head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Радость об одном найденом грешнике” (От Луки 15:1-32)

РАДОСТЬ ОБ ОДНОМ НАЙДЕНОМ ГРЕШНИКЕ

От Луки 15:1-32

Ключевой стих 31,32 : "Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся"

Случалось ли вам терять что-то важное? Может быть документы, подарок дорогого человека или деньги? Терять, а потом находить? Когда ты держишь в руках что-то дорогое, то, даже когда осознаешь ценность этой вещи, все равно в общем-то редко испытываешь какие-то переживания. Но если потерял, а потом вдруг опять обрел, то радуешься и по-новому оцениваешь это.

Если мы внимательно посмотрим в Писание, то найдем там три основных темы: 1 – сотворение, мы узнаем о происхождении всего и законах, которые правят нашим миром, 2 – потеря или же грехопадение, откуда мы узнаем, как мир пришел к тому состоянию, в котором мы видим его сейчас и 3 – обретение или же восстановление, где Писание открывает нам путь, как вернуть все. В сегодняшнем отрывке Иисус дает нам три притчи. Все они о том, как было потеряно, а потом вновь обретено нечто очень ценное. Все они о радости возвращения, а еще – о великой любви нашего Небесного Отца. Давайте же откроем свои сердца и уши, чтобы услышать, что Господь говорит нам сегодня.

1. Притчи о потерянной овце и драхме (1-10)

Посмотрите стихи 1,2: <Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними>.

Читая Евангелия мы редко находим Иисуса в одиночестве. Гораздо чаще Он окружен многоликой толпой. И это не удивительно. Люди приходили к Нему чтобы слышать Его слова, видеть Его чудеса, чтобы обрести исцеление и освобождение от болезней и зависимостей. Благая весть о спасении притягивала их к Нему как магнит, потому что давала надежду. Далеко не всегда Иисус был окружен благочестивыми фарисеями или опрятными мещанами. К Нему приходили мытари, блудницы, разбойники и прокаженные. Даже среди Его учеников был один мытарь и один революционер, а еще за Ним везде ходила женщина, которая когда-то была одержима нечистыми духами. Господь никого не прогонял, всех Он принимал, благословлял и даже ел вместе с ними. Но когда эти люди с аппетитом и с радостью ели, что Бог послал, фарисеи только демонстративно крутили носом и брезгливо морщились.

В конце концов Иисусу надоело, что они и сами не едят и другим аппетит портят и рассказал им притчу.

Давайте вместе прочитаем стихи 4-6: <кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу>.

То, что рассказывает Иисус в этой притче было понятно и очевидно каждому еврею. Овцы были их богатством и ценностью. Основатель этой нации, патриарх Иаков-Израиль пас овец у своего тестя Лавана и из них составил свое богатство. Все основатели колен Израилевых были пастухами овец. И даже величайший их царь, Давид, чтобы защитить овец своего отца с голыми руками выходил против волка, льва или даже медведя. Все были согласны с Иисусом, каждый поступил бы так, как он говорил, никому даже в голову не могло прийти, что можно бросить овцу в поле и довольствоваться оставшимися 99-ю.

Я видел, как пасут стада овец, когда был у деда в селе. Там была овчарня, и каждый день пастух выводил стадо на луг. Очевидно, что один человек не мог справляться со стадом в 100 голов, тем более что овцы довольно бестолковые животные, так и норовят попасть в какую-то беду. Обычно у него были 1 или 2 помощника и собака. Точно также пасли овец в Израиле и во времена Иисуса и задолго до Него.

Не смотря на все усилия пастухов, случалось, что одна или несколько овец отбивались от стада и терялись. Пастырь не мог просто так оставить это. Он заботился об этих овцах. Проводил с ними времени, может быть, больше, чем с людьми и каждая из них была уникальна и важна для него.

