head
Університетська Біблійна Співдружність

Вивчення Біблії: Проповідь “Иоанн готовит путь Господу” (Луки 3:1-22)

ИОАНН ГОТОВИТ ПУТЬ ГОСПОДУ

От Луки 3:1-22

Ключевой стих 3:2б,3 : "был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской проповедуя крещение покаяния для прощения грехов"

Вы все знаете, что все люди готовятся к приходу гостей. Например, готовят вкусную еду, убирают в доме и умывают детям руки, лица и уши. К приходу особо важных гостей готовятся заранее, согласовывают дату визита и смотрят, чтобы к этому моменту все было готово. Поэтому президенты не появляются просто так, о их приезде кто-то объявляет заранее. Сегодняшнее слово говорит о подготовке значительно более важного визита, чем визит президента. Это – визит Господа Иисуса Христа к Своему народу. Поэтому и подготовка к нему совсем особенная.

1. Приготовьте путь Господу (2б-14)

Посмотрите стихи 1,2а: <В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе>. Публичная деятельность Иисуса началась в 15 год правления Тиверия кесаря, это соответствует 28 или 29 году нашей эры. Это было самое время расцвета Римской империи. Экономика процветала, разбойники и пираты были уничтожены, в провинциях царил мир.

Но за этой красивой картинкой в Израиле были серьезные проблемы. Понтий Пилат, который был римским наместником в Иудее и Самарии презирал и ненавидел Иудеев. Его правление, по словам современников было неоправдано жестоким, он демонстративно игнорировал и оскорблял религиозные чувства Иудеев, и они постоянно устраивали массовые беспорядки, которые всякий раз подавлялись Римом. Среди духовных лидеров Израиля тоже шла непрерывная борьба между двумя группировками: саддукеями и фарисеями. Секта саддукеев, <храмовая партия> состояла из потомков Аарона. Они были священниками, их богатство основывалось на храмовом служении и они настаивали на неукоснительном соблюдения буквы закона, особенно в части обрядов и жертвоприношений. В секту фарисеев, <партию синагог>, входили учители закона, раввины, книжники, служители синагог и простые люди. По своему происхождению они не могли претендовать на служение в храме, но реально большая часть работы с паствой ложилась на их плечи. Им казалось несправедливым, что священники живут в столице, не имеют общения с прихожанами, но получают десятины со всего Израиля, части от жертв, пожертвования не только от простых людей, но и от правителей. Фарисеев не устраивало и то, что с саддукеи высокомерно относились к служению в синагоге. Фарисеи предпринимали множество попыток протянуть законы, ограничивающие власть саддукеев и расширяющие права синагог, но не слишком преуспели в этом. Один раз борьба между ними вылилась в кровопролитную гражданскую войну.

Третья секта иудаизма, ессеи, фактически самоустранилась от своего народа и внешнего мира. Они жили отшельниками в пустыне, почти не имели контактов с внешним миром и не отказались от влияния на народ Израиля. В такой ситуации простые люди были предоставлены сами себе, о них никто не заботился и их никто не учил.

Именно в такое время, когда духовные лидеры не занимались духовным состоянием народа, а только боролись за власть и влияние, а римский правитель презирал и ненавидел народ, тогда Бог решил, что сейчас самое время для того, чтобы пришел истинный царь. Но перед Его приходом Бог послал предтечу, который должен был приготовить путь для Мессии.

Посмотрите стих 2б <был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне>. Библия почти не говорит о предыдущей жизни Иоанна Крестителя. В конце первой главы сказано, что Иоанн был в пустынях до дня явления своего Израилю. В Евангелии от Матфея сказано, что Иоанн носил бедную одежду из верблюжьего волоса и питался скромной пищей: саранчой и диким медом. Поэтому некоторые говорят, что Иоанн рано потерял родителей и воспитывался ессеями как отшельник. Не знаю, так ли это, но ясно одно: Иоанн был в пустыне не просто так. Он посвятил свою жизнь Господу и использовал это время для духовной тренировки, чтобы смирять себя, свое тело и свой дух перед Господом. Вполне возможно, такая жизнь ему нравилась и он не хотел ничего больше. Но однажды, наверное во время молитвы или во время поста, он услышал глас Божий и его жизнь резко изменилась. Когда Господь дал ему слово, он не мог сидеть на месте, встал и пошел по всей стране с проповедью.

