head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Молитва Господня” (От Луки 11:1-13)

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

От Луки 11:1-13

Ключевой стих 2 : "Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе"

Каждый человек хочет жить здоровой и полноценной жизнью. Что для этого нужно? Для этого нужна здоровая пища и свежая вода. Если этого нет, то жить нормально, работать, отдыхать – уже нельзя. Это когда мы говорим о нашем физическом теле. Точно также, для того, чтобы жить здоровой духовной жизнью, нужна молитва. Без неё никак. Наверное, потому, слово наставник всегда ассоциируется с молитвой: ведь каждый учитель, так или иначе, старался научить своих учеников одной или нескольким молитвам. Сегодня мы с вами услышим о том, что такое молитва и какая она должна быть от Самого Иисуса.

Давайте прочитаем стих 1:

1 Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

Вообще, о молитвенной жизни учеников мы знаем крайне мало. Знаем, например, что когда Иисус молился на горе Преображения и в Гефсиманском саду, ученики мирно посапывали. Вообще, нужно честно признать, что в Евангелиях содержится крайне мало упоминаний о молитвах учеников. Но когда Иисус вознесся на Небеса, молитвенная жизнь учеников резко изменилась. В Деяниях апостолов, мы видим тех же самых учеников, которые, как написано, единодушно пребывали в молитве и молении. Молитва крайне важна в жизни верующих, но ученики Иисуса только после Его ухода осознали её ценность и важность.

Можно попробовать найти причину такого вопроса ученика. Может быть, это как-то связано с Андреем, который был учеником Иоанна Крестителя. Возможно, он вечером у костра иногда рассказывал что-то об Иоанне, о том, как много он и его последователи молились и постились. А когда сам Андрей молился, ученики, слыша его молитву, испытывали что-то сродни белой зависти, настолько это была проникновенная и красивая молитва. Кроме того, они часто видели, как Иисус, оставив их одних, всходил на гору и долго, иногда даже целую ночь, молился там. Иисус много молился, перед всяким важным событием в Своей жизни. Наверное, именно потому некоему ученику захотелось побольше узнать о молитве.

Давайте посмотрим, что же ответил Иисус – стих 2 прочитаем вместе:

2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах!да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Уже в одном этом стихе заключена такая бездна богатства премудрости и ведения Божия, что его стоит выучить наизусть. Но если мы будем просто повторять заученные слова молитвы, то мы рискуем потерять главный её смысл. Молитва Господня – это не только прекрасный пример конкретной молитвы, но и образец, если хотите шаблон, который показывает нам, что же должно быть в нашей молитве. Итак, давайте посмотрим на этот стих более внимательно.

1) Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах!

На первый взгляд, такое начало кажется обычным и не заслуживающим нашего внимания. Однако оно являлось революционным, абсолютно новым и непривычным для того времени. Возможно, ученики, услышав такое, даже раскрыли рты. Что же могло их удивить? В начале этой молитвы Иисус открыл миру новое имя Бога. Во времена Ветхого Завета было известно множество имён Бога: Господь Всемогущий, Творец, Сущий, Бог Богов, Бог Всевышний. Все они раскрывают сущность Бога, показывают Его во всём Его Царственном величии и великолепии. Бог сотворил всё на земле и на небе. Всё что дышит: человек, животные, птицы – абсолютно всё создано Им. Всё что не дышит: песок на морском берегу, моря, реки, облака, деревья, звёзды, – тоже созданы Им. Псалом 94 говорит: 3 ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. 4 В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же; 5 Его – море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его. 6 Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего; В присутствии Всемогущего Бога, создавшего всё из ничего, мы не можем не склониться на коленях. Бог больше любого президента, любого царя, который был когда-либо в человеческой истории. Он Вечен, Он не дремлет и не спит, глаза Его обозревают всю землю. Он Бог Всемогущий – и этим всё сказано. Такое понимание Бога имели все евреи. Но Иисус открыл ещё одно имя, ещё одну важную черту Божественного характера – имя Отец. В Евангелии от Иоанна (Ин.17:6) Иисус говорит: Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; <Авва, Отче> – взывал Иисус. <Авва, Отче> – можем взывать к Богу и мы. Это величайший секрет христианства: Бог – Он не просто Всемогущий Бог, Он, вместе с тем, наш любящий Отец.