Когда мой отец заглядывает к пчелам, он старается не потревожить и не повредить даже одной пчелке. Если пчела кусает, то он огорчается не из-за того, что ему больно, а из-за того, что пчела теперь погибнет. Тем более пастух заботился о своих овцах. Каждую он знает по имени, каждая для него очень драгоценна. Поэтому он оставляет остальных овец в пустынном месте под присмотром помощников, а сам идет искать пропавшую. А когда находит, то радость об этой находке гораздо больше радости от владения всеми остальными.

О чем же Иисус говорит в этой притче? Давайте прочитаем стих 7 вместе: <Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии>.

В этой притче Иисус изображает в роли пастуха самого Бога, а в роли потерявшейся овцы – грешника. Это удивительно, но это факт: каждый человек, самый последний грешник так важны для Бога. Сердце Бога – чтобы все люди спаслись. Для Него важен каждый, так что один человек, один ты, ценен – как весь мир. Вспомните историю грехопадения. Адам и Ева были всего лишь двумя людьми. Людьми, которые очень сильно огорчили Бога. Но уже им Он дает обещание и надежду спасения. Не ждет, когда людей наберется достаточное количество, не ждет, чтобы усилия окупились количеством, но всем сердцем желает спасения одного. Аминь!

Давайте прочитаем стихи 8-10: <Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся> (Лук.15:8-10).

Драхма – это небольшая серебряная монета. По ценности она приблизительно равна динарию – дневной заработок наемного рабочего. Вокруг Иисуса собирались небогатые люди, и они знали ценность такой монеты. А еще… приданое восточной женщины обычно состояло из 10 или 20 драхм. Их собирали годами, подвешивали на цепочку и носили, как украшение. Если приданое было неполным, девушка даже могла не выйти замуж. Становится понятным, почему она приложила таких усилий, чтобы найти монету: зажгла свет, убрала в доме, вымела все, передвинула мебель. Как женщина усердно и с надеждой искала эту монету, так Бог ищет одного потерявшегося грешника. Он создал нас, Он – наш небесный Отец, и чтобы найти нас, чтобы вернуть нас Себе Он отдал Иисуса Христа на крест за тебя и за меня. Аминь!

Чему нам нужно научиться из этих притч? Мы видим, что Бог действительно хочет спасти одного грешника. Значит это должно быть и желанием церкви – идти в этот мир, полный различных смертельных опасностей, грехов и искушений, искать потерянных и погибших и возвращать их к Небесному Отцу. Если мы имеем одно сердце с Иисусом Христом, то видеть, как один человек возвращается к Богу – это огромная радость и благодать для нас. Иисус говорит: <Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец> (Иоан.10:11). Пусть Господь помилует нас, и как Сам Он стал добрым пастырем для нас, даст и нам быть добрыми пастырями для этого поколения. Аминь!

Стих 10 говорит: <Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся>. Ангелы Божьи и Сам Господь радуются, когда грешник возвращается в Царство Бога. Эту радость и сердце Бога мы можем еще лучше понять, когда рассмотрим следующую притчу.

2. Притча о блудном сыне (11-32)

Давайте прочитаем стихи 11-12: <Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение>.

Притча рассказывает нам об одном отце и его сыновьях. Он был достаточно богатым и влиятельным человеком. Владел полями и скотом, создавал рабочие места для множества наемников. И еще, он очень сильно любил своих сыновей. Этим детям не на что было жаловаться. Они всегда были сыты, всегда хорошо одеты и никогда ни в чем не нуждались. У них было прекрасное настоящее и отличные перспективы на будущее. Но самое главное, у них был такой замечательный отец. Многие могли бы позавидовать им. Как вы думаете?

Но однажды, с младшим сыном что-то случилось. Стих 12 говорит, что он пришел к отцу и требовал у него свою часть наследства.

Обычно, наследство переходит детям после того, как отец умер. Но почему этот юноша не мог терпеть? Чего ему не хватало? Что побудило его на такой шаг?