Здесь мы видим, для чего нужна духовная тренировка. Для того, чтобы знать волю Бога и послушаться Его воли. Также мы видим, что в работе Бога самое главное – Святой Дух. Пока к Иоанну не было гласа Божия, он спокойно жил в пустыне и никого не трогал. Но когда ему был глас Божий, он встал, и пошел в города и селения и проповедовал и призывал к покаянию, а потом снова уходил в пустыню, где жил. Быть человеком Бога значит исполнить именно то, что Он приказал, а потом снова идти на свое место.

Что проповедовал Иоанн? Стих 3 говорит: <И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов>. Иоанн проповедовал покаяние для прощения грехов. Другие религии для прощения грехов обычно проповедуют добрые дела или большие пожертвования. Но Иоанн Креститель проповедовал покаяние.

Стихи с 3 по 6 прекрасно видно, кто такой Иисус. Давайте прочтем их. <И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие>.

Когда приезжает царь, то для него готовят место в резиденции, банкет, готовят охоту, праздничное шествие, убирают с улиц нищих и усиливают охрану. Перед тем, как придет наш царь Иисус мы тоже должны подготовиться. Но это другая подготовка. Иисус пришел не для того, чтобы отдохнуть на природе. Он пришел для того, чтобы спасти нас от наших грехов от гнева Бога и вернуть нас Богу. Поэтому мы, через покаяние, должны подготовить сердце, чтобы принять Господа Иисуса Христа. После того, как <всякий дол да наполнится, всякая гора и холм да понизится, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими>, только после этого всякая плоть может увидеть спасение Божие.

Мы все, ну или почти все, уже раскаивались перед Иисусом и получили от Него дар спасения. Это было самое радостное время в нашей жизни. Например я первый раз раскаялся примерно в это же время, в начале лета в 1994 году. Хотя тоже было жарко, но когда Иисус освободил меня от вины перед Богом, то я как заново родился. Тем не менее сам процесс покаяния не очень приятный. Поэтому иногда нам тяжело призывать агнцев к покаянию и хочется сразу перейти к благодати Иисуса Христа. Как было бы класно, если бы можно без покаяния сразу принять благодать Иисуса и жить освобожденным, сразу стать слугой Бога. Но к сожалению, так не получается. Единственный путь к прощению и новой жизни с Иисусом – через покаяние. Бог дал его нам не для того, чтобы доставить нам боль, а для того, чтобы простить грехи и освободить от них.

Итак, что такое покаяние? Посмотрите на стихи с 7 по 9. <[Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь>.

Первый обязательный этап покаяния – это осознание своего настоящего положения перед Богом. Перед Богом мы все – порождения ехиднины. Здесь нельзя приукрашивать. Нельзя говорить себе: <все так делают>. Если все воруют, то это не значит, что я сам должен воровать. Разве сидеть в тюрьме легче от того, что ты там не один? Нельзя говорить <я делал это совсем чуть-чуть>. У Гоголя в <Ревизоре> есть судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин. Он <чуть-чуть> брал взятки не деньгами, а борзыми щенками. Разве от этого он перестал быть взяточником? Многие люди и целые народы говорят себе <я – нормальный человек>. Поэтому они не могут или не хотят осознать кто Бог и кто они перед Богом, поэтому не раскаиваются и идут в вечную погибель. Перед Богом мы все – порождения ехиднины, грешники, не достойные прощения. Без глубокого осознания этого факта мы не можем принять жертву Иисуса. Мы также не должны питать ложных надежд. Иудеи жили в ложной надежде, что они – потомки Авраама и это автоматически делает их праведными. Но это ложная надежда и Иоанн разрушал ее. Точно так же принадлежность к церкви или организации, прошлые дела и даже прошлая вера не делают нас автоматически праведными перед Богом. Поэтому, давайте постараемся знать себя как ужасных грешников перед Богом.

Второй обязательный этап покаяния – прийти к Иисусу Христу в надежде на Его прощение и с верой и упованием, что Бог не изгоняет приходящего к Нему. Прощение Бога бывает только через пролитие крови Иисуса Христа. Только смерть Сына Божия – достойное умилостивление праведного гнева Бога.

Третий этап покаяния – это исповедь грехов. Исповедь нужна не Богу, исповедь нужна нам, чтобы освободиться от вины и зависимости. Ап. Иоанн писал: <если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды>. Исповедь – это не предусловие к покаянию, а результат веры и демонстрация всему миру, что Бог уже простил меня и теперь освобождает от зависимости, от осуждения, от власти греха.