Представьте себе какого-нибудь очень известного и наделённого властью человека. Например, президента США. Чтобы попасть к нему на приём, нужны очень веские причины. Если такие причины всё же нашлись, хотя я лично себе их плохо представляю, начинается живейшее общение со службой безопасности, которая инструктирует тебя о том, что нельзя делать: руку протягивать нельзя, бросаться на шею президенту, делать резкие движения, рассказывать анекдоты, хлопать дружески по плечу и т.д. Но когда ты уже входишь в зал у тебя уже и мыслей таких нет вообще что-то говорить. Когда президент что-то у тебя спрашивает, ты с трудом улыбаешься, что-то говоришь, а он уже идёт дальше. Но представьте себе вечер того же дня. Президент сидит в своём домашнем кабинете. Внезапно дверь резко раскрывается и в кабинет вбегает его маленький сын. Он с разбегу прыгает ему на колени, обнимает за шею, говорит: <Папа, у меня такое в школе произошло! Я сейчас тебе расскажу!> И что вы думаете? Президент слушает. Вот именно такая разница между христианами, как детьми Бога, и людьми, которые не знают Иисуса.

Мы не были детьми Бога, мы были детьми этого мира, детьми диавола. Но Иисус умер за нас на кресте, чтобы мы были усыновлены Богом Всемогущим. И теперь, всякий человек, кто исповедует Христа Своим Господом и Спасителем, может назвать Бога Своим Отцом. Он Тот, Которого мы можем назвать Папа, Папочка. Бог – Повелитель и Творец всего сущего – Он наш Отец! И как любой любящий Отец, Он заботится о нас, Он знает нас и наши нужды. Он любит нас.

2) да святится имя Твое;

Чтобы понять эту часть слов Иисуса, нам нужно отмотать плёнку назад, и посмотреть на всё с точки зрения Иудеев, и тогда станет понятно, как следует нам самим смотреть на эти слова. В библейские времена, как и вообще в древности, имя являло собой нечто большее, чем просто "личное название человека". Имя характеризовало личность во всей её полноте. Знать имя означало знать черты характера, особенности. К примеру, имя Самуил означает <услышанный Богом>, Авраам – <отец множества народов>, Иисус – <Господь спасает>. Если мы посмотрим на жизни Самуила, Авраама и Иисуса, то увидим, что их имена как нельзя более полно характеризуют их. Вообще, очень важно называть вещи своими именами. Вспомните историю Иакова. Иаков означает <обманщик>. Всю свою жизнь он прожил в обмане, даже называл себя другими именами. Но когда он встретил лицом к лицу Господа, то, наконец, назвал себя тем, кем был на самом деле: <Я Иаков, я обманщик>. И тогда жизнь его изменилась. Он стал великим человеком. Все проблемы этого мира происходят оттого, что люди не хотят признать, назвать себя грешниками и преступниками пред Богом. Важно называть вещи своими именами. Важно называть Бога Тем, Кем Он есть. Он – Святой Бог, не имеющий ничего общего с грехом. Его имя, которое есть средоточием всех Его качеств, также свято. На Небесах Серафимы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Двадцать четыре старца, сидящие на престолах подле Господа, восклицают: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено.

Каждое имя Господа открывает нам черты Его характера. Господь усмотрит, Господь – наш мир, Господь – наша праведность, Спаситель. Это всё имена нашего Бога, через которые мы видим Его любовь к нам. Важно прославлять Господа, прославлять и святить Его имя! Когда тебе тяжело, не говори: <Бог, почему Ты меня не слышишь? Почему тебя нет рядом?>. Потому что Он всегда рядом, Его имя – Вездесущий. Святи Его имя, а не хули. Не говори: <Бог, Ты никогда не сможешь простить меня>, потому что Он уже простил тебя. Он не человек, Святи Его имя. Не говори: <Мне кажется, здесь нет выхода> – Его имя Иегова Ире – <Господь усмотрит>. Святи Его имя, доверяй Ему, не путай с человеком.

3) да приидет Царствие Твое означает, что мы должны признать Бога Своим Царём. И только Его. До грехопадения центром жизни Адама и Евы был Бог. Но искусившись и ослушавшись повеления Бога, они поставили в центре своей жизни себя и свои желания. С тех пор в жизни человека всегда есть желание заполнить ту пустоту, где раньше был Бог, чем-то или кем-то: израильский народ во времена Судей, например, страстно хотел, чтобы у них был царь, как и у других народов. Сейчас считается, что муж или жена являются залогом счастье. То есть, женился – и всё, все проблемы в прошлом, и больше их нет. Началось сплошное и непрекращающееся счастье. Это всё попытки поставить кого-то на место Бога. Но в молитве Господней мы чётко видим, Кто должен быть в центре нашей с вами жизни – это Бог, и да приидет Царствие Его в наши жизни! Только Бог может сделать нашу жизнь счастливой, только у Него полнота жизни.