Наверняка отец хорошо заботился о сыновьях, и старался воспитать их успешными и счастливыми людьми. Но младшему сыну все эти благословения казались тяжелым бременем, оградой от такого интересного и увлекательного мира. Жизнь отца стала для него чужой и непонятной. В конце концов он пришел к отцу и сказал: <Папа, ты знаешь, я уже взрослый. Пора мне начать свою жизнь. Дай мне следующую мне часть имения>. Отец мог отказать ему, пожалуй никто бы не удивился, если бы отец серьезно наказал его за такую дерзость. Но этот отец любил и уважал своего сына. Хотя он не мог изменить его решения, он решил поступить, как тот требовал.

Что же сделал сын, получив наследство? Может быть он думал о будущем и вложил наследство в образование? Или может быть открыл свой бизнес? Нет. Давайте прочитаем стих 13: <По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно>. Еще несколько дней он был в доме отца, потом собрал все и поехал в дальнюю страну. Может быть эта страна была не лучшим местом на земле, но это было не важно. Важно было другое: там не было отца.

Чем же занимался сын, когда отца рядом не было? Иисус описал его жизнь в этой стране очень лаконично: <и расточил имение свое живя распутно>. Мы хорошо знаем, как быстро расходятся деньги в большом городе, тем более если жить распутно. Ночные клубы, дискотеки, выпивка, друзья, гламурнi дiвчата… все это не мало стоит. Когда я только приехал в Киев, на первый курс, я точно так же жил. У меня, конечно, не было богатого наследства. Родители давали немного, но достаточно. И если жить с умом, этого бы хватало. Да только куда там… с умом – это же не интересно. Обычно деньги расходились за первых 3-4 дня на выпивку, а потом 2 недели проходили в ожидании следующей поездки домой.

Но, давайте прочитаем стих 14: <Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться>. Пока у него было много денег, он не задумываясь тратил их. Казалось, такая жизнь может длиться вечно. Но в один день деньги закончились. Внезапно он обнаружил, что в стране экономический кризис, инфляция и голод. Вместе с деньгами ушли и друзья. Он попал в состояние крайней бедности, так что даже не мог нормально кушать. Чтобы хоть как-нибудь существовать он нашел работу на самом дне общества: пошел пасти свиней. Он так нуждался, что желал наполнить свой живот хотя бы стручками, которые ели свиньи. Но даже этого он не мог. Никто не давал ему. Отойдя от отца, он потерял все, что имел: дом, любовь, деньги, будущее. Что же он получил вместо этого? Гнилые стручки. Когда он шел из дому он мечтал о полной свободе. Скажите, обрел он свободу? Нет. Уйдя от отца, он стал рабом злого свиновода.

Тот, кто оставляет Бога, обязательно рано или поздно пристанет к злому свиноводу. Кто-то пристает к телевизору или компьютеру, кто-то к блуду и развращенности, кто-то к курению, алкоголю или наркотикам. Мало ли их, этих свиноводов? В любом случае, ясно одно: оставляя Бога, человек пристает к злому свиноводу – дьяволу, чтобы служить ему за помои.

В этой притче, младший сын – это люди, которые пытаются строить свою жизнь без Бога. Многие сегодня думают, что Бог хочет ограничить человека, забрать у него что-то хорошее, приятное. Уходят от Него, не смотря на Его любовь и заботу. Его благие заповеди хранят нам жизнь, делают нас благословенным и успешными людьми. Но как часто они кажутся нам ограничениями!? Да только, человек, уходя от Бога, вдруг находит себя в рабстве, настолько страшном, что и предположить не мог.

В 2005 году я переживал небольшой духовный кризис. Я чувствовал несвободу, какие-то ограничения из-за служения и писал о своей духовной борьбе пастырю. В письме я сравнил себя с псом на длинном поводке. Вроде далеко можешь отойти, да только все равно заключен в круг ответственности и обязанностей перед церковью, агнцами и сотрудниками. На это письмо пастырь ответил мне следующим: <Я трохи думав про це твоє порiвняння… Стережись: небезпечна думка!, сам не вгледиш, як потрапиш у пастку. Ти не "пес на довгому ланцюгу", а просто "пес", недостойний Божої милостi. З подякою, пес-мiсiонер Пойнт>. В конце концов, в то время, благодаря слову Бога я смог осознать, что действительно, я – грешник и не достоин Божьей милости. И это великое благо для меня, и слава Господу, что Он позволяет быть в Его доме, знать Его, строить свою жизнь и семью на основании Его заповедей и обещаний.