Четвертый этап покаяния – это принесение плодов покаяния. Тут сказано: <Сотворите же достойные плоды покаяния>. Покаяние – это всегда изменение направления жизни. Поэтому и плод жизни должен отличаться. Например, мытарь Закхей всю жизнь стремился приобрести как можно больше. Его направление жизни – для богатства. Но когда он принял Иисуса Христа, то направление его жизни изменилось – к Иисусу Христу. Поэтому и плод изменился – он раздал половину имения нищим и обещал воздать всемеро каждому, кого обидел. Изменение плода – это результат покаяния. Если же плод жизни не меняется, то там не было покаяния и прощения грехов. Иоанн предупреждает, что для таких людей есть суд Божий: <Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь>.

Также призыв к покаянию всегда должен быть конкретный. Мы не можем просто сказать: <ты грешник, должен раскаяться>. Если мы призываем раскаяться, то должны конкретно указать в чем, и показать конкретное направление, что надо делать. Посмотрите стихи с 10 по 14: <И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем>. Каждому человеку, который приходил к нему, Иоанн Креститель показывал как он дальше должен жить и в чем будет его плодом покаяния.

Каков был плод проповеди Иоанна? К нему выходили жители всей страны Иудейской и Иерусалима. Это потому, что все люди нуждаются в прощении грехов. Покаяние невозможно ничем заменить. И хотя перед покаянием страшно, но после – радостно, потому что избавился от груза вины, от осуждения, и, самое главное, теперь можно приходить к Богу.

2. Свидетельство Иоанна об Иисусе (15-22)

Посмотрите на стихи с 15 по 17. <Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем>. Проповедь Иоанна была очень успешной. Многие разные люди приходили со всего Израиля и даже из ближнего зарубежья и раскаивались. Все люди ожидали что вот-вот должен прийти Мессия и люди думали об Иоанне: <может быть, он и есть Мессия, может быть время уже пришло>? Для Иоанна это было искушением. Но как поступил Иоанн? <Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем>. Иоанн не отрекся от своей миссии. Его миссия – подготовить народ, чтобы они приняли истинного Мессию. Поэтому он сказал всем, что он не Мессия, он не может их спасти, но указал, что скоро за ним придет истинный Спаситель. Иоанн признал себя человеком, который не достоин развязать ремень обуви у Иисуса. Это не скромность Иоанна. Он сказал так, потому что знал о Христе, что Он будет воплощенный Бог. В Евангелии от Иоанна он свидетельствовал: <Ему должно расти а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех>. (Ин. 3:29-32а) Иоанн радовался не о популярности или о успехе служения. Он радовался, что исполнил волю Бога и его работа приблизила приход Иисуса.

Иоанн признавал то, что сам он может только призвать людей к покаянию, он не может изменить ни одного человека, но когда придет Иисус, то будет хрестить их Духом Святым и огнем. Дух Святой, когда сойдет на верующих, даст силу и возможность жить для Бога и исполнить волю Бога. Так произошло в день пятидесятницы. Также Иоанн свидетельствовал народу, что когда придет Мессия, то Он произведет суд: отделит пшеницу, верующих, от плевел, тех кто не верует, а только имеет вид верующего.

В стихах 19,20 говориться о том, как Ирод Антипа был обличаем Иоанном за грех прелюбодеяния с женой своего брата Филиппа. Но вместо того, чтобы покаяться Ирод заключил Иоанна в темницу, а потом казнил его. Стихи 21,22 говорят о крещении Иисуса. Во время крещения Иисуса Сам Бог засвидетельствовал о Нем, когда послал Святого Духа в телесном виде, как голубя и гласом с небес: <Ты Сын Мой возлюбленный! В Тебе Мое благоволение!>

Сегодня мы говорили о покаянии. У покаяния есть единственная цель – примириться с Богом и принять от Иисуса прощение грехов. Грех – это общая проблема всего человечества и каждого человека. Главная проблема греха в том, что противен Богу и с грехом никто не может войти в царство небесное. Вторая проблема греха – то, что грех мучит все время, пока не будет получено прощение. Поэтому так важно покаяние. Без покаяния не бывает прощения. Без покаяния и веры в то, что Иисус уже простил, невозможно освободиться от греха грешной жизни и служить Богу. Поэтому давайте жить в раскаянии, с упованием на милость Иисуса Христа, с верой, благодарением и радостью.

(п. Авраам)