4) да будет воля Твоя и на земле, как на небе

Воля Господа уже осуществилась на Небесах. Нам следует молиться, чтобы Его воля исполнилась теперь и здесь на земле. Иисус на кресте уже победил всякий грех, всякое проклятие, власть греха и смерти. Он уже это сделал! Нам остаётся лишь верой принять это и молиться, чтобы то, что уже есть на Небесах, воплотилось в реальность здесь на земле.

Наш институт недавно перешёл на обслуживание зарплатных карточек в другом банке. Как водится, старые карточки забрали, а новые выдали не сразу. И вот, уже приходит время получки, уже известно, что зарплата на карточке уже есть. Но вот карточки ещё нет. И что скажем? Есть зарплата? Есть! Только нужно подождать, пока карточка придёт – и тогда те деньги, которые есть в электронном виде станут деньгами, которые есть в бумажном виде. Но нужно немного подождать, нужно пару раз позвонить в кассу и узнать, не пришли ли ещё карточки.

Точно так же и с волей Бога. Она уже совершилась на Небесах. Это вопрос только времени и нашей веры, чтобы то, что есть на Небесах, появилось и здесь, на земле. Если мы доверяем Богу и молимся о Его воле здесь на земле, то она обязательно осуществится.

Посмотрим на стих 3: хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; Мы нуждаемся в хлебе и физическом, и духовном. Аминь? Но в этом стихе важна не столько даже наша просьба, потому что Бог и так знает обо всех наших нуждах, сколько правильное отношение нашего сердца к таким нуждам. Иногда верующие боятся утруждать Бога такими мелочами. Они предпочитают сами разбираться со своими вопросами и сложностями. И пока они их решают, забывают уже о самом Боге. Вспомните притчу о зерне, посеянном в тернии. Нам нужно доверять вопрос физических нужд Господу, а не пытаться решить его самостоятельно. Не нужно быть сверхдуховным, потому что так мы потеряем вообще всякую духовность. Иисус сказал, что к Нему можно обращаться по таким вопросам. Это, конечно, не значит, составлять длинный список нужд – Бог и так их все знает, но нужно доверять Ему всю свою жизнь без остатка, даже маленькие бытовые вопросы.

4 и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Когда мы стоим в молитве пред Богом, мы должны быть искренны. Если в сердце нашем неправда и ложь, как можем мы говорить, что мы прощаем кому-то что-то? Как говорит Писание, пойди, и прежде примирись с братом своим.

Эти четыре коротких стиха называются молитвой Господней. Это пример Иисуса для нас с вами, как нужно молиться. Вся эта молитва пропитана одним – желанием слышать Господа, буквально, дышать Им, желанием видеть Его Царство, желанием исполнять Его волю.

Когда мы так делаем, когда мы называем Бога Его именами, мы сами становимся теми, кем Он видит нас. Мы меняемся в Его образ. Когда два человека достаточно долго общаются, они становятся похожими друг на друга: общие слова, одинаковые жесты. Точно так же, когда мы общаемся в молитве с Богом, мы становимся похожими на Него.

Далее Иисус рассказывает притчу, которая иллюстрирует первые четыре стиха.

5 И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

По восточным законам гостеприимства, если к тебе приходит гость, ты должен отдать ему последнее. Нельзя экономить или предлагать несвежее. До сих пор считается большим позором не суметь оказать почтение гостю. Потому в этой притче человек прямо посреди ночи бегает по поселку и ищет свежий хлеб. Наверное, он точно знал, у кого он был, и потому пришёл к конкретному дому. Найдя двери дома закрытыми, он постучал в двери. Двери иудейского дома были всегда открыты, как на Западной Украине. Но если уж закрывались, то это означало <Не беспокоить>. Сам дом был в большинстве случаев однокомнатным, все спали на одной постели. Потому невозможно было встать с постели и не разбудить остальных. Что дальше?

8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. Друг даст или по дружбе, или по неотступности: потому что лучше дать и опять лечь спать, чем не спать, разговаривая полночи с человеком за дверью и убеждая его, что ничего нет, хотя всё есть.