Но, что же случилось с младшим сыном дальше? Давайте прочитаем стих 17: <Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода>.

Он пришел в себя. Слава Богу, который дает нам разум, чтобы прийти в себя. Аминь!

Младший сын жевал свои стручки, но вдруг вспомнил запах отцовского хлеба, его руки и его любовь. И он подумал тогда: <Как я оказался в таком положении? У меня все было, все завидовали мне. Почему же теперь я со свиньями, в грязи, умираю от голода, тогда как в доме моего отца, даже наемники объедаются хлебом?> Подумайте. Почему те, ради кого пролил Свою Кровь драгоценный Божий Сын, так часто живут в страхе, в рабстве грехов, в болезнях и суете? Живут так, тогда как в доме Отца есть богатство и радость, освобождение и слава! Очевидно почему: потому что не пребывают в доме и в любви Отца.

Когда он осознал свое истинное положение, в его голове появилось одно очень важное решение: давайте вместе прочитаем стихи 18, 19: <встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих>.

Все в его голове стало на свои места. Сатана больше не мог его обманывать. Может хозяин еще пытался удержать его и не отдавал зарплату и трудовую книжку. Но он плевал на зарплату. От него воняло свинарником, но он встал и пошел в дом отца.

Мы можем сидеть в своих грехах, осуждении, нищете и болезнях и жалеть себя, как младший сын среди свиней. А можем с верой, раскаянием и надеждой встать и пойти к своему Небесному Отцу. Искать Его милости и найти Его радость и благословение. <Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих>. Аминь!

Давайте прочитаем стихи 20-22: "Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги" Мы видим, что отец не забыл сына. Хотя сын сильно огорчил его и ушел, отец с надеждой ждал его возвращения. В этих стихах Господь Иисус показал сердце нашего Небесного Отца и Его любовь к нам и радость восстановления. Давайте посмотрим, какова она, Божья любовь.

Во-первых, она инициативна. Отец увидел своего сына далеко на дороге и сжалился, он подбежал, пал на шею и целовал его. Здесь вообще ничего не зависело от сына. Отец сам все сделал. Точно так же и Бог. В Рим.5:8 сказано "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками". Христос умер за меня, когда я был еще грешником. Не ждал, пока я изменюсь и стану достаточно святым. Не требовал никаких условий. Пришел в этот мир и умер, дабы всякий, верующий в Него не погиб но имел жизнь вечную (Иоан.3:16). Так же и Церкви Своей, нам с вами, Господь заповедал не сидеть на месте, не ждать, когда грешники сами придут каяться. Но идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари. Идти и являть любовь Бога, который хочет обнять весь мир. Аминь!

Во-вторых, она долго ждет. Отец увидел своего сына, когда тот был еще очень далеко. Это говорит о том, что все время он ждал его и смотрел на дорогу. Каждое утро он молился, чтобы именно в этот день его сын возвратился домой. Каждый день он терпеливо напрягал свои старые глаза высматривая на дороге своего сына. Это сердце Бога, который с нетерпением ждет возвращения одного грешника. Ис.49:15 говорит так: "Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя". Сердце Бога – чтобы каждое Его дитя вернулось в Его дом! Он ждет прямо сейчас! Прямо сейчас, каждый может раскаяться в своих грехах, встать, пойти к Нему, и в Нем обрести небесную радость и вечную жизнь.

В-третьих, она принимает нас такими, как есть. Когда далеко, на дороге появилась одинокая фигура, отец сразу узнал сына. Его невозможно было узнать, уходя из родительского дома, он был красивым упитанным юношей в новой одежде. А возвращался побитый жизнью бродяга, такой худой, что одежда на нем качалась как на вешалке. Но отец узнал его и побежал к своему дорогому сыну. Он обнял своего сына и начал целовать его и запах этого неумытого лица был для него слаще меда.

