 <Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими>.

Исповедовать Иисуса Христа перед людьми или постыдиться Его – это также вопрос о том, кого ты боишься: людей или Бога. Вспомним Петра. Он отрекся от Иисуса перед служанкой. Но когда Он встретил Воскресшего Иисуса, то мог свидетельствовать об Иисусе даже перед синедрионом. Им запретили говорить об Иисусе, но Петр ответил: <судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали> (Деян.4:19,20)

Сегодня, заявить о своей вере бывает не легко. Не так давно ко мне обратился один пастырь из России, с просьбой убрать его старое свидетельство с нашего сайта. У него начались проблемы на работе и появился страх потерять место, если бы руководство узнало о его принадлежности к нетрадиционной церкви. Хранить чистоту, обличать порок, открыто исповедовать Иисуса и молиться перед сотрудниками, в общественном месте или перед родственниками. Мы стараемся избежать конфликтов. И порой верующие ведут себя так, как будто верить в Иисуса Христа – это стыдно, в то время, как грешники хвалятся своим нечестием. Это глупо. Наш Господь – самый прекрасный, чистый и святой. Он – вечный Бог, Господь славы. Как там в песне говорится: <Я не стыжусь сказать имя Иисус посреди улицы, пусть стыдятся пьяницы, прелюбодеи и блудницы>. Бог – святой и славный, и это великая честь для нас называться Его именем, служить Ему и прославлять Его в этом поколении.

Когда мы изучаем историю Церкви, то можем найти множество примеров людей, которые даже перед страхом смерти не отреклись от Иисуса Христа. Такими были все апостолы, такими были их ученики и ранние верующие. Пусть Господь помилует нас и поможет во всех своих словах и делах прославлять славнейшее и великое имя Господа нашего, Иисуса Христа!

Четвертое, не заботься, что говорить

Давайте прочитаем стихи 11,12: <Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить>.

Иисус знал, что Его ученики будут гонимы, как и Он сам был, что их поведут на различные суды, поставят перед правителями. И Он наперед ободряет и укрепляет нас, что и в это время мы не будем одиноки. Господь обещает тем, кто верит в Него, кто повинуется Ему, Свое присутствие, укрепление и водительство. Дух Святой дает нам силу быть истинными учениками Иисуса Христа в этом поколении и свидетельствовать этому миру о Его благодати и истине.

Бог призвал нас быть Его учениками в этом поколении. Явил нам Свою любовь и милость, очистил и оправдал. Мы молимся, чтобы через нас Господь изменил нашу страну, наши студ.-городки и семьи в святой народ Божий. Как мы можем стоять как истинные ученики Иисуса Христа, как мы можем быть источником Евангельского влияния там, где Бог поставил нас. Иисус дает ответ в этом слове. Убегай лицемерия; бойся не людей, но Бога; не стыдись Христа и уповай на Духа Святого. Пусть Господь помилует нас и поможет действительно жить чисто и искренно перед Господом, искать как угодить Ему и без страха служить Ему в этом поколении. Пусть Господь использует нас и через нас расширяет Свое Царство в этой земле.

(п. Ионафан)