9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,10 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.11 Какой из вас отец, [когда] сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, [когда попросит] рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Земные родители, даже будучи порочны и греховны, всё же заботятся хоть как-то о своих детях. Может, ничего не дают, но змею или скорпиона точно не подкладывают. Что уж тут говорить о Боге? Как мы видели из молитвы, Он наш Отец Небесный, Святой и Добрый. Потому Он даст нам всё потребное для жизни и благочестия.

И вот, мы подходим к самому важному вопросу: что же всё даст нам Бог? Где тот предел, к которому может стремиться верующий? Что самое важное во всем? Давайте прочитаем стих 13:

13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

Это всё, тот предел, к которому нам нужно стремиться – это Личное присутствие Бога. Кто-то скажет: <И это всё? Что, больше ничего>?

Присутствие Божье – это самое большое благословение! Вспомните Марию, сидевшую у ног Иисуса, и что о ней сказал Иисус. Быть рядом с Богом – это часть, которая никогда не отнимется. В этом – всё для нас. Во время земного служения Иисуса ученики этого не понимали. Вспомните, когда Иисус с тремя учениками спустился с горы и нашёл других учеников просто неспособными исцелить бесноватого мальчика. Они пытались всё решить своими силами, пытались показать свои способности и силу Даров Господа в них, вместо того, чтобы прийти к Богу в молитве, обновиться в Его всепрощающей любви к тому же мальчику и исцелить того, как хотел Господь.

Через эту притчу мы также видим, что Бог всегда даёт ответ. Он всегда слышит нас, как тот человек в доме. И в отличие от спящего, Он всегда отвечает. Только мы часто, когда приходим к Богу, уже имеем свой план и уже знаем, какой ответ должен дать Бог. У меня иногда бывает, когда я знакомлюсь с новым человеком, я спрашиваю, как его зовут, а когда он отвечает, уже думаю о том, что буду спрашивать дальше, и, естественно, пропускаю его имя. Потом приходится опять спрашивать. Вот люди иногда подобным образом говорят с Богом: все свои нужды сказали, а ответ не слушают. Когда становишься на молитву, нужно смотреть на Господа и слушать Его ответ. Бог всегда отвечает, только мы не всегда слушаем или хотим слушать.

Когда я сталкивался с затруднениями в своей жизни, я начинал молиться. При этом очень часто у меня уже был свой план, как и что нужно делать. Мне только хотелось, чтобы Бог утвердил Его и благословил. И тогда, бывало, я просто чувствовал, что Бог молчит и не даёт никакого ответа. Это казалось странным, но я воспринимал это очень просто: молчание – знак согласия. Иногда мне даже не хотелось, чтобы Бог всё испортил Своей волей. Тогда я, помолившись и закрыв уши для слова Бога, говорил: а, ну, раз Бог ничего не говорит – значит, всё в порядке! Тогда я всё делал по-своему, а потом впадал в депрессию и недоумевал: почему? почему Бог так со мной поступает? Разве я заслужил это? Разве я не молился Ему?

Однажды в церкви мне понравилась одна сестра. Недолго думая, я спросил воли Господа по этому поводу, и, не услышав никакого ответа, воодушевлённый уже самим этим фактом, начал искать возможность сказать ей о воле Господа на наши жизни. Это показалось мне удивительным, но она абсолютно ничего об этой доброй воле не знала, и дала мне отворот-поворот. Тогда я много страдал: зачем было Богу так играть со мной? Но теперь я четко вижу, что я ничего не хотел слушать, не хотел слушать советы старших пастырей, а всё хотел сделать по-своему. И за результат таких действий нечего было винить Бога, нужно было винить себя самого. Нужно быть искренним с самим собой и не обвинять во всём Того, Чьё мнение ты даже не удосужился выслушать, хотя и спросил.

Секрет молитвы очень прост: Иисус учит нас, прежде всего, искать Лица Господня, Его воли, Его плана, а не благословения своего решения, заранее нами принятого и обдуманного. Бог не хочет быть начальником канцелярии, у которого все подписывают документы и ставят печати: <Утверждено>, затем сухо благодарят и уходят.

Молитва – это живое общение с Богом. Бог сотворил человека для общения и Своей славы. Мы приходим в этот мир, ничего не имея, и уйдем из него, ничего не унеся с собой. Мы не можем дать Богу ничего. Всё и так принадлежит Ему! Единственное, что мы можем сделать – это воздать Ему славу и общаться с Ним в молитве. И Он абсолютно всё усмотрит в нашей жизни, будучи Всемогущим Богом и одновременно – нашим Любящим Отцом.

(п. Ярослав)