Иногда мой сын может вымазаться в мороженное, а потом в песок или еще что-то, а потом приходит обниматься. Я не оттолкну его, потому что он – мой сын. Так же и Бог принимает нас как есть! Нет такого греха, который был бы сильнее Крови Иисуса Христа! Нечистые пятна греха покрывают нас с ног до головы, но Он не смотрит на это. Он радуется и говорит: "Радуйтесь, Мой дорогой сын вернулся домой. Как долго Я ждал его!".

В-четвертых, она восстанавливает нас. Уйдя из отцовского дома, младший сын утратил все привилегии. Он уже не мог быть сыном, более того, он был недостоин даже того, чтобы быть слугой в доме отца. Но отец полностью простил его. Он снял с него грязные лохмотья и дал вместо него чистую праздничную одежду. Так и Бог принимает грешника, который решил встать и идти к Нему. Он снимает с него лохмотья греха и нечистоты и одевает в одежду праведности и чистоты, которую мы получили через Кровь Иисуса Христа. Отец дал перстень на руку сыну. Перстень был признаком принадлежности к семье, таким образом отец восстановил его сыновство. Так и Бог, принимая, восстанавливает нас. Уйдя из Его дома мы стали детьми гнева, обреченными на погибель, но Он принял нас. Он снова сделал нас Своими детьми и царственными священниками. Аминь!

Пророк Исаия говорит: "Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис.53:6) Каждый из нас, я и вы были такими блудными сыновьями. Ни во что ни ставили любовь Отца и ту цену, которую Он заплатил за нас. Но омыты Кровью Иисуса Христа, очищены и сейчас в доме Его.

Если же ты сейчас не свободен, чуствуешь тяжесть греха или вины. Прийми Иисуса Христа, прийди с прийди к своему Небесному Отцу и в нем обрети жизнь, спасение и освобождение.

Но мы забыли о втором сыне. Он тоже был не так прост. Он как всегда работал в поле. Ранним утром он шел на поле и возвращался домой лишь поздним вечером. Непривычный шум удивил его и он испугался войти в дом, будто это был и не его дом. Узнав что, это отец устроил праздник по случаю возвращения блудного сына, он сильно разозлился. Тогда к нему вышел отец и просил его войти.

Давайте прочитаем стихи 31,32: <Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся>.

Этот сын также совсем не знал своего отца. Он не понимал страданий отца, когда ушел его младший брат. Поэтому он не понял и радости своего отца, когда его брат вернулся. Он видел в отце лишь начальника, который платит ему зарплату и ожидал от него козленка. Но сердце отца было довольно широко и для него. Он звал его как и младшего сына. Он хотел чтобы и старший его сын вошел в его дом и в его радость.

Здесь старший сын – это книжники и фарисеи, которые осуждали Иисуса и не принимали мытарей и грешников, хотя сами были не лучшие их. Старший сын – это христиане, которые работают для Бога, но на самом деле не знают Его сердца. Его скорби о тех, кто идет в погибель и радости об одном кающемся грешнике. Они лишь ожидают козленка. Но Бог любит и их и хочет чтобы и они радовались в Его доме.

Слава нашему Господу за Его милости и любовь к Нам! Все мы блуждали, как овцы, жили в рабстве греха и неправды. Но прощены. Но помилованы. Спасены Кровью Иисуса. Он пришел в этот мир, как добрый пастырь, нашел нас и дал нам Самого Себя. Пусть Господь помилует нас и научит радоваться и благодарить за эту милость всю свою жизнь. Но в этом мире еще там много людей не знают любви Небесного Отца, блуждают и погибают во власти дьявола. Давайте помолимся, чтобы Господь научил нас любящему сердцу Отца к этому поколению, к студентам к своему народу, чтобы мы шли по всему миру и приводили людей к Иисусу Христу. Пусть Господь помилует народы Северной Кореи, Израиля и мусульманского мира, чтобы и они вернулись в к Господу и обрели жизнь в Нем. Аминь!

(п. Ионафан)